Народно-освободительное движение под руководством Хаджи-Давуда/Заключение

Заключение. Приложение. Библиография

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, длительная и упорная борьба лезгинского и дру­гих народов Восточного Кавказа под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского против иноземных захватчиков не достигла своих целей. Хаджи-Давуд, несмотря на все свои старания, так и не смог добиться окончательной политической самосто­ятельности и независимости Ширвана. Как писал В.Н.Левиатов: «Полити­ческая обстановка того времени была такова, что не было возможности добиться её»[1].

На первом этапе движения, продолжавшемся до середины 1722 го­да, повстанцам удалось почти полностью освободить Ширван от сефевидского владычества. В руках завоевателей оставались только города Дер­бент и Баку. Но вмешательство России, а затем и Османской империи по­мешало восставшему народу полностью освободить Восточный Кавказ от кызылбашских захватчиков. Более того, это вскоре при­вело к установлению российского владычества в прикаспийских районах и османского господства на остальной территории региона. В результате, все земли, освобожденные повстанцами во главе с Хаджи-Давудом от сефевидских захватчиков, снова попали в руки иноземных поработителей. Народы Восточного Кавказа вынуждены были обратить оружие и против новоявленных завоевателей. Антииранское движение переросло в антирос­сийское, а затем и в антиосманское. Однако с этого времени движение начинает идти на убыль, так как оно не могло дальше развиваться в условиях вмешательства и открытой конфронтации двух мощных держав в регионе. Предвидя такой неблагоприятный для себя поворот событий, Хаджи-Давуд ещё в апреле 1721 года пытался наладить свои отношения с Россией, заключив с ней равноправный союз, направленный против Ирана. Но Пётр I, рассматривавший Иран в качестве своего союзника в противоборстве с Османской империей, отказал ему в этом. С подобным предложением Хаджи-Давуд обращался затем и к турецкому правительству. Но Порта, в планы которой также входило завоевание и безоговорочное присоединение всего Кавказа, тоже ответила ему отказом. Не имея другого выхода, уже в условиях вторжения российских войск на Восточный Кавказ, Хаджи-Давуд вынужден был затем вступить в подданство Турции. Но это ему ничего не дало, кроме политического банкротства.

С другой стороны, создание независимого государства на терри­тории Ширвана, к чему стремился Хаджи-Давуд, не отвечало интересам ни России, ни Турции. Правительства этих стран были заинтересованы в без­оговорочном присоединении всего Восточного Кавказа к своим государ­ствам. Поэтому стремление Хаджи-Давуда проводить самостоятельную по­литику в равной мере раздражало обе стороны. Отсюда и одинаково враж­дебное отношение обеих держав к лидеру повстанцев. Между тем Порта, окончательно убедившаяся, что Хаджи-Давуд не станет служить её интересам, решила отстранить его от власти. В мае 1728 года туркам удалось арестовать Хаджи-Давуда, находившегося по их приглаше­нию на переговорах в Гяндже. Лишившись своего вождя, народы Восточного Кавказа вынуждены были сложить оружие и вновь подчиниться иноземным завоевателям. Отстранение Хаджи-Давуда фактически привело к окончатель­ному поражению освободительного движения и безоговорочному установ­лению русско-османского господства в регионе.

Движение имело глубокие исторические, социально-экономические, и этнорелигиозные предпосылки. Жестокая эксплуатация, усиление налогового гнета, всевозраставший произвол иранской администрации на местах, наличие нацио­нального гнета и религиозных гонений явились главными предпосылками, вызвавшими массовые народные волнения.

По своему характеру движение было массовым, общенародным и ос­вободительным, направленным против иноземного владычества. Основной движущей силой движения с самого начала выступили крестьянство и ни­зы городского населения. Целью движения было освобождение Восточного Кавказа от иноземных завоевателей и образование независимого лезгинского государства на территории Ширвана.

Движение возникло в низших слоях населения Ширвана, где сефе-видский гнет был наиболее сильным. Затем оно перекинулось в некоторые районы Дагестана. К движению присоединились отдельные горские феодаль­ные правители, каждый из которых преследовал при этом свои интересы.

