Фейзудин Нагиев,
Ренат Нагиев
О лезгинском пантеоне богов
У лезгин весьма богатый пантеон богов. И объясняется это, видимо, тем, что в течение своей многовековой истории лезгины прошли нелегкий путь от язычества к мусульманству. Младенческая пора язычества с множествами богов (гъуцар) ярко отражена в богатом фольклоре народа. В этот период складываются обрядовые и трудовые песни, игры. Складывается лезгинский земледельческий календарь, праздник ЙАР (день весеннего равноденствия в ночь с 21 на 22 марта) с очищающими кострами и звоном металла для отпугивания злых духов.
Данные лезгинской ономастики характеризуют некоторые стороны традиционной культуры лезгинского народа (лезгиноязычных народов), в частности древние языческие верования и представления, в которых прослеживаются местный пласт, элементы язычества, зороастризма, христианства (с I в.), ислама (с VII/VIII вв.).
В верованиях лезгин персонажи делятся на богов, божков и мифических существ.
I. Гъуцар «боги» (ед.ч. гъуц «бог») – общее название всех богов.
Алпан – Бог Огня (букв.: «Красный Бог», «Огненный Бог»). Это имя отражено в названии государства Алупан (Кавказская Албания), в урбонимии (исторический город Албана), гидронимии (река Алпан) и др. По нашему мнению, имя Алпан составлено из слов «Ал» (красный, алый, огненный) и Пан (бог природных стихий). Алпан – самый могущественный бог в пантеоне богов времени зороастризма. В гневе Алпан метает молнии ц1айлапан (букв.: «огонь Алпана»). Огонь Алпана священен. По лезгинскому поверью, чтобы не гневить Алпана, нельзя осквернить, гневить огонь (например, нельзя плевать или мочиться в огонь, сквернословить и оскорблять огонь). Огонь очищает тело, сжигает грехи. В ночь на Йаран Сувар (праздник весеннего равноденствия с 21 на 22 марта) в Лезгистане прыгают через костры, поют обрядовые песни, устраивают факельные шествия со скоморохами, колядуют, а для устрашения темных сил и злых духов, палят из ружей и бьют в металлические предметы, устраивая шум. Имя бога Огня Алпана созвучно с именем древнегреческого бога Солнца Апелюна (греч. Аполлон).
Албес (букв.: «Красный Бес» – покровитель воинов, помощник Алпана. Встречается в формах Алпес, Албис, Алпис (созвучно с др.егип. Аписом, богом в образе священного быка).
Алапехъ – бог мрака и злых сил (лезг. пехъ «ворона», «ворон»).
Атар («Пришедшее»; «Взошедшее») – другое имя бога Ра. Атар – бог утреннего, восходящего Солнца.
Ат1ум («Делящееся»; «Уменьшающееся») – бог вечернего, закатного Солнца. Атар, Ра и Ат1ум – выражают три состояния, три фазы солнца: восхода, зенита и захода).
Арас (лезг. арас «война, насилие»; лезгинское название реки Аракс) – бог войны, покровитель воинов; (см. др.греч. бог войны Арес).
Ватар (Йатар) – богиня Земных (Пресных) Вод. (Йатар «вóды»).
Ас (лезг. аси «верующий в бога Аса») – бог семи подземных царств; (видимо, в мусульманское время искомое значение «верующий в бога Аса» стало приобретать пейоративный оттенок: «неверующий в Аллаха»). Любопытно, что племя асов во главе с Одином, возведенное скандинавами в ранг богов, а также племя ванов, первоначально воевавшее с асами, а затем примкнувшее к ним, упоминаются в скандинавском эпосе «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда». Имя бога ас слышится и в названиях города асов – «Асгард» и земли асов – «Исландия» (Асленд). Имена вождя асов Одина и его братьев Ве и Вили, правителей города Асгарда, напоминают этноним племени удин и имя героя лезгинского эпоса «Шарвили». Как повествует эпос, Шарр-Вили (царь Вили) на корабле проплывал до северных ледовитых морей. (См. др.егип. Осирис – бог Загробного царства и растительности Нила. Являлся символом победы Добра над Злом, символом надежды на спасение для всех египтян. Не связаны ли с Осирисом происхождение лезгинских слов сир «тайна», «секрет»; сур «могила», «ветхий»?).
АшнутI, по В.Гукасяну, означает а) «бездельно», «без работы» и б) «завершивший свою работу», «свободный» (аш – «дело», нутI – «не, без»).
Ашнун – богиня посевов и урожая злаков. Близка шумерской богине зерна Ашнан. Согласно мифу, однажды богов стало так много, что земля не могла их всех прокормить. Поэтому им пришлось создать богиню-труженицу Ашнун и его брата пастуха Лахара. Бог Энки дал ей мотыгу, плуг и пару ослов для обработки земли. Ашнан вырашивала ячмень и полбу, пекла хлеб и готовила виноградные напитки богам. А ее брат Лахар пас овец и коз, обеспечивая богов молоком и сыром. (См. ассир. Ашшур – верховный бог, царь богов Вселенной. Ашшур означает «Великая гора» (аш «гора», шур /шар «великий»). В лезгинском языке аш означает «плов». Видимо, нельзя исключить связь удин. аш «работа», лезг. богини Ашнун, аш «плов» и ашна «друг /подруга», «напарник», «любовник /любовница», ассир. аш «великий» с именем шумерской богини Ашнан.
