Ядром Докузпаринского района является Алтыпара — Куруш, Микрах, Каладжух, Текипиркент, Кара-Кюра, Мака. Из этих строк уже видно, что до недавних пор тюркский язык (могъол чIал) был сильно распространен в нашем крае. На базе этих шести селений в 1900 г. образовался Докузпаринский участок.
У Докузпаринцев нет истории главным образом из-за отсутствия мягкого камня, вернее надписей на них. Дикий и тяжелый камень очень трудно обрабатывается, поэтому и нет ярких архитектурных сооружений.
Мало источников, откуда можно было бы почерпнуть верные исторические сведения о нашем народе для изображения происшествий в хронологическом порядке. Особое место среди хранившихся материалов занимают камеральные описания 1839, 1850 гг., Т.Н. «Народные переписи». Они содержат интересный материал о количестве дымов-хозяйств, численности населения, грамотность отдельных лиц. По более обширной программе происходило составление посемейных списков в мае-ноябре 1886 г., по сравнению с таковыми в 1865, 1873 гг.
Последняя сплошная перепись населения производилась в 1897 г., но в них отсутствует регистрация рождений и смертей, поэтому она имеет условное значение. Переписи 1917, 1923, 1926-27, 1937, 1939 гг., не специальные, а приуроченные к составлению налогов. Переписью 1927 г. охвачен из Самурского округа только с.Куруш, перепись 1917 г. должна была выяснять количество наличных рабочих сил, скота, инвентаря, зерна и земли т.к. война затягивалась и третий год «великой войны» и в Докузпаринские селения были отправлены переписчики, среди которых были должностные лица в округе.
Большое значение имеют документы, отложившиеся в деятельности местных, кавказских и российских властей.
Докузпаринцы относятся к шахдагской группе лезгин. Известный А. Берже, пять месяцев путешествовавший по южному Дагестану в 1860 г, «С ученою целью», отметил, что в Нагорном Дагестане лезгинский язык есть господствующий. Услар писал, что лезгинами куринцы не называют кроме себя никого. Гюльденштедт Г. Риттих…, что «кумыки…тавлинами называют аварцев…,тогда как на юге их зовут лезгинами». Причем, этот последний это сведение почерпнул у Дубровина. С. Т. Конопка в книге «Кавказъ» (Тифлис 1914) также подтверждает, что «главных наречий в лезгинском языке два: кюринское и ахтынское, мало различное между собою. К языку лезгинскому можно отнести рутульцев, цахуров, агулов и табасаранцев. Кроме того аул Арчи, что в Гунибском округе, также относят к кюринскому языку». Известный Зубов автор «Обозрений российских владений за Кавказом» (СПб, 1836 г.5 стр.90) отметил, что «Лезгины считают себя обитателями провинции Кубинской, а татар почитают пришельцами» (и Баку с Шемахой тогда входили в Кубинскую провинцию).
А. Швецова в нач. 19 в. сообщила, что лезгины рассказывали, что далекие предки их являлись выходцами из Индии и что об этом написано было в не дошедшей до нее списке «Дербент- наме». Из Ширванских земель спустя 9 столетий земля их была опустошена хазарами, затем персами. Уцелевшая часть была оттеснена в горные районы Дагестана. Адам Олсарий еще в 1636 г. писал, что на горе Эльбрус, на границе Грузии и Табасарана раньше персы держали свой негасимый огонь и поклонялись ему. Теперь эти поклонники убежали в Индию. Далее он сообщает, что «по дороге из Кубы к Шахдагу найдена в большом количестве остатки мамонтовых костей и карстовые пещеры в известняковой толще этой горы».
Индийское происхождение части лезгин подтверждают и Шопен, и Рейнегс. Газ выходил и вечно горел близ горы Таран, близ сел. Хиналуг, близ сел. Лагич (совместно вышедшее из Лагиджана с частью мискинджинцев) и близ Баку. Огнепоклонники еще удержались до 19 в., близ Баку а в первых двух «из-за хищничества соседей они вынуждены были покинуть».
