Сегодня Россия отмечает праздник «дня народного единства». Нет сомнения, что этот праздник изначально был надуманным, искусственным. Он должен был заменить или как то преподнести по другому, заполнить иными красками бывший самый главный советский праздник-годовщину Октябрьской революции.
Интересно, что в ранее изданных книгах по всемирной и российской истории, в том числе и дореволюционных, этот день обнаружить не так то просто. Действительно, в том, что обезумевшие от голода и лишений поляки решили вернуть Кремль формировавшемуся к тому времени так называемому «ополчению», трудно найти чего-то героического. Да и сама дата выбрана неудачно. Было бы намного правильнее, если праздником объявили, например, день заключения Деулинского перемирия 11 декабря или 3 января 1619 года. Так нет же, обязательно нужно было подогнать этот «праздник» именно под 7 ноября.
Все вышесказанное ни в коем случае не отрицает, конечно, того громадного значения окончания Смуты и изгнания иностранных интервентов для истории России.То, что народ самоорганизовался и выступил против оккупантов совместно с продажными боярами (если провести паралель, то сегодня- это свежеиспеченная российская буржуазия) – это, безусловно, пример высокого гражданского патриотизма, достойный всяческого уважения.
Но, нельзя упускать из виду то,что этот показательный исторический пример самоорганизации народа может приобрести и другой политический контекст, и иные исторические параллели.
Потому, вполне возможно, что этот искусственный «праздник» может не выдержать «испытание временем» и исчезнет, как только его утилитарная функция потеряет актуальность или в очередной раз в стране изменятся политические приоритеты и обстоятельства.
Воистину, нет науки в истории, когда она на службе у политики!….
Абдул Хаким