Пятая глава
ОТЗЫВ ЕРМОЛОВА. — СМЕРТЬ ГЕНЕРАЛОВ ГРЕКОВА И ЛИСАНЕВИЧА.
ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ГАЗИ-МУХАММЕДА (КАЗИ-МУЛЛА).
В 1826 году, вскоре после нападения персов на русскую территорию, генерал Ермолов был, как известно, отозван с Кавказа, внимание его последователя Паскевича было отвлечено от Дагестана начавшимися после этого кровавыми войнами с персами, а позднее с турками.
При таких обстоятельствах учение Мулла-Мухаммеда легче могло здесь укрепиться и легче было вести подготовительную работу к всеобщему восстанию горских народов против русских. Мулла-Мухаммед получил даже разрешение от Арслан-Хана свободно возратиться в Ярах в свою семью.
Последним важным действием Ермолова был опустошительный поход против народов Чечни. Подбадриваемые мюридами Мулла-Мухаммеда, они нанесли русским много чувствительных потерь своими смелыми вылазками. Одна из этих вылазок дала особый повод для экспедиции Ермолова и была слишком примечательной, чтобы её можно было обойти молчанием.
Группа чеченцев объединилась для того, чтобы штурмом взять важную, расположенную на линии крепость Амир-Хаджи-Юрт. Узнав от перебежчика об угрозе нападения на крепость, бригадный генерал Греков передал из крепости Вах-Чай, расположенной примерно в петидесяти верстах, приказ коменданту Амир-Хаджи-Юрта сделать необходимые приготовления.
О том, последовал ли тот, видимо, слишком беззаботный, комендант приказу, сейчас умолчим; чеченцы же, которые, вероятно, получили известие о приказе генерала, вместо того, чтобы испугаться, попытались использовать это в свою пользу. В ночной тишине они пробрались через лес, расположенный рядом с Амир-Хаджи-Юртом, до стен крепости; один из чеченцев, знавший русский язык, крикнул часовому: « Открой ворота! Генерал идёт с подкреплением».
Вскоре этот призыв был выполнен и уже через мгновение вся крепость заполнилась дикими сыновьями гор. Кровавая резня началась. Менее чем за четверть часа весь состав крепости был перебит до последнего человека, И знамя с полумесяцем развевалось над крепостью. — Ни один русский не ушёл от мстящих сабель чеченцев.
Генерал Греков, узнавший о смелой вылазке, посылает гонцов во все стороны, чтобы получить подкрепление; его бригада сразу же отправляется в путь. От Георгиевска к нему присоединяется генерал-лейтенант Лисаневич и образовавшаяся таким образом армия достигает в марш броске захваченной крепости. Завязывается смертельная схватка. Чеченцы упорно защищаются до тех пор, пока не окончились запасы пороха; затем они бросаются из крепости с саблями в руках, пробиваясь с дикими криками по кровавому пути сквозь густой строй русских, и устремляются в лесные укрытия, никто из них не попадает в руки атакующего врага. -Русские заходят в дымящиеся развалины Амир-Хаджи-Юрта по трупам своих братьев.
Войска так сильно перемешались и было так много воинов с ранениями и увечьями, что жаждующие мести полководцы не осмелились предпринять ничего решительного. После долгого колебания генерал Греков решил прибегнуть к переговорам, чтобы на время покончить с кравопро-литием и подготовиться к новым сражениям.
Наконец, он призывает главарей и старейшин враждебных племён в крепость Вах-Чай.
Приходит около двухсот чеченцев во главе с муллой. Греков хочет открыть ворота крепости этим посланникам, но, вспоминая кровавые сцены Амир-Хаджи-Юрта, встревоженный генерал Лисаневич упорно возражает против этого и настаивает на том, чтобы впустить только муллу для ведения переговоров от имени всего народа.
