Древняя Греция
Природные условия. Древняя Греция занимала весьма небольшую (около 65 тыс.кв.км), но в то же время чрезвычайно разнородную по своему географическому положения территорию. Она состояла: 1) из южной части Балканского полуострова, 2) островов Эгейского и Ионического морей и 3) западного побережья Малой Азии.
Материковая (т.е. Балканская) Греция составляла четверть всей ее территории и представляла лишь незначительный полуостров, который разделялся на три весьма отличные части: северную, среднюю и южную (Пелопоннес). В Северную Грецию входили Эпир и Фессалия; важнейшими районами Средней Греции были Аттика и Беотия; Средняя Греция соединялась с Пелопоннесом Коринфским перешейком. Важнейшими областями Пелопоннеса были Арголида, Лакония, Мессения, Аркадия и Элида со святилищем Зевса Олимпийского — Олимпией, местом знаменитых олимпийских игр. Такая раздробленность материковой Греции обуславливалась ее изрезанностью горными цепями во всех направлениях. От основного горного хребта, идущего с севера на юг, отходит на восток еще ряд параллельных горных цепей. Между цепями гор остается место лишь для небольших долин преимущественно у устьев рек так, что равнинные части составляют менее одной пятой всей территории материковой Греции.
Море, омывающее почти со всех сторон Грецию, открывало греческим общинам благоприятные возможности для внешних сношений. Необыкновенно извилистая береговая линия способствовала раннему развитию мореплавания. В этом отношении наиболее удобные географические условия имелись в восточной части полуострова и на западном побережье Малой Азии. Кроме того, многочисленные острова Эгейского моря образуют непрерывные цепи от Балканского полуострова к берегам Малой Азии, так что древние мореплаватели никогда не теряли из вида землю.
Острова средней части Эгейского моря в древности разделялись на две группы: Киклады и Спорады. К Кикладам относились 24 крупных и до 200 мелких островов, часть которых была расположена как бы по кругу («киклос», «циклос» ‘круг’) вокруг Делоса. Этот небольшой остров стал средоточением крупной торговли, центром культа бога Аполлона, считавшегося покровителем всех греческих моряков. В юго-западной части Эгейского моря расположены острова Кифера и Эгина. На юге все эти многочисленные острова как бы замыкаются самым крупным из них — островом Крит, который был необыкновенно плодороден и являлся центром древнейшей культуры (рис. 1).
Обилие островов в Эгейском море, удобные гавани на восточном побережье Греции и на западном — Малой Азии создавали благоприятные условия для раннего развития мореплавания. Это давало возможность грекам наладить связи Европы с Передней Азией и Египтом, в результате чего греки раньше других народов Европы использовали результаты уже накопленной на Востоке культуры. Западное же побережье Греции имело мало островов. Поэтому сообщение между Грецией и Италией через Ионийское море было довольно трудным, но неплодородие почвы вынуждало греков прибегать к ввозу хлеба из этой более плодородной страны.
В Древней Греции было немного областей, где можно было заниматься разведением зерновых культур (ячменя, проса, пшеницы). Только в Фессалии, Беотии, Лаконике и Мессении имелись большие плодородные равнины, пригодные для земледелия. Препятствовал земледелию также летний зной, когда температура нередко достигала 40° в тени, и происходило высыхание большей части рек. Поэтому первостепенное значение в большей части Греции приобрело разведение трудоемких и ценных культур — винограда и оливы, часто на искусственно созданных по склонам гор террасах с искусственным же орошением. Наиболее благоприятными природными условиями обладала восточная часть материковой Греции. Здесь значительная часть почвы была покрыта сосновыми, буковыми, дубовыми и каштановыми лесами; в долинах росли кипарисы, лавры и олеандры, а на склонах гор — виноградники и оливковые сады. В западной части на горных склонах можно было заниматься только скотоводством.
Однако почва Греции была богата различными строительными материалами и полезными ископаемыми: в Лаконике — железная руда, на Эвбее, в районе Халькиды и на Кипре — медь; в Аттике разрабатывались серебряные руды; во Фракии — золото. Во многих местах — в Аттике, Коринфе, на Эвбее и в Беотии — были залежи отличной глины, из которой изготовлялась прекрасная посуда. Недалеко от Аттики, на острове Кеосе, добывался сурик, который примешивался к глине и придавал ей особенно красивый цвет. Все это создавало благоприятные условия для раннего развития ремесла, изделия которого, так же, как вино и масло, шли не только для местного потребления, но и на вывоз в обмен на хлеб и другие основные предметы питания.
Таким образом, несмотря на незначительность размеров и природную бедность страны, в Греции имелись географические предпосылки, благоприятные для ее исторического развития. Такими предпосылками являлись: ее промежуточное положение между Малой Азией и Апеннинским полуостровом, море, связывающее ее с близко расположенными восточными и южными культурными центрами, благоприятные условия для раннего развития в Греции ремесел и обмена.
