В первые десятилетия XVIII века политическая и международная обстановка на Кавказе, по сравнению со второй половиной XVII века, очень осложнилась. За обладание этим регионом соперничали шахская Персия, Османская Турция и Россия. Чтобы не допустить утверждения на Кавказе Персии и Турции, Петр I вынужден был активизировать свою внешнюю политику в этом направлении1, для чего и был предпринят в 1722 — 1723 годах Каспийский поход.
Стараясь создать себе опору в Прикаспийских провинциях и тем самым упрочить свои позиции в присоединенных территориях, русское правительство привлекало сюда христианское население, в особенности армян. Известно, что еще до вышеназванного похода Петр I призывал армян и грузин к переселению в Прикаспийские районы. Неслучайно в сентябре 1722 года он поручил ехавшему в Картли подпоручику И.Толстому разузнать о возможности найти там людей, склонных к переселению в окрестности Дербента и Шемахи, а также «можно ль нанять их в … службу»2.
Генерал Матюшкин 18 августа 1723 года писал П.А.Толстому: «По прежней царской инструкции повелевалось бакинцев выслать из города, однако того сделать нельзя, поскольку от такого мероприятия от сальянских обывателей и из прочих деревень никаким харчевым припасом в Баку приезжали бы, более того близлежащих деревень могли разойтитца и не того немалого б плода не было»3. Вместе с тем Матюшкин сообщал и о другом указе Петра 1, касающемся отношения к местным жителям: «… по- мяхче ..». ежели б какое озлобление здешним жителям было учинено, то б ни откуду харчевого привозу не было и нефти покупать было ни в кому и пошлины б збирать не с ково»4.
Уже после взятия Баку, 14 сентября 1723 года, Петр I предписывал Матюшкину, чтобы в отношении бакинских жителей действовал по своему усмотрению, исходя из обстоятельств, «однако же сколько может без вреда, столь их людей убавить»5. Петр I советовал из Баку выслать, в основном, суннитов, то есть единоверцев Турции4.
В дополнительных инструкциях от 22 мая 1724 г. Матюшкину поручалось разведать о возможностях поселения в Гиляне и Мазандаране русских7. Там же говорилось и о высылке бакинских жителей в Астрахань, а оттуда еще дальше, оставив в Баку лишь тех жителей, без которых невозможно обойтись. Здесь же предусматривались и радикальные меры: «…о смотрении между тем за женами и детьми оных жителей, чтобы не ушли, повелевая подозрительных людей не только в Баке, но и в других местах казнить'». Правда, здесь же содержалась и оговорка о том, что Матюшкин должен поступать «по своему усмотрению, так как дальность описки не терпит»9.
В октябре 1724 года в соответствии с указом Петра I Терский город был упразднен, а все его жители и остатки гарнизона, в том числе и жившие в нем терские городовые казаки, были переведены в крепость Святой Крест, как и жившие при Терках представители нерусских народностей. Тогда же к крепости Св. Креста Петр 1 переселил с Дона 1000 семей «сказочных» (то есть настоящих семейных и внесенных в списки, а не набродных) казаков10. Они поселились несколькими городками по реке Аграхани (500 семейств) и вверх от нее по Сулаку (500 семейств), образовав так называемое Аграханское казачье войско».
Однако уже в октябре 1724 года Петр I, получив известие о планировавшемся антироссийском выступлении в г. Баку, снова ужесточил свои указания, приказав генералу Матюшкину выслать бакинских жителей в Астрахань и оттуда в Москву, оставив лишь необходимое количество жителей, но и за ними установить строгий надзор, а всех подозрительных казнить12.
Еще 24 сентября 1724 г. посланному в Стамбул А. Румянцеву Петр I предписал уговорить армян переселиться в Прикаспийские провинции, пообещав им, что, ‘если они прибудут, то местные жители будут вывезены, а им — армянам отдадут их места». Когда карабахские и капанские армяне в 1724 году отправили попов Антония и Петра и кевха Челеби к русскому двору с просьбой о принятии армян в русскую протекцию14, им была выдана «промемория», в которой, в частности, говорилось, что Россия имеет договоры с Османской империей, по которым не может армянам послать помощь и защищать их, поэтому предлагалось им переселиться в Гилян, Мазандаран, Баку, Дербент и в другие прикаспийские земли».
Находившемуся в Закавказье армянскому эмиссару Ивану Карапету было отправлено письмо из коллегии иностранных дел, чтобы он склонил патриарха Исайя и других армян к переселению в Прикаспийские провинции14.
10 ноября 1724 г. последовал императорский указ генералу Матюшкину о том, чтобы «когда те армяне в Гилян, Мазандаран, в Баку или в Дербенд или же в другие Прикаспийские провинции прибудут, то надлежит их принять ласково и отвести удобные места для их поселения, отдав им в городах и селах те пустующие дворы и дома, а также домов и дворов, показавших России какую-то противность или подозрительность в недоброжелательном отношении России, выселив их»».
В Баку полковнику Остафьеву предписывалось поселить армян как в городе, так и «при Баку и в Сальянах и в селах, тамо лежащих, и в протчих, в Дербенд, к полковнику Юнгеру отвести им как в Дербенде, так и в селах при оном лежащих, в крепость Святого Креста, по рекам Судаку, Аграхани и Тереку»». У крепости Святого Креста поселилось 450 армянских и Грузинских семей, где они «на собственный кошт построили домы и лавки», а также несколько семей восточных купцов вдобавок к тем, которые были переведены сюда из Терского города14. После Каспийского похода Петра I при этой же крепости поселились Эльмурза Бекович-Черкасский из Большой Кабарды и владелец Асламбек Кеметов из Малой Кабарды со своими подданными отдельной слободой. С их появлением число жителей Черкасской слободы возросло до 300 семей20.
В ноябре 1724 г. из коллегии иностранных дел последовал указ Юнгеру об отведении армянскому попу Антонию, когда он со своей семьей и имуществом прибудет, один из имеющихся пустых дворов, а также подготовить удобные места для прибывших с попом армян2‘. Однако в середине 1725 г. патриарх и армянские феодалы выразили желание принять российское подданство, не покидая свои жилища22.
В 1725 — 1735 гг. в прикаспийских провинциях уже проживало немало грузин и армян, а в составе русских войск числились армянский и грузинский эскадроны. В 1736 году в Дербенте были основаны грузинская церковь и монастырь». 16
Переселенческая политика царизма в рассматриваемое время не имела успеха. Русское правительство вынуждено было вернуть большинство бакинцев, сосланных в Россию в 1724 году. Екатерина I в 1726 году наложила резолюцию на прошение Вахтанга VI об освобождении гилянцев и бакинцев и о возвращении их на свои прежние места жительства, кроме крещенных и находившихся во внутренней России». А впоследствии русское командование в Прикаспии по практическим соображениям даже изменило направление своей демографической политики.
Так, когда в конце 1728 г. армянские юзбаши Тархан и Аван со своими людьми прибыли в Прикаспий, Румянцев высказал князю Долгорукову, что лучше армянам оставаться на своих местах проживания, так как все деревни около Шабрана уже заселены и упорядочен сбор податей и налогов; кроме того, если выселить мусульман, то тем можно всех от себя отлучить и не получить никакой пользы25.
Таким образом, пытаясь укрепить свои позиции на присоединенных к России территориях, Петр I проводил ряд мероприятий, среди которых не последняя роль отводилась переселению единоверных христианских народов, в частности армян и грузин, на новые земли, а также размещение русского населения в приграничных зонах.
Барышникова Н.В.
____________________________________________