Гусейнова З.А.
Обычаи и обряды, связанные с воспитанием детей у аварцев Андалалского общества
Изучение традиционно-бытовой культуры этноса, позволяющее открывать новые страницы исторического прошлого народов, отраженного в занятиях, обычаях и воззрениях людей, — одна из важнейших задач этнографической науки. Большой интерес в этой связи представляет семейная обрядность, в том числе обрядность детского цикла.
Рождение ребенка — событие, теснейшим образом связанное с вопросом продолжения рода, преемственности поколений. Поэтому это событие является важнейшим моментом в жизни семьи, всего общества.
Одной из характерных черт традиционно-бытовой культуры каждого народа является обрядовое оформление важнейших событий жизни человека. У аварцев с.Бацада Гунибского района очень много обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей. Рождение ребёнка у аварцев сопровождалось многочисленными обрядами, призванными облегчить появление на свет нового Человека, обеспечить безопасность матери новорождённого.
К помощи медицинских работников в этом случае прибегали крайне редко. Для жителей крайних районов это было практически невозможно. К тому же они не всегда пользовались доверием населения.
Большинство пользовались услугами повитух («чIарахан»), которые имелись почти в каждом селе. Некоторые из них так славились своим искусством, что за ними приезжали даже издалека.
Роды обычно происходили в жилом помещении, на земляном полу, куда стелили какие-нибудь тряпки. По народному убеждению, в этих условияхроды происходили легче. По всей видимости, обычай этот относится ко времени язычества и был связан с культом матери-земли, богини плодородия и женской плодовитости. К началу XX в. роды уже не всегда происходили на полу.
По обычаю, перед родами мужчины покидали дом. А с роженицей оставались повитуха («ч1арахан») и кто-либо из близких женщин. У очага, где кипела вода, роженицу усаживали на колени, под нее подкладывали бур или тулуп. Иногда, чтобы роды прошли легче, роженицу сажали на корточки, ставили на четвереньки. Считалось, что если роды прошли легко для роженицы, то у ребенка будет легкий характер, и наоборот. Если роды были трудные, повитуха производила массаж живота, массировала клубком из шерстяных ниток спину роженицы. Ей давали пить отвар из кураги.
Существовал также ряд магических обрядов, призванных облегчить роды. Так, при трудных родах повитуха насыпала роженице в подол платья овес и с левой стороны подводила к ней коня для кормления. Кроме того, близкие женщины, соблюдающие законы мусульманской религии, шли к «Могиле Тамары» («Тамарал хоб») и просили Всевышнего облегчить роды.
Сразу после родов женщине давали пить Пиалу со смесью мёда, масла и урбеча для придания силы, мучную кашу с урбечом и мёдом и смеси муки с медом. Также давали яйца, жареные в большом количестве масла с тмином и «ганзиром» (пряность). Такой состав пищи, где главным элементом почти всегда были мед и мука, был обусловлен тем, что женщина после родов была ослаблена, и женщине такая пища придавала силы. Сразу после родов женщина одевала пояс.
Если рождался мальчик (первый или долгожданный), то это сопровождалось выстрелами из ружья. Тех, кто сообщал эту весть отцу или родственникам ребенка, одаривали подарками, что сохранилось и по сей день в цикле обрядов, связанных с рождением ребенка. Большую роль играли обряды, приуроченные к сорока дням со дня его рождения. Прежде, чем дать имя своему ребенку, женщина должна была посоветоваться со свекром и свекровью. А они, в свою очередь, поднимали всю свою родословную, то есть ушедших из жизни родственников в порядке очередности. Обряд наречения ребенка именем носил празднично-ритуальный характер. Приглашали муллу, который читал молитвы, посвященные этому обряду. Мулла писал также и «сабаб» (амулет от сглаза), который вшивался в красивый кусочек ткани. «Сабаб» либо клали между одеждами ребенка, либо под изголовье в люльке, либо в матрас люльки. Этот амулет должен был охранять ребенка от дуриого Шаза, от нечистых сил.
Важным моментом считалось первое укладывание в люльку(«кини») рез неделю после наречения ребенка именем его укладывали в люльку. Для этого выбирали один из благоприятных дней, обычно пятницу. Все собходимые принадлежности и люльку для новорожденного готовила мать роженицы. Люлька изготавливалась мастером резьбы по дереву. К люльке мать невесты готовила матрас, набитый сухим сеном («тарма»), чтобы ребенок не потел; «кьвалал» — ремешочки из парчи для рук и ног ребёнка, которыми его привязывали к люльке; «бер» — пелёночка с дырочкой Для «мах1о» — приспособление для отвода мочи; клеёнка. Ребёнка ровно укладывали в люльку, голова должна была быть направлена в сторо- «къирма» — каабы. Под изголовье клали нож. Люлька находилась справа от матери (от сглаза и злых духов). Первый день укладывания ребёнка в люльку сопровождался праздником.
Уход за кожей ребёнка начинался через неделю после рождения. Кожу ребенка смазывали старым козьим, бараньим или коровьим жиром (‘ регь»), которые должны были уберечь ребёнка от многочисленных болезней. На лоб ребенка накладывали ткань, смоченную раствором муки с водой («щилищ бараб нодо»), чтобы лоб ребёнка был ровным.
После сорока дней ребёнку брили волосы, чтобы избавить ребёнка от утробных волос. В этот же период женщина сразу принималась за работу по дому и в поле. Ребенка всюду она брала с собой, иногда вместе с люлькой. Если в селе одновременно рожали две женщины, им запрещалось посещать друг друга в течение одного — двух месяцев, так как это «мешало» ребёнку, нарушало его покой.
С детства дети были наблюдателями трудовой жизни взрослых. И именно трудовое воспитание получал ребенок с рождения.
Многочисленные игры, в которые играли и девочки и мальчики («kIoxIho к1атI, «гуди мекъ», «къац1у х1ай») также имели воспитательное значение. Трудовому воспитанию детей уделяли огромное внимание чуть ли не с люльки. Специально делали орудия труда для детей в красочной форме, чтоб стимулировать любовь к труду, — верёвку дця носки сена и Дров («рохьен»), кирку («гIуразо»), серп, косу, хурджины, мешочки, лопату, кнут, водоносные кувшины, ведёрки, посуду, «ино», «квархинус», «гурдило», «г1орто» и т.д., инструменты для художественной обработки дерева, инструменты для каменщиков и т.д., т.е. всё для подражания трудящихся родителей и старших.
Село Бацада отличается от других сёл района тем, что оно расположено в неудобном для земледелия и скотоводства месте; население здесь трудилось «от зари до з&ри», поэтому дети приобщались к труду с раннего детства* трудились наравне со взрослыми. В ближайших сёлах говорили по этому поводу: «Бацадинцы и жучка к труду приучат» — «Оц х1ут1одаги хIалт1и мальулел БецГ’. Дети вырастали трудолюбивыми и хозяйственными. Труд сочетался с весельем, взрослые коллективно помогали друг другу, сопровождая это песнями, танцами. Шутками и прибаутками «гIай бай». Поэтому в селе очень много самобытных певцов, танцоров и шутников, что помогало детям расти добрыми, весёлыми и отзывчивыми.