ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004
Раздел
ГРЕЦИЯ
Глава IV.
Основные аспекты древнегреческой культуры
4.3. Религия и религиозные празднества греков
Эта область народной культуры формировалась у древних греков в условиях жизни, характеризующихся природной жизнерадостностью, бодростью и оптимизмом, верой в свои творческие силы. Для грека все предметы, явления природы, планеты, звезды, животные, люди и т.п. были сочленами целесообразной, стройной и прекрасной системы, своего рода идеального полиса. Божества занимали здесь высшее место, но их бессмертие, могущество и совершенство, которое ставило их намного выше человека, были так же естественны, как разум и способности человека, ставившие его, в свою очередь, выше животных.
В этой системе для греков не было место злу, которое воспринималось ими скорее как недостаток добра, как некое отступление, в силу тех или иных обстоятельств, от заданной когда-то самой природой нормы. Отсюда — единство природного явления и его олицетворения в конкретном образе (Уран — небо, Гея — земля, Гелиос — солнце, Селена — луна и т.п.). Все эти простейшие формы обоготворения природы пронизывают древнегреческую мифологию.
Согласно мифам, первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Урана, который стал первым властителем мира и супругом богини Земли — Геи. От Урана и Геи ведет свое начало второе поколение богов — титанов. Уран был низвергнут своим сыном — титаном Кроносом, богом земледелия. Детьми Кроноса были Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра, Гера.
Дети Кроноса во главе с его младшим сыном Зевсом, свергнувшим отца, захватили власть над вселенной. Верховным божеством Олимпа стал Зевс, властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошавшей землю и моря, Аид (Плутон) стал владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера была покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. От брака Зевса и Геры родились Геба, богиня юности, Арес, бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, а также покровительствовавший кузнецам и ремесленникам.
Среди потомков Зевса особо выделяется Аполлон, бог светлого начала в природе. Он считался также покровителем искусств, богом-врачевателем. Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Гермес принял на себя множество функций. Первоначально это бог материального достатка, затем — торговли, покровитель обманщиков и воров, позже — покровитель ораторов и спортсменов. Диониса (Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась воинственная Афина, богиня мудрости и рационального начала. Таким образом, божества греческого пантеона стали покровителями и выразителями того или иного явления природы и человеческого занятия.
Характерно, что для греческого религиозного сознания вовсе не характерна идея всемогущества. Боги греков не только были антропоморфны, но и испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. Над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба. Если боги казались конкретными существами в человеческом облике, то Судьба являлась обобщением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого.
С точки зрения древнего грека, не существовало непреодолимой грани между миром людей и миром богов, причем посредую- щим звеном между ними выступали т.н. герои, т.е. полубоги, родившиеся от связи богов и земных женщин. Таков, например, был Геракл, за свои подвиги приобщенный к сонму богов.
Богам и героям, считавшимся покровителями отдельных полисов, строились храмы и приносились многочисленные жертвы. При некоторых храмах молящиеся через жрецов-оракулов могли вопрошать божества о будущем. В греческом мире особенно славились оракулы при храме Аполлона в Дельфах и при храме Зевса в Додоне (Эпир).
При некоторых храмах раз в несколько лет организовывались торжественные празднества, так называемые «игры», на которых в честь богов совершались состязания в гимнастических упражнениях, чтении стихов, пении, плясках, ораторском искусстве.
Наиболее популярными в Греции были игры в честь Зевса, совершавшиеся раз в четыре года при храме божества в Олимпии (Западный Пелопоннес). Этот четырехлетний срок назывался у греков олимпиадой. С 776 г. до н. э. на олимпийские игры съезжались участники и зрители со всей Греции и колоний. На время празднества прерывались враждебные действия между воевавшими греческими полисами, так что богомольцы, направлявшиеся в Олимпию, могли проходить и даже останавливаться на территории врага. Победители на состязаниях в Олимпии получали награду в виде простого венка из листьев священного лаврового дерева, росшего подле храма. Получение этого скромного знака отличия считалось великой честью не только для самого награжденного, но и для его полиса, воздвигавшего в честь победителя-олимпионика бронзовую или мраморную статую.
Эти состязания способствовали физическому развитию граждан и являлись военной тренировкой молодежи. Кроме того, они играли роль объединяющих центров, сближавших культурно и политически разобщенные и часто враждовавшие между собой города и союзы городов Греции. Однако эти связи были непрочны.
Для совместной организации празднеств, игр и охраны наиболее почитавшихся святилищ греки создавали особые союзы — т.н. амфиктионии, игравшие видную роль в культурной и общественно-политической жизни Греции. Наиболее влиятельной была дельфийско-фермопильская амфиктиония с центром в Дельфах.