Вскоре в доме, где собрались оба генерала со своим окружением, появляется бесстрашный чеченец. — « Почему твой народ,- начинает Греков свою речь, нарушив соглашение, снова начал войну? » — «Потому что Вы первыми нарушили договоры и потому что мой народ ненавидит тебя как своего угнетателя»,- ответил мулла. «Молчи, изменник!- перебивает его рассерженный генерал,- разве ты не видишь, что тебя оставили твои слуги и ты находишься в моих руках? Я велю связать тебя и вырвать твой лживый язык…» — «Ах, Вы так чествуете своего гостя!» — кричит в ярости чеченец, бросается на генерала и пронзает его своим кинжалом.
Присутствующие бросаются, обнажив шпаги, на муллу, раздаются крики, несколько человек становится жертвой взбесившегося чеченца, пока он сам не падает, пронзённый пулями и штыками.- Среди убитых был также генерал —лейтенант Лисаневич, один полковник и два других офицера были ранены.
Так в течение нескольких минут нашли смерть два храбрых русских генерала, не говоря уже о других убитых. — Солдаты сорвали свой яростный гнев на окрававленном трупе чеченца и растерзали его на куски, как это принято.
После этой неудачной операции русских Ермолов предпринял названную выше карательную экспедицию. Как только он получил известие о событиях в Амир-Хаджи-Юрте и Вах-Чае, он сам немедленно возглавил войска, грабя и сжигая всё на своём пути, он проложил себе путь в Чечню, уничтожил большинство аулов, расположенных по берегам Аргуна и Сунджи, и покорил большую часть Чечни. Вскоре после этого он был отозван с Кавказа.
Между тем Кази-Мулла, подбадриваемый речами Мулла-Мухаммеда, стал его сторонником. Он применял после своего возвращения в Гимри все средства и силы, чтобы убедить земляков в правоте нового учения: то нередко выступая перед народом, который в большом количестве собирался вокруг него, то посылая письменные требования к муллам и грамотным людям окрестностей. Одно из таких посланий, которым мы располагаем, заканчивается словами: « Есть евреи, христиане, язычники и другие народы на земле, все они преданно служат своей вере и следуют своим законам.— Только у нас нет ни веры, ни законов, или, точнее говоря, мы им не следуем, так как их не знаем. У христиан — свое Евангелие, у евреев — свой Талмуд, а у нас есть свой священный Коран и святой шариат, но к нашему стыду, нам приходится признать, что мы не знаем ни того, ни другого. Жители Дагестана — и вы вместе с ними — подвержены всем порокам, обману, воровству, лжи и пьянству ».- И здесь следует повторение по смыслу приведённой выше речи Мулла-Мухаммеда, которая заканчивается призывом к борьбе, так как вера может процветать, по его мнению, на древе свободы, а оно, однако, может вырасти лишь на крови врагов.
Из-за отсутствия места мы не можем вам передать все те многочисленные речи, которые находятся в наших записях, поэтому мы ограничимся лишь краткими сообщениями.
В своих устремлениях особенно усердно поддерживал Кази-Муллу его верный и красноречивый стороник, молодой священнослужитель Шамиль. На своей родине оба они находили достойный приём себе и своему учению, и поэтому примерно через семь месяцев после их возращения из Яраха отправились в сопровождении многих других мюридов в богатый и могучий аул Чиркей, чтобы тут побудить народ к принятию нового учения.