В отдаленные времена в Закавказье проникли лезгинский народ — удины — положившие основание албанскому царству.
Глубокий историк С. Т. Еремян считал, что «леки в античную эпоху занимали те же места, что и ныне, в долине р. Самур».
Со времен Ахеменидов в наши горы переселялись персы, но массовое переселение началось в 6 веке. Списки «Ахты наме» — А. Бакиханова и Десимона сообщают маловероятные сведения, а именно об основании с. Куруш выходцами из Микраха. Во втором списке упоминается и Кара-Кюре, отсутствующего в первом и все события относятся к 6-9 векам.
Арабы переселялись в сел. Усух. Первоначально это был пункт для убийства провинившихся (плаха), т.е. «сух» — вонзанием штыков. Таковой пункт был создан и возле Кураха, и ныне называемый Усух.
В старых хрониках упоминаются также древние лезгинские селения Мака и Мискинджа. Было время, когда на наш народ оказывало свое влияние Грузинское царство. Академик Морган Л. Г. ‘(США) в нач. 19 века утверждал, что в 12 веке Грузинское царство почти утвердилось в Самурской провинции, а само слово «Самур» не турецкое, а грузинское, означающее «приятный». До недавних времен среди лезгин было широко распространено имя Пери-Ханум, означающее царица Тамар. В лезгинской мифологии Пери — это добрая фея в образе прекрасной крылатой женщины. Лермонтов в 1838 г. писал «нежна как Пери молодая». Символический образ Пери возникал в «Демоне» при описании умершей Тамары. Пери упоминается и в поэме «Рай и Пери». Да и национальный танец грузин «Лезгинка» унесли грузины, спустившиеся с лезгинских гор.
В «Кайтагских рукописях» широко упоминаются Докузпаринские деревни: в одной грамоте перечисляются совместно с Ахты, Мискинджи, Микрах, Кюре, крепость Хакуль-Мака, Альфа (фий), Альмаза (мацар) и слово «Докузпара». Оказывается этот союз существовал до 15 века, что подтверждает и Шопен. К этому времени тюркско-монгольский язык уже был сильно распространен в лезгинский селениях, а союз Докузпара включая в себя 9 других деревень: Фий, Маза, Джигъ-Джигъ и др. В это время резиденцией Ширваншахов была избрана крепость Ахир, а рядом с ним они построили сел. Ихир из невольников. («Ахир» — то село, «Ихир» — это село).
Ширваншахи были потомками кайтагов, вышедшие из мазинцев (Альмаза). Важнейшие документы кайтагских беков были переданы А. Д. Берже (франзуз) в 1864 году в императорскую библиотеку в Париже, где они хранятся и ныне, но и поныне никем не изучается. В рукописи, из которой списал М. Рафи, датируемой 310 (922 г) говорится: …войны сыновей умершего Кайтагского уцмия… Эмир Эльча вышел в Агдашский магал,…наследник Эльча отправился для управления одной крепостью в округе Докузпара. Его звали Мухаммед бег, а крепость называлась Ахир-Докуз-пара «для обороны горных высот». После Эльча Ихиром управлял Альмаза, «третий сын Ахмедбег пошел со своими детьми в Мискинджи и слился с тамошним народом. Его потомки остались там,…другие утвердились в Куруше, Маза, Чик-чик, Рутул…» (стр.1076, 1077). Из всего сказанного интереснее всего то, что Мискинджа является старинным лезгинским селением, но с третьим появлением персов (сефевидских) произошли изменения в вере. В списанном сочинении 812 (1409 г) Албурзи записал на боку: «…переписал эту книгу Калам Мискинджа для своего устаза… Шинази, а он известный ученый в области Лезгистан». В «Дербент наме» сказано (стр.45) в 120-738 г Мерван стал собирать повинности с жителей Кюра и Мискинджа. Одна из надписей 15 веке упоминается крепость Аджиахур, построенная в 1576 году, принадлежавшая Ширваншаху. На ее развалинах в 1837 году русские построили Тифлисскую (Аджиахурскую) крепость, что во владениях с.Кара-Кюра. Из времен управления ширваншахами примечательно соглашение жителей Кара-Кюре и Таирджал из-за огромного участка «КОШ», предназначенный для пастьбы коней и скота: «благородный ширваншах Халилуллах отправил… помощника своего для окончания этой тяжбы. В угоду ему представители общины таиржальцев оставили клятву в присутствии муэдзинов и свидетелей из Микраха, Куруша, Эджехура.