Бэс (Пес, ПIес, Пис…) – усеченные варианты от имени Албэс. В этом виде Бес считается богом искусства и музыки. Имя этого бога созвучно с именем Бэс – др.егип. бога деторождения, искусства и музыки, а также бога-воина.
Имя Бога Бэс в лезгинском превратилось в частицу сомнения «бес». (Нельзя путать с созвучным иранским заимствованием бес (достаточно), от которого образуются женские имена с дополнением бес, т.е. «девочек хватит»). Выражения «За вучин бес? Бес вун атаначир хьи?», понимаемые как «Что же мне делать? Ты же не приходил ведь?», видимо, вначале означали «Что ж мне делать, (бог) Бес? Ты же не приходил, Бес (свидетель)?».
Бигъ – бог христианского времени (ср. удин.бих «бог»); бигъ гун душу открыть, исповедоваться; перен. бигъ «исповедь».
Ваал (Вал) – бог загробного мира, также бог победы и покровитель воинов. Лишь те, которые геройски погибли во имя своей земли, своей родины, после смерти попадают в Ваалак1вал «Дом Ваала». Ваал через своих ангелов смерти кьирер (кьин, кьиникь лезг. «смерть», «кончина») сам выбирает достойного или достойных, кому предстоит умереть за великое дело. Возможно, от Валан кьирер «ангелы смерти Ваала», исходит название – Валькирии, а известная из скандинавской мифологии обиталище бога Одина и душ, умерших в бою героев – Валгалла, полностью совпадает с лезгинским названием «Дома Ваала» – Ваалак1вал .
Бог Ваал у народов Древнего Востока был известен под разными именами: Бел у аккадцев, Балу, Баал у финикийцев (ханаанцев и угаритов), Энлиль у шумеров, владыка неба и земли, творец вселенной Бел-Мардук у вавилонян. Угаритский Баал /Балу (означает «господин», «князь»; «могущественный», «победитель») – бог грома и молний, а также умирающей и воскрешающей растительности. Он сын верховного бога Солнца и Эла и богини любви и женского плодородия Астарты. Возможно, бела («беда») – бедствие, посылаемое Балом (Белом).
Гар (лезг. гар «ветер») – бог Ветра.
Ген – бог Земли (см. др.греч. Гея – богиня Земли). В лезгинском языке слово ген имеет несколько значений: 1) «рождающее начало»; «послед роженицы»; «подол платья женщины»; 2) «происхождение», «истоки рода»; 3) «жатва». А слово гъен означает «земля», «двор». Древнегреческое (пеласгийское) слово ген сначала перешел в греческий язык (генос), а затем и во многие другие языки.
В лезгинском языке слово ген сохранилось также в усилительной частице «меген» (же) и в условных союзах «эген/эгена» Жув инжикли мийир, меген! (Не утруждай же себя!). Залай алат, меген! (Оставь же меня!). Эгена рагъ татайт1а, векьер кт1ида. Ежели солнца не будет, покосы запреют.
«Меген» по своему смыслу напоминает русскую частицу «же» или связку «ради бога». В действительности, меген не частица, а словосочетание, образованное из двух слов мен и ген, которые означают имена богов (Мен – бог Луны, Ген – бог Земли). Это позволяет уточнить и семантику вышеприведенных выражений: Не утруждай же себя, ради (богов) Мена и Гена! Оставь же меня, ради Мена и Гена!
Гера – повелительница туч и бури, молний и грома; богиня брака и супружеской любви. Имя богини Геры слышится в ряде лезгинских слов: гар «ветер» ; эгера (усеч.ф. эгер) «если», «ежели»; герек «нужный»; герен «небольшой промежуток времени»; гергер (ед.ч. герг) «овёс»; гергер (гаргар) название: 1) племени гаргар (гаргарейцев); 2) Гаргарейского поля в Арцахе; 3) реки Каркар (Гаргар) в Арцахе 4) реки Гергер (историч. Герр, совр. Гюльгеричай) в области Кюра (Куьре). (См. др.греч. богиня Гера – покровительница женщин и семейного очага).
Гьав – Богиня Воздуха (Атмосферы). Гьав вдыхает жизнь во все живое и неживое на земле, в воздухе и воде.
Зегьмет (лезг. зегьмет «труд») – богиня справедливости; провинившихся наказывает тяжелым трудом под палящим солнцем; (ср. др.егип. богиней войны и палящего солнца Сехмет).
Иридан – другое имя богини Радуги (лезг. иридан «семи /цветов/», «семи/цветья/»).
ИситIа – богиня рожениц. (Исит1а «сладкая халва», дают роженице); (ср. др.егип. Исида – богиня плодородия, зерна и ремесел).
Йарар (лезг. йарар, ед.ч. йа «заря, зори») – богиня Зари.
Йаргъируш /Ярируш (Иридан) – богиня Радуги. (лезг. йаргъируш букв. «длинная девушка» означает «радуга»).
Ман – Бог плодовитости, производительности, урожайности и изобилия, покровительствует деторождению и мужской потенции. Богу Ман посвящались песни (маъни), ему носились подношения. Ман в лезгинском языке означает еще и меру веса. Видимо, определенное установленное количество даров богу Ман