Когда и как появились алкогольные напитки на Руси?…
Алкогольные напитки появились на Руси очень давно и имеют свою богатую историю. Еще в период Киевской Руси были известны такие напитки, как березовица, мед, квас, сыта, вино, сикера, ол, пиво.
Почти все эти напитки были алкогольными, охмеляющими. Безалкогольной была лишь сыта, тогда как — березовица — уже не являлась полностью безалкогольной. Различали березовицу двух видов: простую и пьяную. То же можно сказать и о квасе.
Даже сыта, то есть разбавленный водой мед, также могла забродить и превратиться в алкогольный напиток. Если же учесть, что и вино, то есть виноградный напиток, который привозили из Крыма и Византии тоже разбавлялось водой, то станет понятным, почему вода оказалась в одной упряжке с алкогольными напитками как постоянный компонент при их изготовлении и употреблении ибо вода считалась именно напитком, а не являлась просто жидкостью и или просто компонентом для различных целей, какой она стала в наши дни.
Эта особенность в восприятии воды древними русами и нашими современниками, этот особый взгляд древних русов на воду как на основу всех алкогольных напитков объясняет то, почему и сегодня один из самых крепких и самых известных алкогольных напитков русского народа — «водка» —происходит от корня «вода».
Вино
Под таким названием в IX-ХIII веках понимали только виноградное вино, если сей напиток употреблялся без других определений. Вино появилось на Руси в IX веке, т. е. еще до христианства. После крещения, в конце Х в., вино становится обязательным ритуальным напитком. Вино было привозным.Оно доставлялось из Византии и потому называлось греческим или сирским (сурьским), т. е. сирийским. До сер. XII века вино обязательно разбавлялось водой, так же как это делалось в Византии. Источник сообщает:«Месят воду в вино», т. е. в вино следует доливать воду, а не наоборот. Это было не с проста, а имело глубокий смысл, т.к. всегда более тяжелые жидкости по удельному весу нужно наливать в более легкие. К примеру, чай нужно наливать в сосуд с молоком, а не наоборот. Собственно, само слово «вино» в русском языке появилось после перевода Евангелия на древнерусский язык от латинского «винум» (vinum).
С сер. XII века под вином понимают уже чистое виноградное вино без добавления воды. Поэтому, чтобы не запутаться, обязательно стали оговаривать те случаи, когда подразумевалось не чистое вино. Стали употреблять прилагательные для уточнения. Так на свет появились названия «оцьтьно вино», т. е. кислое сухое вино; «вино осмрьнено», т. е. виноградное сладкое вино, с пряностями; «вино церковное», т. е. виноградное красное вино, десертное, высшего качества или сладкое без добавления воды. Наконец, в кон. XIII века, впервые в источниках появляется название «вино твореное».
Нужно сказать, что такое вино появляется только через 400 лет после вина виноградного и через 200-250 лет после закрепления различных эпитетов за теми или иными разновидностями виноградного вина. Это обстоятельство свидетельство того, что здесь мы, скорее всего, имеем дело не с естественным природным вином, сделанным из винограда, а с винным напитком, полученным каким-то другим, искусственным путем, вином, полученным (сотворенным) самим человеком.
Таким образом, название «твореное вино» уже не относится к собственно вину, как его понимали первоначально, т.е. до XIII в.
Мед
Вторым, после вина, по значению алкогольным напитком в Древней Руси был мед, известный еще с глубокой древности двояко: и как сладость (лат. — mel), и как алкогольный напиток (лат. — mulsum). Но мед не был, как иногда представляют, исключительно русским национальным алкогольным напитком. Мед был главным парадным напитком почти всех европейских народов средней полосы. Мед, например, встречался у древних германских племен (Meth), в Скандинавии(Mjod), где он считался напитком богов. Встречался мед как «божественный напиток» и у прибалтийских племен, особенно у литовцев.
Корень слова «мед» вовсе не русский, как многие полагают, а индоевропейский. У греков слово «мэду» подразумевало «хмельной напиток», то есть, вообще, алкоголь, а временами употреблялось в смысле «чистое вино», т. е. слишком крепкое, опьяняющее, не совсем питьевое по греческим представлениям. Похожим словом «мэдэе» греки обозначали «пьянство». Все это свидетельство того, что крепость меда была намного больше, чем крепость обычного виноградного вина и потому византийцы считали, что употребление таких крепких напитков свойственно не цивилизованным варварам.
