— Переселился [т.е. скончался] шейх Джунгйд, живущий в Хазри да освятит Аллах его душу — после шестьсот пятьдесят первого года. После кончины его прошло [около] тридцати лет.
Переселился из мира тленного в мир рая шейх ал-Багдади, сын шейх… мана Мир Су-лайман после пророка, — да благословит Аллах его и его семью и да сохранит, да освятит Аллах душу его, — [в] шестьсот восьмидесятом году. (1253 — 1282 гг.).
Запись на этом не заканчивается. Продолжение ее связывает тематически сообщение XIII в. о событиях, имевших место через 500 с лишним лет.
И [еще] переселился Шейх Заман ибн Шейх, Ашур, ибн Исмаил [в] селение Пир-кенди после тысяча сто семьдесят первого года в ночь праздника жертвоприношения, — это было в пятничную ночь, — да смилостивится Аллах над ними всеми. Аминь!
Они из потомства повелителя правоверных и имама повелителя правоверных и имама благочестивых Али — да облагородит Аллах лик его и да будет доволен им Аллах. (1757 — 1758 гг.)
Запись рассказывает, таким образом, о трех шейхах — Шейх Джунейде, шейх Мир Сулайман (Пир Сулайман) и Шейх Заман. Наиболее почитаем в Южном Дагестане Пир Сулайман, на его могиле было воздвигнуто купольное здание, строительство которого не зафиксировано в сохранившихся надписях, но реставрационные работы проводились еще в конце XVIII., причем шейх Пир Сулайман причислен к корейшитам и потомкам Абу Муслима.
(1) Все в нем (этом мире) тленно.
(2) Это мавзолей (кубба) шейха Пир Су-лаймана, а
(3) он из рода курайшитов и шейха Абу Муслима.
(4) Реставрировал этот мавзолей А —
(5) шурбек ради Аллаха. У стад этого
(6) мавзолея Курбан, сын Джигархана.
Другая надпись в стене мавзолея уточняет, что это произошло в 1200 г.х., т.е. в 1783 — 1984 гг. Эпиграфический материал подтверждает сообщение записи о Пир Сулаймане. В 1980 г. обнаружена в местности Пи: Сулайман у горы Шалбуз-даг, близ селени» Куруш Ахтынского района полукуфическая надпись (запись Т.М.Айтберова), которук можно датировать палеографически XIII в.
(1) (Басмала)
(2 — 4) (формула единобожия). Это стоянка (марса) известного Сулаймана и его матери Х.з.н.
Мы видим, что Сулайману посвящено двг святилища, в сел. Лгар (или Лгар-Пиркент) близ сел. Куруш. Очевидно, деятельности Сулаймана была связана с обоими пунктами. Это обстоятельство и породило, очевидно, предание о том, что в Лгар-Пиркент; мавзолей воздвигнут на месте стоянки голубей, «транспортировавших» останки Сулаймана, а у Шалбуздага же — мавзолей возведен на месте погребения святого.
Сел. Орта-Стал (Сулейман-Стальский район). В селении имеется большое купольное здание — «Пир шейха Ибрахима», реставрированное в 1914 г. с указанием в реставрационной надписи о смерти шейха Ибрахима в 940 г. х., т.е. 1541-1542 г.
Сел. Ахты (Ахтынский район). На западной окраине селения расположен «ЧIехи пIир» («Большой пир») — невысокое прямоугольное сооружение, в центре которого растет «священное» дерево. В южную стену сооружения вмонтирована каменная плита (21×25 см) с надписью (рис. 6.10).
(1) Переселился
(2) из мира тленного в мир
(3) вечный шейх Ибрахим -ним…
(4) в 934 г.х. (1527 — 1528 гг).
Сел. Курар (Хивский район). На могиле, известной среди местного населения как могила Шейха Халифы», надпись гласит
Владелец этой могилы Халифа.
Надпись не имеет даты, но полна сходства с почерком стоящего рядом памятника, есть основание датировать памятник первой половиной XV в.
(1) Это могила (2) Х.н.ан
(3) Б.л.х.рир (4) год — дата
(5) восемьсот (б) пятнад (7) цатый.
815 г.х. = 13.IV 1412 — 2.IV 1413 г.
