Докузпаринское наибство и его центр – Мискинджа.
Справочные материалы.
Докузпаринское наибство (с 1899 года Докузпаринский участок) – административная единица в составе Самурского округа, существовавшая вместе с округом в 1839-1928 годах. Административный центр наибства – село Мискинджа. Самурский округ – административная единица в составе с 1840 года – Кубинского уезда Каспийской области, с 1846 – Дербентской губернии, с 1860 – Дагестанской области. В 1921 году вошёл в состав Дагестанской АССР. Административный центр округа – село Ахты [1].
Мискинджа – лезгинское село, основанное, согласно мискинджинской хронике, условно названной «Тарих аль–Мискинджа», примерно в 520 году (это средняя цифра в промежутке 510-531 гг.) персидской династией Сасанидов. А название села, в переводе со среднеперсидского, означает «степенное поселение», то есть имевшее степень главенствующего села вилаята Мискинджа (позднее – Самур вилаята, включавшего в себя территории современных Ахтынского, Докузпаринского и Рутульского районов). Статус главенствующего села за ним сохранялся и при вхождении в состав Арабского халифата. Приведем фрагмент из 6 главы хроники “Дербенд-наме”: “В 120 году хиджры (738 год) халиф [Хишам] назначил Марвана, сына Мухаммада, правителем Дербенда. По прибытии его к месту, он стал взимать с жителей ежегодные повинности, установленные Масламой, в следующих размерах: с провинции Кумух – 50 туманов, 100 телохранителей, 100 невольниц и 20000 батманов пшеницы; с провинции Кубачи по 50 невольниц; с Каракайтага – 500 невольников и 20000 батманов пшеницы; с провинций Кюре и Мискинджа – 14000 батманов пшеницы и 40000 дирхам денег; с Ширвана – 20000 батманов пшеницы и денег 50000 дирхам.”.
В феврале 1811 года Докузпара с Мискинджой вступили в подданство России на следующих условиях: 1) вольные общества признают над собой только власть России, находящейся в Кубе; 2) царская администрация гарантирует сохранность поголовья на зимних пастбищах в Кубе, Шеки и других местах, за что общества обязуются отдавать “с каждой сотни баранов одного в казну” [2]. В наше время территория Докузпаринского вольного общества является частью Ахтынского района Республики Дагестан, а Мискинджа относится к Докузпаринскому району. Из всех сёл на данный момент действующими являются лишь три – Мискинджа, Джаба и Ухул.
Докузпаринское вольное общество имело моноэтничный состав – во всех сёлах проживали лезгины, исповедовали докузпаринцы Ислам суннитского толка, кроме села Мискинджи, и поныне являющимся шиитским. По данным генерал-майора Граббе, в 1820-х годах, в Докузпаринском магале, с центром в селении Мискинджи, было 10 селений, в которых проживало 960 семейств. Ахтынское общество включало 15 селений (1500 семейств), в Рутульское общество входило 18 селений (1600 семейств).
Жители общества занимались скотоводством и земледелием. Мелкий рогатый скот докузпаринцев отгонялся зимой на пастбища в Ширванском и Кубинском ханствах. В земледелии жители общества умели террасировать горные склоны под посевные площади и возводить систему орошения террас. Выращивали докузпаринцы озимый ячмень и яровую пшеницу. Также население занималось сукноделием, ковроткачеством, вязанием шерстяных носков, обработкой кожи и шерсти, изготовлением войлока. А также, в каждом ауле имелись кузнецы и гончары. Мужчины Докузпаринского вольного общества занимались отходничеством. Село Мискинджа находилось в военном союзе с Докузпарой. Члены союза называли друг друга “кьинен стхаяр” (братья по клятве) или “турун стхаяр” (братья по сабле или братья по оружию). Позже Мискинджа заключила еще один военный союз. К “братьями по сабле” присоединились Куруш, Каладжух и Каракюре.
В 1839 году после установления власти царской администрации в Самурской долине местные государственные образования были ликвидированы. Территория всей долины была включена в состав новообразованного Самурского округа. На месте прежних вольных обществ были образованы наибства в составе округа: Ахтыпаринское (центр – с. Ахты), Докузпаринское (центр – с. Мискинджа), Рутульское (центр – с. Рутул) и Ихрекское (центр – с. Ихрек) [3].
