Гаджиев М.С.,
Шихсаидов А.Р.
Сведения Дербенд-наме о Харун ар-Рашиде и новооткрытая официальная арабская надпись 176 г. хиджры
Среди многочисленного рукописного наследия народов Дагестана особую историческую ценность представляет известное сочинение X¥I-XVII вв. Дербенд-наме Мухаммеда Аваби Акташи1, который при составлении своего компилятивного труда воспользовался не только сочинениями арабских и персидских авторов IX-X вв. (ал-Балазури, ал-Иакуби, ат-Табари, ал-Куфи и др.), но и не дошедшими до нас средневековыми хрониками местного происхождения.
Среди важных исторических сведений, приводимых в Дербенд- наме, интерес представляют сообщения о деятельности в Дербенте (араб. Баб ал-абваб) халифа Харун ар-Рашида (786-809) и его кавказских наместников. Хроника сообщает:
«Когда дата дошла до сто семьдесят третьего года (789-90 г.), Харун Рашид отправил Хузейма ибн Хазима с войском. Он восстановил разрушенные места Дербенда, провел проточную воду в Дербенд, в разных местах построил мосты, украсил Дербенд и благоустроил его. Тех людей, которые совершили неблаговидные дела, он отправил к Харун Рашиду.
Харун Рашид, сам прибыв в Дербенд, сделал многое для благоустройства [города]. Он провел в Дербенд арыки с водой, построил мельницы, повелел разбить очень много садов и огородов. Он дал повеление брать [средства на] расходы для ремонта арыков из доходов от земледелия и от садов. Он сказал, чтобы жители Дербенда не платили мельничный сбор. Расходы (хардж) на ремонт мельниц будут брать с доходов от земледелия и садов, в каждом квартале построил амбары и мечети. Дербенд стал благоустроенным. Харун Рашид, когда прибыл из столицы Халифата в Дербенд, собрав жителей Дербенда, дал наставление и отправился обратно» 2.
Далее источник приводит весьма ингересные даниые о распределении полномочий и обязанностей между правителем Дербента и командующим сосредоточенными здесь войсками.
Перед нами фактически наиболее ранний правовой документ, зафиксировавший права жителей города, правовой статус горожан, которым они в дальнейшем (в X-XI вв.), согласно дербентской хронике «Тарих ал-Баб» (кон. XI — нач. XII в.), неоднократно пользовались в своих взаимоотношениях с правящей элитой Дербента 3
«Когда наступил сто восемьдесят седьмой год (803 г.), правителем Дербенда он назначил Хафза ибн Умара и [Харун Рашид наставлял его]: «Бойся Аллаха и сделай справедливость [своей] привычкой. Пятничную молитву совершай в Соборной мечети. Не делай ничего, не посоветовавшись. Судебное решение, командование конным войском и правление — в твоем ведении. Охранение водных протоков, которые идут в город, ремонт постоялого двора и мельниц — в ведении населения Дербенда. Кадии, хатибы и богословы — в твоей власти. Пропитание судей, хатибов и богословов — на твоей ответственности. Если с твоей стороны выявится измена или расположение к кафирам, или беспечность в отношении к свяшенной войне, или если ты станешь притеснителем и тираном, то я дал разрешение населению Дербенда низложить тебя. Командование войсками, наблюдение за положением города и должность даруга, расследование твоего состояния, [а также] состояния населения Дсрбснда — [все это] в руках сына Абдалмелика» 4.
Приведенные сообщения Дербенд-наме представляются наиболее информативными, рассказывающими о деятельности халифа Харун ар-Рашида на Восточном Кавказе и в Дербенте, в частности. Правда, сведения о посещении Дербента самим Харун ар-Рашидом не подтверждаются другими достоверными источниками, в частности, ал-Йакуби, ал-Балазури, ат-Табари, Ибн А‘сам ал-Куфи, освещая арабские завоевания на Кавказе, ничего не сообщают о пребывании Харун ар-Рашида в Дербенте — Баб ал-абвабе.
