Прошло 300 лет со времени начала народно-освободительного движения, во главе которого стоял великий сын лезгинского народа Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Несомненно, что освободительное движение под руководством Хаджи-Давуда оставило глубокий и неизгладимый след в истории лезгин и всех других народов Кавказа. Хаджи-Давуду удалось возродить (пусть, и на короткий период) государственность лезгинского народа. Тем самым в истории был создан прецедент, следованию которому стремились затем лучшие представители нашего народа на протяжении всех последующих поколений.
Достаточно сказать, что последовавшее за событиями нашествие Надир шаха на Восточный Кавказ в сер. 30-нач.40-х гг. XVIII века было отмечено примерами невиданного героизма и стойкости лезгин и других дагестанских народов в борьбе против кровавого тирана. Нет сомнения также и в том, что начавшиеся вскоре, уже во второй пол. XVIII столетия, объединительные процессы, происходившие в Лезгистане под руководством Фет-Али хана, также логически вытекали из хода событий, связаных с движением Хаджи-Давуда.
Один из русских исследователей XIX века А. Комаров писал, что Хаджи-Дауд создал и распространил особое духовное учение, сущность которого клонилась к уничтожению светской власти. Исходя из чего, Комаров полагал, что это учение мало чем отличается от так называемого «мюридизма»- идеологии освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX века. На это же в той или иной степени указывали и некоторые другие авторы, намекая на несомненную паралель Хаджи-Давуд-Магомед Ярагский. Учитывая то, что Ярагский родился спустя каких-то 40-50 лет после событий, связанных с движением Хаджи-Давуда, такую связь можно считать вполне возможной, т.е с большей долей вероятности можно утверждать о связи, а может и полной идентичности, идеологий освободительных движений,происходивших в разное время под руководством Хаджи-Давуда и под предводительством Гази-Магомеда, затем Гамзат-бека и Шамиля.
С другой стороны, отражение образа Хаджи-Давуда в фольклоре и литературе как народного героя и заступника (об этом имеются вполне конкретные документальные данные) говорит о том,что его деятельность находила понимание и поддержку в широких народных массах .Не только искусный политик, выдающийся стратег и полководец, но и человек высокой духовности, Хаджи-Давуд даже через столетия не перестает удивлять нас силой своего духа, ума, величия и прозорливости.
Заслуживает уважения и восхищения мужество и целеустремленность человека,который преодолев всевозможные трудности и препятствия, пройдя через все испытания так и не подчинился воле «сильных мира сего». Он продолжал проводить самостоятельную политику,конечной целью которой должно было стать обретение независимости и возрождение государственности лезгинского народа. Для достижения этой цели Хаджи-Давуд в конечном итоге пожертвовал своей жизнью. Несомненно, это должно стать для современной молодежи примером для подражания, а сам образ Хаджи-Давуда-символом чести и беззаветного служения своему народу.
Большое значение, народно-освободительное движение под руководством Хаджи-Давуда, как яркий пример из истории, приобретает в наши дни при урегулировании проблемы разделенного лезгинского народа.
Алпан Аким