Отсутствие достаточных сведений не позволяет нам подробно осветить весь ход освободительной борьбы. Практически нет данных о со­бытиях, происходивших между 1712 и 1715 годами. Да и сведения в после­дующие 4-5 лет также очень скудны и носят фрагментарный характер. Од­нако, вопреки мнению отдельных авторов, мы всё-же полагаем, что борьба в эти годы не прекращалась. Она только, как правильно замечает А. Тамай, то затихала, то разгоралась с новой силой.

На протяжении всего описываемого периода, ознаменовавшегося сложным переплетением ирано-русско-турецких отношений, на Восточном Кавказе сохранялась сложная и напряженная обстановка. Тяжелый кри­зис, охвативший Сефевидское государство, привел к резкому усилению освободительной борьбы порабощенных народов. Россия и Турция решили воспользоваться этим и начали широкое наступление на Иран. С начала 20-х годов Восточный Кавказ выдвигается на передний план кавказской политики этих двух государств. Узловыми моментами военно-политической и дипломатической активности соперничавших в регионе держав стали по­ход Петра I в Прикаспий и подписанные вслед за этим русско-иранский 1723 года и русско-турецкий 1724 года договоры, приведшие к разделу Восточного Кавказа на сферы влияния между Россией и Османской импе­рией.

Вплоть до 1720 года повстанцы придерживались тактики молниенос­ных ударов по сефевидским укреплениям и населенным пунктам, не стара­ясь в последующем удерживать их за собой. Хаджи-Давуд принял такую так­тику исходя из трезвой оценки своих сил и возможностей. Плохо воору­женные и недостаточно обученные повстанческие отряды не смогли бы долго противостоять хоть и порядком ослабленной, но всё ещё достаточно сильной сефевидской армии. Поэтому подобная тактика была вполне оправдана и являлась единственно верной в сложившихся условиях. Молниеносные набеги повстанцев подрывали устои сефевидского владычества на Восточном Кавказе и подготавливали почву для её пол­ного свержения.

Зная об угрозе вмешательства России и Турции, Хаджи-Давуд, как ум­ный и дальновидный политик, решил заручиться сначала поддержкой одной из них, чтобы в дальнейшем, используя их противоречия, попытаться отсто­ять свою независимость. Такое решение, на наш взгляд, было единственно правильным в сложившихся условиях. В качестве такой «опорной» державы могла выступить или Россия, или же Турция. Но предпочтение было отдано России. Обращение Хаджи-Давуда именно к России, а не к Турции, было, по на­шему мнению, не случайным. Оно было обусловлено сложившейся обстановкой, связанной с последними приготовлениями России к началу военных дей­ствий на Кавказе. Это было вполне осознанным и хорошо продуманным шагом Хаджи-Давуда, с помощью которого он надеялся получить в лице России сильного и надежного союзника.

Вторжение русских войск на Восточный Кавказ и занятие ими прикас­пийских территорий ещё более обострило и без того сложную обстановку в регионе. Фактически оно ознаменовало собой начало прямого вмешатель­ства иностранных держав в события, связанные с освободительной борьбой. Поход Петра I коренным образом повлиял на дальнейший ход событий в ре­гионе. Освободительное движение вступило в новую фазу своего развития. Если на первом этапе оно носило исключительно антисефевидский харак­терно, теперь движение приобрело ещё и антироссийскую направленность.

Русско-турецкий договор, заключенный в 1724 году в Стамбуле, явился сильнейшим ударом по освободительному движению и фактическим предательством со стороны турок, признавших за Россией всё прикас­пийское побережье Восточного Кавказа с такими важнейшими городами, как Дербент и Баку, интересов восставшего народа во главе с Хаджи-Давудом. Хаджи-Давуд решительно выступил против этого договора. Он всячески препят­ствовал разграничению границ по его условиям. Именно с этого времени противоречия между Хаджи-Давудом и Портой принимают глобальный характер и становятся неразрешимыми. Движение принимает и антиосманский характер.