Так, например, ал-Йакуби сообщает, что в 175/791 г. наместником Арминии и Азербайджана был назначен молочный брат халифа Харун ар-Рашида, сын визиря ал-Фадл ибн Йахья ибн Халид ал- Бармаки, который прибыл в Дербент (Баб ал-абваб), а оттуда предпринял поход на хазар и крепость Хамзин в приморском Дагестане, но был обращен в бегство 5. Ат-Табари рассказывает о назначении в 183/799-800 г. халифом Харун ар-Рашидом наместником (валла) Армении, Азербайджана, Ширвана и Баб ал-абваба (Дербента) Йазида ибн Мазйада Шайбани6, ставшего основателем династии йазидидов — правителей Ширвана, о котором Дербенд-наме не упоминает. По ат-Табари (со ссылкой на Мухаммада ибн ‘Абдаллаха), вместе с ним на Кавказ в связи с вторжением хазар был послан и Хузайм ибн Хазим, который затем был отослан в Нисин.
Ал-Йакуби и ал-Куфи же сообшают о назначении в 186/802 г. наместником Арминийи и Азербайджана Хузаймы ибн Хазима ат- Тамими 7, который упомянут в Дербенд-наме под 173/789-90 г.
Сведения арабских авторов о военно-политических событиях в этом регионе находят значительные дополнения в хронике Дербенд-наме, которая, как видно, обогащает данные арабских авторов важ- нейшей информацией о деятельности наместников халифа Харун ар-Рашида на Кавказе и конкретно в Баб ал-абвабе. Арабские источники и местные хроники (Дербенд-наме, в частности), таким образом, взаимно дополняя друг друга, представляют собой единый комплекс сведений по истории Восточного Кавказа эпохи арабских завоеваний.
Круг этих нарративных источников, сообщающих о деятельности Харун ар-Рашида на Восточном Кавказе, ныне обогатился весьма важным эпиграфическим памятником. Речь идет о крупной официальной надписи, обнаруженной в окрестностях Дербента в 2001 г. во время изысканий Дербентской археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН и Дагестанского госуниверситета 8.
Одним из направлений работ экспедиции являлось обследование Горной стены Даг бары — составной части Дербентского оборонительного комплекса VI в. Исследования проводились на начальном 15-километровом участке Горной стены — от форта I, расположенного вблизи цитадели города и идентифицируемого с крепостью Сул (кал‘а Сул) хроники Тарих ал-Баб и воротами Сул (баб Сул) Ибн Хордадбеха 9, до форта Зевери-кала (в переводе с татского — «Верхняя крепость») в сел. Зидиан. Эти изыскания позволили получить более полное представление о фортификации Сасанидского Ирана и Кавказской Албании, изучить архитектурные принципы и конструктивные особенности этой оборонительной линии на границе оседло-земледельческого и кочевническо-скотоводческого миров. В итоге проведенных работ были получены ценные историко-археологические данные, составлены планы этого участка Горной стены, фортов и башен, выявлены ранее неизвестные укрепления, знаки строителей, среднеперсидская (VI в.) и раннеарабские (VIII-XII вв.) надписи, уникальные зубцы-мерлоны и блоки машикулей (VI в.) и т.д. На ряде фортов (форты 5, 6 и 7) были заложены стратиграфические раскопы, материалы которых позволяют определить время активного функционирования этой оборонительной системы, стоящей в одном ряду с такими сооружениями как: Великая Китайская стена, Стена Александра (садд-и Искандар), Римский лимес на Дунае и Рейне, Стена Адриана в Британии и другие длинные стены. Работы включали и обследование прилегающей к Даг бары округи, выявление иных археологических объектов и исторических памятников.