…Главный свидетель — печать Эмира…в благословенном месяце раббиал Эхир 1225/1810 г» (Это копия с копии). Примечательно, что Махтар Сенжаб, наместник Абу Муслима в с. Кара- Кюре был братом ширваншаха Султан Ибрагима — беглербегом.
Архивы Ирана до Каджарского периода мало сохранились, кроме фирманов шахов и Шемахинских ханов. Известно, что шейх Софии ад-дин (измененный у нас Сефи, Софи, Сефибег, Сей- федин и даже Сфи) был суннитом, религиозным деятелем и крупным землевладельцем вокруг Ардебила. Однако пришедши к власти Джунейд стал шиитом. Историк-современник писал: «он изменил образ жизни своих предков… он стремился завоевать какую-нибудь страну… собирал вокруг себя вооруженных мюридов и в 1459-1460 гг. двинулся на Ширван и Черкессию, но около сел. Гапцах он был разбит совместными войсками лезгин и Ширваншаха. Обезглавленный шейх был похоронен в местечке Яргун. Впоследствии по невежеству людей его почитали хазретом, т.е. святым и Яргун постепенно превратился в сел. Хазра. Так же погиб и сын Джунейда — безрассудный Хайзар в Табасаране.
Поздние сефевиды были более трезвы, хотя и жестоки. Они отстаивали идею государства, как единственного собственника земли. Вначале они содействовали массовой конфискации земель у старых феодалов. Эта социализация общества облегчила им покорение новых стран, в том числе и высокогорных. Фирманы признавали только право служилого человека на получение денег, продуктов, но не право распоряжения землей. Нефтяные колодцы, пастбища составляли регалию персидских шахов и духовенства (вахф), перешедшие к ним на основании шахских грамот (талакь). Их освобождали от повинностей, они обязывались отправлять в мечети моление. Именно в эти годы шиизм был принят мискинджинцами, подобно тому, как осетины приняли христианство из-за земеаь, дарованных им Екатериной. Гарнизоном земель нынешней Докузпары располагался в сел. Каладжух. Этим селениям и Пиркенту фирманами и выделялись хорошие земли, отняв их у Ахты и Микраха. Историю этих и других селений Докузпары расскажем в специальной книге, а пока скажем, что с течением времени в связи с упадком справедливости и законности в Сефевидском государстве, что особенно господствовало при шахе Аббасе 1, оно пало. Жители нынешней Докузпары в нач. 18 века, услышав, что войска Шемахинского Хана ушли для отражения афганцев, что «народ, именуемый лезги, прежде подданные персидские, которые живут…- около горы Шахдаг…8 тысяч человек…пришли к Шемахе, около которого разорили много деревень и людей…»
После упадка Персии ахтынцы и микрахцы потирали руки: теперь все отнятые земли и богатства мискинджинцев и каладжухцев можно и отобрать. В период за 1711-1803 гг. на Мискинджи было совершено около десятка нападений, но Докузпаринцы и затем появившиеся алтыпаринцы воспрепятствовали ахтынцам и микрахцам усиления своего влияния. Ухул, Льга Пиркент, Фий, Маза, Чиг-чиг…другие поддержали Мискинджу, а оставшиеся внутри крепости каладжухцев покровительствовали Мака-Кара-Кюринские старшины, многие каладжухцы нашли у них приют и в результате образования Алты-пара Кара-Кюра стала в ней доминирующим, даже в некоторых документах Алты-пара называют Калагуринцами. Правда затем благодаря своему централизованному положению центром для обсуждения общественных дел участка стало сел. Микрах.
