Некоторые из этих «народов моря» были известны египтянам и раньше. Шердены упоминаются как наемники фараона Аменхотепа IV, луки были союзником хеттов и действовали как пираты в Эгейском море. Согласно критской традиции, в Эгейском море еще во времена царя Миноса занимались пиратством карийцы, прежде называемые лелегами, а в хеттских источниках — «лулуху». Предполагают, что, возможно, карийцы — самоназвание народа, занимающегося пиратством, а лелегами, или луки, его называли критяне и египтяне.
Не исключена возможность идентификации народа лукки с лукками, известными хеттам, ликийцам и грекам. Народ пелешет отождествляется с филистимлянами (от их имени приосходит само слово «Палестина»), которых библейские авторы связывают с островами Эгеи- ды. Часть заселенного филистимлянами побережья называлась «критским югом».
Происхождение филистимлян от пеласгов подтверждается также археологическими данными, полученными во время раскопок поселений близ Газы. Двухцветная керамика филистимлян, датируемая XII— XI вв. до н.э., напоминает микенскую керамику позднеминойского периода. Кроме того, типологическую близость с микенскими культовыми и вотивными памятниками обнаруживают филистимлянские терракотовые статуэтки стоящего и сидящего женского божества. Скальные гробницы, сооруженные на побережье Палестины в XII в. до н.э., близки к микенским скальным гробницам. Об Эгейском влиянии свидетельствуют также найденные в филистимлянских поселениях фибулы того же типа, что и кипрские. Даже этимологическое родства названий «филис» и «пелас» говорит о том, что филистимляне — другое название пеласгов /12/.
Приведенные данные свидетельствуют о присутствии народов Эгеиды на южном побережье Палестины в XII-XI вв. до н.э. Отождествление египетских пелешет и библейских филистимлян с пеласгами подтверждает М.Будимир. С этой версией трудно не согласиться исходя из лингвистических параллелей, наблюдаемых в греческих, фи- листимских и анатолийских эпиграфических материалах. Все это дает основание согласиться с гипотезой о присутствии пеласгов на побережье Палестины и использовать археологический материал «филистимлянского оазиса» для изучения пеласгийской проблемы в целом.
Что касается народа текра, изображенного на египетских рельефах, некоторые исследователи связывают его с тевкрами греческой традиции. Тевкр считался сыном фригийского речного бога Скамандра и был родоначальником тевкров и троянских царей. Согласно Геродоту, еще до Троянской войны тевкры переселились во Фракию, за исключением одного племени, оставшегося в Троаде. Имеются также указания на этническую связь тевкров с населением Крита. По данным Вергилия и Ликофрона (по /11/), Крит был исходной территорией расселения тевкров.
Представляет определенную трудность отождествление народа акаиваша с каким-либо народом, известным по античной традиции или восточным источникам. Чаще всего акаиваша сопоставляется с Ахиявой, цари которой почти на равных правах сносились с хеттскими правителями. Одни исследователи это государство идентифицируют с Микенским царством ахейцев в Греции, а другие помещают его на западе Малой Азии, в непосредственной близости от границ Хеттского царства, и, таким образом, отрицают греческий характер этой страны.
Среди других «народов моря» упомянут и народ турша, отождествляемый с тирренами греческой традиции. Некоторые исследователи XIX в. считали, что тиррены нападали на Египет с запада. Против «западного адреса» тирренов выступил испанский историк и лингвист П. Бош-Химпера (по /11/). Он опирался не только на данные египетских и греческих источников, но и привлек весь имеющийся в его время археологический и лингвистический материал. По его мнению, «народы моря» заселили Сардинию, Северо-Западную Италию, Южную Испанию, Балеарские острова, называвшиеся в древности Тирсенскими. Отождествляя сардов и шерденов, П. Бош-Химпера ссылался на сходство щитов и шлемов у этих народов.
Эту же теорию развивал преимущественно на испанском материале Г. Шультен. Ему удалось выявить сходство отдельных слов андалузских надписей с Тирренским текстом с Лемноса. Взгляды П. Бош- Химперы и Г. Шультена археологическими данными почти не подтвердились, поскольку научные раскопки в местах расселения «народов моря» тогда только начинались.
Отвергая «западный адрес» тирренов-турша, В. Бранденштейн (по /11/) приводит следующие аргументы: 1) турша на рельефах Мединет- Абу изображены как типичный малоазийский народ; 2) хеттский текст царя Тутхалияша IV упоминает народ таруиша, очевидно идентичной турша; в настоящее время его отождествляют с троянцами; 3) известия греков о тирренах как обитателях Эгеиды предшествуют появлению тирренов-этрусков в Италии.
Таким образом, представляется надежно аргументированной эгейско-анатолийская локализация «народов моря».