В сел. Митаги, через которое проходила Горная стена и близ которого расположен форт Кала кеджер или Кеджерли кала (букв. «Моховая крепость», т.е. «Крепость, поросшая мхом»), было осмотрено старинное мусульманское кладбище (ок. 30-50 м), расположенное на южной окраине селения. На этом кладбище представлены, в частности, полые длинные (до 2,3 м) полуцилиндрические, на прямоугольном плинте надмогильные камни-«саркофаги» XI-XII вв. и разнообразные средневековые прямоугольные, анэпиграфичные и с надписями-эпитафиями (куфи, насх) стелы (с врезным геометрическим орнаментом, с центральным антропоморфным полем, с дисковидным навершием и др.).
Особую историческую ценность представляет выявленная здесь единственная в своем роде крупная прямоугольная плита с уникальной датированной арабской надписью. Она была вторично использована как надмогильная стела — плита была установлена в вертикальном положении на территории кладбиша и закреплена в основании двумя прямоугольными камнями. Размеры плиты 154×73 см , по бокам окаймлена бордюром-рамкой шириной 3,5-4 см. Размеры надписи 147×64 см. Надпись выполнена почерком куфи, 8-строчная, высокорельефная (h=l см), высота букв 2,5-6 см. Текст ее гласит:
(1) بسم اض الرحمن الرحيم قل هو اش احد اض المسد لم (2)
(2)يلد ولم يولد ولم يكن له كفوا احد محمد رسول اش ارسله
(4) الند على محمد وسلم مما بناره] كسرى وامر ٠٠٠٠ عبد الفل هرو
(5) ن امير المؤمنين اكرمه اش فى ولاية الامين محمد بن امير المؤ (ج)
سين ولى عهد المسلمين اكرمه اف….. واهله وبنى
(7) ال- روإ اكرمه اش على يد محمد بن عبد اش فى سنة ست وسبعين وماية
ل))
(1) Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Скажи: Он — Аллах — един, Аллах — вечный, не родил и не был
(2) рожден, и не был Ему равным ни один». Мухаммад посланник Аллаха, который послал его
(3) с ведением по правильному пути и верой истины, чтобы открыть ему всю веру, хотя это и ненавистно многобожникам. Да благословит
(4) Аллах Мухаммада и приветствует. Это построил Кисра и приказал [затем укрепить, обновить это — ?] раб божий (абдаллах) Хару-
(5) н, повелитель правоверных (амир ал-.му’минин), -да возвеличит его Аллах — в назначение (вар. в управление, в опекунство над — ?) (фи валайат) ал-Амин Мухаммада, сына повелителя право-
(6) верных, наследником престола мусульман (вали ‘ахд ал- муслимин), — да возвеличит Аллах его [род …-?] и его семью. По- строил …
(7) …
(8) …- да возвеличит его Аллах. [Написано] рукой Мухаммада сына Абдаллаха (вар. Абдалмалика — ?) в сто семьдесят шестом году.
Дата 176 г. хиджры соответствует 792-3 г. Это древнейшая официальная арабская датированная надпись на территории Кавказа, в надписи упоминаются «Кисра», т.е. шаханшах Хосров I Ануширван (531-579). «Харун, амир правоверных», т.е. знаменитый халиф Харун ар-Рашид (786-809), и «ал-Амин Мухаммад, наследник престола», т.е. старший сын халифа Мухаммад ал-Амин, который, как известно, родился в 170/786-87 г., был назначен наследником в 175/791-92 г., стал халифом в 809 г. и был убит в 813 г. в ходе борьбы за трон со своим братом ал-Мамуном 10. Как видно, данная надпись была составлена вскоре после объявления Мухаммад ал-Амина наследником престола, и учитывая это, в стрк. 5-6 надписи, по всей видимости, следует придерживаться перевода «в назначение ал-Амин Мухаммада, сына повелителя правоверных наследником престола мусульман». Коррелируя обе даты назначения Мухаммад ал- Амина — 175/791-92 г. и 176/792-93 г., теперь можно однозначно сказать, что это событие имело место в 792 г.