Сел. Мискинджа время от времени превратился в уездный центр Докузпары, жители которого помогли ему отстаивать свое селение и не раз. На сходах мискинджинцы предлагали принять суннизм, чего, кстати, им предлагал и Надир шах. Жители Микраха и Куруша также приютили мискинджинцев, называя их братьями Единственной разницей фактически было то, что здесь Эфенди назывался Ахундом, а «Шахсей-вахсей» в те годы не было и появилась эта церемония снова после прихода русских. Последние рассчитывали, что если сунны восстанут, то шииты нам посодействует.
Итак, если Докузпара образовалась давно, то Алтыпара образовалась в 1-ой половине 18 века. О ней и о сел. Мискинджа поговорим подробнее.
После упадка Ирана Турция и Россия решили завладеть его провинциями, и по договору 1724 г. Алтыпара «досталась» России, а Ахтыпара, Докузпара и Рутульские общества — Турции. «Но, — писал А. Бутков,- жители Алтыпаринского магала, жившие в крепких местах, не желали и слышать о таком разделении и поэтому были оставлены в покое. Гербер также говорит, что «все пять уездов противятся обеим государствам, все заедино стоят».
С падением Ирана все сунниты напали на шиитов и создавшейся обстановкой воспользовался Казикумухский хан, который утвердился на кюринской стороне, Кака, Ялахъ и предлагал свое покровительства Мискиндже, расположенной на левой стороне Самура. Это остатки иранского гарнизона даже во времена голландца Гербера были расположены под Гатун дагом «Подле реки Самура по Нордовой стороне напротив Ахты, между которым уездом река Самура течет, от Норды высокими горами закрыто» (Норд по голландски — «Север»). Он же пишет: «В Ахтынской республике три округа: Ахтыпара — главное село Ахты, Докузпара — главное село Мискинджи и Алтипара, где главное местечко Келегур». Каждый прищелец избирал себе местопребывания на новом месте, а именно: арабы в Куруше, персы — Сасанидские в Ахти и Мискинджа, Ширвашахи в Ахире, Сефевидские персы — в Каладжухе и Пиркенте, затем русские — в Ахтах. Остается неясным: откуда Айястан, Эрмени хуьр, Эрмени рехъ, Эрмени дин. Это от того, что у армян с древних времен имелись своя письменность и историки. К нам время от времени приходили миссионеры из Константинополя и Эчмиадзинского монастыря для сборов пожертвований и со временем окончательно переселились в сел. Микрах. Население особенно здесь увеличилось после последнего развала Киликийского царства и после каждого преследования армян в Закавказье и малой Азии. Они окончательно усвоили лезгинский язык и веры своей забыли. И здесь, как и в Мискинджах, коренное население лезгинское. Последнее переселение армян в сел. Микрах и затеи Каладжух произошло в 1722 г. когда Петр 1 неожиданно покинул Закавказье (испугавшись от турецкого наступления). Как известно, армяне всячески содействовали русским и теперь «опасаясь мести персиян» (т.е. кубинцев и ширванцев) часть сбежала в Микрах, вскоре одно семейство переселилось в с. Каладжух.
Названия селений всегда спорные Макьар3 в те времена означало «переселенцы» не только из Кара-Кюре, но и из других селений, особенно из Алтыпаринских. В 1839 году русские власти делали некоторые записи по нашим селам, кое-что из которых дошло до нас. Они, конечно, достовернее нынешних предположений. Удивительно то что большинство из них располагались на местностях «Сурар», «Сурар ккам». «Кара- Кюре», — говорится в записной книжке русского офицера» расположено на скале под названием «Срар». По другим сведениям, Кара-Кюре означает «Черные печи». Если это так, то здесь были металлоплавильные печи. По старолезгински «Курар» означают «жители» (тамошние), как их называли соседи. Лезгинское селение Кур, тохум Курар в Орта Стале выходцы из этого селения. Курар есть и в сел. Нютюг Табасаранского района.
