Кельбеханов Р,М.
Сулейман Стальский
(1869-1937)
Подлинный поэт тот, кого признает родной народ, чье слово необходимо людям как хлеб, воздух и вода. Такой поэт Сулейман Стальский. Уникален талант его, уникальна и его личность.
Свои стихи он не записывал, потому что не владел грамотой. Но память его была феноменальной: в ней хранились тысячи его и чужих стихов (лезгинских и восточных ).
Поэт провел семнадцать лет в скитаниях, в поисках счастья, но не обрел его. Зато годы эти явились для него своего рода университетом жизни. Ученической поры, как у многих поэтов, у него не было. Он сразу выступил как зрелый мастер слова. Сулейман Стальский — первый лезгинский сатирик. Творчество Сулеймана Стальского принято делить на три периода: дооктябрьский, гражданской войны и советского времени. Каждый из этих периодов отличается своими особенностями. В дооктябрьский период Мир у Сулеймана Стальского враждебен человеку. И в этом плане он продолжает и развивает традицию предшествующей лезгинской поэзии. Но если поэтов предыдущих эпох отличал трагический пафос в понимании взаимоотношения мира и человека, то Сулейману Стальскому в этом плане характерен пафос сатирический.
Его сатира дооктябрьского периода имеет свои конкретные адреса. Он обличает сельские власти («Старшина», «Судьи», «Богачи — чиновники»), представителей духовенства ( «Мулла», «Муллам», «Мулле», «Двуногий осел» ). Но это не выступление против религии, а высмеивание тех, кто нарушает принципы ислама. Сам же поэт был глубоко верующим человеком, призывавшим жить праведно. Об этом свидетельствует его дореволюционная религиозно — философская лирика, представленная в стихотворениях «Подумай ты, мусульманин», «Хоть проживешь ты двадцать тысяч лет», «Не может» и др. Есть еще и стихотворения, в которых поэт бичует общечеловеческие пороки и которые по жанру близки басне («Кюринцы», «Медяку», «Невозможно»).
Годы гражданской войны в Дагестане (1918-1920) были жестокими, кровопролитными . Менялись местные и пришлые правители ( Бичерахов, турки, англичане, деникинцы). Бесчинствовали многочисленные разбойничьи банды. Мир как будто сорвался с оси, пришел в хаос, перемешался. Теперь поэт в своих сатирических стихах широко использует эзопов язык, утверждая, что в мире стало слишком много «дурных людей», «двуногих скотов», «словоблудов» («Ворона мнит себя орлом», «Честность», «Где правда времени, друзья?», «Как вразумить людей намеком», «Слова, которые не всем доверишь» и др.). Все, что происходит в это время на родине, Сулейман Стальский осмысливает как ее величайшую трагедию. Враждебность мира человеку достигает апогея.
В советское время в творчестве поэта наметились два направления. Поэт воспевает советскую власть «как весну народов» («Советов власть — прекрасный сад», «Наша власть», «Мост», «Колхозница Инджихан», «Сыну» и др.). Принципиально меняется в них осмысление поэтом взаимоотношения мира и человека: мир возникает уже как друг человека. Вместе с тем Сулейман Стальский подвергает критике теневые явления нового общественного и политического строя и делает это едко, остро сатирически, то открыто, то используя аллегорию («Одержи мому самомнением», «О невежде , мнящем себя знатоком», «От глупости лекарства нет», «Не обидно ль?», «Не верь уговорам обманщика», «Лжекоммунисты» и др .). В советское время в сатире поэта важную роль стал играть собирательный образ «михенната» (низкого, подлого, коварного человека). Сулейман Стальский тяжело переживал драматические события перио да коллективизации, а затем и необоснованные репрессии, которые стали для него источником душевных мук («Кошмарный день», «Где остались?»).
Все увиденное привело поэта к печальному выводу, который он за несколько дней до смерти с потрясающей силой передал в стихотворении «Бренный мир». Мир опять оборачивается к человеку враждебной стороной.
Сегодня творчество Сулеймана Стальского требует не только нового осмысления. Остаются проблемы перевода его на русский язык, собирания неизвестных текстов поэта, а также текстологическая работа над его стихотворениями.
Справедливо сказал о поэте Н. Тихонов: «Он жил стихом и дышал им. В нем жили народ, страна, история . Он был живой летописью событий». ( Двойная радуга . М ., 1964. С . 300).