Алиев Б.Г.,
Умаханов М.-С.К
Историческая география Южного Дагестана XVII-нач. XIX в. Население
Установив территорию и границы Южного Дагестана, изучив их в той мере, в какой было это возможно, исходя из имеющихся источников и литературы, перейдем к вопросу о населении региона. Подробно вопрос о населении, расселении различных этнических групп, их численности будет рассмотрен при исследовании исторической географии каждой или совокупности однотипных, этнически однородных политических структур. Здесь же мы остановимся на этом вопросе в целом, в общих чертах, не впадая в подробности, дабы избежать возможных повторов.
Прежде всего укажем, что при рассмотрении вопроса об исторической географии населения Южного Дагестана мы опирались на те же источники и литературу, работы авторов XVII—XIX вв., на основе которых изучен нами и вопрос о территории и границах региона. Вопросы исторической географии населения Южного Дагестана нашли освещение также в работах дагестанских исследователей Х -М. О. Хашаева, А. Р. Шихсаидова, X. X. Рамазанова,В. Г. Гаджиева, М. Р. Гасанова. О происхождении народов Южного Дагестана существуют разные мнения. Но это коренные народы, хотя в целом о них А.-К. Бакиханов писал: «…жители части Табасарана, западной части Кубинского уезда, Самурского округа и Кюринского владения по большей части состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами», а «обитатели окрестностей Дербента, большей части Табасарана, восточной части Кубинского, Шекинского, Бакинского и Ширванского уездов и Сальяна являются потомками персов, арабов, тюрок, монголов и татар»[1].
Основную часть населения в Южном Дагестане составляли лезгины и народы лезгинской языковой группы (табасаранцы, рутульцы, цахуры и агулы). Как указывалось выше, здесь проживали также азербайджанцы, армяне, евреи, персы, тюрки и арабы. По сведениям Я. Стрейса, бывшего в Дагестане в 70-е годы XVII в., в городе Дербенте не было христиан, «а только одни мухаммедане и немного евреев»[2]. Через 100 лет академик С. Г. Гмелин отмечал наличие в Дербенте христиан. Он писал, что «в Дербентской крепости, которая самую малую часть города составляет, в находящихся подле замка строениях, живут по большей части армяне» и что они «живут так же смешанно с другими народами и в нижней части города»[3]. По его свидетельству, из 4 тыс. семей Дербента армянских было 100 семей[4]. Не менее интересны сведения С. Г. Гмелина о том, что в Дербенте проживали и другие народы, в персидском происхождении которых он сомневается. Он писал, что «сказать не можно, кто суть настоящие дербентские жители? Разные нещастия и опустошения, коим город сей сряду чрез несколько лет подвержен был, заставляют по справедливости сумневаться, чтоб они были подлинно персияне». Но в то же время он писал далее, что «там находится еще только смесь, произшедшая из татарской и персидской крови»[5].
О том, что в XVIII в. в Дербенте проживали армяне, писали и другие авторы. По сведениям Ф. Ф. Симоновича, в конце XVIII в. в Дербенте было около 90 домов армян[6]— Примерно столько же домов (93) дано и у П. Г. Буткова, писавшего о том же периоде[7]. Но в начале XIX в. количество их уменьшилось, что видно из сведений Ф. Н. Ртищева, писавшего в 1813 г., что в Дербенте осталось 28 домов армян, в которых было 56 душ мужского пола[8]. По его же сведениям в это время в Дербенте было 59 еврейских домов, со 166 душами мужского пола[9].
Евреи проживали не только в самом Дербенте, но и в селах Дербентского владения. Как отмечал в 1728 г. И.-Г. Гербер, евреи имели «разные деревни близ Дербента»[10]. Это селения Джагуткент, Джалган, целые кварталы в Рукеле, Куларе и т. д. В конце XVIII в. Я. Рейнеггс писал о «Шалгау» (Джалган — авт.) и еще «одной большой жидовской деревне», входивших в состав Дербентского ханства[11].
