Лезгинский Исторический Портал | alpan365.ruЛезгинский Исторический Портал | alpan365.ru
  • Главная
  • Новости
  • День Истории
  • Библиотека.
    • Книги ОНЛАЙН
    • Книги Скачать
    • Лезгинский вопрос
    • Историческая география
      • Лезгинская ономастика
    • Этнография
    • Лингвистика
    • На лезгинском языке
    • История в лицах
    • Занимательная История
    • Исторические карты
    • ВидеоИстория
    • Тем, кто учится
      • Учебники и учебные пособия по истории
      • Учебники и учебные пособия по обществознанию
  • Статьи
    • История Лезгин
      • Хронология истории Лезгистана
      • Древнейшая история Лезгин
      • Лезгистан в VII-XII вв.
      • Лезгистан в XII-XV вв.
      • Лезгистан в XVI-начале XVIII в.
      • Лезгистан в XVIII в.
        • Хаджи-Давуд Мюшкюрский
      • Лезгистан в XIX в.
      • Лезгистан в XX в.
      • Кавказская Албания
        • Синайские палимпсесты
        • К истории лезгинской письменности
      • Лекия – Лекз (Лакз)
      • Ширван (Шарван)
      • Дербент
    • История Дагестана
      • Дагестанская область
      • Дагестанская АССР
      • Постсоветский Дагестан
    • История Кавказа
      • Первобытно-общинный строй
      • Восточный Кавказ в Средние века
      • Восточный Кавказ в XVIII-XIX вв.
      • Кавказская война
    • История России
      • Киевская Русь
      • Удельная Русь
      • Русское царство
      • Российская империя
      • История СССР
      • Российская Федерация
    • Всемирная История
      • Хронология мировой истории
      • История древнего мира
      • История средних веков
      • Новая История
      • Новейшая история
      • Всемирная волновая история
  • Публицистика

Юсуф ал-Лакзи

История Лезгин|История в лицах, Лезгиноведение, Лекия - Лекз (Лакз)|22.12.2020
Главная » История Лезгин » Юсуф ал-Лакзи

Автор Прозоров С.М.

Прозоров С. М. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуски 1-4. — М., 1998—2003. Вып.1

А

л-Лакзи Юсуф ибн ал-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб ал-Факих ал-Баби (умер до 1089-90 г.) – знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафии. Родом из “страны лезгин” (Билад лакз). Обучался в Багдаде у шафиита Абу-л-Музаффара ac-Самани (умер в 1096 г.), деда автора “Китаб ал-ансаб” Абу Сада. Был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-л-Музаффара.

Сын ал-Лакзи – Абу Абдаллах ал-Хасан (умер в середине XII века) – избрал суфийский Путь и проповедовал ашаритские взгляды. Он учился в Багдаде у суфия-ашарита Ибн аз-Захра ат-Турайсиси (умер в 1103 г.), последователя школы Абул Касима ал-Кушайри (умер в 1071 г.), с сыном которого, Абу Насром, он постигал суфийский Путь в рибате Абу Сада ас-Суфи. Ал-Хасан ал-Лакзи был особенно близок к суфию-шафииту Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи (умер в 1148 г.), ученику Абу Хамида ал-Газали.

Ал-Лакзи – автор хроники Дарбанд-нама, важнейшего источника по истории ислама на Кавказе. До настоящего времени под этим названием подразумевалось компилятивное сочинение XVII века Мухаммада ал-Аваби ал-Акташи. Известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках, оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако проблема его протографа X-XII веков, о существовании которого говорили многие исследователи, до сих пор не была решена из-за отсутствия достаточных фактических данных. Раскрыть некоторые аспекты этой проблемы позволяет изучение новых источников. В частности, один из ближайших учеников ал-Лакзи Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (ум. в первой половине XII века) – на рубеже XI-XII веков написал объемистый суфийский энциклопедический словарь “Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-дакаик” (“Базилик истин и сад тонкостей”), который сохранился до наших дней. Из рукописи этого сочинения явствует, что в конце XI века в Дербенте с помощью Сельджукидов произошла смена власти: правление династии Хашимидов было пресечено, к власти пришли Аглабиды, представители местной знати. Именно по этой причине Маммус ал-Лакзи, историограф Хашимидов и автор “Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван”, был вынужден прервать повествование своей хроники и бежать из Дербента. Аглабиды нуждались в серьезном обосновании своих политических претензий на верховенство в Дербентском эмирате, поэтому появление проаглабидского источника было закономерным.