«Каладжух расположен на пригорке п.н. «Сурар тул». Еще в середине 19 века русские отметили «на земляной высокой вершине еще виднеются величавые остатки когда-то могучего замка, история которого не лишена занимательности. Когда упала Персия, когда все основано было на кулачном праве, красивая местность стала яблоком раздера между окрестными селениями, из которых преуспевало ближайшее и более могущественное селение Микрах…»
Каладжух, К1еле, К1елет — названия распространенные на Востоке и означают крепостные жители. И сейчас можно установить толщину стен — 5 метров и 10 метров в высоту, если принять во внимание тот факт, что микрахцы долго осаждали ее и не могли взять без хитрости.
Нынешнее селение столетиями было покрыто болотами. После развала крепости жители убегали или переселялись в разные места, из которых самое значительное село Каладжух Исмаиллинского района Азербайджана (800 домов). И сейчас там живут предки всех Алтыпаринцев, особенно Кара-Кюринцев, Микрахцев и Курушцев.
«Микрах» расположен на круге п.н. «Чарх» встречаются здесь «Эрменийрин Сурар» (кьараматдин сурара) из камней». В некоторых старых документах называется Мигирагъ, в одном из которых поясняется чистое солнце. Восточные историки называли Мугами огнепоклонников-зороастрийцев. На востоке Миграгъ, Микран, Муг встречаются десятками. Но это нисколько не «ракъинин муг», как нам постоянно вторит К. Акимов, ибо оно расположено на местности «Чарх» (Круча), а не в лощине и там, туман частый гость даже тогда когда в соседнем Мискинджа яркое солнце; и затем в армянском языке нет слов «рагъ» или «муг» и напоминает ответ Митрофана в «Недоросле», почему дверь прилагательное (а не существительное), п.ч. дверь приложена к стене? «Муг»2 — это село, крепость, «раг» — овраг, т.е. село или крепость на овраге. Овраги здесь имеются, в древности крепость тоже. Рядом с большим оврагом родник тоже, и все сходится — «Село на овраге». Вообще, видит бог, автор писал это «историческое» и «замечательное» произведение, не имея в наличии никакого исторического материала.
«Мискинджа» расположено в ущелье «Крункам». Многие поясняют, что Мискин — слово арабское и означает бедность. Но это село существовало и до арабов, а мискен по-лезгински означает начало оседлости или же, как считает Мадер, миски чкаяр (мискичкар). До 18 века оно располагалось в нескольких местах. Селения с таким названием на востоке встречаются десятками. Да и как это село могло быть беднее остальных, если у него обширные луга, пастбища, пахотные поля.
С. Куруш расположено на кручине «Парх» (очевидно «Чарх»)…, а с.Джаба при ущельи «Срар кам»…
«Ходжа-кент…за Гатун килом — после Куруша второй по высоте…» (это село когда-то входило в Докузпаринский район).
Вот записи о наших предках другого русского офицера в 1896 году (ЦГИАЛ ф. 1290, т 11, д.572).
Как видим, Микрах расположен на круге под названием «Чарх», а древнейшее село находилось внутри крепости расположенной на овраге, которая тут имеется. Это и вероятнее всего: «село (крепость) на овраге».
Первым сефевидским правителем Ширвана и Шеки был Той- гъунбег Каджар, а беглербегом — брат шаха Алхаз. На приграничных территориях знати этого племени были наделены пастбищами и земельными угодьями и на них образовались гарнизон Каладжух и владение феодала Гасан т.е. Пиркент за счет владений сел. Микрах. Последний еще числился в христианской Епархии Курмухского митрополита. Жители соседних Льга Пиркента и Теки Пиркента пришли частично из этого села, приняв ислам. Вот почему в 1732 году старшина селения Микрах, умирая сказал: «Умираю, оставаясь на глазах две мозоли», т.е. Каладжух и Пиркент, которых он хотел искоренить из своей территории (сюргун).