Много евреев и азербайджанцев проживало в Табасаране, где они составляли целые отдельные села (Марага, Дарваг, Арак, Цанак, Ерей, Зиль, Хели-Пенджн, Екраг, Хели). И не без основания, будучи в Дербенте в 30-е годы XVII в., А. Олеарий писал, что в Табасаране «теперь много-много живет иудеев»[12].
Многочисленность этнических групп в Нижнем Табасаране дала основание ряду авторов в прошлом даже писать, что табасаранцы не знают или плохо знают свой язык, а больше говорят на смешанном языке. «Как ни странно покажется это, — отмечал Е. И. Козубский, — едва ли в целом свете найдется народ, который бы менее знал свой язык, чем табасаранцы. На нем говорят они, как бы на языке чужом и плохо выученном»®. Но, как нам думается, это можно объяснить и другой причиной. Просто табасаранцы, кроме своего языка, знали и другие языки (азербайджанский, еврейский и др.), на которых они говорили с их носителями. А это несведущему человеку казалось, что они не знают своего языка. Естественно, и иноязычные народы, проживающие в Табасаране, говорили на табасаранском языке, хотя со временем в ряде случаев табасаранский язык и вытесняется как основной язык местного населения. Как писал Л. И. Лавров, «так как азербайджанские селения Архит, Арак, Ерси носят табасаранские названия, то можно думать, что раньше в них говорили по-табасарански»[13]. Естественно, что в местах совместного проживания разных этнических групп, говорящих на своих языках, со временем более распространенный язык становится преобладающим, и он превращался в основной язык и для других этнических групп. И в этом плане нельзя не согласиться с М. Р. Гасановым, который пишет, что «На протяжении всей истории речь тюркоязычных народов, войдя в контакт с местным языком, в силу ряда причин одержала верх над табасаранской речью в аулах Дербентского и ряда аулов Табасаранского района»[14].
Очевидно, в прошлом в Табасаране было значительно больше и азербайджанцев, и евреев. С этим, надо полагать, связано то, что многие авторы говорили о еврейском происхождении табасаранцев. Так, Ф. Ф. Симонович писал: «Народ сей жидовского поколения, и по смешению с персидскими поселенцами принял он магометанский закон секты Сунниской»[15]. Известный дагестанский ученый Г.-Э. Алкадари писал, что «табасаранский народ раньше был иудейским»[16]— Аналогичное утверждение мы находим и у П. Петухова, писавшего, что «табасаранцы называют себя гум-гум и говорят, что происходят от евреев»[17].
К вопросу о табасаранцах мы еще вернемся при описании этого основного населения Табасарана. Здесь же мы завершим описание тех народов, которые проживали в Дербентском владении. Нам осталось сказать еще об арабах, которые проживали здесь и в исследуемый период. В этом плане интересно сообщение И.-Г. Гербера, который отмечал, что арабы «не имеют постоянных мест, или жилищ», «не имеют ни деревень, ни домов, а живут в кибитках, с которыми с места на место переезжают»[18]. Причем, речь идет не о каких-то маленьких группах, а сотнях и тысячах людей, что вытекает из слов нашего автора о том, что «оные по фамилиям несколько сот кибиток вместе содержутся для лутчаго охранения своего»[19]. Конечно, не все эти арабы жили в Южном Дагестане и И.-Г. Гербер не говорит конкретно об арабах Дербентского владения, а пишет вообще об арабах, «которые живут в вышеписаиных (т. е. разных владениях Закавказья и Южного Дагестана — авт.) провинциях и уездах»[20]— Но подтверждение тому, что И.-Г. Гербер имел в виду и арабов, живших в его время в Южном Дагестане, мы находим у Ю. Клапрота, который писал, что в Нижней (Южной) части Дагестана, кроме кумыков и туркоманов (терекемейцев), «живут так же арабы и евреи, которые часто изменяют место нахождения своих деревень»[21]. Видимо, позже арабы осели и смешались с другими этническими группами, жившими и Южном Дагестане, точно так же, как «таты—армяне и евреи», бывшие в Дербентском владении, Табасаране и Азербайджане, «в течение времени смешались большей частью с мусульманами», почему их и осталось мало[22].