Население и социальный строй. Древнейшее население Балканского полуострова и Эгейского архипелага шло со времен неолита, однако тесные связи между жителями установились только к XXII вв. до н.э. Основными занятиями населения были скотоводство, рыбная ловля и в некоторой степени земледелие. На протяжении восьми веков раннеминойского периода постепенно распространяется использование металлов, преимущественно меди.
Население жило еще в системе первобытнообщинных отношений. Имущественные и общественные различия не были сколько-нибудь заметны, о чем свидетельствуют однообразные погребения, элементы коллективных домов, дошедшие до нашего времени, и коллективные круглые гробницы диаметром от 3 до 14 метров.
В период XX-XVII вв. до н.э. социально-экономическое развитие переживает значительные изменения в сторону прогресса. Именно широкое применение бронзы вызвало общий подъем производства. Получило развитие строительство больших зданий, иногда многоэтажных. Мастера овладели еще и техникой изготовления фаянса, применение которого стало быстро распространяться. Теперь накопление имущества заметно не только у племенной знати, но и у части рядового населения. Получила почти повсеместное распространение практика индивидуальных захоронений. В это время во многие могилы клали печати, новый феномен в общественных представлениях, выражавший широкое признание права отдельного человека на его имущество. Понятие индивидуальной собственности переносили уже и в загробный мир. На печатях встречаются изображения кораблей весельно-парусного типа.
Усложнение функций племенного главы и расширение сферы применения его власти как руководство военно-морскими силами и управление мореходно-торговым промыслом значительно ускорили сложение основных институтов царской власти в наиболее развитых обществах. Для возвеличения царской власти были умело использованы лучшие творческие силы. Это говорит о напряженном стремлении к единоличной власти царей, хотя не сложились условия для формирования царского деспотизма.
Существующая информация о социальной структуре Древней Греции относится к более позднему времени — V-IV вв. до н.э. Например, в состав народонаселения Афины входили: а) граждане, б) лично свободные, но не пользовавшиеся гражданскими правами жители (метеки) и в) рабы.
Граждане. Право афинского гражданства считалось драгоценным даром и получение его осуществлялось значительными затруднениями и формальностями. В афинскую гражданскую общину могли быть принимаемы только те из иностранцев, которые были навсегда изгнаны из родного города или со всем домом переселялись в Аттику для занятия ремеслом. С конца IV или начала III в. гарантия против приема в гражданскую общину недостойных лиц была усилена законом, чтобы за дарованием права гражданства в народном собрании следовало испытание перед судебной палатой.
Права вновь пожалованных граждан были несколько ограничены в сравнении с правами граждан природных: сами они и их сыновья, рожденные до получения отцом права гражданства, не имели доступа к жречеству и должности архонтов, который предоставлялся только их сыновьям или внукам, рожденным от законного брака с афинскою гражданкою. В древние времена афиняне неохотно принимали новых граждан, считая увеличение их числа вредным для государства.
Гражданами по рождению были законные дети граждан, т. е. происходившие от законного брака афинского гражданина с гражданкой Афин. Дети отца гражданина и матери негражданки считались юридически незаконными, не были членами семьи отца, могли быть вводимы в его фратрию только посредством особого юридического акта, равного усыновлению, и имели права более ограниченные, чем законные дети, особенно относительно наследства.
Афинское законодательство постоянно считало семью самым твердым основанием гражданской общины и очень заботилось об ее поддержании и продолжении в непрерывной последовательности, к чему обязывала и религия в целях предупреждения гибели домашнего культа; государство старалось также поддерживать по возможности чистоту крови и сохранение имущества в отдельных родах. По этим причинам брак в Афинах был запрещаем только между родителями и детьми и между братьями и сестрами от одного отца и одной матери, во всех же других близких степенях родства не только не был запрещен, но даже предпочитался бракам с не родственниками.
Для полной законности брака необходимо было обручение, т. е. согласие отца, ближайшего родственника или опекуна невесты; в случае, если девица была наследницею отцовского имущества и из-за ее руки происходили споры между родственниками, то решение принадлежало суду. Торжественное введение молодой во фратрию мужа окончательно придавало браку его юридическое значение. Брак, заключенный без этих формальностей, считался недействительным.
Так как продолжение рода было предметом тщательной заботы афинян (и вообще греков), то в случае отсутствия потомства мужского пола гражданин мог усыновить себе чужого сына, который получал все имущественные и гражданские права от своего нового отца. С прежней его семьей он разрывал все связи и уже не мог возвратиться в нее, за исключением того случая, когда его дети оставались в семье, которою он был усыновлен, так как продолжение рода тогда считалось обеспеченным. Усыновление совершалось посредством священного обряда, сходного с тем, которым новорожденное дитя было вводимо в семью; в силу этого обряда приемыш получал доступ к домашнему культу своей новой семьи и становился ее членом. В случае если у гражданина, не имевшего сыновей и потому усыновлявшего себе чужого, были дочери, то одна из них обязана была сделаться женою приемыша.
