На создание единого учебника по истории России по концепции, разработанной Российским историческим обществом, уйдет от полутора до двух лет. Однако внедрять новые стандарты в жизнь, в том числе и в пресловутый ЕГЭ, начнут намного раньше — с ближайшего учебного года.
Таковы итоги совещания, состоявшегося сегодня в Кремле у президента России Владимира Путина с разработчиками концепции нового учебно-методического пособия.
Зачем переписали историю
Открывая заседание, президент поспешил откреститься от упреков в навязывании однобокого и единственно правильного взгляда на историю страны. Он подчеркнул, что единые подходы к преподаванию истории вовсе не означают казенного и идеологизированного единомыслия.
«Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. О том, что самые драматичные, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого», — отметил он, указав, что ко всем поворотам истории надо относиться с уважением.
Создание единого учебника истории было анонсировано год назад в рамках укрепления «духовных скреп», и без патриотической нотки обойтись не могло. Стержневой линией новой концепции должна стать «объективность и непредвзятость», а также любовь к Родине. Основной же задачей школьного курса В.Путин считает предоставление ученикам фундаментальных знаний о ключевых фактах истории страны, о делах выдающихся соотечественников.
«С этим у нас подчас возникают большие проблемы, и мы с вами вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования российского государства. Для чего это мы делаем — мне непонятно», — упрекнул президент то ли собравшихся, то ли самого себя.
Впрочем, глава государства тут же призвал вообще не впадать в крайности и не «задирать нос» по каждому поводу и без повода. «Но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет», — заметил В.Путин, особо подчеркнув на слово «должна».
Утром — экзамены, вечером — пособия
На совещании президент поручил приступить к подготовке новых учебных пособий на основе разработанной концепции. Несмотря на то что это потребует времени, формировать экзаменационные материалы по-новому он предложил уже сейчас.
«На базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы ЕГЭ. Все это нужно сделать до начала нового учебного года. Одновременно, как уже сказал, на базе концепции нужно приступить к формированию новой линейки учебников по истории», — обратился он к главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову. Министр немедленно «взял под козырек» и пообещал отправить 60 тыс. учителей истории и смежных дисциплин на курсы повышения квалификации.
«На создание учебника и всего комплекса учебно-методических материалов уйдет время — минимум полтора-два года. Но в течение этого срока концепция обязательно будет работать и будет применяться в школе. По сути, она уже применяется», — неожиданно отрапортовал о досрочном внедрении нового стандарта глава Минобрнауки. Он заявил, что к началу следующего года по новой концепции будет разработана школьная программа по истории России, которая станет использоваться для преподавания.
Кроме того, Минобрнауки проводит экспертизу всех учебников, входящих в федеральный перечень. «Там сейчас 11 линеек по истории России. Пока не будет нового единого учебника, в школе будут использоваться только те линейки, которые полностью соответствуют новой концепции», — отметил министр.
Что касается ЕГЭ, Д.Ливанов пообещал уже в 2014г. выбросить из него вопросы, не отвечающие новой концепции истории, а полностью переформатировать экзамен под новые правила Минобрнауки планирует после выхода нового единого учебника.
Разнобой не в учебниках, а в головах
Следующим взял слово директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и кратко рассказал президенту об основных спорных моментах, которые историческому сообществу пришлось преодолевать на пути создания единой концепции. События февральской и октябрьской революций, а также последовавшую гражданскую войну начала 20-х годов прошлого века решено обозначать Великой русской революцией, а коллективизацию 30-х годов — модернизационной диктатурой.
Немало споров вызвала и проблема формирования России как многонационального государства — присоединение Средней Азии, Кавказа и других. В некоторых странах СНГ предлагают считать этот период колониальным, однако Украина, Армения, Киргизия и Белоруссия эту точку зрения не разделяют.
«Мы обратили особое внимание не только на характер присоединения, но на последствия присоединения для этих народов. Что они получили, войдя в состав России и потом, в состав Советского Союза — и с точки зрения экономики, и с точки зрения роста их политического веса, и даже роста их национального сознания», — отметил А.Чубарьян.
Президент ход мысли академика поддержал. Принято говорить о том, что после Второй мировой войны ряд европейских стран погрузился «в оккупационный мрак сталинского режима», указал В.Путин. И действительно, признал он, давление советской идеологии частично тормозила развитие этих стран.
«Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм? Какие были бы последствия?», — глава государства обвел глазами академиков и министров. Оценка советского правления на глазах теряла однозначность. «Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых. Их просто истребили бы, вот и все», — задал вектор трактовки тех событий В.Путин.
В числе прочего академик посетовал на разнобой трактовки одних и тех же событий в различных учебниках. При этом какофония мнений разных историков усугубляется и на региональном уровне, где местные методички порой противоречат федеральным изданиям.
В.Путин тему подхватил: «Это, конечно, важно, но далеко не самое главное. А главное заключается в том, что в системе сертификации учебной литературы, которая поступает в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, но и для любой страны и для любого народа».
Президента явно задевала эта тема. Он упомянул, что речь идет о трактовках событий Второй мировой войны, но приводить конкретных примеров не стал, призвав избавляться от такого «безобразия» и «идеологического мусора».
«Мы совместно можем выработать максимально объективные подходы и оценки. Мы можем это сделать, и нужно это сделать», — сказал в заключение президент, поблагодарив ученых и чиновников за проделанную работу.
Александр Гаспарян