В разрушенных местах текста надписи — в конце строки 6 и в строке 7, очевидно, упоминался строительный объект и распорядитель строительства или конкретный строитель. Не исключено, что в тексте фигурировал Хузайма ибн Хазим ат-Тамими, который прибыл в Баб ал-абваб, согласно Дербенд-наме, в 173/789-90 г., т.е. за 2-3 года до составления рассматриваемой надписи, и «восстановил разрушенные места Дербенда, провел проточную воду в Дербенд, в разных местах построил мосты, украсил Дербенд и благоустроил его». Относительное хронологическое соответствие этого сообщения времени надписи и указание хроники о строительной деятельности здесь Хузаймы косвенно подкрепляют эту версию.
В связи с упоминанием в данной надписи Мухаммад ал-Амина особый интерес представляют информация Дербенд-наме, приводимая в списке Казембека, а также данные Аббас-Кули-Ага Бакиханова и Гасана-эфенди Алкадари. В списке Казембека сообщаетея: «Повествователь рассказывает: «с наружной стороны от Кырхлар-капу имеется склеп (гюнбез). В нем покоится сын Харун ар-Рашида» 11. По этому поводу Бакиханов писал, что «есть предание, что под каменным сводом, против Кырхлярских ворот, похоронен сын Харун ар-Рашида» 12. Алкадари, который опирается на сведения, приводимые Дербенд-наме и Бакихановым, дает несколько иную версию этих сообшений: «По преданию рассказывают, что с ним (т.е. с Харун ар-Рашидом — М.Г., А.Ш.) в эту поездку прибыла сюда (т.е. в Дербент — М.Г., A.Ш.) его жена Зубейда, дочь Абу Джафара ал- Мансура и что в городе Дербенте умерло двое сыновей Рашида, и они похоронены на северной стороне от ворот Кирхлярского кладбища на площадке, окруженной каменной стеной, называемой в настояшее время «местом молитвы» 13. Насколько реальна приведенная информация, судить трудно. Но исключать пребывание в Дербенте какого-то из сыновей Харун ар-Рашида, как представляется нельзя.
Названные ворота тюрк. Кырхлар-капу («Ворота сорока [шахидов]») — это центральные ворота северной городской стены Дербента, носившие при арабах наименование Баб ал-джихад («Ворота священной войны»). Именно вблизи этих ворот располагается почитаемая мусульманская святыня — кладбище Кырхляр (перс. чэхэл танан), где, по преданию, захоронены павшие в битве с хазарами полководцы- братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа и их соратники-шахиды, хотя представленные здесь надмогильные памятники-саркофаги датируются ХI-XII вв. Упомянутый в хронике гюнбез одного из сыновей Харун ар-Рашида не сохранился до нашего времени, но заметим, что ранее на этом кладбище сушествовало несколько купольных мавзолеев, изображенных, например, на рисунке 1842 г. в книге И.Н. Березина 14. К сожалению, старожилы города не помнят и местонахождения упомянутого Алкадари «места молитвы». Найти ныне некогда существовавший мавзолей пока не представляется возможным.
Судя по формату плиты, открытая надпись украшала, по всей видимости, какое-то монументальное сооружение. Упоминание в тексте ее Кисры — Хосрова Ануширвана, и указание на то, что «это построил Кисра», позволяет считать, что она была установлена в кладку Горной стены или одного из фортов этой оборонительной линии. В связи с данной находкой в сел. Митаги интерес представляют и сведения Дербенд-наме об этом селении. Согласно хронике, Йазид ибн Усайд ас-Сулами — «амир войска» халифа ал-Мансура (754-775) ок. 146/763-64 г. с целью укрепления северных рубежей Халифата от «злодеяний и вреда кафиров» по повелению халифа «дал приказание, построили города: сначала Дуаре, второй — Сегна, третий — в долине Бен-Хашим, из которой ушли кафиры, [тут] построили прочную крепость. После них построили Митеи и Кемах. Эмир дал [такое] приказание, триста человек из Табасарана оставил в Митеи, а своего брата назначил правителем Табасарана. После этого он построил Дарвак, Медине и Химейди. [Также] построил Малый Ухейл и Большой Ухейл 15, (Арджил)». Список Казембека имеет некоторые отличия, в которых, в частности, отражено существование здесь укреплений Горной стены, возведенных еще в VI в.: «Халиф времени дал приказание [строить] новые крепости и благоустраивать старые крепости. Благоустроили крепость Сувар, крепость Митеи и Кемах, крепость Семнан, которую ныне называют Черки, Дарвак, Йерси и Химейди. Из Шама и Мусыла (Мосула) привели семь тысяч семей и населили ими названные крепости» 16.