В период русской оккупации Микрах был основным убежищем беглецов, а по количеству преступлений оно занимало первое место в Дагестане.
Во время капитуляции Баку шахом Исмаилом (1501) Султан Мухаммед сражался с другими кизилбашами в Шахдагских горах, но после падения Баку этот ширваншахам скрылся, а его огромные запасы золота и драгоценностей достались шаху, который легко подчинил себе Южный Дагестан, а сам превратился из шейха в шаха, основав государство Сефевидов. Он разрушил религиозное единство турок. Желая привлечь на свою сторону народные массы, объявил себя шиитом. Доктрина последнего воплотила несбыточная мечта народа о справедливом правителе и возвращение на землю Мегьди буба. Переселив в Дербент 500 семейств румиев из Тавриза, жители бывшие суннитами, сделались шиитами. Этого продолжали делать и последующие шахи Тахмасп и Аббас 1. в 1547 году Тахмасп и его брат Алхас двинулись в «Черкессию», т.е. Южный Дагестан. Алхас почему-то изменил брату и Кизилбаши, преследуя его «настигли в сел. Мискинджа, округа Ахты…и разбили его». Были отменены налоги с шиитов. Всякие жалобы на чиновников рассматривались. Некоторые сыновья Тахмаспа родились от «Черкесских невольниц». Можно допустить, что одна из жен шаха Периханум была из одной местности Мискинджи (их было тогда несколько, даже на верху Шалбуздага.
Большинство жителей Великента и Каякента — выходцы из Ла- гиджа, а в Ширване само селение сохранило название Лагидж. Селения Гелхен, Витихъар, Хпедж, Хутаргар, Ярвунар имеют в своем составе тохумы «къажарар», А Гиляр, Джепе, Теркеме — выходцы из Ширвана. Вернемся к Мискинджа. Выше мы доказали, что это древнее лезгинское селение, даже одно из самых древних, сюда если и заселились переселенцы из Ирана, то они, вследствие многих погромов переселились в другие соседние села и если те и приняли шиизм, то из-за выгоды и принуждения. Вспомните принятие христианства татарами, башкирами, чувашами, осетинами.
О смерти внуков Али сунниты жалеют не меньше, чем шииты, точно так же любят сунниты самого Али.
Мнение, что мискинджинцы поддерживали русских, встречая их хлебом-солью в 1839 году из-за того, что они шииты неверно.
Во-первых, тогда Кара-Кюре было сожжено русскими, это напугало мирное население и оно хотело избежать кару. Затем, и до прихода русских в Ахты и после прихода мискинджинцы активно участвовали во всех восстаниях против угнетения русскими, за исключением 1848 года, когда Хаджи-Мурад, торгуясь шиизмом, начал грабить село.
Вот что пишет русский генерал другому 30/9 — 1809 год: «…из деревни Таиржал прибыл посланец…Хамбутай уведомляет, что из деревни Бескинджи…поехали старшины к ШихАли (бежавший от русских после 1796 года) чтобы его в деревню к себе принять для проживания».
14/1- 1812 год генерал Паулуччи генералу Регину: «В Кубинской провинции имеется на зимовье скот, принадлежащий Мис- кинджинцам…,изменившим в данной им присяге, почему желая наказать сих изменников арестом у них означенного скота…и продать с публичного торга…из вырученных денег…содержать пленных лезгинцев».
5/8 — 1827 год,…майор Винеди вытребовал у сел. Мискинджи всех ширванских и кубинских беглецов и приступил к приведению в верноподданство…вольных обществ». И это при том, как лезгины помнили грозную кару лезгин (около ста человек повешены или сосланы) в Кубинском восстании 1826 г.
