Шамбаров В.Е., член Союза писателей
России, кандидат технических наук
Оставшийся непобежденным.
К 90-летию со дня кончины Андраника Сасунского
Его называли Андраник-паша, генерал Андраник, Зоравар (полководец) Андраник. А сам он выбрал себе прозвище Сасунци – Сасунский, которое, наверное, больше всего соответствует его героическому образу. Оно, по своему характеру, народное, эпическое. Оно связывает его имя с сердцем древней исторической Армении. И с теми местами, откуда начиналась его легендарная слава.
А судьбу его определил его собственный дух воина, борца за народное счастье и справедливость. Дух, проявившийся сразу же, в юности. Когда 17-летний Андраник в 1882 г. закончил школу, он сразу женился. Точнее, конечно же, его женил отец, Торос Озанян, наставляя сына на традиционный жизненный путь. Надо обзавестись семьей, создавать свое хозяйство. Но для Андраника этот путь оказался не предназначен. Не задумываясь о последствиях, он кинулся на турецкого жандарма, издевавшегося над армянами, попал в тюрьму. Друзья помогли сбежать, но пришлось скрываться. А вскоре при родах умерла молодая жена, не выжил и младенец. В родном Шапин-Карахисаре Андраника больше ничто не удерживало.
Он перебрался в Константинополь. В большом городе его никто не знал, можно было жить открыто. Он стал работать плотником. А тянуло его к людям, говорившим о борьбе за освобождение Западной Армении из-под турецкого ига. Первым таким местом стал в 1888 г. дом священника Назарета Кибаряна, организовавшего кружок только что возникшей марксистской партии «Гнчак» («Колокол»). Распространялась одноименная газета, в программе партии провозглашалось восстание против турок и образование независимой Армении, где намечалось строить социализм, новые строй общего равенства и справедливости.
Андраника это поначалу увлекло, он присоединился к кружку, потом и сам вступил в партию «Гнчак», но пробыл в ней недолго. Погрязание в марксистской догматике, постоянные теоретические споры и ссоры социал-демократов, все это было не для него. Он был человеком действия. А в 1890 г. возникла еще одна партия, «Федерация Армянских Революционеров» — «Дашнакцутюн». Стала выпускать газету «Дрошак» («Знамя»), провозглашала «народную войну против турецкого правительства, направленную на достижение экономической и политической свободы турецкой Армении». Дашнаки начали создавать группы боевиков, санкционировали террористические методы против «коррумпированного османского правительства».
Молодой Андраник увидел в них реальных борцов, гораздо больше соответствующих его устремлениям. В 1892 г. он перешел в «Дашнакцутюн», сразу же оказался в рядах ее первых боевиков и осуществил первую громкую акцию партии – за травлю и преследования армянской интеллигенции прикончил начальника стамбульской полиции. Сумел при этом уцелеть и ускользнуть, но опять пришлось скрываться. Сперва направился в родные края, оттуда морем перебрался через границу, в Россию. В Тифлисе познакомился с лидерами дашнакской партии, участвовал в операциях по закупке оружия.
А тем временем на родине назревала беда. В горном Сасуне на армянские и езидские селения при прямом подстрекательстве турок, стали нападать соседи- курды. Их вожди попытались обложить данью местное население. Однако, свободолюбивые сасунцы взялись за оружие. Армяне и езиды стали создавать вооруженные отряды . Весной 1894 г. турки и курды вместе направились к армянам и езидам – требовать новой дани. Встретили вооруженный отпор и обратились к губернатору Битлиса, он послал войска.
Больше месяца армяне и езиды сдерживали их, не пускали к себе. Завязались переговоры. Выработали условия, что горцы разоружатся, их не будут наказывать, а их претензии передадут правительству. Но их обманули. Как только армяне и езиды сложили оружие, началась резня. Сожгли несколько деревень, перебили не менее 3 тыс. человек, в том числе женщин, детей. Вмешались Россия, Франция, Англия, потребовали от султана Абдул-Гамида реформы для обеспечения безопасности христиан, контроля за перемещением курдских племен, их разоружения в мирное время. На международных переговорах с турками выработали компромиссное соглашение. Но султан втайне готовил камень за пазухой – решил проучить армян, а заодно и остальных «неверных» диким ужасом, чтобы трепетали перед ним и не смели надеяться на заступничество иностранцев.
В 1895 г. по разным городам и районам Османской империи началась массовая резня армян, греков, ассирийцев, езидов. Она преподносилась как «стихийная», реакция местных мусульман на реформы, но осуществлялась централизованно, участвовали полиция, жандармерия, воинские части, курдские иррегулярные полки «гамидие». Погибло, по разным оценкам, от 300 тыс. и больше человек. Многие бежали за границу – в Россию, Персию, Египет, Болгарию. Но стали возникать и отряды самообороны, их называли фидаи – от арабского «фидаин», «жертвующие». Добровольцы, оставлявшие свои семьи и бравшиеся за оружие, давали отпор убийцам, защищая от резни Зейтун, Ван.