Существует предание о том, что много сот лет тому назад из Аравии в Лезгистан прибыли проповедники: шейх Халифа — в сел. Курар (Хивский р-н), Султан Шейх Ахмад — в селение Курах и Пир Хашим — в Агульском районе, собственно в ущелье Магьу-дере.
Сел. Гельхен (Курахский район). В селении сохранилась гробница шейха Ахмада. Местные жители называют ее «шейх Ахмедан пIир» («пир Шейха Ахмада»). Пир шейха Ахмада почитается и поныне среди верующих, считают, что он помогает «от засух», а земля, взятая с могилы, «обладает целебными свойствами». Внутри гельхенского мавзолея расположены две могилы, одна из которых, по рассказам старожилов, принадлежит шейху Ахмаду.
(1) [Построили, или реставрировали этот мавзолей]… и Мухаммад, два сына Йусуфа и Мухаммад.
(2) … сын Муса из сел, Калхани (Гелль хен) вилайата Рича, в подчинении Кумука…
(3) в тысяча тридацать первом году в [месяце]
(4) рамазан по хиджре пророка — да благословит его Аллах и да сохранит, —
(5)… Устад [ы] Сумай и Мухаммад сыновья Шахкули, — да простит Аллах их всех.
Культурные связи шли по линии культурного общения: в частности, обмен сочинениями на арабском языке, передача традиций (особенно в архитектуре), переселение жителей как с юга на север, так и с севера на юг. По последнему вопросу имеется много интересных сведений. Местные традиции связывают с ширванцами происхождение ряда населенных пунктов, отдельных кварталов [8]. Так, селение Джабель «основано выходцами из Ширвана, потому иногда называется Ширванар» [43], «селение Орудж-оба также основано выходцами из Ширвана» [43]. В селении Гилияр весь тухум Шихлия считается выходцами из Ширвана [8]. В селениях Гельхен и Виттихъар имеются тухумы «къаджарар», связанные с переселением тюрков из северо-западного Ирана. В Ахтах имеется квартал «Уынахънар», свидетельствующий о том, что там жили представители лезгин из Шеки. В свою очередь в Шеки имелось много домов, в которых жили выходцы из Ахтов. Родственные и дружественные отношения между Самурской долиной и Ширваном проявились и в том, что определенный сорт черешни у лезгин называется «Ширван пIини», т.е. «Ширванская черешня». По-видимому, сорт был завезен из Ширвана. Переход с южных отрогов (Шеки, Шемаха, Ках, Закаталы и др.) через горы связан со многими труднопроходимыми перевалами. Тем не менее связи Ширвана и Шеки с самурскими и кюринскими лезгинами были регулярными. В 1618 году посольство Михаила Барятинского проходило по пути Шемаха-Ширван-Дербент [8]. Путь этот функционировал постоянно, о чем свидетельствуют многочисленные караван-сараи. Это была единственная благоустроенная, удобная дорога по равнине, только Самур иногда ставил неожиданные препятствия [8]. Кратчайшим же был путь через перевалы. Очевидно, в XVIII веке Гянджу и Цахур соединяла действующая дорога, чем и объясняется сообщение Закарийи ал-Казвини о том, что «Цахур расположен в шести переходах от Гянджи» [8].
Имелись также пути местного значения, и ими пользовались регулярно. Жители ру-тульского магала держали связь со своими южными землями в нынешних Кахском и Закатальском районах по следующим трем путям:
Шиназ-Рутул-ЦIайлахъан-Борч-Салаватский перевал-Гюнюк-Нуха. Зимой этот путь труден, и потому маршрут менялся: Шиназ-Рутул-Ахты-Хнов-Салаватский перевал-Гюнюк-Нуха [8].
Шиназ-Амсар-Лучек-Кина-Гельмец-Курдул-Билакадинский перевал-Сарабали-Кахи. Большинство жителей пользовались этой дорогой.
Дорога, идущая через Цахур: Шиназ-Амсар-Лучек-Микик-Цахур-Мишлеш-Каль ял-Диндинский перевал-Махух-Закаталы. Эта дорога имела и имеет исключительно важное значение в жизни цахурцев, так как по ней происходил обмен хлебом и животноводческими продуктами с Закаталами. Причем этой дорогой пользуются столетиями [8].