Докузпаринское наибство было образовано на территории вольных обществ Докуз-пара, Алты-пара и Мискинджа.
Наибы Докузпаринские1,2.
1840-е гг. – Гусейн, сын Мурад-Ага-бека.
1850-е гг. – Абас-Кули, сын Азиз-Ахунда3.
1860-е гг. – Муса-бек, сын Таиб-бека.
1870-е гг. – Рагим-бек, сын Абас-Эфенди.
1870-е гг. – Абдулла-бек, сын Юсуфа.
1870-80-е гг. – Абдулла-бек, сын Азиз-Ахунда.
1880-е гг. – Сеид-Молла, сын Абакара.
1880-90-е гг. – Шахмардан, сын Али.
1890-е гг. – Джафар, сын Хаджи-Джафара.
1890-е гг. – Бахти-Герей, сын Айди-бека.
____________________________
1ЦГА РД. Ф.-126. О.-1. Д.-117.
2Кавказские Календари. Полное собрание с 1845-1917 гг.
3Параллельно с ним, его брат Абдулла, сын Азиз-Ахунда, был наибом Ахтыпаринским.
Ихрекское и Рутульское наибства впоследствии были преобразованы в Лучекское наибство, с центром в селе Лучек [4].
С 1875 года в округе были три наибства: Ахтыпаринское, Докузпаринское и Лучекское [5], которые в 1899 году были преобразованы в участки. А участки подразделялись на сельские общества.
Согласно камеральному описанию 1873 г. в Докузпаринском наибстве было 23 селения [6].
Кроме того, согласно приказу по военно-народному управлению Кавказского края от 18 апреля 1901 года за №19, восемь селений Кюринского округа , а именно: Филя, Гапцах, Гоган, Кучун, Кама-Кучун, Ходжа-кент, Газарди-кам и Чахчах тоже были присоединены к Докузпаринскому участку Самурского округа со ставкой начальника в сел. Мискинджа [7].
На 1868 год Докузпаринское наибство, с численностью жителей 20 174 человека, являлось самым многочисленным наибством во всей Дагестанской области (в наибствах Кумыкского округа Терской области тоже было меньше). За ним идут наибства Акушинское – 18 789, Вицхинское – 18 635, Гюнейское – 18 552 и Ахтынское – 17 179 человек [8].
По данным переписи 1897 года в Самурском округе проживало 35,6 тысяч человек, в том числе с родным языком лезгинским – 95,3 %; лакским – 1,4 %; татарским (то есть азербайджанским) – 1,1 %. В селе Ахты проживало 3190 человек [9].
На 1898 год социальный состав Самурского округа представлен так: дворян, беков и чанков – 200 человек, духовенства – 147, городских
сословий – 1, сельских сословий – 62 859, военных – 190. По вероисповеданию: православных – 120, раскольников разных сект – 3, армян-григорян – 4, римско-католиков – 42, протестантов – 3; мусульман: суннитов – 60 381, шиитов – 2 942; иудеев – 2. Всего 63 397 [10].
В 1897 году число домашнего скота в Самурском округе составляло: лошадей – 5602, ослов – 2650, мулов – 157, быков и коров – 11 416, буйволов и буйволиц – 148, овец – 308 393, коз – 37 245 голов, а всего – 365 611 голов [11].
В ноябре 1928 года в Дагестанской АССР было введено кантонное деление и все округа были упразднены.
2 Г. А. Абдурагимов. Кавказская Албания – Лезгистан: история и современность. – СПб., -1995.
3 Кавказские горцы: том-3, – Тифлис, 1868, гл. 4.
4 Л.И. Лавров. Народы Дагестана: сборник статей. – М., 1955 – С. 150.
5 Кавказский календарь на 1876 год, Тифлис, -1875.
6 Смотреть “Приложение 1”.
7 ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 6. Д. 9. Л. 3.
8 Кавказские горцы, Тифлис – 1868, гл. 4.
9 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года (Губернские итоги). т.т.1-89. СПб.: 1903-1905.
10 П.-А. Г. Эмиров «Обзор о состоянии Дагестанской области за 1898 год».
11 Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX – начало XX в. М.: Наука, 1978.
Хорошая статья! Прочитал с интересом! Респект Автору!