Формирование и развитие профессионального творчества композиторов Дагестана – актуальный и мало исследованный вопрос дагестанского музыковедения. Отдельные работы М. А. Якубова [1], освещающие первую половину XX в., выделяют преимущественно творчество Г. А. Гасанова как основоположника дагестанской композиторской школы. М. А. Коркмасова исследует процесс становления дагестанской симфонической музыки [2]. Монографии М. А. Якубова, З. З. Абуевой, З.З.Агагашиевой, посвященные деятельности отдельных дагестанских композиторов, при очевидных своих достоинствах (рассмотрение стиля, творческого метода) не отражают степень влияния русской музыкальной культуры на развитие профессионального музыкального творчества в Дагестане. Работа С. А. Агабабова [3] относится к разряду популяризующих. Названными публикациями, в сущности, исчерпывается музыковедческая библиография, посвященная дагестанской профессиональной музыкальной культуре. Таким образом, проблема влияния русской музыкальной культуры на развитие музыкальной культуры Дагестана, а также вопрос о взаимовлиянии музыкальных культур в XX в. остаются на сегодняшний день не исследованными.
В данной работе мы рассмотрим этапы становления в Дагестане профессионального музыкального творчества в контексте отечественной музыкальной культуры XX в.
Музыкальная культура новоевропейского типа не могла сформироваться в. условиях дагестанского общества XIX в. Прежде всего, отсутствовали соответствующие новоевропейские институты образования, в то время как безусловным приоритетом пользовались структуры мусульманской традиции. Новое искусство прокладывало себе дорогу первоначально в формах, обладающих наибольшей национальной определенностью. Таковыми стали поэтическая и прозаическая литература, а также национальный драматический театр. Национальный драматический театр изначально был связан с музыкой, так как репертуар составляли преимущественно музыкальные спектакли: инструментальные переложения народных песен, бытовая музыка того времени составляли музыкальную основу театральных постановок.
Революция 1917 г. оказала на дагестанскую культуру огромное влияние. Перемены, произошедшие в дагестанском музыкальном искусстве после революции, были настолько существенными, что дали основание утверждениям об исключительно послереволюционном существовании национальной музыкальной культуры [1; 4]. Универсальный для национальных республик бывшего СССР тезис о том, что своим развитием национальные культуры обязаны исключительно октябрьской революции, опирается на факт послереволюционного формирования композиторских школ в большинстве республик. На это, в частности, указывают Э.В.Адцеева, Л.Е.Кумехова, С.И.Махней [5].
В сущности, возникновение композиторского искусства в Дагестане целиком и полностью инспирировано послеоктябрьской действительностью – это ее детище, явление изначально «советское”. Именно этому времени принадлежат достижения и поражения дагестанского музыкального искусства, оценить которые по-настоящему еще предстоит с большой исторической дистанции.
Профессиональная сфера композиторского творчества Дагестана сформировалась в 1930-е годы и прошла все типичные стадии, свойственные зарождению и развитию профессио- льного музыкального искусства в национальных республиках страны. Главное содержание процесса становления дагестанского профессионального музыкального творчества заключается в органическом слиянии богатейших достижений национального фольклора и достижений мировой музыкальной культуры, прежде всего, русской классической музыки.
Осмысливая период 1920-1990-х годов в истории дагестанской национальной музыкальной культуры, мы отводим решающую роль появлению местных композиторов-профессионалов. В связи с этим устанавливается периодизация исследуемого исторического периода.
Первый этап (1920-е гг.) предваряет создание национальной композиторской школы. В период «культурной революции» протекает деятельность представителей русской художественной интеллигенции, «командированных» в национальные республики.
Важную роль в становлении музыкального образования и исполнительства сыграла деятельность русских специалистов – С.В.Ветвинской, М.М.Шувалова, Е.А.Юдиной, И.В.Сафонова, О.В.Тимушева и др. Для музыкантов Дагестана главной творческой проблемой было овладение национальной интонацией, создание произведений, основанных на фольклорном материале народностей Дагестана, структурно оформленных по нормам европейского искусства.
