Рыбаков Б.А.
Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии
Форма первых классовых отношений может быть различна: в одних случаях рабовладельческой, в других — феодальной. Процесс смены первобытнообщинного строя классовым растянулся на несколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н.э., а у некоторых народов он начался только в XIX в. н. э.
Изучение процесса классообразования во всем его многообразии- насущная задача историков-марксистов.
Основные черты рабовладельческого строя
Совершенствование техники позволяло вести хозяйство все меньшими коллективами. Возрастала хозяйственная самостоятельность отдельных семей, и постепенно нарушался прежний принцип всеобщего равенства при разделе урожая. При установившемся к этому времени патрилокальном браке выигрывали те семьи, в составе которых было больше мужчин и, следовательно, больше своих работников; кроме того, женитьба каждого сына приводила в семью новую работницу. Создавалось неравенство семей в роде. Там, где условия ведения хозяйства не требовали участия большого коллектива (необходимого, например, для рытья каналов или расчистки леса при подсечной системе), там происходило выделение из семьи молодых, которые организовывали свое отдельное хозяйство.
Это способствовало возникновению соседской общины, заменявшей собой родовую.
Развивалась частная собственность на орудия труда, оружие, на часть результатов труда отдельного человека (например, на мелкую охотничью добычу у земледельцев). Позднее появляется собственность на скот и на землю.
Развивались ремесло и торговля. Внутри племени росло имущественное неравенство. Богатства скоплялись в руках племенной знати. Участившиеся войны и ставшие теперь возможными (благодаря возросшим общественным запасам) далекие походы конных воинов усиливали неравенство. Побежденные превращались в рабов, победители— в рабовладельцев. Вожди племени, жрецы почитаемых богов, военачальники удачливых дружин становились первыми рабовладельцами и одновременно захватчиками общественных запасов и угодий внутри своего племени. На положении рабов оказывались не только пленные чужеплеменники, но и беднейшая часть соплеменников. Разложение первобытнообщинных отношений приводило к созданию общественного строя, основанного на классовом антагонизме.
Во всемирной истории первыми антагонистическими обществами были рабовладельческие (древнейшие цивилизации Месопотамии, Индии, Закавказья, Средней Азии, Египта и Китая), на смену которым впоследствии закономерно приходили общества феодальные. Но у ряда народов первой классовой общественно-экономической формацией, сменившей первобытнообщинные отношения, был феодальный строй.
В рабовладельческом и феодальном обществе существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли. Различие же между этими формациями состоит в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, составлявших полную собственность их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм- на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведших свое хозяйство и обладающих средствами производства.
кроме земли (принадлежавшей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя рабство играло важную роль.
Развитию рабовладельческой формации способствовало наличие условий для организации крупного господского хозяйства (при примитивной технике), для овладения племенной знатью жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (например, оросительными каналами, рудными разработками и др.), для расширения источников получения новых рабов. Такие условия отсутствовали у большинства земледельческих племен северных лесных областей, поэтому рабовладельческие отношения не могли там получить достаточного развития. На юге, особенно в земледельческих районах Причерноморья, Закавказья и Средней Азии, сложились рабовладельческие государства, относящиеся к древнейшим цивилизациям мира.
Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая формация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным строем. Рабовладельческое общество могло несравненно полнее использовать возросшие производительные силы. При рабовладельческом строе развивалось специализированное ремесло, завязались широкие торговые связи, возникли города с высокой для того времени и своеобразной культурой. Потребности учета в крупном хозяйстве и интересы торговли обслуживала возникшая письменность, которая сохранила нам имена народов и драгоценные сведения об их языке и образе жизни.
Государство Урарту
В клинописных текстах XII и XI вв. до н. э. в качестве главного племени федера-ции выступает Наири. Тогда этот союз объединял до 40 — 60 племен с их «царями».
Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в I X в. до н. э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Первыми известными царями Урарту были Арам (860- 825 гг. до н.э.), Сардур (упомянут в 834 г. до н. э.), Ишпуин, сын Сардура, и Менуа, сын Ишпуина. Из этих данных видно, что в Урарту образовалась династия потомков Сардура I , которая правила до 585 г. до н.э.
