Н. Бедирханов
Докузпара Кавказского края
Ядром Докузпаринского района является Алтыпара — Куруш, Микрах, Каладжух, Текипиркент, Кара-Кюра, Мака. Из этих строк уже видно, что до недавних пор тюркский язык (могъол чIал) был сильно распространен в нашем крае. На базе этих шести селений в 1900 г. образовался Докузпаринский участок.
У Докузпаринцев нет истории главным образом из-за отсутствия мягкого камня, вернее надписей на них. Дикий и тяжелый камень очень трудно обрабатывается, поэтому и нет ярких архитектурных сооружений.
Мало источников, откуда можно было бы почерпнуть верные исторические сведения о нашем народе для изображения происшествий в хронологическом порядке. Особое место среди хранившихся материалов занимают камеральные описания 1839, 1850 гг., Т.Н. «Народные переписи». Они содержат интересный материал о количестве дымов-хозяйств, численности населения, грамотность отдельных лиц. По более обширной программе происходило составление посемейных списков в мае-ноябре 1886 г., по сравнению с таковыми в 1865, 1873 гг.
Последняя сплошная перепись населения производилась в 1897 г., но в них отсутствует регистрация рождений и смертей, поэтому она имеет условное значение. Переписи 1917, 1923, 1926-27, 1937, 1939 гг., не специальные, а приуроченные к составлению налогов. Переписью 1927 г. охвачен из Самурского округа только с.Куруш, перепись 1917 г. должна была выяснять количество наличных рабочих сил, скота, инвентаря, зерна и земли т.к. война затягивалась и третий год «великой войны» и в Докузпаринские селения были отправлены переписчики, среди которых были должностные лица в округе.
Большое значение имеют документы, отложившиеся в деятельности местных, кавказских и российских властей.
Докузпаринцы относятся к шахдагской группе лезгин. Известный А. Берже, пять месяцев путешествовавший по южному Дагестану в 1860 г, «С ученою целью», отметил, что в Нагорном Дагестане лезгинский язык есть господствующий. Услар писал, что лезгинами куринцы не называют кроме себя никого. Гюльденштедт Г. Риттих…, что «кумыки…тавлинами называют аварцев…,тогда как на юге их зовут лезгинами». Причем, этот последний это сведение почерпнул у Дубровина. С. Т. Конопка в книге «Кавказъ» (Тифлис 1914) также подтверждает, что «главных наречий в лезгинском языке два: кюринское и ахтынское, мало различное между собою. К языку лезгинскому можно отнести рутульцев, цахуров, агулов и табасаранцев. Кроме того аул Арчи, что в Гунибском округе, также относят к кюринскому языку». Известный Зубов автор «Обозрений российских владений за Кавказом» (СПб, 1836 г.5 стр.90) отметил, что «Лезгины считают себя обитателями провинции Кубинской, а татар почитают пришельцами» (и Баку с Шемахой тогда входили в Кубинскую провинцию).
А. Швецова в нач. 19 в. сообщила, что лезгины рассказывали, что далекие предки их являлись выходцами из Индии и что об этом написано было в не дошедшей до нее списке «Дербент- наме». Из Ширванских земель спустя 9 столетий земля их была опустошена хазарами, затем персами. Уцелевшая часть была оттеснена в горные районы Дагестана. Адам Олсарий еще в 1636 г. писал, что на горе Эльбрус, на границе Грузии и Табасарана раньше персы держали свой негасимый огонь и поклонялись ему. Теперь эти поклонники убежали в Индию. Далее он сообщает, что «по дороге из Кубы к Шахдагу найдена в большом количестве остатки мамонтовых костей и карстовые пещеры в известняковой толще этой горы».
Индийское происхождение части лезгин подтверждают и Шопен, и Рейнегс. Газ выходил и вечно горел близ горы Таран, близ сел. Хиналуг, близ сел. Лагич (совместно вышедшее из Лагиджана с частью мискинджинцев) и близ Баку. Огнепоклонники еще удержались до 19 в., близ Баку а в первых двух «из-за хищничества соседей они вынуждены были покинуть».
В отдаленные времена в Закавказье проникли лезгинский народ — удины — положившие основание албанскому царству.
Глубокий историк С. Т. Еремян считал, что «леки в античную эпоху занимали те же места, что и ныне, в долине р. Самур».
Со времен Ахеменидов в наши горы переселялись персы, но массовое переселение началось в 6 веке. Списки «Ахты наме» — А. Бакиханова и Десимона сообщают маловероятные сведения, а именно об основании с. Куруш выходцами из Микраха. Во втором списке упоминается и Кара-Кюре, отсутствующего в первом и все события относятся к 6-9 векам.
Арабы переселялись в сел. Усух. Первоначально это был пункт для убийства провинившихся (плаха), т.е. «сух» — вонзанием штыков. Таковой пункт был создан и возле Кураха, и ныне называемый Усух.
В старых хрониках упоминаются также древние лезгинские селения Мака и Мискинджа. Было время, когда на наш народ оказывало свое влияние Грузинское царство. Академик Морган Л. Г. ‘(США) в нач. 19 века утверждал, что в 12 веке Грузинское царство почти утвердилось в Самурской провинции, а само слово «Самур» не турецкое, а грузинское, означающее «приятный». До недавних времен среди лезгин было широко распространено имя Пери-Ханум, означающее царица Тамар. В лезгинской мифологии Пери — это добрая фея в образе прекрасной крылатой женщины. Лермонтов в 1838 г. писал «нежна как Пери молодая». Символический образ Пери возникал в «Демоне» при описании умершей Тамары. Пери упоминается и в поэме «Рай и Пери». Да и национальный танец грузин «Лезгинка» унесли грузины, спустившиеся с лезгинских гор.