Исследования показывают, что ал-Акташи писал свой труд действительно с использованием нескольких протографов, один из которых принадлежал к ярко выраженной проаглабидской ориентации. Существование проаглабидского источника, которым располагал ал-Акташи, допускал и В. Ф. Минорский, правда, лишь в качестве одной из возможных версий. Решение этого вопроса позволило бы помимо всего прочего выявить степень достоверности различных сведений Дарбанд-нама: некоторые фрагменты источника, представляющие собой попытки историографа Аглабидов намеренно удревнить этот род и подвести под его претензии фундамент традиций, по сей день воспринимаются исследователями без должного критического анализа. То обстоятельство, что проаглабидский протограф Дарбанд-нама содержит массу неточностей и ошибок, которых нет в “Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван”, показывает, что автор его не был знаком с этой хроникой. Таким образом, протограф этого сочинения, точнее, первоначальная версия Дарбанд-нама, давшая название позднейшей компиляции ал-Акташи, могла быть написана после прихода к власти Аглабидов (1075 г.), но до появления в Дербенте хроники (после 1106 г.). Самого автора ее следовало бы искать среди дербентских историков, симпатизировавших Аглабидам. Об этом прямо говорит Мухаммад ад-Дарбанди в своем Райхан ал-хака’ик: в ходе политического противоборства в городе некоторые дербентские шайхи открыто выступили на стороне Аглабидов. Наиболее ревностным сторонником новой власти показал себя именно ал-Лакзи. О его преданности Аглабидам свидетельствует хотя бы тот факт, что, когда суфийская верхушка, поддержанная народом, выступила в Дербенте против эмира с требованием выпустить из тюрьмы судью Абу Муаммара и его сына, отсидевших свой срок, он сначала отправил своего ученика Мухаммада ад-Дарбанди понаблюдать за этими событиями, а затем сам отправился отговаривать от выступлений их главного зачинщика – суфия Абул Хасана ал-Джурджани.

Сочинение некоего Юсуфа ад-Дарбанди, озаглавленное Дарбанд-нама, уже упоминалось в научной литературе в числе исторических источников, созданных в XIX веке. Однако данная рукопись так и не была атрибутирована. Личность автора также оставалась неизвестной: ни один автор XIX века не упоминает Юсуфа ад-Дарбанди как своего современника. С другой стороны, вряд ли компиляция нового времени была бы названа столь известным именем. Несомненно, что здесь имеется в виду “Дарбанд-нама” ал-Лакзи (один из списков этого сочинения может быть датирован и XIX веком). Зная, что ал-Лакзи скончался до 1089-90 г., можно сузить хронологические рамки написания первоначального Дарбанд-нама до 80-х гг. XI века.

 

Прозоров С.М.

Об авторе

Станислав Михайлович Прозоров (род.1938) — советский и российский исламовед. Основные направления его исследований — историография и источниковедение раннего и средневекового ислама, история и идеология шиитского ислама, ислам как религиозная система, идейные течения и расхождения в исламе, исламская догматика, арабо-мусульманские рукописи, ислам в России. Публикации и научная деятельность Прозорова посвящены истории «классического» ислама.

Юсуф ал-Лакзи

© Источник: Прозоров С. М. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуски 1-4. — М., 1998—2003. Вып.1

22.12.2020 Admin

Смотрите также:

  • Международное положение России на рубеже XIX – XX веков
  • Есть ли у татар история?
  • Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II Щербатовым
  • Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата VII-VIII вв. (В трудах арабских авторов)
  • Этнографическое исследование прошлого лезгин
  • Языки мира: Кавказские языки   -М., 1998. 480 с.

Написать ответ Cancel reply

Your email address will not be published.

Меню Навигации

  • Хронология Всемирной истории
  • Хронология истории Лезгистана
  • Кавказская Албания (Алпан)
  • Лекия (Лекз-Лакз)

Новости

  • В Касумхюре состоялась VIII Межрайонная научно-практическая конференция, посвященная Международному дню родного языка
  • Фейзудину Рамазановичу Нагиеву – 70 лет!
  • Премьера первого полнометражного художественного фильма на лезгинском языке
  • Опубликован русский перевод исторической хроники «Та’рих Мискинджа»
  • В Москве состоялась лекция академика Гусейнова А.А. о жизни и деятельности Гасана Алкадарского

История Лезгин

  • Ахты как экономический, политический и культурный центр Лезгин Самурской долины
  • Лезгины: краткий историко-этнографический очерк
  • Лезги ч1ал. Авай гьал. Ч1алан месэлаяр | Состояние Лезгинского языка. Проблемы (на лезг. яз.)
  • Етим Эмин пробудил в нас сознание о нас самих
  • Милли къилихдин ва къанажагъдин гуьзгуь

История Дагестана

  • Нажмудин Самурский (политический портрет) / Агаев А.Г.

История Кавказа

  • Закарийа ал-Казвини о Восточном Кавказе
  • Еще раз о национальной принадлежности Низами [2]
  • Еще раз о национальной принадлежности Низами Гянджеви

Всемирная История

  • Этот день в истории — 16 января

ВидеоИстория

  • Сталин и война
  • “Созвездие Алкадари” Гулеры Камиловой
  • К 180-летию Етима Эмина

Загадки Истории

  • Мискинджави Джабраил: Шалбуз дагъдин аскерар
  • История становления Гогазского сельского общества
  • О семантике слов кур и сув в лезгинском языке
  • Происхождение названия села Куруш
  • Этимология слова «улуб»

Публикации

  • Для создания официального Лезгистана нужна только политическая воля!!!
  • Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру»

Поиск по сайту

  • Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь
Лезгинский Исторический Портал - alpan365.ru. © 2011-2020. Все права защищены Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов и комментаторов. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.