В Древней Руси, судя по фольклору, мед был наиболее распространенным напитком из алкогольных, тогда как вино в народном фольклоре почти не упоминается. А между тем документальные данные говорят несколько о другом. В них говорится об употреблении вина с IX века, а мед впервые упоминается на Руси, и то в значении пряности, лишь в самом нач. XI в., а в Македонии — в нач. X в.; в значении алкоголя в Полоцке и Литве— в XI в., в Болгарии — в XII в., в Киевской Руси — в XIII в. (1233 г.), В Польше и Чехии— с XVI в.. Так, в летописи Нестора говорится, что Владимир I повелел сварить 200 проварь меду. И еще Ибн-Дуст (Ибн-Руст) — арабский путешественник в нач. Х в.— пишет, что русы употребляют медовое хмельное питье, что древляне в 946 г. дали Ольге дань «питным» медом, а не «пчелиным».
Также из ряда византийских источников известно, что еще в кон. IX века, в языческие времена, некоторые славянские племена ( поляне и древляне) умели забраживать и превращать мед из mel в melsum, а также держали его подобно вину с выдержкой и для улучшения его качества использовали переливы (т. е. переливание в двух сосудах).
Все это дает позволяет сделать следующие выводы: мед как алкогольный напиток получил вначале распространение в самой лесистой части Руси, на территории современной Белоруссии (Полоцкое княжество), где в наибольшей степени было развито бортничество, то есть получение меда от диких пчел. По всей видимости, отсюда мед по рекам Припяти и Днепру отправляли в Киевскую Русь. И в X-XI вв. в Киеве мед употребляли в исключительных случаях и при этом делали его сами из запасов природного сырья: мед варили. Мед вареный как напиток получался более низкокачественным,чем мед ставленый.
Напиток выдерживали до 10-15 лет и даже больше, и он представлял из себя результат естественного брожения пчелиного меда в холодном состоянии с соком ягод (малины, брусники). Бывали случаи, когда на княжеских пирах в XIV в. подавался мед 30-35-летней выдержки. Так как, наибольшее употребление медов ( и ставленых, и вареных) приходится на XIII-XV вв., то и представление о том, что в древние времена основным алкогольным напитком был мед, нашло свое отражение в первую очередь в фольклоре, произведения которого главным образом создавались именно в этот сравнительно поздний период, когда собственно и началось формирование национальной культуры.
Нужно также отметить, что расцвет медоварения в XIII-XV вв. был связан не с его появлением как такового именно в это время (точно известно, что оно возникло еще в X-XI вв.), а с сокращением привоза византийского вина вследствие вначале монголо-татарских завоеваний (XIII в.), а затем и крушения самой Византийской империи (XV в.). Все это позволяет говорить, что историческая обстановка (изменения в международных отношениях и системе международной торговли, изменения географического характера) приводила к изменениям в распространении основных алкогольных напитков. Все эти изменения удалило Русь от источников виноградного сырья и заставляло изыскивать местные ресурсы и свои способы для изготовления алкогольных напитков.
XIII-XV веках мед как продукт из местного сырья выходит на первый план в обиходе знати и зажиточных слоев. Длительность изготовления настоящего, качественного ставленого меда сильно ограничивала круг его потребителей, удорожала товар. Для массовых мероприятий даже при дворе великих князей употребляли более дешевый— вареный мед. Таким образом, XIII век явился рубежом, ознаменовавшим переход к алкогольным напиткам, во-первых, к значительно более крепким и, во-вторых, из местного сырья .
По всей видимости, все эти обстоятельства, связанные с вынужденным потреблением более крепких напитков и привели затем к появлению водки.
Но так долго продолжаться не могло. Запасы сырья для изготовления меда были ограничены и они быстро иссякали. Нужен был винный спирт, как компонент более дешевых медов. К тому мед становится предметом экспорта в Западную Европу. Он растет в цене и постепенно становитс не доступным даже для зажиточных слоев. Для широкого же употребления нужно было изыскать дешевое местное сырье. Таким сырьем становится ржаное зерно, которое более широко стали использовать для изготовления такого известного и по сей день напитка, как квас.
Привет.
Скорее всего вы уже слышали, что новый закон говорит о том, что продажа любой алкогольной продукции полностью запрещена в ночное время. Все это относится как к водке и коньяку, так и к виски, абсенту и так далее. Но что делать, если вдруг захотелось немного расслабиться и провести ночь за бокалом благородного напитка? Понятно, что можно добраться до ближайшего ресторана, паба или бара и купить все там. Правда тут есть один большой минус — цена. За бутылку шотландского виски с вас могут попросить до 5000 рублей, а бутылка хорошей водки обойдется вам в 1000. Понятно, что такая расточительность не приемлют даже вполне обеспеченные люди, поэтому мы расскажем о том, как можно прилично сэкономить.
Приветствую всех. Интересный материал.Да, без пития на Руси нет жития…