При этом они пользовались теми же способами, о которых мы говорили выше: устраивали людям продолжительные головоломки, угрожали смертью и проклятием и называли единственным средством к исцелению и блаженству объявленное ими учение, сутью которого были ненависть и борьба против неверующих. После первой долгой речи, которую произнёс Кази-Мулла перед многочисленным народом, один из старейшин взял слово и обратился к нему:
«Проповедуй нам шариат и учи нас соблюдать его святые предписания: мы подчиняемся твоей мудрости и обещаем, что попытаемся отказаться от обжорства, грабежа и всех других пороков, в которых ты нас упрекаешь и которые действительно у нас есть, однако твоему требованию бороться против русских мы подчиниться не можем. Мы уже слишком много натерпелись от этих врагов, чтобы снова броситься в ещё большую беду. Русские держат самых благородных наших мужчин заложниками в Андрееве (Эндирей)(1), наши стада пасутся на русской территории, со всех сторон мы окруженны врагами, а русские слишком сильны, так что все наши попытки сбросить их ярмо были бы тщетны». «Это не противоречит нашему учению,- ответил Кази-Мулла,- то, что вы отдаёте заложников русским и то, что подчиняетесь им, пока их власть сильнее, чем наша; но придёт время, когда другой, более могущественный государь Востока во славу Корана возьмётся за меч против московитов, чтобы превратить их могущество в позор. Тогда двухглавый орёл подожмёт свои крылья, а полумесяц снова будет сверкать над аулами Дагестана (2).
Но когда пробьёт этот час, вы должны подняться вместе на священную войну и не склоняться в сторону неверных. А пока делайте то, что вы считаете правильным ». — Черкейцы поклялись поступить так, как им было велено, поклялись строго соблюдать шариат и начайи с того, что сразу же в присутствии своих наставников вылили все имеющиеся запасы вина и разбили всю посуду для питья.
1. Аул, подчиненный русской крепости Внезапная.(Примеч.автора)
2. В это время в Дагестане находились ряд персидских и турецких агентов; чтобы поднять горцев против русских, они обещали им сильную поддержку со стороны обоих государств. (Примеч.автора).
Воинствующие «евангелисты» продолжили свои почтительные путешествия среди горцев и везде имели успех. Слава Кази-Муллы, которого народ считал посланным богом пророком, вскоре так распространилась, что новый пророк получил в начале 1829 года послание от старого, уже давно находящегося в качестве генерал-лейтенанта на русской службе шамхала Мехти из Тарков, который думал посредством учения Кази-Муллы вернуть свой, подверженный всем порокам, народ к большой моральной чистоте.— Кази-Мулла отправился сразу же в Праоул (Пара-ул), тогдашнюю резиденцию шамхала, имел с ним длительную беседу и получил от него разрешение проповедовать народу новое учение.
Шамхал Мехти был известен с давних пор как верный сторонник русских, поэтому Кази-Мулла ради достижения своих целей и по договорённости со стариком оставил без изменения политическое направление своего учения с тем, чтобы, имея поддержку сверху, тем сильнее воздействовать на народ. Вскоре после этого шамхал предпринял приветственное путешествие в Петербург и там умер, когда после короткого пребывания хотел вернуться на родину. Теперь Кази-Мулла получил большую свободу действий. За короткое время ему удалось, следуя примеру своего князя, привлечь на свою сторону оба преданных русским аула — Большое и Малое Казанище.
Несмотря на значительную поддержку, которую новый пророк получал везде, куда он приходил, всё же постепенно у него начали появляться враги, особенно среди священников, которые неодобрительно отзываясь по поводу его толкований и произвольных дополнений к изначальному учению Корана, называли его за глаза хулителем Бога и пытались настроить против него народ. Недовольные особенно усердно действовали в аулах Эрпели и Каранча(Каранай). Кази-Мулла, который услышал об этом, сразу же поспешил со своими сторонниками в эти аулы и вскоре сумел силой оружия и красноречием вновь привлечь на свою сторону их жителей. А чтобы быть более уверенным в их верности и на будущее, он брал самых признанных среди них заложниками и велел доставить их под верную охрану в Гимры. В это время в ауле Аракан (Аракани) жил старый учитель Кази-Муллы Сагид-Эффенди(Саид-эфенди), старейший и самый умный имам Дагестана.— Среди горского народа, а так же среди русских, этот старец пользовался одинаково высоким почётом. Сагид-Эффенди проверил учение нового пророка и отверг его. Вскоре этот отрицательный отзыв распространился среди народа, что отрицательно сказалось на стараниях Кази-Муллы и его последователей.
Последний, довольно хорошо осведомленный о большом влиянии, которое оказывал старый мудрец на своё окружение, искал средство, чтобы сделать его безвредным. Незаметно в ночное время он проникает со своими сторонниками в квартиру своего почтенного учителя. Едва Сагид-Эффенди успел покинуть свой дом, как увидел его объятым пламенем; все его тщательно собранные рукописи, содержащие опыт и творение целого поколения людей, стали добычей огня; лишь одному Сагиду-Эффенди удалось спастись и найти пристанище у Арслан-Хана.
После изгнания Сагид-Эффенди молено было не бояться более какого-либо противника или соперника, не приходилось даже быть особенно осторожным, проповедуя учение, как до этого. Он указывал колеблющимся жителям Аракана на случай с Сагидом и грозил уничтожить их дома огнём и мечом, если те не захотят принять новое учение. — Так сельчане стали верующими сторонниками Кази-Муллы, который довольствовался их клятвами и обещаниями, а для большей надёжности взял тридцать заложников как гарантию их верности.
После двадцатидневного пребывания в Аракане новый пророк со своими сторонниками продолжал паломничество в Унцукуль, а оттуда по аулам Койсубулинского общества, где ещё не проповедовалось его «евангелие». Повсюду он пользовался достойнейшим успехом, а где не помогали доброта и убеждение, приходилось пускать в ход угрозы и штрафы. Так этот странный поход принимал всё более и более воинственный характер; везде, где Кази-Мулла испытывал хоть малейшее сомнение в искренности настроений вновь обращаемых в веру, он приказывал брать любое количество заложников.
Уже большая часть Дагестана перешла на его сторону; жители Гумбета и Анди точно так же, как и все аварцы, дали ему клятву верности, только в Хунзахе его отряд встретил сопротивление, причём сначала именно в ауле Ахалчи, где находилась в это время наместница страны — Паху-Бике (Бахубике), мать молодого аварского хана Абу-Нуцала (Абусултан-нуцал— хана).
Ханша Паху-Бике послала к Кази-Мулле послов и просила его остаться за пределами границ её страны; она передала, что обстоятельства требуют этого, хотя сама она питает к Кази-Мулле самое большое уважение, что в подтверждение правдивости своих слов она готова послать ему одного из сыновей в качестве заложника.
Однако Кази-Мулла не принял предложенные условия и отправился со своим войском, состоящим в то время (1830 год)из 8 ООО человек, в Хунзах.
Жители города, которым не хватало сильного предводителя, не могли тогда надеяться на Абу-Нуцала, находившегося в детском возрасте. Застигнутые врасплох неожиданным натиском страшного отряда мюридов, они хотели сдаться без сопротивления, но тут переполненная возмущением Паху-Бике схватила меч и обратилась к народу: «Идите домой, вы, мужчины Хунзаха, мечи лучше отдайте своим жёнам, не подобает вам носить оружие!» Опозоренные, но ободрённые примером своей предводительницы, они взялись за оружие и с яростью бросились на врагов, которые вскоре вынуждены были отступить перед числом и смелостью нападающих. Тут отличился молодой хан Абу-Нуцал, который нанёс рану в голову Кази-Муллы.
Царь Николай наградил жителей Хунзаха почётным знаменем за проявленную ему верность, а ханше и её сыну сделал богатые подарки.
***
Кази-Мулла, который после этой неудачи в Хунзахе много потерял в глазах народа, пытался переложить вину на своих сторонников, упрекая их в недостатке веры и страхе перед смертью. Тем не менее ему не удалось предотвратить того, что многие племена стали вновь отворачиваться от него, хотя в определённом смысле, это могло быть следствием того, что русские агенты раздавали подарки и обещания по всему Дагестану.
Поэтому, когда летом того же года генерал-лейтенант фон Розен двинул войска на Гимры, к нему подходили со всех аулов, расположенных вдоль Койсу, старейшины и почётные люди, чтобы от имени народа дать клятву верности России. Генерал, ошеломлённый этим, не счёл необходимым брать Гимры или оставлять здесь войска и отправился назад со своим войском без всяких операций. Кази-Мулла сумел использовать этот случай себе на пользу, что возможно только у верующих горцев.
Он собрал всех мулл и старост аулов, расположенных вдоль Койсу, и объявил им, что осуществилась воля Аллаха. Русские не отважились проникнуть в Гимры, хотя им добровольно и без боя были открыты все ворота, ибо Аллах ослепил их и они не увидели своего превосходства и исполнилось сказанное им через пророка: «Я их буду бить слепотой!»
Увидев, как внимают ему присутствующие, Кази-Мулла попытался объяснить своё поражение в Хунзахе, прибегнув к помощи Аллаха.
«Разве не знаете, вы, неверные,- продолжал он,- что тот, кто когда-то заставил луну, разделив её пополам, пройти через рукав своего пророка (1), и сегодня может совершить удивительные вещи с теми, кто его признаёт? Но он наказывает малодушных и отворачивается от тех, кто сомневается, потому-то он и заставил вас бежать от меча женщины на потеху мужчин Хунзаха! — Кто увидел спину своих врагов, уже взобрался на одну ступеньку к небу, но кто показывает свою собственную спину врагам, на того умершие смотрят с ненавистью. И почему вы бежите? Потому что Вы боитесь смерти? Смерть страшна только для тех, кто сомневается, и трусов, но для смелых и верующих — это вход в вечное блаженство! Так говорил нам Аллах через своего пророка, и если вы ему верите, почему вы боитесь? Где сила — там победа, но где вера — там и сила!».
Посредством подобных речей умный Кази-Мулла, который, как немногие, понимал тонкости человеческой души, сумел так привлечь народ на свою сторону, что все отвернувшиеся от него племена снова возвратились к нему. Вскоре его слова подтвердились. Через послов и с помощью писем он созвал всех сторонников нового учения на большое собрание в леса Чункескана(Чумгесгена), в районе, подвластном шамхалу. Всеобщее волнение, которое оно вызвало, дало русским повод бояться серьёзных последствий. Поэтому князь Бекович Черкасский был послан с отрядом, чтобы сорвать планы Кази-Муллы. Произошла кровавая стычка, из которой, несмотря на большую смелость русских, Кази-Мулла со своими мюридами вышел победителем. Князь Бекович был вынужден спасаться бегством. Эта победа ещё больше упрочила уверенность мюридов и их предводитель сумел воспользоваться благоприятным моментом, чтобы подготовиться к ещё более решительным шагам.
Во все сёла Дагестана он послал письма на арабском языке следующего содержания: час избавления пришёл, Аллах избрал его, чтобы объявить свою волю и позвать свой народ к борьбе против неверных; было дано уже немало знаков и чудес для успокоения верующих и укрепления сомневающихся и малодушных. Огромная вражеская армия на виду у всего народа была парализована гневом Аллаха и вынуждена отступить без единого удара меча. Другую армию он (Кази-Мулла) уничтожил в лесах Чункескана. Но ещё большие усилия потребуются для того, чтобы завершить хорошо начатое дело; поэтому он зовёт всех верующих на борьбу против неверных, чтобы очистить жемчужину свободы от паутины рабства. Далее говорилось: кто теперь не использует благоприятный момент, предоставленный самим Аллахом, к тому он более не вернётся и его участью станет рабство здесь, на земле, и вечное проклятие там, на небесах.
Этот призыв имел желанный успех. Постепенно мужественные жители Дагестана объединялись под победоносным знаменем Кази-Муллы. Одним из влиятельнейших из них был Ирази, племянник шамхала Тарковского и бывший правитель Казанища; его пример побудил многих чеченцев присоединиться к растущей день ото дня армии Кази-Муллы.
1 Как известно, это одно из чудес Мухаммеда.(Примеч.автора). Заказ 56, тираж 3000. 32