События, связанные прежде всего с распадом «системы социализма», дезинтеграционными процессами в СССР, а теперь и в России придали остроту проблеме национального интереса и вновь привлекли к ней внимание специалистов.
Национальный интерес — одна из базовых категорий в теории и практике внешней политики государств и межгосударственных отношений.
Нет, кажется, ни одного другого понятия, которое употреблялось бы столь часто в дипломатическом языке, начиная с 17 века — времени образования национальных государств в Европе, и кончая сегодняшним днем. Концепция национального интереса впервые была целостно сформулирована классиком американской политической мысли Г. Моргентау в монографии «В защиту национального интереса» (Нью-Йорк, 1952 ). Споры вокруг этой концепции были названы Моргентау «новыми великими дебатами».
Национальный интерес неразрыно связан с государством; национальный интерес и государственный интерес рассматриваются в данной статье как по сути дела синонимы.
Государство не есть нечто внешнее по отношению к нации, к обществу; то и другое находится между собой в органическом, неразрывном единстве; их нельзя отделить, не разрушив, не уничтожив целостности.» Государство. — пишет Гегель, — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю.» В этой воле и выражен прежде всего государственный (национальный) интерес.
Государство, как целостный организм, можно рассматривать как коллективную индивидуальность, которой отвечает и свой индивидуальный национальный интерес. Для каждого государства он неповторим, уникален; он выражает свойственный только ему дух, характер, природу.
Национальный интерес — не фикция, и не мистика. В национальном интересе выражается первостепенные жизненные потребности такой социальной общности как нация или этнос в выживании, самосохранении, обеспечении безопасности или расширении своего жизненного пространства. Поэтому он есть живая конкретность, необходимость. Он подвижен, лабилен, адаптируется к меняющимся условиям, оставаясь в то же время, постоянным в фундаментальной своей сущности, пока продолжают существовать нация, народ, государство, суть которых он олицетворяет.
К трудностям трактовки понятия «национальный интерес» прибавляются еще и трудности, связанные с двусмысленностью прилагательного «национальный». Здесь, прежде всего надо принимать во внимание тот факт, что термин «национальный интерес» перешел к нам из западной политической литературы. Там он употребляется в значении «государственного интереса»; дословный же его перевод на русский в виде «национального интереса» в сознании многих невольно сместил акцент преимущественно на первую часть — на слово «национальный», которое у нас все-таки ближе к понятию «нация» или «национальность», а не государство. Последнее, естественно, не могло не внести дополнительной путаницы.
Кстати говоря, помимо всех прочих, интересна веберовская концепция национального государства, суть которой в том, что хотя нация и государство принадлежат к разным категориям, они эквивалентны. Государство существует до тех пор, «пока оно способно использовать солидарные чувства национального сообщества в поддержку своей власти. Нация, в свою очередь, может сохранить свою отличительную идентичность, свою «культуру» только благодаря той поддержке и защите, которую она получает от силы государства». М.Вебер считает, «что чувство национальной идентичности представляет существенную поддержку для современного государства. То, чего может достичь государство только одними средствами военной силы без добровольной поддержки населения, весьма ограниченно, особенно во время войны».
Итак, национальные интересы — это, по преимуществу, интересы государственные. По отношению к внешнему миру они выражаются в совокупности внешнепопитических интересов государства, различающихся по своей важности для его жизнедеятельности и выражаемым потребностям. Начиная с американской школы «политического реализма», и ее признанного лидера Г.Моргентау, в этой совокупности выделяются главные и второстепенные, общие и конфликтующие, идентичные и взаимодополняющие, постоянные и переменные и т. п. интересы.