Андраник, узнав об этой борьбе, ринулся сражаться. Зимой 1895 г. он пешком прошагал по горам 400 км от российского Карса до Сасуна, присоединился к отряду Сероба Варданяна. В народе он уже стал живой легендой, его прозвали «Ахпюр Сероб» — «Родник Сероб». Со своими бойцами он творил невероятное, одерживал победы не только над курдскими формированиями, но и регулярными турецкими войсками. Спасал от убийц мирные селения, и люди говорили о нем «Бог – на небе, Сероб – на земле». В отряде воевала и его жена Сосе – ее прозвали Сосе Майрик («мать», за ее отношение к молодым воинам). Андраник своей храбростью и сноровкой тоже быстро приобрел авторитет среди повстанцев, в боях приобреталось и воинское мастерство, наука командовать.
А бои были трудными – партизанские рейды по горам на выручку то одному, то другому селению. Турки не жалели усилий, чтобы уничтожить неуловимый отряд. Сероба Ахпюра несколько раз окружали в деревнях. Но ему всегда удавалось вырываться, уходить от погони. В 1899 г. в селе Гелиегузан его отряд осадила турецкая армия. При прорыве полегли двое братьев и сын Сероба, раненная Сосе Майрик попала в плен. Но отряд уцелел, укрылся в горах Сасуна. Тогда местный курдский ага Башире Халил пошел на подлость. В каждом народе есть свои иуды, нашлись такие и среди тех же самых армян, ради которых жертвовали жизнями фидаи. За щедрые посулы и мзду согласились помочь аге, угостили Сероба ядом.
Султан оценил это как высокий успех, наградил Башира Халила орденом. Но фидаи избрали вместо Сероба Ахпюра Сасунского Орла-Андраника – он уже считался самым умелым и доблестным командиром. Другой командир повстанцев, Геворг Чауш, выследил и покарал армянских предателей, а сам Андраник расквитался с организатором убийства, Башире Халилом. Вычислил место, где он будет проезжать, подстерег в засаде. Ага и 17 его телохранителей нашли свою смерть. Султанский орден за Сероба Ахпюра Андраник Сасунский снял с убитого и отослал в бюро дашнакской партии в Женеве. Как раз после этого курды и турки стали называть Андраника Сасунского «пашой», он стал признанным вождем армянского и езидского народов в борьбе за их свободу. Прославился он и в 1901 г., когда его с 37 бойцами застигли в монастыре Аракелоц в Муше. Окружили 6 тыс. турецких солдат. Горстка героев отбивалась 24 дня, ночью сумела выскользнуть из кольца и уйти от преследования, не потеряв ни одного человека.
Свободолюбивый Сасун, где не прекращалась вооруженная борьба, стал костью в горле султанского правительства, подавал пример другим районам. Но в 1904 г. грянула русско-японская война, и Россия очутилась в международной изоляции. Англия была союзницей Японии, ее поддерживала и Америка. Франция, считавшаяся союзницей царя, вдруг заключила альянс с Англией, «Антант Кордиаль» («Сердечное согласие»). Турция стала откровенно задираться, рассчитывая на поддержку Запада. Закрыла проливы для русских кораблей, не выпустив к театру боевых действий Черноморский флот. Султан счел, что наступил подходящий момент разделаться и с Сасуном, направил карательную экспедицию, 10 тыс. солдат, 7 тыс. курдской конницы.
Образовалась и Сасунская самооборона, но она насчитывала всего 200 фидаев да 800-1000 вооруженных крестьян, совершенно неопытных в военном деле. Андраник предлагал упредить врага, поднимать общее восстание в Западной Армении, и туркам станет не до Сасуна. Но… наложилась политика. Партии «Дашнакцутюн» и «Гнчак» распылили свои силы. Часть боевых отрядов в это же время отправили на помощь «конституционной революции» в Персии (организованной англичанами для захвата нефтяных месторождений). Включились и в подготовку революции в России (за которой стояли те же англичане). Вместе с российскими социал-демократами и эсерами устраивали стачки в Закавказье, создавали группы боевиков. А в Сасуне общее руководство принял уполномоченный партии дашнаков Ваан Манвелян. Предложение Андраника он отверг, и постановил ограничиться обороной Сасуна и Муша. Западное бюро Дашнакцутюн возлагало надежды на вмешательство иностранных дипломатов, обращалось к ним. Они предложили султану начать переговоры, чтобы фидаи без боя оставили Сасун. Османское правительство подключило и армянскую церковь, прибыли два епископа, католикос-патриарх прислал указ сдаться в обмен на амнистию.