В «Кайтагских рукописях» широко упоминаются Докузпаринские деревни: в одной грамоте перечисляются совместно с Ахты, Мискинджи, Микрах, Кюре, крепость Хакуль-Мака, Альфа (фий), Альмаза (мацар) и слово «Докузпара». Оказывается этот союз существовал до 15 века, что подтверждает и Шопен. К этому времени тюркско-монгольский язык уже был сильно распространен в лезгинский селениях, а союз Докузпара включая в себя 9 других деревень: Фий, Маза, Джигъ-Джигъ и др. В это время резиденцией Ширваншахов была избрана крепость Ахир, а рядом с ним они построили сел. Ихир из невольников. («Ахир» — то село, «Ихир» — это село).
Ширваншахи были потомками кайтагов, вышедшие из мазинцев (Альмаза). Важнейшие документы кайтагских беков были переданы А. Д. Берже (франзуз) в 1864 году в императорскую библиотеку в Париже, где они хранятся и ныне, но и поныне никем не изучается. В рукописи, из которой списал М. Рафи, датируемой 310 (922 г) говорится: …войны сыновей умершего Кайтагского уцмия… Эмир Эльча вышел в Агдашский магал,…наследник Эльча отправился для управления одной крепостью в округе Докузпара. Его звали Мухаммед бег, а крепость называлась Ахир-Докуз-пара «для обороны горных высот». После Эльча Ихиром управлял Альмаза, «третий сын Ахмедбег пошел со своими детьми в Мискинджи и слился с тамошним народом. Его потомки остались там,…другие утвердились в Куруше, Маза, Чик-чик, Рутул…» (стр.1076, 1077). Из всего сказанного интереснее всего то, что Мискинджа является старинным лезгинским селением, но с третьим появлением персов (сефевидских) произошли изменения в вере. В списанном сочинении 812 (1409 г) Албурзи записал на боку: «…переписал эту книгу Калам Мискинджа для своего устаза… Шинази, а он известный ученый в области Лезгистан». В «Дербент наме» сказано (стр.45) в 120-738 г Мерван стал собирать повинности с жителей Кюра и Мискинджа. Одна из надписей 15 веке упоминается крепость Аджиахур, построенная в 1576 году, принадлежавшая Ширваншаху. На ее развалинах в 1837 году русские построили Тифлисскую (Аджиахурскую) крепость, что во владениях с.Кара-Кюра. Из времен управления ширваншахами примечательно соглашение жителей Кара-Кюре и Таирджал из-за огромного участка «КОШ», предназначенный для пастьбы коней и скота: «благородный ширваншах Халилуллах отправил… помощника своего для окончания этой тяжбы. В угоду ему представители общины таиржальцев оставили клятву в присутствии муэдзинов и свидетелей из Микраха, Куруша, Эджехура.
…Главный свидетель — печать Эмира…в благословенном месяце раббиал Эхир 1225/1810 г» (Это копия с копии). Примечательно, что Махтар Сенжаб, наместник Абу Муслима в с. Кара- Кюре был братом ширваншаха Султан Ибрагима — беглербегом.
Архивы Ирана до Каджарского периода мало сохранились, кроме фирманов шахов и Шемахинских ханов. Известно, что шейх Софии ад-дин (измененный у нас Сефи, Софи, Сефибег, Сей- федин и даже Сфи) был суннитом, религиозным деятелем и крупным землевладельцем вокруг Ардебила. Однако пришедши к власти Джунейд стал шиитом. Историк-современник писал: «он изменил образ жизни своих предков… он стремился завоевать какую-нибудь страну… собирал вокруг себя вооруженных мюридов и в 1459-1460 гг. двинулся на Ширван и Черкессию, но около сел. Гапцах он был разбит совместными войсками лезгин и Ширваншаха. Обезглавленный шейх был похоронен в местечке Яргун. Впоследствии по невежеству людей его почитали хазретом, т.е. святым и Яргун постепенно превратился в сел. Хазра. Так же погиб и сын Джунейда — безрассудный Хайзар в Табасаране.
Поздние сефевиды были более трезвы, хотя и жестоки. Они отстаивали идею государства, как единственного собственника земли. Вначале они содействовали массовой конфискации земель у старых феодалов. Эта социализация общества облегчила им покорение новых стран, в том числе и высокогорных. Фирманы признавали только право служилого человека на получение денег, продуктов, но не право распоряжения землей. Нефтяные колодцы, пастбища составляли регалию персидских шахов и духовенства (вахф), перешедшие к ним на основании шахских грамот (талакь). Их освобождали от повинностей, они обязывались отправлять в мечети моление. Именно в эти годы шиизм был принят мискинджинцами, подобно тому, как осетины приняли христианство из-за земеаь, дарованных им Екатериной. Гарнизоном земель нынешней Докузпары располагался в сел. Каладжух. Этим селениям и Пиркенту фирманами и выделялись хорошие земли, отняв их у Ахты и Микраха. Историю этих и других селений Докузпары расскажем в специальной книге, а пока скажем, что с течением времени в связи с упадком справедливости и законности в Сефевидском государстве, что особенно господствовало при шахе Аббасе 1, оно пало. Жители нынешней Докузпары в нач. 18 века, услышав, что войска Шемахинского Хана ушли для отражения афганцев, что «народ, именуемый лезги, прежде подданные персидские, которые живут…- около горы Шахдаг…8 тысяч человек…пришли к Шемахе, около которого разорили много деревень и людей…»
Салам алейкум! У меня вопросы к Бедирханову! И я ему благодарен! Но телефон его не отвечает!