До распада Советского Союза и образования самостоятельных республик на Северном Кавказе, проблема границ Дагестана не привлекала особого внимания исследователей и политических деятелей, так как считалось, что установленные границы республик в рамках великой страны носят условный характер и не играют особой роли в жизни советских народов. Не существовало внутри страны и никаких таможенных барьеров, ограничений в передвижении.
Распад же СССР существенно изменил ситуацию в стране. В процессе суверенизации этнических республик многие общественные деятели стали искать всевозможные способы для закрепления за новыми государствами как можно больших территорий. Особенно эта тенденция проявляется на северном Кавказе. При этом, для обоснования территориальных претензий используются разные сомнительные документы и аргументы тенденциозного характера.
Особую активность в этом плане стали проявлять чеченские государственные деятели, а также исследователи, пытающиеся теоретически обосновать и доказать исконную принадлежность в прошлом чеченцам-аккинцам ряда северных территорий Дагестана.
Характеризуя территорию, являвшуюся северной границей Дагестана в XVII — нач. XIX в. нужно отметить, что она представляет из себя Терско-Сулакскую низменность, северная часть которой — междуречье Терека и Сулака, исторически известна как Кумыкская плоскость или Засулакская Кумыкия. Кумыкская плоскость рассечена речными долинами рек Аксая, Ярыксу и Акташа. .
Наиболее ранние сведения о северных границах Дагестана имеются у немецкого ученого А Олеария, который отмечал в 30-х гг. XVI в., что «река Быстрая (Терек) отделяет пределы дагестанских и черкесских татар»[1] и говорит, что когда тарковские возницы нас сюда доставили, они опять ушли» [2].
Из этого следует, что их доставили до правого берега Терека, где и кончалась дагестан- земля. Именно правый рукав Терека, был северной границей дагестанской территории. На левом же берегу Терека в районе г.Терки, тогда находилось образовавшееся при содействии русского государства Кабардинское княжество Сунчалевичей Черкесских [3].
О северных границах Дагестана писали и другие авторы конца XVIII — нач. XIX в. Так, А.М.Буцковский писал в 1812 г. о территории Засулакской Кумыкии — «Прежнее владение — под общим названием аксаевских кумыков простиралось от Каспийского моря до р.Гуйдюрмеза, впадающий в правый берег Сунджи в 15 верстах выше устья сей, с северу имело границею р.Терек, начиная от устья Сунджи до Каспийского моря, к югу же Дагестан и Лезгистан» [4].
Таким образом, границыДагестана в XVII- нач. XIX в. были известны и проходили в общих чертах на севере по р.Терек и по нижнему течению его притока Сунжа, где еще в середине XVIIв. находились кабардинские поселения[5]. Поэтому на севере менялись не дагестанские границы, менялись народы, проживающие у северной границы Дагестана. С заселением равнин между Тереком и Сунжей чеченцами и ингушами, которые сначала платали дань князьям Малой Кабарды, а потом — к концу XVIIIв., перестав платить дань стали свободными [6], естественная северная и северо-западная граница Дагестана стала смежной с чеченцами и ингушами.
Нет сомнения, что основное население рассматриваемого региона в конце XVI –XVIIв. составляли кумыки, формирование которых как этноса происходило и на данной территории Дагестана. Именно кумыки составляли главное население основных населенных пунктов этого региона, ставших уделом основателя Эндирейского княжества Султан-Махмуда в конце XVI — нач. XVIIв. Речь идет о селениях Эндирей, Аксай, Костек и др [7]. Еще в 1963 г. Н.Кушева подчеркивала, что когда в конце XVI — нач. XVIIв.в Северном Дагестане образовалось сильное Эндирейское владение в соседстве с восточными чеченскими племенами, эти племена попали в зависимость от Эндери», согласно преданию чеченцы, платили подати кумыкскому князю Султан-Махмуду [8]. Она также отмечала, что часть аккинцев-ауховцев проживала «поблизости от крайнего северо-западного кумыкского владения Эндери, где в конце XVI и первой половине XVIIв. княжил сильный кумыкский владелец Султан-Махмуд» [9].
Вопрос о времени появления чеченцев-аккинцев в Засулакской Кумыкии, их количестве и территории расселения стал приобретать, как указывалось выше, политический характер. Чеченцы и аккинцы даже пытаются научно обосновать свои претензии на принадлежность им еще в XIII — XIVвв., не говоря уже о более позднем периоде, Терско-Сулакского междуречья. Они, в последнее время занимают четко определенную линию, цель которой заключается в обосновании ведущей политической роли чеченцев-аккинцев в Северном Дагестане в XVI — начале XIXвв. и в какой-то мере обосновать современные претензии аккинцев на земли Терско-Сулаксого междуречья, не считаясь ни с фактом позднего появления их в этом регионе, ни с их незначительной политической ролью, ни с их поселением в Аухе в конце XVIв. по разрешению аварских и эндирейских (кумыкских) князей, от которых, как подтверждает большое количество исторических источников, они в XVII — VIIIвв, зависели [10].
Так, в одной из работ чеченских авторов утверждается, что «Как считают и другие ученые еще в XIV в. чеченцы вновь активно заселяли берега Терека и Сунжи. Одновременно они начали освоение Терско-Сулакского междуречья, где издревле жили их современники — аккинцы» [11].
Еще дальше в этом отношении идет А.А.Адилсултанов, утверждающий, что аккинцы в Терско-Сулакском междуречье появились не в XVI — XVIIвв., как об этом свидетельствуют исторические источники, а жили еще в раннем средневековье, были вытеснены в горы и обратно вернулись на равнину с уходом тимуровских войск в конце XIVв. с Кавказа и что это территория уж «в XVI — XVIII вв. была довольно густо заселена представителями аккинского населения» [12]1 При этом он ссылается на полевые данные, собранные краеведами-любителями В.Ибрагимовым и М.Магомедовым в 60-х гг. XX в рукописные сборники под названием «Основа происхождения аккинцев», носящих явно тенденциозный характер.
Авторы этих утверждений игнорируют сведения даже собственно чеченских ученых более раннего периода. Первый историк и этнограф из чеченцев Умалат Лаудаев в 70-х гг. XIX в. написал объемистую статью, которая содержит ценную информацию о происхождении чеченского племени (в частности аккинцев), территории расселения и переселении на плоскость.
Он писал: «Кумыки называют чеченцев мичикиш, от слов мичик и гиши. Мичик — река в Большой Чечне по соседству с кумыками: река эта некогда составляла границу этих двух народов, а гиши значит по кумыкски человек». Далее он говорит «Ауховцы называются аккий; название это они получили от того, что живя прежде в Аргунском округе, составляли членов аккинской фамилии. Скудная почва, принадлежавшая этому обществу, заставила половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыками и русскими переселенцы назывались ауховцами; сами же они для себя как и от чеченцев удержали название первобытной фамилии аккий, т.е. выходцев из Акки .Лаудаев отмечает, что “ичкеринцы называются нахчой-мохкой» и «ичкерия есть слово кумыкское, ичиери значит земля внутри, т.е. среди гор» [14].
Таким образом «примерно к концу XVI в. часть аккинцев в силу ряда социально- экономических и других причин вынуждена была покинуть места своего древнего обитания в Лан- Акки и постепенно двигаясь на восток, оказались в предгорьях междуречья Аксая и Акташа. Здесь, поселившись по долинам среднего течения рек Ямансу, Ярыксу и Акташ, образовали Ауховское общество» [16].
Другая этническая группа дагестанских — чеченцев, известная под названием качкалыки, обосновалась в шести аулах, расположенных вдоль долины среднего течения рек Ямансу и Ярыксу примерно в XVII — XVIIIвв. [17]
Оказавшись после переселения в Аух на землях дагестанских феодалов, в частности кумыкских князей, аккинцы вынуждены были платить им ясак (подать).
Существуют источники нач. XIX в. достоверно освещающие территорию расселения, и численность чеченцев и аккинцев. Один из них — труд полковника А.И. Ахвердова, бывшего в 1801-1804 гт. комендантом Кизлярской крепости. В своей работе он, в частности, пишет о месте расселения чеченцев в Ичкерии, после описания деревни Анди: «От сей деревни в 25 верстах живет народ, называемый ичари маооскиз, что значит внутри Черных гор живущие чеченцы». Далее он сообщает, что «по р.Сунже живущие 24 немалые чеченские деревни почитаются мирными с Рашею …К сим сунженскими мирным деревням должно приобщить шесть также немалых чеченских деревень, расположенных на самых выгоднейших местах по правому берегу р.Терек, расстоянием от реки в 20,18, 15,13 верстах, выведенные с давних времен кумыкскими аксаев- скими владельцами и поселенные в теперешних местах, а так как места сии принадлежат владельцам аксаевским, то и полагаются им подвластными под особым названием Алты — Качилык» [18].
Оценивая информацию А.И.Ахвердова становится очевидно, что нельзя говорить об исконной принадлежности чеченцам-качкалыковцам нынешней территории их расселения, на которой они были посепены аксаевскими владельцами которым первоначально платили дань за это. А так как Аксаевское владение обособилось от Эндиреевского княжества в конце XVII- начале XVIIIb., есть основание полагать, что качкалыковцы появились на нынешнем месте их обитания не ранее этого периода.
Следующим важным источником нач. XIX в. является работа подполковника М.Буцковского, командированного в 1810г. на Кавказскую линию для описания Кавказской губернии. Как уже отмечапось ранее A.M. Буцковский писал в 1812г. что «прежнее владение под сим названием Аксаевских кумыков простиралось от Каспийского моря до р.Гуйдюрмеза, «впадающей в правый берег Сунджи в 15 верстах выше устья сей». Он отмечает также, что часть чеченцев из гор «быпа выведена аксаевскими владельцами и посепена на их землях у подножия Черных гор между Сунджею и Аксай — рекою на известных условиях, под названием качкалыков,что значит шесть деревень» и что часть их вышла из послушания эндирейским владельцам,овладев участком территории между реками Гуйдюрмеза и левым берегом Аксая» [19].
Далее он пишет, что «Аухи, так называются поселившиеся на землях кумыкских около вершин рек Акиташа и Ярыксу карабулакские и частию чеченские выходцы, кои кумыками дань платят баранами и в обязанности давать вспомогательных воинов» и, что эти выходцы «недавно на сих местах поселившиеся и смешаны с природными кумыками князьям коих особенной да не платят, кроме поставки вспомогательных воинов и на один день с каждого двора рабочег посеву, жатве и сенокошению из числа оных, однако, селения Хасамкент, Балчи и Герзелли и сей повинности уже отклоняются» [20].
Особенно интересна таблица, приведенная А.М.Буцковским, сел Терско-Сулакского ждуречья с указанием количества дворов в них. Так, к собственно кумыкским «он относит селе «Казиюрт (270) дворов, Костек (650), Темир-аул (150), Чунту (130), Эндери (150), Янг Юрт (1 Мусал аул (150), Байрам аул (250), Ботайюрт (80), Мамак-юрт (40), Казак-мурза (35), Баба (20), Муракай-юрт (90), Боташ (100), Муса Хаджи (20), Аксай (8000). Селения Чиркей (800), Зуб (500), Иха (50), Миатлы (100), Инчке (100), Куввар (100), Гертмелли (100), Зирама (50), Чир (300), Бавтугай (150), Гойны (80), Дуллым (80), он относит к «лезгинским» т.е. аварским селам.
Указаны им и ауховские села «Акташ (200), Юрт (50), Ярухсу или Качилук (300), Kешень(200), Гилян (100), Зандак (100), Чючели (40), Даттах (30). Ошибочно он указал среди них и аварское село Алмак. Селения «Хасса Мекент (70), Балчи (60), Герзели (50), Дадаюрт (87), Умара (45) он причислил к чеченским.
Он указал также количество Аксаевских (500) и Андреевских и Костековских (600) ногайских кибиток [21].
Таким образом, приведенные А.И.Ахвердовым и A.M. Буцковским сведения указывают на позднее появление чеченцев-акинцев, качкалывцев и др. в Терско-Сулакском междуречье, и их зависимое, в первый период, положение от кумыкских князей, так как они платили им ясак (подать).
И общее суммирование дворов во всех селах данного региона, наглядно показывает подавляющее большинство кумыкского (5000 дворов) и аварского (2500 дворов) населения, а отнюдь не ауховского (около 1000 дворов). Следовательно утверждение о сплошном и довольно густом заселении акинцами (ауховцами) и другими чеченцами Терско-Сулакского междуречья не соответствует действительности. И не имеет смысла говорить о какой-то большой их роли в политической жизни Северного Дагестана.
Подселение в ауховские аулы чеченцев продолжалось и в XIXв. Акинцы подверглись определенному культурному влиянию дагестанских народов и приняли ислам.
В 1841г. примерно половина акинцев была переселена в равнинные кумыкские аулы’ основном в Эндирей-аул. С образованием в 1860г. Дагестанкой и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа Терской области, переименованного позднее в Хасавюртовский округ. В 70-х r.r. XIXв. Ауховским обществам по их прошениям выделялись земли в связи с их малоземельем.
В 1877г. после поражения восстания горцев произошло новое насильственное переселение акинцев в аулы Кумыкского округа.
В заключении же следует сказать, что жителям Терско-Сулакского междуречья лучше жить в дружбе и согласии, чем заниматься выяснением чьих-то исконных земель, обостряя тем самым ситуацию в регионе.
Более подробно и широко проблема данной статьи освещена в работе ведущих научных сотрудников ИИАЭ ДНЦ РАН профессоров Алиева Б.Г. и Умаханова М-С.К. «Историческая география Дагестана. XVII- нач. XIXв.». кн.1
Билалов А.Б.