Но все это только помогло туркам изготовиться к наступлению. 20 марта оно началось. Фидаи отчаянно отбивались, отражали атаки. Один из штурмов сорвал Андраник умелым контрударом по флангу и тылам уже торжествующего противника. Однако подавляющее неравенство сил сказывалось. Бойцы самообороны постепенно отходили с рубежа на рубеж. Если малочисленным сасунско-мушским отрядам не на кого было положиться, то турецко-курдская группировка все время получала подкрепления. В мае туркам и курдам в целом удалось взять верх над сасунцами и мушцами. Это опять сопровождалось резней, было разрушено 45 деревень, уничтожено от 3 до 8 тыс. жителей. Но отряды фидаев, которых партизанская война превратила в профессиональных воинов, избежали разгрома. Укрепившись в труднодоступных частях Сасуна и Муша, они и дальше продолжали свою борьбу. И хотя сасунским и мушским армянам и езидам не удалось победить турок и курдов, они все же сумели на данном этапе сохранить полунезависимый статус Сасуна и Муша,
Андраник Сасунский уехал в Иран, потом в Баку и Тифлис. Но надо сказать, что борьба с русской полицией и войсками, которую разворачивала здесь партия «Дашнакцутюн», его не привлекла. Использовать свой богатейший опыт в пожаре революции 1905 г. он не собирался. Уехал в Европу. Включился в пропагандистскую работу по поддержке освободительной борьбы армянского народа в Османской империи, издал в Женеве свои «Боевые инструкции»- практическое наставление по партизанской войне. В 1907 г. Андраник Сасунский переехал в Болгарию и установил тесные связи с руководителями македонских повстанцев, тоже боровшихся за освобождение от турок.
А вот с «Дашнакцутюн» наступило охлаждение. Дело в том, что руководство дашнаков повело в это время переговоры с турецкой нелегальной партией «Иттихад» — «Единение и прогресс». Лидеры той и другой партий (как и многие предводители российских оппозиционных партий) были связаны с масонскими структурами, что помогло им достичь взаимопонимания. На совместном совещании в Париже был заключен союз против султана Абдул-Гамида. Намечалось совершить переворот, ввести в Османской империи парламентское правление. Подразумевалось, что и армяне вместе с ассирийцами, греками и езидами получат конституционные права, обеспеченные законами, будут представлены в парламенте. Андраник, простой боевой командир, тонкостей сговора не знал. Но он не разумом, не доводами, а сердцем солдата почувствовал в таком союзе нечто противоестественное. Младотуркам (как называли членов партии «Иттихад» по имени их ложи «Молодая Турция») он не верил. Конечно, он не мог предвидеть грядущего геноцида, но был уверен – новые претенденты на турецкую власть только используют восточных христиан, и привести такой альянс может только к беде. В знак протеста против политики «Дашнакцутюн» на IV съезде партии Андраник Сасунский объявил о выходе из ее рядов.
В «турецкой революции» 1908 г. он не участвовал. Видел ее результаты – как власть захватил младотурецкий триумвират Энвер-паши, Талаат-паши, Джемал-паши. Дашнаки и гнчакисты тоже праздновали «победу», выражавшуюся в том, что их руководителям позволили сформировать ничего не значащие фракции в парламенте, дали соответствующие оклады, разрешили издавать свои газетенки. А реальная политика уже обозначилась вспышкой армянской резни в Адане в 1909 году.
Разочаровавшись в партийных программах и лидерах, Андраник Сасунский перенес свои взгляды на более высокий и более широкий уровень, межнациональный. Это было то, что сейчас мы называем универсалистской идеей византизма. Освобождение и государственное становление Западной Армении возможно только в союзе с народами Православного Востока. Русскими, болгарами, сербами, греками, сирийскими христианами, езидами. В этом убеждала и дружба с македонскими повстанцами.
Такие надежды реанимировались в 1912 г. Образовалась Балканская лига из Болгарии, Сербии, Черногории, Греции. Надеялась воспользоваться ослаблением Османской империи и отвоевать у нее оставшиеся европейские владения – Фракию, Македонию, Албанию. А Андраника Сасунского судьба свела с Гарегином Нжде. Он был деятелем совсем другой формации, чем Сасунский Орёл. Родился под Ереваном в Российской империи, учился в Петербургском университете. Но не закончил его. Сблизился с националистически настроенными революционерами, отправился в Болгарию, где закончил офицерскую школу. Но военное образование использовал в революциях, вот он-то возглавлял дашнакские боевые отряды в России, в Иране.