Национальный интерес содержит две стороны: объективную и субъективную. Объективная относится ко всему тому, что касается государства, как организующего национального начала, в его основных связях и опосредованиях (внутри и вовне). Вовне: геопопитическое попожение государства, его традиционное место и роль в структуре межгосударственных отношений, его место и роль в системе безопасности, союзные отношения и обязательства, место и роль в системе международных экономических отношений и в мировой торговле. Внутри: уровень экономического развития, стабильность социально-экономического и политического положения в стране, потребность в ресурсах, экономический и военный потенциал. К субъективной стороне национального интереса отнесем прежде всего мировоззренческие позиции руководства государства, обуславливающие характер восприятия им объективной действительности, как внутренней, так и внешней. Именно от этого восприятия в значительной мере зависит смысл, вкладываемый в понятие национального интереса, равно как и конкретное содержание основывающейся на нем внешнеполитической деятельности соответствующего государства.
В этой связи, целесообразно при анализе национального интереса выделять в нем два момента: мотивировочную (идеологическую) сторону национального интереса и его практически- политическое содержание. Мотивировочный аспект служит обычно «целям оправдания тех или иных предполагаемых или уже совершенных внешнеполитических акций государства под предлогом защиты национальных интересов страны». Практически-политический аспект основывается на реальных материальных и политических потребностях в развитии того или иного государства. В практической внешнеполитической деятельности государства он выражен в его целях и средствах с помощью которых они реализуются.
Обычно выделяют 2 уровня национальных интересов государства в сфере международных отношений: уровень главных( приоритетных) внешнеполитических интересов и уровень специфических (второстепенных) внешнеполитических интересов. Первый уровень подразумевает, если можно так выразиться, высшую сферу внешнеполитической деятельности государства. В соответствии с непрерывно меняющимися объективными условиями в мире меняется и конкретное содержание внешней политики государства, направленной на защиту этих интересов, форма их выражения, средства их реализации, но сами интересы обеспечения целостности и независимости государства, а тем самым и нации, обеспечения их безопасности и расширения жизненного пространства сохраняются во все времена. Второй уровень отражает отдельные, относительно честные по сравнению с главными, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере межгосударственных отношений. Специфические внешнеполитические интересы находятся, так или иначе, в зависимости от главных и диктуются ими: в то же время они относительно самостоятельны: они определяют цели и задачи внешнеполитической деятельности государства по отдельным её направлениям и служат ему руководством к практическим шагам в соответствующих сферах международных отношений.
Общепризнанным является то, что политическая независимость государства, его территориальная целостность, фундаментальные общественные институты должна защищаться любой ценой — это не только необходимость, но и дело чести государства. Во многом именно от того, насколько успешно оно решает эти задачи, зависит его внутренняя крепость и международный престиж. Кроме того, от того, насколько верно определен государственный интерес и насколько последовательно он отстаивается, зависит не только благосостояние нации и государства но и само их существование.
На обвинения критиков в аморальности концепции национального интереса Г. Моргентау отвечает утверждением, что «сам национальный интерес имеет моральное содержание потому, что национальное сообщество является единственным источником порядка и единственным защитником минимальных моральных ценностей в мире, страдающем недостатком порядка и морального консенсуса за пределами границ национального государства». Отсюда, естественно, следует, что моральной является только политика, строго следующая требованиям национального интереса.
Кстати говоря, политиков, не разделяющих приверженности принципу национального интереса во внешней политике, Моргентау сравнивает с «естествоиспытателями, не верящими в закон всемирного тяготения». И с этим нельзя не согласиться.
Анализ американской научной литературы, посвященной внешнеполитической проблематике, работ и выступлений видных политических деятелей показывает, что понятие «национальный интерес» прочно вошло в политический лексикон. Несмотря на то, что оно иногда применяется для оправдания той или иной внешнеполитической акции, основную его функцию политики и исследователи видят в «подведении» политика к «высококачественному» внешнеполитическому решению, в возможности использования критерия национального интереса в ситуации выбора из нескольких возможных вариантов политики, в более широком смысле — использования национального интереса как внешнеполитической концепции, позволяющей сделать международную систему более устойчивой, а международные отношения более предсказуемыми.