Ярали Яралиев
Древнейшее население Балканского полуострова и Эгейского архипелага. Пеласги
Историки по Древней Греции однозначно утверждают, что греки не были коренным населением Балканского полуострова и Эгейского архипелага /3,5/. Сами греки констатируют, что до их прихода на территории будущей Греции жили пеласги, карийцы и лелеги. По всей видимости, они были родственными и поэтому в исторической литературе они упоминаются под именем их предводителя или вождя Пеласга. Пеласгские племена занимали южные части Балканского полуострова, островов Эгейского моря, Фессалии, Эпира, Крита, западного побережья Малой Азии. Именем пеласгов — Пелазгия — в древности называли полуостров Пелопоннес. Древнейшие исторические воспоминания Пелопоннеса связаны с горой Ликеем, очагом полуострова, Аркадским Олимпом. Здесь, по преданию, черная земля родила богоравного Пеласга, первого человека; здесь была принесена Зевсу первая жертва, здесь были положены первые основы жизни и общежития. Пелазг указал людям как строить хижины и одеваться в свиные кожи. Пелазг научил также жителей Аркадии питаться желудями, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности.
Древние греческие поэты и историки пеласгов называли циклопами — за то, что они воздвигали циклопические сооружения из громадных камней без цемента в Аргосе, Микенах и др. Напомним, что это воздвижение происходило в VII—III тыс. до н.э. По Гесиоду, циклопы- пеласги — помощники бога-кузнеца Гефеста: внутри горы Этны в Сицилии они ковали гром и молнию для Зевса и оружие для героев.
Ко времени пеласгов относится очень древний культ титаниды Деметры, дочери Кроноса и Реи, сестры Зевса, богини земледелия и брака. Он занимал видное место в греческой мифологии. По Геродоту, во времена пеласгов он был распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Малую Азию и др.
Пеласги основали ряд городов. В частности, город Агилла (Цере), который позднее являлся городом-государством этрусков, а теперь — современный Черветери (Италия). Древние Афины также были основаны пеласгами. Город первоначально занимал лишь верхнюю площадь крутого, доступного только с западной стороны холма, служившего крепостью, политическим и религиозным центром.
Древнейшие источники уверенно называют пеласгский язык субстратом греческого языка — то есть языком, сохраняющимся в языке греческого этноса, сменившего пеласгский язык. Влияние субстратного пеласгского языка проявляется в фонетике, фонологии, грамматике и лексике. Геродот пишет, что на каком языке говорили пеласги, точно сказать не может, хотя известно, что пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят, — утверждает Геродот,- на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти края. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других негреческих племен.
По Геродоту /7/, в прежние времена пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Имя же «боги» пеласги дали им потому, что боги установили мировой порядок и распределили все блага по своей воле. Только спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились гораздо позднее). Потом они вопросили об этих именах оракул в Додоне (ведь это прорицалище считается древнейшим в Элладе и в то же время было единственным). Так вот, когда пеласги вопросили оракул в Додоне, следует ли им принять имена богов от варваров, оракул дал утвердительный ответ. С этого-то времени пеласги стали при жертвоприношениях употреблять эти имена богов. А от пеласгов впоследствии их переняли эллины.
Какая-то часть пеласгов, ранее населявшая граничащие с теперешними дорянами земли (Фессалиотида), обитала во времена Геродота в городе Крестона, за тирсенами; другие пеласги, некогда жившие вместе с афинянами, поселились в Плакие и Скилаке на Геллеспонте. Кроме того, Геродоту были известны какие-то пеласгические поселения, названия которых изменились (т. е. получили греческие наименования). На основании этого последнего обстоятельства, а также наблюдений над упоминавшимися выше остатками пеласгов Геродот делает справедливое умозаключение: если таковы все пеласгические племена, то население Аттики, бывшее пеласгическим, превратившись в эллинов, переменило и язык.
Наиболее полную коллекцию высказываний античных авторов по поводу пеласгов можно найти в книге Лохнер-Хюттенбаха. По Лохнер-Хюттенбаху, пеласги определенно были в Фессалии, Эпире, Аттике, северном Пелопоннесе, на Крите, в Трое, Халкидике. Точно не установлено, какие места они населяли на малоазийском берегу и на островах Самофракии, Лемносе, Имбросе, Хиосе, Самосе. Пеласгские поселения отмечены в Италии.