Розен Чернышеву 14/3 — 1838 год…28/2 — отряд Бучкиева прибыл в сел. Мискинджа и заарестовал 18 человек ближайших родственников преступников (участников Кубинского восстания 1837 г.), в Микрахе 14 родственников…в Кара-Кюре… 17 родственников…»
«Мискинджинский Мамедбег более всех действовал при первом и втором возмущении… по требованию властей не явились- …мискинджинцы Багъир, Джагъангир…»
«Вследствие восстания 1877г. в Мискинджи и Ахтах,- говорится в заявлении жителя с Мискинджа русскому начальству, я…убежал в Кубу…ночью под сел. Мискинджа на нас напали трое мятежников, кои изловили Бедирхана Агаширинова…».
В заявлении жителя того же сел. Али Эскендара и Э. Аминтуева также говорится то же самое т.е. и жители Мискинджа были в возбуждении против российского угнетения, хотя и обладали большими угодьями и в начале 20 в. В народной памяти сохранились имена Сеид Али и Амай. Здесь были шесть обладателей мельниц и большое число грамотных молл и Ахундов, среди которых выделялся Умудали ( в документах Имудали), а после посещения Кербала-Магомед. Затем Мешеди Махмуд, молла Али- аскер — сын Джанмирза, Лачин — сын Тойгъуна, Кербалай молла Алим — сын Исрафила, Амирбег — сын Салиха, Шалбуз — сын Казима и др.
В одной из старых книг сказано, что возле сел. Гапцах, где погиб Джунейд, Тахмасп построил селение, в другой сообщается, что одно из селений Мискинджа расположено на северной стороне от Самура, напротив Ахты. Первоначально это были гарнизоны, получившие название от ближайшего селения. Мадер справедливао утверждает, что Мичкичкар (Мискин чкаяр) находились в нескольких местах и означают «священные места». Действительно левее дороги находились руины крепости с башнями. Заселения были и в местностях «Латар хев», «Срар хев», «Хелиман рук» и др, «Ахты-наме» сообщает, что на вершине Шалбуздага была деревня.
Если произвести аналогию, такая же история и у сел Лагидж Шемахинского уезда, т.е. одно из селений шиитского толка на северной кордонной линии Ирана, переселившись сюда из Гиляна одновременно с Мискинджой. По памятникам древности эти лагиджцы всегда жили на Кавказе и специального отношения к Персидскому Лагиджану не имеют. Памятники старины относятся к мусульманской эпохе. Например, в одной из мечетей имеется камень с надписью 602 г. хиджры, а крепость на горе Фит построена ширваншахом, а на Ниалдаге была очень древняя крепость времен агванцев. Это при том, что свой язык лагиджцы называют татским и многие не знали раньше тюркского (моголь- ского) языка.4
Если полностью доверять первому списку «Дербент наме» о том, что «в /20/738 г. Мерван стал собирать повинности с жителей Кюра и Мискинджа», это свидетельствует не только о древности этого селения, но и о том, что оно было центром Самурской долины.
Н. Бедирханов
____________________________
-
Л. Г. Морган (1818-1881) — американский этнолог, оставил огромный архив.
-
На Востоке Средней Азии встречаются горы в значении МУГ, а гора в Северном Заревшане также называется МУГ. У лезгиноязычных народов слово МУГ и сейчас означает аул, село.
-
Мака, как и Кара-Кюра и Мискинджа состояла из нескольких мелких поселений; нынешнее селение образовалось после оползня земли, на котором оно стояло; в 1874 г. известный Беккер опять прибыл в наш край. «Студент Казанского университета Магомедмирза, сын Ахтынского наиба, сопровождал меня,- пишет он, — в Базар-Дюзи, отправляясь вверх но мискинджинскому ущелью, мы прибыли в домик дяди Мухамед мирзы, составляющий единственно-обитаемое место но дороге на Шалбуз даг. В середине 19 в. Не было на свете не только селение Усух, но и ни одного домика, даже хутора на этом месте.
-
При Исмаил шахе шиитская религия считалась государственной, понимая, что рядом с суннитской Турцией другие суннитские государства существовать не может.
Салам алейкум! У меня вопросы к Бедирханову! И я ему благодарен! Но телефон его не отвечает!