Десятки племен были подчинены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н. э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.
В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах- полукочевое (эйлажное) скотоводство. Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, разводились виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневодство, имевшее значение для пополнения конями царского войска. Разводились верблюды. К сожалению, недостаточно известны жизнь урартийской деревни и положение крестьян и рабов.
Трудом рабов сооружены многочисленные каналы и озера- водохранилища, про-рубленные в скалах, крепости в горах, частично высеченные в скале, частично выстроенные из колоссальных тяжелых камней весом в десятки тонн. Возведение этих сооружений требовало громадных усилий от рабов.
В Армении до сих пор сохранились эпические сказания о великанах, будто бы строивших крепости.
Урартийские ремесленники были опытными мастерами, постигнувшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т. д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к числу рабов.
Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами разных специальностей. Класс рабовладельцев состоял из царских наместников, чиновников, военачальников, жрецов и частично из бывших племенных вождей. Клинописные записи царей мало говорят о других рабовладельцах, но мы знаем о стремлениях правителей областей к самостоятельности, о борьбе между царями и их наместниками.
В состав рабовладельческого государства Урарту входил ряд земледельческих и скотоводческих областей, населенных различными племенами. Многократно происходили восстания покоренных племен, жестоко подавляющиеся царями.
Как явствует из клинописных надписей царей Аргишти (781-760 гг. до н.э.) и Сардура II (760 — 730 гг. до н. э.), наивысшего расцвета государство Урарту достигло в VIII в. до н. э. Надпись Сардура была высечена на каменной плите, прикрывавшей вырубленную в скале нишу в форме двери, которая как бы вела в сердцевину горы. По поводу этой «двери» сложились легенды о будто бы скрытых за нею в глубине горы сокровищах («Сезам — отворись»). Эта надпись повествует о походах и богатой добыче, взятой в соседних странах. «Сардур, сын Аргишти, говорит: вот сколько для царства я в тех странах в один год сделал, всего 12735 юношей я угнал; 46 600 женщин я забрал; 12 000 воинов я захватил; 2500 коней я добыл; 23 335 голов скота, 58 100 овец я добыл с помощью бога Халда. Эти прекрасные дела в один год Сардур, сын Аргишти, совершил».
Грабительские походы обогащали урар-тийских рабовладельцев.
Образцом урартийских царских городов-дворцов может служить раскопанный в окрестностях Еревана «город бога Тейшебы» (современный холм Кармир-Блур). Здесь (обнаружены мощные стены из сырцового кирпича, дворец из 120 комнат с огромными кладовыми для зерна и вина, богато украшенные царские доспехи, посуда и много предметов быта. Жители города находились на царском довольствии и не вели своего личного хозяйства, что было типично для рабовладельческого государственного города. Город погиб от нашествия врагов, сопровождавшегося разграблением и пожаром. Находка большого количества скифских стрел на улицах позволила установить время уничтожения города (VI в. до н. э.) и виновников его Гибели- скифов, пришедших сюда с севера, из европейских степей. Северные кочевники-киммерийцы и скифы — разрушали не только города, но жизненно важную оросительную систему.
Город Ереван получил свое имя от урартийского города Еребуни.
Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Так, в 714 г. до н.э. во время разграбления одного окраинного урартийского города (Мусосира) ассирийцы взяли из храма бога Халда 6 золотых щитов с головами собак; 12 серебряных щитов с головами драконов, львов и туров; бронзовые статуи обожествленных царей на колесницах и многое другое. Всего из храма было вывезено полтонны серебра, оружия.
Урартийцы приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях устраивали человеческие жертвоприношения. Религия в государстве Урарту носила ярко выраженный классовый характер, оправдывая и освещая действия царей, являвшихся и верховными жрецами. Народные воззрения, судя по дошедшим до нас памятникам искусства, отличались от кровавых культов рабовладельцев. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытнообщинного строя: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки.