Шихсаидов А.Р.,
доктор исторических наук, профессор
К вопросу о локализации Филана
Локализация отдельных пунктов и политических образований средневекового Дагестана — один из интересных и сложных вопросов исторической географии. В данной статье предпринимается попытка определить местонахождение одного из ранних государств Дагестана — Филана. Название это нередко встречается в сочинениях представителей средневековой арабской исторической и географической школы, но неясность и противоречивость источников породили к настоящему времени несколько взаимоисключающих мнений относительно идентификации Филана.
Одним из первых обратил внимание на Филан д, Оссон’, который указал на противоречивость высказываний арабских авторов (ал-Балазури, ал-Масуди, Йакут) и, возможно, по этой причине не уточнил локализации этого владения. Более обстоятельно писал о Филане и его правителе — филаншахе акад. Б.А.Дорн. Он считает, что назначенный в свое время Ануширваном (531-579) правитель страны по имени (или с титулом) филаншах подчинил впоследствии Шарван, и что уже в 842 г. правителем Ширваншаха был филаншах2. Таким образом, термин филаншах связывается только с территорией Ширвана. Б.А. Дорн, ссылаясь на Хамзу Исфахани, объяснил также происхождение названия филаншах: персидский царь Ануширван назначил после строительства Дербента в различные области Восточного Кавказа предводителей, предоставив в их распоряжение в наследственное пользование земельные участки и одарив их почетными одеждами, сшитыми различными мастерами. По имени мастера или по рисунку на одежде получали свои титулы и правители — бограншах («царь кабана»), ширван- шах («царь льва), филаншах («царь слона») и т.д.3
Й. Маркварт считал, что Филан следует исправить на Килан, соответствующее Гелам, которые, по его мнению, занимали территорию выше Табасарана, по направлению к Сариру, близ нынешних аварцев4. А.-К. Бакиханов приписывает персидскому царю Каваду (490-531) назначение амира с титулом филаншах над «нагорным Кумухом, где ныне Казикумух и магалы акушинские и некоторые аварские». Известный советский кавказовед А.Н. Генко также считает возможным исправление Филана на Килан и локализует его гораздо западнее, чем И. Маркварт- «это авары района реки Аварское Койсу, общества Кель, имевшего, по- видимому, более крупное значение в древности и охватившего территорию позднего Гидатля и Анкратля»6.
В.Ф. Минорский пишет, что «несмотря на неясные намеки источников, что Филан лежал в стороне Табасарана, я не был бы удивлен, если б загадочный филан или его остатки следовало искать в Южном Дагестане, в районе между Восточными Шакки и Самуром. Поражает число сгруппированных здесь селений, в названия которых входит элемент фил, например, филифли (вероятно, Фил-и Филан, аналогично с Гил-и Гилян?), Стас-фили, Фили- Дзах и т.д.»7. Далее В.Ф. Минорский указывает, что «чисто предположительно можно сравнить мусульманский филан с латинским Лупении … Метатеза Л.б.н // Филан могла быть ускорена народной этимологией. Филан-шах — «царь слонов»8.
По мнению М.И. Артамонова, «граничивший с юга с Табасараном Филан, может быть, соответствует владению Казикумухскому»4. Т. Левицкий, учитывая, что И. Маркварт поправляет Филан на Килан и располагает его близ Дербента, обращает, в свою очередь, внимание на Ибн ал-Факиха (ВОА, У, 287,297), который вместо Килана пишет Джилан10. В «Истории Дагестана» признается, что точная идентификация Филана «затруднительна из-за неясности источников»».
Как видно из изложенного, вопрос о локализации Филана неясен и находит самые различные решения. В какой-то мере он прояснится, если привлечь существующие источники с акцентирования внимания на то место, которое географически определено Филану среди других политических образований Восточного Кавказа.
Арабский автор ал-Балазури (ум. в 892 г.) в таком порядке перечисляет области, над которыми Ануширван определил «царей»: Сарир, Филан, Табасаран, Лакз, Маскат, Лиран, Ширван12. Перечисление областей идет последовательно с севера на юг, причем Филан помещен между Сариром и Табасараном. Тот же автор в другом месте своего сочинения уже несколько в ином порядке перечисляет области , подчиняющиеся Марвану в 739 г. – Сарир, Туман, Хамзин, Синан (Масдар?), Табасаран, Филан, Лакз, Ширван13, т.е. Филан оказался на границе Табасарана и Лакза. Однако из текста можно понять, что при движении войск Мервана местоположение Филана не учитывалось, ибо филаншах выступил на этот раз на стороне Марвана, принимал участие в его походах и потому, очевидно, территория Филана не подвергалась нападению арабских войск во время похода 739 г. («на подданных табасаранашаха он наложил 10 тысяч мер, которые они обязаны были ежегодно доставлять в зернохранилище, но ничего не наложил на филаншаха за его заботливость (о мусульманской армии)»14. Стало быть, филаншах упомянут рядом с табасараншахом и в связи с ним, а не потому, что по его земле прошли арабские войска. Если мы исключим Филан из маршрута войск Марвана в 739 г., то путь выглядит следующим образом: Сарир-Туман-Хамзин-Синдан- Табасаран-Лакз-Ширван.
Другой арабский автор IX в. ал-Йакуби (ум. ок. 897 г.) пишет о том, что в середине VII в. арабский полководец Салман завоевал много земель на Восточном Кавказе, причем захваченные земли названы в следующем порядке: Ширван-Маскат-Лакз-Филан — земли хазар до Баланджара15. Табасаран здесь не назван, но Филан идет после Лакза.
Автор «Китаб ал-булдан» (Ибн ал-Факих ал-Хамадани) располагает Филан явно к северо-западу от Табасарана. Он сообщает, что Кавад построил Баб ал-абваб и 360 замков, которые тянулись от Баб ал-абваба по направлению к Табасарану, затем Филан и Сарир до Баб ал-Лан, т.е. Алании16. Ибн Хордадбех (ок. 820 — ок. 912) также пишет, что «за Баб ал-абвабом (расположены земли) царя Сувара, царя ал-Лакза, царя ал-Лан, царя Филан (по другому списку — Джилан), царя Маската, сахиб ас-Сарира и город Семендер»17.
Филан упоминается также в трудах знаменитого арабского энциклопедиста Йакута (1179-1229). Государства, соседние Баб ал-абвабу он перечисляет, что « а выше него (т.е. Табасарана) — Филан, небольшая область»18. Или же: « Табасаран. В соседстве с ним (живут) племена, называемые филан и лакз»19;.
Таким образом, все перечисленные источники располагают Филан в восточной части Дагестана, где-то близ Табасарана, севернее или западнее него и, как правило, рядом с Сариром.
Непосредственные контакты Сарира и Филана, вернее, их ближайшее соседство обнаруживается при знакомстве с рядом источников. В X в. царь Сарира носил титул филаншах. Как пишет ал-Масуди, «…затем идет (владение) царя Сарира, который зовется филаншах (киланшах?) и исповедует христианство… Филан (Килан) -шах-имя всех царей Сарира»20. Йакут повторил высказывание ал-Масуди с некоторыми подробностями: «Филан. Город и страна близ Баб ал-абваба, из областей хазар. Царя Филана называют филаншах. У них (т.е. жителей Филана) — особый язык. Масуди сказал: филаншах — имя царя, принадлежащее царю Сарира, потому вилайат Сарира называют Филан. Говорят, что область Сарира принадлежит ему (т.е. Филану)»21. Йакут пользуется здесь, очевидно, двумя источниками, первый из которых зафиксировал Филан в пору его самостоятельного существования, а второй (ал- Масуди) — середину X в., когда Филан оказался, по всей вероятности, под влиянием Сарира или же вошел в его состав.
Большой интерес представляет маршрут Саллама ат-Тарджумана, отправившегося по приказу халифа ал-Васика биллаха (842-847) к таинственной стене Йаджудж и Маджудж. Как сообщает Ибн Хордадбех, маршрут Саллама ат-Тарджума был таков (со слов самого Саллама): «И мы отправились из Сарра мин раййа (Самарры) с письмом от Васик биллаха к Исхаку ибн Исмаилу, правителю Арминийи, а он во время нашего выхода был в Тифлисе. Исхак (со своей стороны) написал владетелю Сарира («сахиб ас-Сарир»), владетель ас-Сарира написал о нас царю ал- Лана, царь ал-Лана — филаншаху, а филаншах — тархану царя хазар. У царя хазар мы были (один) день и ночь, пока он послал с нами 5 проводников. От него мы шли 26 дней»»2.
Таким образом, Саллам ат-Тарджуман шел по пути Самарра- Тифлис-Сарир-ал-Лан-Филан- к тархану хазарского «царя». Последний термин («хакан хазарского царя») В.Ф. Минорский относит к правителю Хайдака23. Сам маршрут назван В.Ф.Минорским «запутанным и блуждающим»24, но если предположить, что ал- Лан упомянут случайно, то маршрут принял бы более или менее реальную форму: Самарра-Тифлис-Сарир-Филан-Хайдак. Однако это только предположение, окончательно еще не подтвержденное данными текста. Дело в том, что Хайдак в тексте не упомянут, а мнение о том, что тарханом хазарского царя мог быть только правитель Хайдака, нуждается в дополнительной аргументации.
Некоторую ясность в вопрос локализации Филана вносит изданное недавно произведение Абу Хамида ал-Гарнати «Ясное изложение некоторых чудес Магриба», написанное в середине XII в. Особый интерес представляет высказывание ал-Гарнати о том, что амир Дербента «говорил на различных языках, таких как: лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, сарирский, аланский, асский, зарихкаранский, тюркский, арабский и персидский. У меня на занятиях присутствовали люди из этих народностей »25.
В другом своем сочинении («Подарок умам и выборки диковинок») ал-Гарнати в связи с событиями начала VIII в. также упоминает народ филан: «В стране Дербенда Баб ал-абваба есть народность, которую называют табарсалан…Они мусульмане, принявшие ислам во времена Масламы ибн Абд ал-Малика …И приняли из его рук ислам многочисленные народы, в том числе лак- зан, филан, хайдак, заклан, гумик и дархах. Всего этих народов семьдесят, и у каждого народа свой язык»26.
Мы видим, что ал-Гарнати в связи с событиями как начала VIII в., так и первой четверти XII в. указывает на одни и те же народы на территории Дагестана (хотя и не все): лакзан, табалан (или табарслан), филан, заклан (или зуклан), хайдак, гумик. Серир назван только в XII в., может быть потому, что в VIII в. попыток исламизации его не проводилось. Дархах упомянут в VIII в., а в VII в. не упоминается, но есть зарихкаран (кстати, в ленинградской рукописи вместо «дархах» стоит иное чтение — «зирихах»).
Идентификация ряда языков или же народностей, названных в сочинениях ал-Гарнати, не представляет особых трудностей. Лакзанский язык — это лезгинский язык, табаланский — табасаранский, хайдакскаий — кайтагский диалект даргинского языка, гумикский — лакский, серирский-аварский, зарихкаранский-кубачинский диалект даргинского языка27.
Филан можно перевести как принадлежащее слону. Но фил вроде как слово арабского происхождения.
В общем полная неясность А статья очень понравилась. Спасибо автору!