В первой половине 1920-х гг., в обстановке устойчивого, растущего интереса дагестанцев к опере (по данным М.А.Якубова, в 1922-1923 гг. гастролировавшая в Дагестане украинская труппа показала более пятидесяти сценических произведений, в том числе оперы; в начале 1920- х гг. в Махачкале были поставлены оперные спектакли силами музыкантов-профессионалов и любителей [7]): появились первые опыты создания оперных произведений в Дагестане. М.М.Шувалов (дирижер хора и оркестра, певец, педагог) помимо многообразной артистической деятельности, проявил себя и как композитор: в период 1922-1924 гг. он обнародовал «детскую оперу» «Сказка о рыбаке и рыбке», оперу «Степан Разин», музыкальную драму «Хаджи-Мурат». Таким образом, на заре становления музыкального профессионализма в Дагестане, М.М.Шувалов не только знакомил слушателей с образцами оперного искусства, но и сам стал создателем первого музыкально-сценического произведения на дагестанскую тему.
К 1920-м гг. русская композиторская школа была уже давно сложившимся явлением, и на данном этапе ее представляли И.Стравинский,’ С.Прокофьев, Н.Мясковский, молодой Д.Шостакович – первое поколение современных отечественных композиторов. Как отметил А.И.Демченко, «начался сложный, многоступенчатый процесс вытеснения художественной классики и связанного с ней жизнеощущения» [6].
В 1920-е годы в Дагестане делаются самые первые шаги в создании национальной профессиональной музыки, пионерами которой стали Д.М.Далгат, а также русские специалисты – И.В.Сафонов, Е.А.Юдина. Они впервые применили свое композиторское умение в обработке местного музыкального фольклора, создавая на его основе произведения различных жанров. Так, фортепианные миниатюры Е.А.Юдиной «Дагестанским детям» (сборник пьес на мотивы Дагестанских народных песен в 4 и 2 руки) – первое опубликованное сочинение, основанное на материале дагестанского музыкального фольклора. Сборник, состоящий из двенадцати обработок народных мелодий (вокальных, инструментальных, танцевальных), был для своего времени Ценным приобретением национального искусства. Важность сборника для педагогической деятельности отметил в предисловии к его изданию Г.А.Гасанов: «Предлагаемый сборник в нашей практике является первым опытом применения народных песен Дагестана в роли учебно-методического пособия». Кроме этого, в отдельных пьесах намечаются некоторые приемы работы с музыкальной темой (гармонизация, голосоведение, полифонизация ткани) и принципы фор- мообразования (вариационность), которые в дальнейшем будут применяться дагестанскими композиторами.
Обработки фольклорного материала стали основой «Сюиты на народные дагестанской темы» для скрипки и фортепиано И.В.Сафонова. В принципе, творческие поиски М.М.Шувалова, Е.А.Юдиной, И.В.Сафонова были направлены к одной и той же цели и означали «сознательнуюориентацию на нормы европейского искусства», их произведения «знаменовали собой зарождение соответствующих элементарных норм музыкально-художественного творчества» [8]. Учитывая критические замечания М.А.Якубова о качестве обработки И.В.Сафоновым национально музыкального материала, связанного с непониманием специфики дагестанского мелоса (что, сущности, характерно и для фортепианного сборника Е.А.Юдиной), отметим, безусловно, позитивную роль «дагестанского» периода творчества русских специалистов: композиторская школа Дагестане пошла по пути освоения инструментальных жанров; достижения русских специалистов оказались в поле зрения будущих молодых местных композиторов. Таким образом, «командированные» композиторы заложили основы будущей национальной композиторской школы.
Одной из наиболее видных фигур музыкальной жизни республики 1920-х гг. была Дженнет Магомедовна Далгат (1885-1938) – первый в Дагестане и на Северном Кавказе национальный композитор, пианистка (выпускница Лейпцигской консерватории: в 1909 г. по классу фортепиано, в 1925 г. – по композиции), педагог, музыкант-просветитель. Ее композиторское творчество представлено сочинениями, в которых национальное начало выступает и в прямом испопьзовании фольклорных мелодий (как, например, в «Прелюдии и фуге» для фортепиано, соч. 6, на темы даргинской и кумыкской народных мелодий) и в стилизации. «Рапсодия на дагестанские народные темы» Д.М.Далгат, представляющая собой оригинальный образец объединения народного национального тематизма с европейскими принципами формообразования, является первым опытом создания крупного произведения на материале дагестанского фольклора. С именем Д.М.Далгат связано становление профессионального композиторского творчества в Дагестане.
