Яралиев Я. А.
Пелазги в древних греческих мифах
Известный древнегреческий поэт Гесиод (VII в. до н.э.), родившийся в Киме (Малая Азия) и живший в Беотии (Центральная Греция), написал великолепные поэмы «Работы и дни» и «Теогония». «Работы и дни» — поэма поучений, наставлений, прославляющая труд и справедливость. «Теогония» — поэма с собственной версией о происхождении богов и всего сущего в мифологическом ракурсе. Во втором монументальном произведении о происхождении богов ощущаются хеттские и хурритские влияния [1]. Вот как представляют Гесиод и другие древние авторы происхождение мира и богов.
Из существовавшего изначально вечного, безграничного, темного Хаоса произошла богиня Земля — Гея. Безграничный Хаос породил также могучую силу, все оживляющую Любовь — Эрос, вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый день — Гемера. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана. Вскоре Уран — Небо воцарился в мире и взял себе в жены благодатную Землю. Родились множество сыновей, дочерей, внуков и т.д.: Титан — Океан, богиня Фетида, Солнце — Гелиос, Луна — Селена и другие. Один из сыновей Урана коварный Крон (всепоглощающее время, от слова «хронос» — время) хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый ряд ужасных божеств: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Керр — уничтожение, Гипнос — он с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления и др. [2]1.
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети, как он сам выступил против своего отца. Он требовал от своей жены Реи каждого новорожденного ребенка и безжалостно их проглатывал. Рея не хотела потерять по-
‘ Обратите внимание на имена этих божеств: они имеют явно выраженное лезгиноязычное происхождение. Например, «Таната» — кьена та(н) (убить лучше), «тана» = «кьена» (умер); «Эриду» — чаради (разделенный; ведь в греческом языке нет звука «ча»); «Апату» — в перевертыше «утапа» = «тапар» (обман); «Кер» — «терг» (уничтожение); «Гипнос» — первая часть этого слова «гьип-» = «гьиф» = «йиф» (ночь).
следнего ребенка. По совету своих родителей Урана-Неба и Геи-Земли она удалилась на остров Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Нимфы Адрастея и Идея вскормили маленького Зевса молоком божественной козы Амалфеи (сказочное выражение «рог изобилия» также относится к козе Амалфеи).
Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет проглоченных им детей — Гестию (богиню жертвенного огня домашнего очага), Деметру (богиню плодородия, дающая рост всему на земле), Геру, Аида и Посейдона. После победы над Кроном и его титанами они стали спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство душ умерших. Земля осталась в общем владении. Хотя сыновья Крона поделили между собой власть над миром, но все же над всеми (людьми и богами) царит повелитель неба Зевс1 [2].
Таким образом, Зевс (и, следовательно, легенда о Зевсе) родился на Крите. А кто является создателем этих легенд, мифов? Несомненно, древнейшее население Крита.
Вышеупомянутый летописец Гесиод автохтоном острова Крит (и не только Крита) называет Пелазга [3]. Известный полководец Спарты Павсаний (V в. до н.э.) пишет, что первым человеком в Аркадии (т.е. в центральной области Пелопоннеса, юга Балканского полустрова, — рис. 1) был Пелазг. О том, что Пелазг, по одному из мифов о сотворе- нии мира, является первым человеком, читаем и в [4, с. 257] . Он стал родоначальником расы пелазгиев, древнейшего населения Греции. Пелазг указал людям как строить хижины и одеваться в свиные кожи. Пелазг научил также жителей Аркадии питаться желудями, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности. Поэтому в древнейших преданиях Пелазг считался отцом и Аргосских пелазгов и всех пелазгов Пелопоннеса и даже Северной Греции [3]. Пелазг — в греческой мифологии эпоним пелазгов. Он рожден землей. По одному варианту мифа, он сын Зевса и Ниобы, брат Аргоса, отец царя Аркадии Ликаона [4]. Царь Арголиды Пелазг — сын Палехтона [2] звучит как «Пелазг Палехтан», т.е. как лезгинская форма выражения «Пелазг, сын Палехта».
__________________
- ‘ «Зевос» — «Зевс» — «Зав» («небо» — по табасарански), «Цав» («небо» — по лезгински).
- 2 Археологические данные показывают, что впервые человек появился на Крите в неолите примерно в VII тыс. до н.э. [5]. 26
Рассказ Геродота о почитании в Додоне (Северная Греция — рис. 2) пелазгами богов, не наделенных еще именами, также относится к весьма древнему периоду в истории религиозного мышления, отвечающему столь же примитивной стадии состояния общества (по /6, с. 30/). Вот что пишет «отец истории» Геродот: «Первоначально пелазги совершали всякие священнодействия и молились богам, как мне рассказали, в Додоне, не называя по имени ни одного из богов, потому что никаких имен они не знали. Когда пелазги обратились с вопросом к додонскому прорицателю, принимать ли им имена богов варварские, оракул отвечал утвердительно. С того времени они при совершении жертвы называли богов по именам…» [7, II, 52].
Одним из первых богов пелазгов был Зевс. В Элладе главным культовым местом Зевса стал Крит. Особый цикл греческих мифов уже в древности был назван критским. По словам Диодора (по /8Г) сами критяне утверждали, что почести, воздаваемые богам, жертвоприношения, учреждение мистерий — все было изобретено критянами, другие народы все это у них позаимствовали.
Гомер называет Зевса Додоны Зевсом Пелазгическим и отмечает, что пелазгов надо отделить от греков и что первые издавна жили в стране Аргос (рис. 3). Пелазги чтят Небо и Землю, как верховные божества, с которыми связаны Бог-Небо «Зевс» и Мать-Земля «Демет- ра». Мать-Земля научила пелазгов, которые питались желудями, земледелию.
Итак, Зевс — пелазгский верховный бог. Следовательно, с одной стороны, все то, что связано с Зевсом и его потомками — творение пелазгов и, с другой стороны, именно пелазгов и родственных им племен в сражениях защищают Зевс и его сыновья.
Одним из наиболее почитаемых пелазгических богов является Аполлон — сын Зевса и Лато. Культ Аполлона не был известен ахейцам-грекам и он был заимствован греками после заселения ими западного побережья Малой Азии. Центрами культа Аполлона был остров Делос (рис. 2) — мифическая родина бога и его сестры богини Артемиды и храм в Дельфах (Средняя Греция — рис. 2) на склоне горы Парнас. Здесь от имени бога особая жрица давала предсказания как отдельным лицам, так и городским общинам. Со временем Аполлон превратился в божество света и солнца, и в дальнейшем в бога знания, покровителя наук и искусств, возглавлявшего группу второстепенных богинь-муз.
Из Греции культ Аполлона был перенесен греческими колонистами в Южную Италию, где он получил самое широкое распространение. Интересно отметить, что у хеттов было божество Апелюн (может быть, Апелун — Я.Я., Н.О.) по-видимому тоже заимствованное у хаттов, родственных пелазгам народов Месопотамии (хурритов) и Закавказья (албанов)[1]. О кавказских албанах Страбон пишет: «Они, как богов, почитают Солнце, Зевса и Луну» [9, XI, 4, 7].
«С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Превратившись в дельфина, бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на его корму. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы (город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф) и через плодородную долину повел критских моряков в Дельфа. Он сделал их первыми жрецами своего святилища» [2]. Естественно, здесь в лице критских моряков имеются ввиду пелазги.