КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ — ЛЕЗГИСТАН: история и современность
/ Абдурагимов Г.А. -Спб., 1995
Глава II
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ
ПО ДРЕВНЕЙШИМ ИСТОЧНИКАМ
2.5. Памятники материальной культуры
Отсутствие достаточных письменных и археологических источников не позволяет уверенно высказаться о той стадии социально-экономического развития, на которой находилось албанское общество в IV — I вв. до м-э. Тем не менее определенное представление о ней складывается по мере изучения могильников этого времени: сосуществование нескольких образов погребений (ялойлу-тапинская культура, кувшинные погребения и мингечаурский тип захоронений) говорит о наличии нескольких основных этнических групп в составе населения [1].
В археологических памятниках Албании обнаружены остатки пшеницы, проса, ячменя. Особое место занимало виноградарство.
Кости различных животных (домашних), а также скульптурные изображения коз, баранов, быков, лошадей на глиняных сосудах дают право говорить о скотоводстве как об одном из основных видов хозяйственной деятельности албанов.
Значительное развитие получили металлообработка, гончарное дело, ткачество, производство стекла, обработка кожи, резьба по камню. Об этом говорят богатые находки в погребении в местности Ялойлу-Тапе близ селения Ниджи [69].
Представление о довольно развитой культуре албанцев дают раскопки, производившиеся в Мингечауре, где обнаружены сельскохозяйственные орудия, предметы бытового обихода, украшения и т.д.
Данные раскопок говорят, что у албанцев было развито не только земледелие и скотоводство, но и разнообразные ремесла: ювелирное, кузнечное, гончарное дело, обработка шерсти, изготовление льняного полотна. По дифференциации вещей можно судить о том, что у албанцев до известной степени произошло отделение ремесла от сельского хозяйства [23].
Большой интерес представляет обнаруженная в Ялойлу-Тапе обжиговая печь, говорящая о местном производстве высококачественной керамики. Изучение глиняных сосудов приводит к заключению, что албанские гончары IV — I вв. до н.э. должны были унаследовать высокие технические и художественные традиций древних мастеров. [1]: чтобы достичь высокого совершенства в создании сложных форм кувшинов и обладать относительно сложной техникой при нанесении орнамента, надо было иметь большой опыт и совершенные образцы.
К.Тревер предполагает [1], что «удины-утии являются носителями ялойлу-тапинской культуры, поскольку они являются одним из коренных древних племен «потомков Арана», обитавших, главным образом, на левобережье Куры. Другие «потомки Арана» — гаргары-албаны — считаются носителями широко распространенной на территории Албании культуры кувшинных погребений».
К.Тревер отмечает, что «культура Мингечаура складывалась из смешения культур, характерных как для левобережья, так и правобережья Куры, поскольку поселение находилось у места большой переправы через Куру».
В Ялойлу-Тапе на обрывистом правом берегу Карачая (позднее название) в 1926 г. рядом с городищем древнего поселения найден могильник, свидетельствующий о высокой и своеобразной культуре местного населения. В грунтовых могилах, (первый тип захоронений), над которыми имелась насыпь, обнаружено большое количество очень интересных сосудов, и среди них кувшин с большим поднятым и вытянутым носиком, с боковой ручкой и стройной подставкой [70] (рис. 2.5.), а также сосуды на трех ножках и сосуды на высокой тонкой ножке в виде плоской чашки с двумя или тремя боковыми ручками (рис. 2.6). [70]. Среди находок имелись также две серебряные римские монеты (причем одна из них — динарий второй половины I в. до н.э). [70].
На территории древних удинов [1], в современном Нухинском и Куткашенском районе, культура, аналогичная ялойлу-тапинской, была обнаружена в ряде мест еще до этих находок 1926 г. Так, в 1915 году Е.Лалаян производил раскопки около сел. Ниджи, в грунтовых погребениях обнаружил керамику — «кувшинчики с клювообразными ручками с одним отверстием» и ряд других, сходных с керамикой из Ялойлу — Тапа сосудов (рис. 2.7).
Сосуды этого же типа были обнаружены в целом ряде других пунктов в районе сел. Ниджи и Кабалы (Кьвепеле), около сел. Шафали, в Дагне-Дере, на обрыве р. Ахмед-Ага (приток Турьяна), около сел. Абдалла и в ряде других районов левобережья Куры, в Нухинском, в Сигнахском, в Закатальском районах, в окрестностях Мингечаура, в Исмаилинском районе и в окрестностях Шемахи [1].
В 1937 году Ниорадзе произвел раскопки в Алазанской долине, около сел. Архилос — Кало, на правом берегу Алазанки [1]. В 7 грунтовых могилах костяки лежали в скорченном положении, окруженные большим количеством керамики, представленной 14 типами сосудов (рис. 2.8). Алазанские погребения Г.Ниорадзе датирует I в. до н.э.
В другом районе правобережья еще в 1905 г. производил раскопки В.Скиндер [1], обследовавший курганное поле от Ханлара до сел. Чавдар. В сырцевых могилах над насыпью им была обнаружена керамика ялой-лу-тапинского типа (рис. 2.9), «чайники», кувшины с носиками — трубочками, амфоры, и среди них амфора так называемого парфянского типа с витыми ручками.
Основным типом погребения для периода от II в. до н.э. и до III в. н.э. считаются захоронения в больших кувшинах (второй тип захоронения), так называемые кувшинные погребения, большое число которых обнаружено на могильном поле Мингечаура на правом берегу Куры. Погребальный инвентарь в кувшинных захоронениях чаще всего однороден, но известен целый ряд случаев, когда в этих кувшинах или рядом с ними обнаруживаются сосуды, находимые обычно в грунтовых и сырцевых погребениях этого времени, — сосуды ялойлу-тапинского-алазанского типа (рис. 2.10).
Особого внимания заслуживают сосуды из кувшинных погребений, обнаруженные в 1948 г., так как среди них встречаются типы, до этого не засвидетельствованные: кувшины с носиком-трубкой (рис. 2.11), ритон с головой оленя (рис. 2.11) и большие глиняные водолеи в виде козлов (рис. 2.12). Все они найдены в кувшинных погребениях III — II вв. Встречаются «молочники» изощренной формы и очень большим сливом в виде клюва (рис. 2.13).
Кувшинные погребения были установлены и на левом берегу Куры в районе нахождения обжигательных гончарных печей. В этой могиле, кроме керамики, найдены железный меч и железный кинжал, бусы с глазками, бронзовый перстень со стеклянной вставкой-печатью с изображением бородатой мужской головы (рис. 2.14) и подвеска бронзовая в форме оленя (рис. 2.15).
В одном погребении около сел. Калагя Исмаилинского района найден стеклянный кубок на ножке с рельефным узором и золотые серьги (рис. 2.16).