В 1926 г. в Буйнакске было открыто музыкальное училище (ранее, в 1921 г. там же по инициативе С.В.Ветвинской была создана музыкальная школа), которое в конце 1926 г. было переведено в Махачкалу. Организатором и руководителем училища стал Г.А.Гасанов. Преподавательский состав представляли приглашенные из Москвы и Ленинграда музыканты: пианист Е.А.Юдина, О.В.Тимушева, скрипачи В.Э.Кпин и И.В.Сафонов; духовой класс вел А.Я.Клейзмер, класс сольного пения – М.И.Андреева-Петровская, затем В.В.Зайцева. Класс фортепиано вела также Д.М.Далгат. Деятельность приглашенных педагогов была направлена на приобщение горцев Дагестана к общеевропейской культуре, и одним из качественных средств в этом направлении стало введение специального музыкального образования. Важное значение придавалось подготовке профессиональных музыкальных кадров из числа коренных национальностей Дагестана. С этой целью учащихся-горцев приобщали к овладению игрой на музыкальных инструментах симфонического оркестра. В частности, в классе духовых инструментов А.Я.Клейзмера обучались валторнист Дагиров (ставший видным дагестанским композитором), фаготист Магомедов, гобоисты Узаловы, флейтист Гибеков. Таким образом, Дагестанское музыкальное училище выполняло большую работу по развитию национальной культуры и воспитанию музыкантов- профессионалов для Дагестана.
К началу 1930-х гг. оформляется государственная концепция многонациональной культуры. Государство начинает направлять развитие искусства в директивном порядке (в 1932 г. вышло правительственное постановление «О перестройке литературно-художественных органи заций», следствием которого стало формирование Союза советских композиторов). В творческой практике ведущих отечественных композиторов 1930-1950-х гг. (С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Г. Свиридова, Т.Хренникова, И.Дунаевского) произошла переориентация, которая во многом связана с преодолением крайностей предшествующего периода, с утверждением демократизма («музыка о массах и для масс»), оптимистической настроенности, а также «советского образа жизни» в его наиболее привлекательных сторонах [9].
Материал музыкально-поэтического творчества народов Дагестана послужил основой создания отдельных произведений советских композиторов. Это, в частности, относится к творчеству С Н.Василенко (финальная часть симфонической сюиты «Советский Восток» называется «Дагестан» и основана на дагестанских танцевальных мелодиях – 1932), З.Левиной (вокальный цикл «Шесть дагестанских песен» – 1935), И.И.Рогальского («Дагестанская сюита» для симфонического оркестра, дополненного народными инструментами -1939), И.К.Шапошникова («Дагестанская рапсодия» – 1939), А.Маиляна (кантата на стихи С.Стальского «Поэма о Дагестане» – 1940) [10]. При всех очевидных недостатках, произведения, содержащие в своей основе дагестанский национальный тематизм, способствовали включению песенно-танцевального фольклора народов Дагестана в интонационную среду отечественной музыкальной культуры первой половины XX в.
1930-1940-е гг. – начальный период становления дагестанской композиторской школы. Он знаменателен появлением на титульных листах фамилии Г.А.Гасанова – выпускника Ленинградской консерватории. Особенность творческого облика Г.А.Гасанова (1900-1965) исторически обусловлена его принадлежностью к этапу в становлении национальной профессиональной музыки, который можно определить как «школьный». Для творчества Г.А.Гасанова характерно расширение жанрового диапазона, освоение крупных классических форм (инструментального концерта, балета, оперы). Его творческий метод ближе всего к романтическому: об этом свидетельствует тяготение композитора к лирике, наиболее полно реализованное в миниатюрах (примечательно, что произведения малых форм, в частности, прелюдии и фортепианные концерты отразили в наибольшей степени мир лирических переживаний, полноту чувств, мотив одиночества, свойственные творческому методу романтиков). Другой признак романтического метода – автобиографичность творчества – представлен в вокальных сочинениях Г.А.Гасанова, романсах «Осень» и «Я все сказал». Помимо названных общеэстетических характеристик, на связь творчества Г.А.Гасанова с романтическим методом указывают особое внимание, уделяемое композитором дагестанскому народно-песенному материалу, широкое применение диатонических ладов, свойственных музыкальному фольклору дагестанских народностей. К тому же интонационный строй, принцип построения аккордовых вертикалей, общий колорит гармонии настолько близки романтическому стилю, что некоторые фрагменты сочинений Г.А.Гасанова вызывают у музыкантов-исполнителей ассоциации с творчеством крупнейшего русского композитора С.В.Рахманинова.