Упомянутая крепость Митеи, несомненно, идентифицируется с современным селением Митеги (правильнее: Митаhи, чему и соответствует написание этого ойконима в хронике), через которое по греб- ню Камахского хребта проходила Горная стена в сторону сел. Камах (Кемах), расположенного в 3,8 км к СЗ. Остатки горной стены проходящей у сел. Митеги, показаны на плане-схеме участка Горной стены, нарисованной кн. Дм. Кантемиром17 во время его пребывання в Дербенте вместе с Петром Великим в 1722 г. в период Каспийского (Персидского) похода, и на карте, составленной подполковником Коцебу в 1819-1820 гг. 18 Па территории Митеги, возможно, ранее располагался и форт, остатки башни которого в центре селения видели еще старожилы.
Приведенные в Дербенд-наме наименования названных и других крепостей, очевидно, должны отождествляться, с определенными фортами Горной стены, но конкретной идентификации пока подда- ются не все укрепления. Под крепостями Кемах и Дарвак следует понимать сохранившиеся в одноименных селениях остатки укреплений Горной стены Даг бары. В Химейдн (ал-Мухаммадийа ал-Йакуби и «Тарих ал-Баб»; совр. Гимейди) и Йерси (совр. Ерси) ныне форты и укрепления Горной стены не прослеживаются. Под крепостью Сувар, возможно, следует понимать форт, ранее располагавшийся на территории, ныне занятой пос. Мамедкала, и изображенный на карте «Часть Табасарана и Дербентской округи» (ок. 1796 г.) в виде маленького прямоугольника с четырьмя угловыми круглыми башнями (так же как изображены форты Горной стены) 19.
Под «крепостью Семнан, которую ныне называют Черки» (у А.-К. Бакиханова — «Калеи-Суфнан, ныне называемый Черкены» 20, очевидно, скрывается крупный (ок. 36,4 x 32,6 м) форт Горной стены, расположенный западнее покинутого сел. Бильгади и развалины которого известны ныне среди местного населения (выходцев из сс. Бильгади и Гимейди) под наименованием Шелкени-кала, Шелкени шахар («город Шелкени»). Этот топоним в 1870-х гг. зафиксирован А.В. Комаровым, который приводит рисунку, тексты и переводы 8 обнаруженных здесь куфических надписей 21. По его информации, найдены они на башнях и стенах крепости Шелкени-кала (Шалкани), рисунок которой также имеется среди его материалов. Наконец, отметим, что укрепление Шилкани (Schilkany) отмечено у ген. Р. Эркерта, в т.ч. на его карте Горной стены 22, и в форме Shalkene на карте Горной стены А.В. Джексона 23.
Остается неизвестным пока, какие укрепления (по Дербенд-наме — города) возведенные арабами в 760-х гг. скрываются под названиями Дуаре, Сегна и безымянное, расположенное в долине Бен-Хашим (которая также не поддается точной локализации), а также Медине, малый и Большой Ухейл (Арджил).
Арабы, утвердившиеся в Дербенте — Баб ал-абвабе и его районе после походов ал-Джарраха и Масламы (брата халифа Хишама) в начале УШ в., активно использовали в своем противостоянии с хазарами созданную здесь при шаханшахе Хосрове Ануширване (531-579) мощную оборонительную систему. Проведенные на ряде фортов раскопки показали их функционирование на протяжении VI-XII веков. Об этом свидетельствуют и немалочисленные арабские надписи почерками куфи и насх, выявленные не только на оборонительных стенах Дербента, но и на укреплениях Горной стены. Об этом свидетельствуют и рассмотренная новоткрытая официальная строительная надпись 176/792-3 г., и некоторые приведенные сведения хроники Дербенд- наме.
