Шихсаидов А.Р.
Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата VII-VIII вв. (В трудах арабских авторов)
Арабская историческая литература IX-X вв. стала заметной вехой в историографии стран Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии. Жанр «книг завоеваний», получивший в IX-X вв. широкое развитие и рассчитанный на описание и прославление арабских завоевательных войн, процесса исламизации областей, оказавшихся под властью арабов, стал вместе с тем единственным сохранившимся письменным свидетельством о жизни ряда народов в указанное время. Большое число произведений этого жанра содержит ценные сведения по истории и культуре северокавказского общества раннего средневековья. Наибольшее число этих сведений посвящено истории Дагестана.
Из авторов произведений, посвященных истории арабских завоеваний, в частности, походов в районы Восточного Кавказа, следует указать в первую очередь Халифу ибн Хаййата1, ал- Балазури2, ал-Йакуби ат-Табари4, Ахмада ибн Асама ал-Куфи5, Балами6, а также Ибн ал-Асира7.
Отрывки из сочинений ал-Балазури, ал-Иакуби, Балами, Ибн ал-Асира по истории народов Восточного Кавказа были в свое время переведены на русский язык8, что содействовало широкому использованию этих важных источников многими представителями исторической науки — не ориенталистами.
В 1981 г. был опубликован новый ценный перевод — извлечение из истории Азербайджана и Дагестана VII—IX вв. из «Книги завоеваний» Ахмада ибн Асама ал-Куфи9. Все это можно считать подготовительным этапом к выполнению «кавказской части», выдвинутой И.Ю. Крачковским и не осуществленной до сих пор программы создания корпуса арабских источников по истории народов нашей страны10. Создание корпуса древнейших источников (в том числе и арабских) по истории народов СССР остается важнейшей задачей советской исторической науки и по сей день.
Настоящая статья посвящена анализу сведений арабских авторов об освободительной борьбе народов Дагестана в VII—VIII вв. В единственном случае нами привлечен и персидский источник — переработка сведений ат-Табари, осуществленная Балами.
Несколько слов об авторах, сочинениями которых мы пользуемся. Из дошедших до нас исторических сочинений самый ранний труд по истории ислама и арабских завоеваний принадлежит иракскому автору IX в. Абу Амиру Халифе ибн Хаййату ал-Лайси ал- Усруфи (ум. в 240/854-5 г.). Сочинение Халифы ибн Хаййата «Тарих»12 было обнаружено сравнительно недавно, опубликовано в 1967 г. в Багдаде иракским ученым Акрамом Дийа ал-Умари при содействии Иракской академии наук по списку XIII в., хранящемуся в вакфном фонде Публичной библиотеки в Рабате (Марокко)13.
В советской историографии на сочинение Халифы ибн Хаййата как источник по истории народов Кавказа впервые обратила внимание Т.М. Сипенкова14.
В «Тарихе» описаны многие события по истории арабских завоеваний, не встречающиеся у последующих авторов. Вместе с тем многие данные Халифы ибн Хаййата перекликаются с сообщениями последующих авторов Халифата, таких как ал-Балазури, ал-Йакуби, ат-Табари и др.
Халифа ибн Хаййат был известен в арабской историографии. Ибн Надим, аз-Захаби и другие приводят несколько названий его сочинений, в том числе «Тарих» и «Табакат ар-риджал». Дата его смерти точно не установлена, но большинство авторов указывают 240/854-855 г. В числе источников «Тариха» — Мухаммад ибн Исхак ал-Мадини, Хишам ал-Калби, Абдаллах ибн ал-Мугейра и др.16
Много ценных сведений по военно-политической истории Дагестана принадлежит крупнейшему арабскому историку Абу Джафару Мухаммаду ибн Джариру ат-Табари (839-923)17. Его обширный фундаментальный труд «История посланников и царей» написан на арабском языке и представляет собой в дошедшем до нас виде сокращенную редакцию всемирной истории от «сотворения мира» до 302/914-915 г. Историк науки Дж. Сартон назвал ат-Табари «одним из величайших мусульманских историков»19, и огромный исторический труд автора дает основание для такого утверждения. Он пользовался многочисленными и разнообразными источниками, среди которых важное место занимают сочинения Мухаммада ибн Исхака (ум. в 848 или 849 г.)20 Академик В.В. Бартольд писал, что ат-Табари большей частью «ограничивается пересказом своих источников, иногда соединяет в одном рассказе данные, заимствованные из различных сочинений… Полное отсутствие критики в его труде удивительно даже для того времени»21. Такое отсутствие выбора «надежных» источников имеет и свою положительную сторону, так как дает возможность их сравнительного анализа.
«История посланников и царей» содержит много ценных сведений о средневековом Дагестане и Северном Кавказе в целом22. Автор основательно использовал сведения, полученные от лиц, принимавших непосредственное участие в арабских походах на Кавказ21.
Новые возможности в изучении истории раннесредневекового Дагестана открывает осуществленное в Хайдарабаде восьмитомное издание «Китаб ал-футух» («Книга завоеваний») Абу Ахмада ибн Асама ал-Куфи24.
Хотя арабский текст «Китаб ал-футух» был издан лишь в 1968—1975гг., имя автора Ахмада ибн Асама ал-Куфи, сведения, содержащиеся в персидской редакции его сочинения давно привлекали внимание исследователей. Правда, интерес не носил «самостоятельного характера», так как был подсказан, как правило, необходимостью прокомментировать другие источники. Так, например, небольшой отрывок (персидский текст и перевод на английский язык) о событиях 27 и 28 гг. хиджры на Восточном Кавказе опубликован М.А. Казембеком в качестве иллюстративного материала к одной из глав «Дербенд-наме»25.
Еще раньше, в 1844 г., академик Б.А. Дорн, в обстоятельной статье, посвященной восточным источникам по истории хазар и их войн с арабами, использовал небольшой отрывок из сочинения Ахмада ибн Асама ал-Куфи в качестве приложения к тексту Табари-Балами, а именно рассказ о походе Масламы ибн Рабиа в Дагестан по маршруту Ширван-Баб-Таргу(?)-Баланджар26. По сравнению с текстом ат-Табари в передаче Балами персидский текст Ахмада ибн Асама давал мало нового, потому Б.А. Дорн ограничился использованием лишь небольшого отрывка.