В сущности, для «школьного» периода исторического становления «механические заимствования», копирования, очевидные несовершенства неизбежны. На это, в частности, указывает Л.Е. Кумехова, исследуя процесс становления профессиональной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии. Для дагестанской национальной школы, начинавшей в 1930-1940-е гг. свой творческий путь, «подтягивание» под нормы академического искусства оказалось прогрессивным, так как усвоение этих норм дало возможность приобщения дагестанской культуры к общечеловеческой.
Наиболее яркое событие в культурной жизни Дагестана 1930-х гг. связано с жанром оперы. В 1937 году было создано самое знаменитое произведение дагестанской оперной музыки – “Хочбар” Г.А. Гасанова. Особое место этого произведения определяется как музыкальными достоинствами, так и очень существенным историко-культурным параметром: это быпо первое произведение дагестанской музыки на «историческую тему». Значение оперы «Хочбар» для истории дагестанской профессиональной музыки выходит за рамки создания первой национальной оперы. Появление такого жанра, как опера, знаменовало собой окончательный переход к формам, европейского композиторского творчества. В опере Гасанова впервые выявилась тенденция к созданию единого национального музыкального стиля, к выработке общедагестанского интонационного словаря. Знаменателен сам факт создания первой дагестанской оперы на русском языке. Г.Гасанов утвердил трагедию как знаковый жанр дагестанского музыкального театра предвосхитив творческие поиски композиторов следующих поколений: балет «Горянка” М.Кажлаева, оперу «Горцы» Ш.Чалаева, оперу «Йырчи-Казак» Н.Дагирова.
Период 1950-1990 гг. – качественно новая ступень в развитии профессиональной дагестанской музыки. Постепенно в республике складывается типичная для советского и постсоветского государства музыкальная инфраструктура: открываются музыкальные школы, филармонии, формируется Союз композиторов (1954, ранее, 1947 г., в Союз композиторов СССР был принят Г.Гасанов); открываются музыкально-педагогический факультет при Дагестанском педагогическом институте, Дербентское музыкальное училище, Дагестанский Государственный театр оперы и балета. В отечественной музыке в 1960-1980-е гг. выдвигается третья по счету плеяда современных композиторов – Р.Щедрин, А.Шнитке, С.Слонимский, Б.Тищенко, А.Петров, Г.Канчели Происходит кардинальное обновление лексики, в произведениях музыкального авангарда проявляется интерес к особому, необычному, экстремальному. Искусство поднимает трудные болевые вопросы существования: «мир и человек предстают как средоточие антитез; «акцентируется ощущение дисгармонии, незащищенности человека и хрупкости бытия» осуществляются «поиски позитивно-утверждающих опор» и «попытки выйти к светлому приятию мира» [1 В Дагестане период 1950-1990 гг. связан с именами композиторов, получивших серьёзное консерваторское образование, свободно владеющих как классическими, так и современными приемами композиторского письма, пробующих себя в различных жанрах. Их творчество отмечено смелостью поисков (симфоджаз М.Кажлаева, эпический балет «Парту-Патима» Н.Дагирова, соединение русской, западноевропейской и национальной лакской традиции в кантате Ш.Чалаева «Я верую») и яркой индивидуальной манерой, что позволяет судить о своеобразии творческого метода. Благодаря этому, дагестанские композиторы второй половины XX в. с полным прав могут не только претендовать на свою нишу в многонациональной дагестанской культуре, но быть интересны современному слушателю любой страны.
Таким образом, за короткий период дагестанская профессиональная музыкальная культура прошла ускоренными темпами все этапы становления композиторской школы в республике. Форсированный метод развития характерен для национальных музыкальных школ. При такой «концентрации исторического времени и событий» [12] композиторская школа за одно поколение «пробежала» предшествующую музыкальную историю, вобрала ее опыт и обобщила его на качественно ином уровне. Композиторская школа в Дагестане сложилась, она имеет свои успехи и достижения, собственный национальный метод. Решающую роль в этом процессе сыграла российская музыкальная культура, ставшая связующим звеном между дагестанской и новоевропейской традициями.
Примечания