Как отмечено выше, самую большую этническую группу в Южном Дагестане составляли лезгины —один из крупных коренных народов Дагестана. Лезгины (самоназвание «лезги», мн. число «лезгияр») в исследуемое время, как и ныне, заселяли юг Дагестана и север нынешнего Азербайджана. Они занимали большую часть территории нынешних Курахского, Сулейман-Стальского, Магарамкентского, Ахтынского, Докузпаринского, часть территорий Рутульского и Хивского районов Республики Дагестан, а в Азербайджане — территории Кусарского, Кубинского, Худатского, Куткашенского и Кунахкентского районов. Причем, в Кусарском районе лезгинское население является ныне преобладающим. Лезгины проживают в 56 селениях из 63, азербайджанцы в 7. В Кубинском районе лезгинскими селениями являются Кымыль, Куснет, Кашнеш (смешанно с азербайджанцами) и Дигах. В Худатском районе лезгины проживают в селениях Кух-оба, Калентар- оба, Карат-оба, Узден-оба, Торпах-керни, Тагир-оба, Керим-оба, Орта-оба, Хан-оба, Укур-оба, Леджит, Дустаир-оба, Зухул-оба, Селим-оба, Якуб-оба, Ясаб-оба, Мурух-оба, Бала-Кусар, а также смешаны с азербайджанцами в населенных пунктах Кулар, Ширвановка, Тел и Махмудкент. Отдельные лезгинские селения имеются также в Куткашенском и Кунахкентском районах[23].
Описывая Кубинское владение, участник Персидского похода 1796 г. Ф. Ф. Симонович, который «снимал Южный Дагестан на карту, снял Табасаран, Дербентское, Кубинское, Ахтынское, Рутульское и Хамбутаево владения и оным топографическое описание сочинил»[24], делил его на 8 округ, среди которых «1-я и 2-я, Ханалыхская и Будухская» названы им «вообще… Дагестаном»[25]. В 1-й дагестанской округе им перечислены селения Кунак Кент, Эрфи, Дчими, Халтан, Утух, Дерки, Сюгуп, Бутуг, Зегит, Рук, Адур, Кархун, Хапит, Алик, Ергуч, Джег, Хриз, Ханалик, в которых было в общей сложности 950 домов[26]. В Кубинской округе перечислены им современные лезгинские села Угур, Леджет, Кусар, Кюснет, Кемиль, Качречь и др[27].
Большой интерес в плане определения территории проживания лезгин, их расселения на севере нынешнего Азербайджана, ее названия представляют сведения, собранные в 30-гг. XIX в. среди кубинцев. Согласно этим показаниям, их провинция делилась на две части, одна из которых, «заключающаяся между реками Самуром и Кудиалом называется Лезгистаном», а другая — от Кудиала, далее в горы — Туркистаном. Кроме того, верхние магалы, прилежащие к Ширванской и Шекинской провинциям, т. е. Будухский и часть Ханалыхского, именуются по гористому положению Дагестаном[28]. Из этих сведений делается вывод, что «часть обитателей Кубинской провинции происходит от племени Лезгинского, а другая— от Татарского… Лезгины и считают себя первыми обитателями провинции Кубинской, а Татар почитают пришельцами»[29].
