Очередной том, выходящий в рамках масштабного проекта, посвященного истории русской и мировой культуры, рассказывает об Элладе – родине европейской цивилизации. Автор живо и увлекательно прослеживает историю удивительной эллинской культуры, – одновременно изысканной и мужественной,
мудрой и жизнерадостной, – от самых ее истоков, от повествований о богах и героях, от сказаний о Троянской войне до классического периода, когда получили блестящее развитие искусство и наука, философия и литература, до эпохи Александра Македонского, распространившей эллинские традиции далеко за пределы Греции. Особое внимание уделяется наследию эллинской цивилизации в России: ведь древнерусскую духовную культуру иначе просто невозможно по-настоящему понять.
Древняя Греция / В.Б. Миронов.
М.:Вече, 2006-704с.
Оглавление
Глава 1. ГРЕЦИЯ – РОДИНА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Греческие боги и мифы
Крито-минойская цивилизация
Микенская Греция
Гомер и Гесиод. Троянская война
Характер жизни греков и их облик
Система образования: школы и учителя в античном мире
Спорт в жизни древних греков
Роль искусств в воспитании народа
Женщины в Греции: их положение и нравы
Глава 2. НАУКА И ПОЛИТИКА. ВОЙНА И МИР
Наука и техника в Древней Греции
Вершины греческой философии
Историки и географы Древней Греции
Политическая хорография: демократия и тирания
Риторика и софистика в греческом обществе
Эпоха Перикла – «золотой век» или век войн и междоусобиц?
Афины, Спарта и Фивы– битва за гегемонию
Александр Македонский и греки
Злаки и плевелы в наследии эллинов
Греческое наследие: скифы и Россия
Литература
_________________________________________
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками странах классического Востока, бытовал интерес к прошлому и существовали известные формы фиксации главных, знаменательных событий из этого прошлого… Однако в силу большей на Востоке, по сравнению с античностью, скованности социальной и интеллектуальной жизни рамками теократического и деспотического надзора историописание здесь остановилось на подступах к собственно истории. Эпос не приобрел здесь того светского характера, каким у греков отличались уже гомеровские поэмы, автобиографические повествования не обрели вида развернутых мемуаров, а хроники, оставаясь по существу официальными царскими прокламациями, так и не трансформировались в индивидуализированное историописание, нацеленное на научную реконструкцию прошлого, проникнутое оригинальной философской идеей… Иначе обстояло дело с историческими занятиями у древних греков… История древних греков отличалась замечательным своеобразием, сильнейшим образом способствовавшим подъему народной культуры и самосознания – по крайней мере на отрезке времени в две тысячи лет…