Аликбер Аликберов
Дарбанд-нама (Гунойский список)
Тейп Гуной локализуется в районе Веденского района Чечни, там, где до сих пор существует населенный пункт с родовым названием Гун; в середине XIX в. этот район был частью имамата Шамиля. Впоследствии часть жителей тейпа оказались в Гудермесском районе. Изучение сборной рукописи подтверждает, что она переписана на территории Чечни представителем тейпа Гуной. Это тейп известен тем, что он принимал самое активное участие во второй фазе Кавказской войны. Колофон рукописи содержит имя переписчика – Мухаммад, – и дату переписки рукописи – первые числа месяца ша‘бан 1314 г.х., т.е. 5-10 января 1897 г.
Рукопись состоит из различных сочинений – собственно Дарбанд-нама (40–12, всего 28 страниц), неизвестного списка другого важного исторического сочинения – Та’рих Аби Муслим (11–4, всего 7 страниц) , и краткой хроники Кавказской войны с описанием событий, связанных с походами дагестанских имамов. Все три сочинения переписаны единым почерком, который исследователи называют дагестанским насхи – этот почерк характерен для подавляющего большинства арабоязычных текстов, созданных в Дагестане в XIX – начале XX веках. Подлинные размеры сборной рукописи неизвестны, поскольку копия снималась с большим уменьшением размеров. По этой причине неизвестен и покуррасный состав. На каждой странице по двенадцать строк, в каждой строке в среднем по 7-8 слов. Текст переписывался с использованием мистары. Пагинация позднейшая, единая для всего сборника, выполнена современными арабскими цифрами, причем нумерация страниц начинается с конца текста сборника. Для передачи местных топонимов, в которых присутствуют гортанные звуки, использованы дополнительные буквенные знаки. Текст снабжен хафизами, но не последовательно. Для выделения различных сюжетов повествования использованы надстрочные титлы.
Перевод
(40) «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Хвала Господу обоих миров, молитвы и мир посланнику Мухаммаду и роду его, и всем его сподвижникам. А затем.
Это – книга, объясняющая происхождение города Дарбанда, жителей Дагестана и всех их правителей (ﻡﻬﺌﺍﺮﺑﻛ). Прежде всего о деяниях Кубада, (39) отца Ануширвана, затем о деяниях хазар (ﺭﺯﺤ) и тюрков (ﻚﺮﺘ), Тафрана , Мушкура , Джумлата , о деяниях хакан-шаха русов. Кубад-шах жил в Дарбанде, а хакан-шах на реке Адил (Итиль), и между ними происходили войны и споры. Потом между ними был заключен мир, и он (Кубад) засватал его дочь и женился на ней. И вознамерился он построить стену между ними. А хакан согласился с этим. Когда его (Кубада) об этом известили, он направился для строительства стены. В летописях он обнаружил известие том, что Джабра’ил поручил Искандару построить здесь стену, потому что это место благословенно, и он построил эту (38) стену, как ему было велено. Однако [со временем] стена разрушилась и засыпалась песком. Кубад очистил стену от песка, восстановил то, что было разрушено, и достраивал его в течение года, пока не довел его до крайних пределов Табассурана. Он соорудил в ней врата (абваб) из железа. И после того, как завершил это, то построил стену с южной стороны в течение семи месяцев. И когда он достроил обе стены, то убедился в том, что хакан не в силах переступить пределы Армении и Азербайджана. И отослал Кубад дочь его к отцу, так и не женившись на ней, опасаясь, что если у нее родится ребенок, то он может претендовать на престол.
Затем Кубад вернулся в Азербайджан [и] Ирак, а хакан – в свой вилайат, а это был Дашт-и кибчак , Таргу, Анджи, (37) Андари , Ихран, Килбах, Кичи-Мадж, Алу-Мадж , Чулар , Кизлар , Аух и Шахр-и Татар. Местопребыванием их правителя был Ихран. Шахр-и Татар был разрушен, и они сделали своей резиденцией <…> Кузбус в стране Кирим , [а о нем говорят, что это из населенных мест русов]. Что касается рудника меди, который находился в Ихране , и месторождений серебра, что в Тирике (ﻚﺮﺗ), то они были в руках у хакана. И он оставил в Килбахе для управления ими начальника (хаким).
Было правилом, что тот, кто становится правителем вилайата Фарс, продолжает возводить стены Дарбанда. После того, как на престол взошел Ануширван, он построил в областях (ﻰﺤﺍﻮﻧ навахи) Дарбанда множество крепостей, пока не достиг пределов (ﺔﻳﺣﺎﻧ нахийа) Рума. (36) А до Ануширвана стену Дарбанда восстанавливал человек по имени Бахрам Гуз-оглы шах . Ануширван переселил сюда из вилайата Фарс много народа и построил в этом вилайате множество городов. Сначала он построил Алфун, затем – триста шестьдесят городов , пока не достиг Дарбанда. До этого город Алфун также строил человек по имени Исфадийар-падишах. Ануширван жил в этом городе. Затем он по позволению отца своего Кубада построил город и назвал его Шабуран. Затем он построил город и назвал его Каркар. Затем построил город и назвал его Абад. Затем на земле Мушкура построил (35) город и назвал его Кусайр, а в нем проживало множество людей. Затем он построил город, а название его Сул, и над ним возвел длинную стену. Затем построил в каждом месте (ﻊмавади‘) город (ﺓﺪбалда), пока не достиг Ихрана, а это было местом пребывания амира Килбаха, и местом пребывания самого хакана. Затем он построил Самандар, [теперь] название его Таргу. Затем построил крепость Анджи, а цель строительства этого города – защита Дарбанда от хазар неверующих. Затем построил город Гумук и поставил в нем старшим (хаким) человека из своего дома (букв.: мин ахл байтихи). Между стеной Алфуна и Килбаха находится семь областей. До Ануширвана эти области создавал человек, которого звали Исфандийар-шах, он назначил (34) старшим над ними людей из Килбаха.
Ихран – это трон (курси) Кумука. И все реки Гурджистана текут из Ихрана. И на этой реке расположен город, который называется Балх. Крепость его находилась в стороне русов, а сам город и его правитель (назим) – в стороне Кумука. В крепости находится казна с людьми, а люди того города – из Хурасана . Ануширван обновил этот город, после того, как построил его Исфандийар-шах. Он стал править Туман-Касаком (название вилайата) до Хамри (название вилайата) , и назначил там туман-шаха.
После назначил правителя (малик) … Зирикарана, нынешнее его название – Кубачи. А после (33) этого идет Табасаран, он назвал его хакима табасаран-шахом. [Эти владения] располагались выше Дарбанда. После этих областей идет область Субар, обитатели его из Исфахана, а правителя его зовут хиджран-шахом. Это – область Кумука. А после идет область Йавук , а зовут его правителя филан-шах. А после – область Маскат, а правителя зовут йалун-шах. В Кумук, однако, Ануширван назначил предводителем (хаким) преставителя своего дома (ахл мин байтихи) . Он построил в этом вилайате сто шестьдесят городов, и все их обитатели были из вилайата Фарс. Он вывел их оттуда силой, а целью его была охрана Дарбанда от хазар неверующих, чтобы они не доходили до областей Азербайджан и Ирак. (32) После того, как Ануширван утвердил свою власть в этих странах и установил свою справедливость, родился Пророк, – да благословит его Аллах и приветствует. И распространился свет ислама, и пал Фарс, и был изгнан их правитель. Кафиры-хазары нападали из своих земель до тех пор, пока не победила религия ислама.