Интерес представляют и сведения о языке, где сказано, что татарским языком говорили в Шабране и Мушкуре, а «жители высоких гор Ханалыгского магала, Юхарыбашского, Анахдарннакого, Сыртского и небольшая часть Тинского говорят языком, имеющим сходство с Лезгинским и называемым «Лезги»[30]. На это же указывал еще в первой трети XVIII в. и И.Г. Гербер. Говоря о Ханалуке и Будухе, Кризе, Джаке, Алыке, Капуте, он отмечал, что они находятся в Нижнем (т. е. Южном) Дагестане, первый из них назван уездом, а остальные деревнями, жители которых говорили на лезгинском языке[31]—
В пределах нынешнего Дагестана лезгины занимали в изучаемое нами время территорию, заключенную между правым берегом Самура и Главным хребтом Кавказских гор. Это самурские лезгины, граничившие с юга с Главным Кавказским хребтом от г. Базар-Дюзи до г. Салават, к западу с Рутулом, к северу кюрин-скими лезгинами. Последние занимали территорию по среднему течению Чирахчая, а также Гюльгерычая, Кураха и по левую сторону нижнего течения Самура. На западе они граничили с Агулом и Рутулом, на севере — с Табасараном, на юге—с самурскимн лезгинами, на северо-востоке — с Дербентским владением, а на востоке территория их доходила до Каспийского моря. Отмечая такое разделение лезгин, проживающих на современной территории Дагестана, А. Комаров писал: «Всю юго-восточную часть Дагестана занимает особое многочисленное племя, известное под названием Кюра. Кюринцы, живущие в Дагестанской области, делятся на две части:
1) жители бывшего Кюринского ханства (еще ранее бывших кюринских союзов сельских общин — авт.) и 2) жители долины Самур. Первые называются Гетегар, от названия селения Чехе-Гетаг, считавшегося прежде главным в Кюре; а вторые — Ахсагар, от имени Ахса (Ахты), считавшегося главным в долине Самура». В свою очередь, эти части лезгин делились на магалы (союзы сельских общин). Кюринцы, живущие в Кубинском уезде, называют живущих в Самурском округе Сувагандю, т. е. «горцы». Других названий кюринцы не имеют; на плоскости же вообще их называют Лезгинами»[32].
Название Лезгинистан, употребляемое некоторыми средневековыми авторами для обозначения Дагестана в целом, и название «лезгины», применяемое для обозначения его народа, это тождественные названия. Последнее и закрепилось за одним из народов Дагестана, известным под названием кюринцы. П. К. Услар, изучая лезгинский язык, названный им кюринским, также отмечал, что название кюринец было общим для всех лезгинов, откуда бы они не были родом. «… Название кюринцы, — писал он, — присваивают себе в исключительную собственность», подчеркивая в то же время, что происхождение названия лезгин «не имеет корней в языке и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так называли их соседи тюрки. С другой стороны, ни один из горских народов не называет кюринцев лезгинами»[33]. Аварцы называют их ахты-курал, даргинцы—кававхье, ахталу, лакцы— ахты-курал, табасаранцы — ближайшие их соседи — кюреллуяр[34]. «Даже накануне революции, — как отмечает Р. М. Магомедов, —лезгин не всегда называл себя лезгином, а говорил, что он курушец; другие называли себя кюринцами. Ахтынцы называли себя «ахцахарами»[35]. Но следует отметить, что этими названиями лезгины называли себя лишь внутри Дагестана. Из сказанного следует, что название кюринец не было общеэтническим термином, названием всех лезгин. Оно становится им потом. Как писал А. М. Дирр, «вероятно, что название одного племени, а именно кюринского, было постепенно распространено на других»[36].
Но встают вопросы, когда, как и почему кюринцы стали называться лезгинами, когда это название одной группы стало названием этническим, относящимся только к одной народности Дагестана?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к существовавшим в прошлом названиям Дагестана. Известно, что в прошлом, кроме этого названия, были и другие — Лезгистан или Лезгинистан. Оно употреблялось для всей территории дДагестана. Затем многие авторы, в особенности исследуемого нами периода, стали одну часть Дагестана обозначать этим термином, а другую — названием Лезгистан. Говоря о возникновении этого названия и распространении его на всех дагестанцев, проф. Р. М. Магомедов обращается к античным «лезги» или лупени и легам, которые, по его мнению, «могли на определенном этапе выступить в Восточном Дагестане в качестве господствующей силы» и к тому же «в силу своего
(Продолжение на следующей странице⇒)