Вызывает интерес то, что данная надпись, свидетельствуюшая о ремонтно-строительных работах по укреплению Горной стены, была оставлена год спустя после неудачного похода наместника Армении и Азербайджана ал-Фадла ал-Бармаки из Дербента на хазар и крепость Хамзин 24, которая, очевидно, должна идентифицироваться с городищем Эскиюрт на левом берегу р. Гамри-озень в приморском Дагестане, и за 6 лет до крупного вторжения хазарских войск в Закавказье в 182/798-9 г. или 183/799-800 г., вызванного то ли смертью дочери катана, выданной за ал-Бармаки, то ли кровавым столкновением между новым наместником Саидом ибн Муслимом ибн Кутейба ал-Бахили и представителями знатного арабского рода ансаров (сподвижников пророка) ас-Сулами — правителей Баб ал-абваба (Дербента) 25. По поводу последней причины, ат-Табари, ссылаясь на Мухаммада ибн Абдаллаха, сообщает: «… причина на- шествия хазар на Арминию во время [халифства] Харуна заключалась в том, что Саид ибн Муслим ударил ал-Мунаджжима ас-Сулами топором по шее. [Тогда] сын его [Хайюм ас-Сулами] ушел в сторону хазар, где возбуждал их против Са’ида. Хазары ворвались в Арминию по горному проходу (сулма). Са‘ид потерпел поражение… Тогда халиф Харун послал Хузайму ибн Хазима и йазида ибн Мазйада в Арминию, чтобы они исправили то, что испортил Са‘ид. Они разбили хазар, [Затем] был укреплен проход» 26. Эта информация примечательна и тем, что здесь приводится указание о последующих ремонтно-фортификационных работах на Даг бары, укрепления которой защищали горные проходы, по которым можно было обойти Дербент.
В заключение отметим, что выявленная древнейшая официальная арабская надпись представляет несомненный интерес как для исследования вопросов арабской палеографии, представляя собой уникальный датированный образец письма конца VIII в., так и для изучения Корана, так как представляет один из древнейших лапидарных текстов, содержащих коранические изречения. Первые два предложения (строка 1 и начало строки 2) представляют собой известную Суру 112 («Очишение веры»). Следующее предложение (строки 2 и 3) — «Мухаммад посланник Аллаха, который послал его (арсалаху) с ведением по правильному пути и верой истины, чтобы открыть ему всю веру, хотя это и ненавистно многобожникам» — почти дословно отражает Аят. 33 Суры 9 («Покаяние»), которая имеет в Коране иное, каноническое, начало: «Он -тот, который послал (арсала) Своего Посланника…» 27.
Гаджиев М.С.,
доктор исторических наук, профессор
Шихсаидов А.Р.,
доктор исторических наук, профессор
Библиография
1 Акташи Мухаммед Аваби. Дербенд-наме. Перр. с тюрк, и араб. списков, предисловие и библиография Г.М.-Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. Комментарии Г.М.-Р. Оразаева. Махачкала, 1992; Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения, М., 1993; Derbend-Nameh, or the History of Derbend. Translated from a select turkish version and published with notes by Mirza A. Kazem-Beg. SPb., 1851.
2 Шихсаидов А.P., Айтберов T.M., Оразаев Г.М.-Р. Указ. соч. с. 39.
3 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963
4 Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Указ. соч. с. 40.
5 Якуби. История. Пер. с араб. проф. П.К. Жузе. Баку, 1927.
6 Annales quos scripsit Aby Djafar Mohammad ibn Djarir at-Tabari cum aliis ed. M.J. de Goeje ser. I-III. Lugduni Batavorum, 1879-1909. Ser. III. T. III. C. 638; Шихсаидов A.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. Период феодализма, М., 1986.