Метеки. Метеки в Аттике составляли класс людей лично свободных, но не пользовавшихся правами гражданства. Широкое развитие торговли, ремесел и искусств привлекало сюда на жительство из других стран греческих и даже варварских множество людей, которым афиняне оказывали радушный прием и покровительство законов. При замкнутости и обособленности отдельных греческих племен и государств, которая проявлялась во всех отношениях их друг к другу, это покровительство иностранцам в Афинах составляет факт тем более замечательный, что указывает на более свободные и развитые политические взгляды афинского народа, который в предоставлении прав иностранцам видел одно из средств процветания торговли и промышленности и, следовательно, увеличения благосостояния государства.
Лица, приезжавшие в Аттику на короткое время не были стесняемы никакими обязательствами до истечения установленного срока. Но кто оставался на более продолжительное время или на постоянное жительство, тот должен был вступить в класс метеков, выбрать себе из среды граждан покровителя, платить установленную подать и исполнять налагаемые повинности. Покровители служили для метеков, по крайней мере, формально, посредниками во всех отношениях между ними и государственными властями или перед судом, так как сами метеки не имели юридических прав. Метеки, не имевшие покровителя или обращавшиеся к государству без его посредства, были привлекаемы к суду и в случае обвинения наказывались, вероятно, конфискацией имущества, а в случае неуплаты подати были отводимы к продавцам государственных имуществ и продаваемы в рабство.
Кроме подати метеки платили небольшую сумму за право заниматься торговлей на рынке, а также наравне с гражданами вносили прямую подать. Во время войн они были призываемы на действительную службу в пехоте и матросами во флоте, но в коннице не служили. При торжественных процессиях они имели некоторые формальные обязанности, указывавшие на их отличие от граждан и сравнительно низкое положение: они носили священные сосуды и за знатными гражданками стулья, а их жены и дочери носили зонтики за женами и дочерьми граждан. Метеки не имели права приобретать недвижимую собственность в Аттике, т. е. могли жить только на квартирах и землю брать только в аренду. Не пользуясь гражданскими правами, метеки, однако, жили в значительной свободе, занимаясь торговлей, ремеслами и искусствами, а иногда были весьма зажиточными людьми.
Рабы. Рабы в Афинах все были иностранцы, военнопленные или (в большинстве случаев) приобретенные покупкою, или потомки их, рожденные в доме господина. Афиняне охотно позволяли своим рабам заключать браки, с целью увеличения числа своих слуг, так как дети рабов делались рабами того же господина. Число рабов частных лиц в Афинах в исторические времена было весьма велико; не было почти ни одного семейства, даже самого бедного, которое не имело бы хоть одного раба; у богатых же были целые сотни. Многие рабы жили отдельно от своих господ, занимаясь ремеслами и платя господам условленный оброк. Часто рабы служили во флоте гребцами и матросами, иногда в исключительном случае набирались и на военную службу и за храбрость могли быть отпускаемы на волю, причем их владельцы получали вознаграждение из казны.
Кроме рабов частных лиц, были рабы государственные, которые не зависели непосредственно ни от какого лица и находились в гораздо лучшем положении, нежели господские: они могли иметь свою собственность и хозяйство и иногда достигали значительного благосостояния. Жили они в палатках на рынке и занимались охраной порядка в народном собрании, в судах, общественных местах и при общественных работах. Тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы и низшие служители чиновников часто принадлежали также к этому сословию.
Отношение афинян к рабам отличалось гуманностью и делало их положение гораздо более сносным, чем в других государствах, что и неудивительно, так как свободная демократическая конституция Афин не могла не влиять на смягчение участи рабов. Законодательство афинское заботилось об облегчении участи рабов и ограждении их от слишком сурового обращения господ: виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду и платил штраф; собственного раба господин мог наказывать по собственному усмотрению за проступки (наказания были исключительно телесные), но не имел права убивать. Сама религия брала на себя защиту рабов от жестокосердия владельцев: раб мог бежать от жестокого господина в храм Тесея или в святилище Эвменид.
Уровень умственного и нравственного развития рабов вообще был очень низок, так как умственное образование и гимнастика были им запрещены; поэтому в Афинах не было ученых рабов, какие встречались в Риме. Вообще афиняне относились к ним весьма недоверчиво; на суде показания с рабов снимаемы были не иначе как под пыткой, за исключением дел об убийствах, в которых они могли выступать свидетелями наравне со свободными.
Рабы могли получать свободу или от государства (по народному постановлению), или от господина. От своих господ трудолюбивые и зажиточные рабы могли выкупиться на волю деньгами, причем, конечно, принятие или непринятие выкупа вполне зависело от воли господина. Вольноотпущенные при жизни прежнего господина не были вполне от него независимы, но, вступив в класс метеков, должны были признавать его своим покровителем и исполнять по отношению к нему определенные законом обязанности.