Фейзудин Нагиев
Етим Эмин: историко-биографический очерк. О портрете Етима Эмина
Факт наличия прижизненного фотопортрета Етима Эмина или художественного портрета с натуры не известен. Сохранились лишь воспоминания тех, кто видел живого Эмина. Ярахмед Ярахмедов, внук поэта (от дочери), вспоминает: «Эмин был худым и хилым, лицо удлиненное, волосы темные, чуть русые…». Б.Исмаилов (собиратель творческого наследия) в статье «Етим Эминан къамат» («Образ Етима Эмина») пишет: «Етим Эмин был высоким и худым мужчиной, нос немного курносый, лицо чуть с оспинками, волосы и усы черные. Всегда молчаливый и грустный, он ходил с палкой. Одевался в чухва и валчаг[1], носил башмаки и островерхую овчинную папаху».
На групповом портрете представителей окружных судиев выделяется мужчина лет 30-35-ти в островерхой шапке. На его груди, как и у остальных, круглый именной знак. По мнению некоторых исследователей творчества Етима Эмина, в том числе и М.Ярахмедова, этот мужчина и есть Магомед-Эмин (согласно знака на его груди с надписью «Эмин»).
В 1964 году художник Абид Азизов вместе с родственниками Эмина и старожилами отыскали могилу поэта. Абид Азизов был художником с беспокойной душой. Он задумал воссоздать образ Етима Эмина. Мне посчастливилось познакомиться с ним и услышать от него многое об истории создания портрета Етима Эмина. Абид ездил по Лезгистану, встречался с теми, кто видел Эмина и собирал материал для написания портрета. Делал наброски, показывал старикам, видевшим Эмина, учитывал их советы и замечания. Так, на основании словесного портрета был восстановлен образ одного из всенародно любимых поэтов — Етима Эмина[2] .
Это было огромным подвигом художника и его ценным вкладом в лезгинскую культуру. Вот ответ самого художника на вопрос об истории создания портрета Етима Эмина: «В 1960 году я познакомился с собирателем наследия Етима Эмина Галибом Садыки. После бесед с ним, я задумал воссоздать образ любимого народом поэта. Когда в 1964 году, когда о своем намерении я рассказал главному редактору газеты «Коммунист» Имамуддину Апаеву, он очень обрадовался. Редактор отправил меня и фотокорреспондента Далгата Гарунова в командировку в селение поэта. В селении Ялцуг, в доме, построенном самим Эмином, нас радушно встретил внук Мелика (брата Эмина). Он познакомил нас с интеллигенцией села и с внуком Эмина от дочери Муслимат учителем Ярахмедом. На наше счастье среди аксакалов нам представили Айваз буба, человека, который жил по соседству с Эмином и воочию его видел. С его слов я составил портрет Эмина, каждый раз дорабатывал его согласно их замечаниям. Мы посетили могилу поэта и видели надмогильный камень поставленный Гасаном Алкадари. Когда я с окончательным вариантом посетил селение, аксакалы, видевшие Эмина обрадовались и похвалили портрет.
В 1965 году в газете «Коммунист» портрет был впервые напечатан. И после этого я много раз возвращался к портрету Етима Эмина и другим работам из его жизни»[3].
Позже, после переселения на равнину, родное село Эмина Ялцуг разрушилось. Затерялась и могила поэта. Впоследствии она была найдена с помощью старой родственницы поэта Хастан.
В 1996 году средствами Эмирбека Амаханова и при активном содействии Фонда имени Эмина на могиле поэта установлен белый трехметровый надмогильный камень со словами: «…Вил ат1удач дуьнйадихъай — ширин я. айиб мийир, инсан я лагь дустариз. Савзиханан хва Мегьамед Эмин («Не наглядеться на мир: жизнь дорога, и я — человек, пусть не осудят, передайте друзьям»). Сын Савзихана Магомед Эмин. 1838-1885″.
Конечно, выбор слов, венчающих жизнь и творчество — дело ответственное. Каждая строка поэта достойна для увековечения. Но все же, видимо, эпитафия должна была быть выражением самого главного и важного для Етима Эмина. Что не давало ему покоя. В чем он видел смысл жизни и свою миссию как поэта и предназначение как гражданина. А высеченные на камне слова говорят лишь о том, что поэт ушел из жизни, как и многие из смертных, еще не насытившись ею. На наш взгляд, они не отражают последнюю волю поэта, ради чего он жил в этом «бренном мире»: Гъуцар, ви сир вуч тир зун халкь авунин..?» («Что за тайну, Ты Господи, в сотворенье мое вложил..?»).
Село Аламише, создавшееся из переселенцев с гор, переименовано в Эминахур (Село Эмина). Здесь 2 июля 1999 года в честь 160-летнего юбилея Етима Эмина торжественно был открыт памятник поэту. Символично, что постамент памятника высотой около шести метров отделан мрамором от святой горы Гъуцарсув (Горы Богов). Таково древнее название горы Шалбуздаг.
Нагиев Ф.Р.,
доктор филологических наук,
литературовед
Примечания:
[1] Чухва, валчаг верхняя одежда горца.
[2] Портреты работы А. Азизова даны на стр. 3 и в приложениях.
[3] Азизов А. Поргрст Эмина (Перевод с лезг наш) //Литературный Дагестан (на лезг.яз.) №6, 1988. С.74.
Текст воспроизведен по изданию: Етим Эмин: Путь к истине / Нагиев Ф.Р. -Махачкала: ООО «Деловой мир», 2002. — С. 30-33.
Другие статьи цикла «Етим Эмин: Историко-биографический очерк»
⇐Предыдущая статья |