7 Абу Мухаммад Ахмад ибн А‘сам ал-Куфи. Книга завоеваний. Извлечения по истории Азербайджана VII-IX вв. Пер. с араб. З.М. Буниятова. Баку, 1981, с. 70.
8 Гаджиев М.С., Бакушев М.А. Новые исследования Горной стены «Даг бары» // XXII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тез. докл. Ессентуки-Кисловодск, 2002, с. 29-31; Гаджиев М.С., Магомедов Р.Г., Бакушев М.А. О работе Дербентской археологической экспедиции // АО 2001 г. М., 2002, с. 261.
9 Гаджиев М. С. Миссия епископа Исраела и вопросы исторической географии Кавказской Албании // МИАР. №3. Северный Кавказ: историко-археологические очерки и заметки, М., 2001, с. 167; Gadjiev М. Studies of the fort of Derbent fortification complex and identification of the «fortress Sul» // Ar- chaeology of Caucasus: new discoveries and perspectives. International Scientific Session: Abstracts of Papers. Tbilisi, 1997, p. 27-28.
10 Большаков О.Г. Арабские завоевания. Халифаты Умайядов и Аббасидов. Распространение ислама // История Востока, Т.2: Восток в средние века. М., 1995, с. 128; Gabrieli F. La successione di Harun al-Rashid e la guerra fra al-Amin e al-Ma’mun // Rivista degli studi orientali. Roma, 1926, P. 361; Omar F. Harun ar-Rashid // Encyclopaedia of Islam. CD-ROM Edition, v. 1.0 © Koninklijke Brill NV, Leiden, 1999.
11 Derbend Nameh. P. 582.
12 Бакиханов A.-К-A. Гюлистан-и Ирам. Редакция, комментарии, примечания и указатели акад. АН АзССР З.М. Буниятова. Баку, 1991, с. 58.
13 Алкадари Гасан-эфенди. Асари-Дагестан //СМОМПК. Вып. 46. Махачкала, 1929, с. 34-35
14 Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Часть 2. Казань, 1850.
15 ШихсаидовА.Р., Айтберов т.м. Оразаев Г.М.-Р. Указ. соч. С. 38
16 Derbend Nameh. P. 571-572.
17 Хан-Магомедов C.О. Дербентская крепость и Даг-бары. М., 2002, с. 308; Bayer Th.J. De muro Caucaseo // Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae, tomus primus ad annum 1726. Petropoli, 1728.
18 РГВИА.ВУА. Фонд 846. Опись 16. Дело 19451.
19Хан-Магомедов С.О. Указ. соч. С. 39. Рис. 11; РГВИА. ВУА. Фонд 846. Опись 16. Дело 20536.
20 Бакиханов А.-К. Указ. соч. С.20
21 Комаров А.В. (Эпиграфические материалы) // Рукописный отдел Института востоковедения РАН (СПб), ф. 71. Oп. 1. Д.1. № 18, 19; Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X-XVII вв. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения. М., 1966, с. 103, 106.
22 Erckert R.. von. Der Kaukasus und seine Volker. Leipzig, 1887. S. 216, 222.
23 Jackson A.V. From Constantinopole to the home of Omar Khayyam. Travels in Transcaucasia… New York, 1911. P. 60-61.
24 Якуби. История. С. 10
25 Ибн ал-Асир. Из Тарих ал-Камиль (Полного свода истории). Пер. П.К. Жузе. Баку, 1940, с. 34-35; Annales… 1879-1901, T. III, 638; Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари, с. 80.
26 Annales… 1879-1901, T. III. 638; Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари, с. 80.
27 Коран. Пер. и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1963, С. 9, 33; Коран. Пер. с араб, и комментарии М.-Н.О. Аманова. М., 1995; The Koran Inter- preted by Arthur J. Arrberry. London, 1955.
Статья опубликована: Древности Кавказа и Ближнего Востока. Махачкала, 2005.