Другие раннеисторические народы, обитавшие до и одновременно с греками в бассейне Эгейского моря, занимают в трудах античных авторов значительно более скромное место. Представляют интерес древнеписьменные данные о пребывании на территории Эллады народов, малоазийское (анатолийское) происхождение которых в настоящее время практически неоспоримо, таких, как карийцы, ликийцы, лелеги и другие.
Карийцы. О догреческих карийцах, обитавших некогда на Эгейских островах, можно почерпнуть довольно скупые сведения у Геродота: карийцы (малоазийские) перешли на материк с островов; сначала, занимая острова, они подчинялись Миносу (царю критской державы) и назывались лелегами. По прошествии большого отрезка времени дорийцы и ионийцы изгнали карийцев с островов, и таким образом они перешли на материк. Так о карийцах рассказывают критяне, но сами карийцы с ними не соглашаются и признают себя автохтонами на материке, носившими всегда то же самое имя (карийцев).
Страбон пишет /8/, что из множества рассказов о карийцах общепринятым считается тот, согласно которому карийцы были подвластны Миносу (они назывались тогда лелегами) и жили на островах; затем, переселившись на материк, завладели большей частью побережья и внутренней области страны, отняв ее у прежних владельцев, главным образом, у лелегов и пеласгов. Однако часть владений у них отняли греки — ионийцы и дорийцы. Свидетельством их пристрастия к войне служат своеобразные рукоятки щитов, которые называются «карийскими».
Ликийцы. О ликийцах у Геродота почти идентичные сведения: ликийцы изначально происходят с Крита. Минос изгнал своего брата Сарпедона и его приверженцев. Изгнанники пришли в Азию, в землю Милиаду. Пока ими правил Сарпедон, они назывались термилами — тем самым именем, которое они принесли в Азию и которым еще теперь называют ликийцев соседи.
Лелеги. По некоторым данным, содержащимся у Страбона, ссылающегося в свою очередь на Гесиода и Аристотеля, можно заключить, что лелеги в догреческий период занимали Локриду и юго-запад Пелопоннеса. Затем они были вытеснены на острова, где, видимо, попали в зависимость от карийцев. Судя по приведенной выше цитате из Геродота, греки плохо различали лелегов и карийцев — жителей островов. В то же время Гомер в «Илиаде» пишет только о малоазийских лелегах и хорошо отличает их от карийцев. Не исключено, что лелеги попали на малоазийский материк в составе карийцев.
Античные сведения о догреческих народах приведенным материалом, разумеется, не исчерпынаются. Но нас в данном случае интересуют не конкретно-исторические черты этих племен, а сам факт существования, согласно письменной традиции, на юге Балканского полуострова и Эгейских островах догреческого населения, в частности карийцев и ликийцев, исторически засвидетельствованных в восточной части эгейского бассейна. Как известно, сами греки не были этнически однородны; прибывая в Элладу волнами, отделенными друг от друга большими промежутками времени, двигаясь различными путями, покоряя и колонизируя отдельные области западной Эгеиды с неодинаковой быстротой, они, конечно, не могли заполнить сразу всю территорию материковой Греции с прилегающими островами и в короткий срок ассимилировать все иноплеменное население. Отдельные греческие племена соприкасались (т. е. наслаивались или подолгу соседили) с различными догреческими народами, как в исторический период они, например, контактировали с иллирийцами, воспринимая от них столь же генетически различные языковые и культурные элементы. С этим связана одна из наиболее актуальных задач в догреческом языкознании — разграничение слоев заимствований, составляющих единую плоскость проекции. Археологические и исторические данные также показывают сравнительно мирный характер додорийских переселений греков (первая четверть II тыс.).
Представляет значительный интерес материал о пеласгах, помещенный в «А Dictionary of Greek and Roman Geography». Считаем целесообразным, привести здесь сокращенное содержание этого материала, взятая из Интернета (http://www.tezan.ru/pel.htm) /6/.
Пеласги — древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Их следы находят также в МалойАзии и Италии.