С именем Хаджи-Давуда связана почти вся история народно-освободи­тельной борьбы против иноземного владычества в первой трети XVIII ве­ка. Именно он стал её главным организатором и руководителем. Хаджи-Давуд соединял в себе редкие дарования полководца, поли­тика и администратора. Во всех своих действиях он пользовался широкой поддержкой народа. Без этого он не смог бы так долго стоять на гребне освободительной борьбы своего народа, когда сильнейшие мировые державы делали всё, чтобы подчинить его своим интересам и подавить возглавляемое им движение. В своей борьбе Хаджи-Давуд преследовал только одну цель: освобождение от иноземного владычества и воссоздание на терри­тории Ширвана независимого суннитского государства.

К сожалению, некоторые авторы пытаются представить в качестве вож­дя движения Сурхай-хана Казикумухского. Надо признать, что Сурхай дей­ствительно сыграл не последнюю роль на первом этапе движения, оказав немаловажные услуги восставшему народу. Однако в дальнейшем Сурхай, пре­следуя собственные интересы, отстал от движения и начал проводить са­мостоятельные боевые действия, направленные против повстанцев и их ли­дера Хаджи-Давуда, стремясь, во что бы то ни стало отстранить его от влас­ти и самому стать ханом Ширвана. Поэтому говорить о нем как о главном действующем лице движения, на наш взгляд, нет никаких оснований.

Угроза вмешательства со стороны России вынудила Хаджи-Давуда пойти на сближение с Турцией. Однако Хаджи-Давуд, вопреки мнению большинства авторов, не стал «послушным орудием в руках турецкого султа­на». Недовольные «дерзостью и непослушанием Хаджи-Дауда», его стремле­нием вести независимую политику, турки в мае 1728 года отстранили Хаджи-Давуда от власти и поставили на его место Сурхая.

Движение это, особенно на первом этапе своего развития, происходи­ло под религиозными лозунгами освобождения правоверных суннитов от гнета еретиков-шиитов. Один из русских авторов XIX века писал, что Хаджи-Давуд создал и распространил особое духовное учение, сущность которого мало чем отличалась от так называемого «мюридизма» – идеоло­гии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50 годах XIX века. Об этом же писали и некоторые другие авторы, указывая на не­сомненную параллель Хаджи-Давуд-Шейх Мансур – Имам Шамиль. Учитывая, что тарикат накшбандийского толка, известный по русским источникам XIX века как «мюридизм», получил распространение на Восточном Кавказе ещё задолго до XIX века, можно согласиться с таким мнением. Как писал известный дагестанский ученый XIX века М.Казембек, мюридистскую идео­логию может иметь любое движение, использующее знамя газавата, когда во главе его стоит духовное лицо.

Среди специалистов на сегодняшний день нет единого мнения в вопросе о времени взятия Шемахи. Одни авторы считают, что Шемаха была взята повстанцами дважды – в 1712 и 1721 годах, другие напротив полага­ют, что такое событие имело место только один раз – в 1712 или же в 1721 году. О занятии Шемахи в 1721 году имеются достоверные ар­хивные документы русского происхождения, а вот о подобном событии в 1712 году таких документов в нашем распоряжении нет. Но на этом основании мы не можем с полной уверенностью утверждать, что Шемаха не была взята повстанцами в 1712 году, так как русские источники, на базе которых и проводилось данное исследование, начинают появляться только со вто­рой половины 10-х годов XVIII века, т.е. со времени посольства А.П.Волынского в Иран. Кроме того, о взятии Шемахи в 1712 году сообщает один из современников событий Ф.И.Соймонов, побывавший на Восточном Кавказе в 1719 году. Об этом же пишут и такие крупные ученые, как П.Г.Бутков и А. Бакиханов, которые, как известно, при написании своих трудов в большом количестве пользовались источ­никами персидского и турецкого происхождения. С учетом всего этого можно предположить, что Шемаха была взята повстанцами не только в 1721,но, возможно, и в 1712 году.

Вмешательство иностранных держав в события, связанные с осво­бодительным движением, явилось главной причиной его поражения.

Движение было подавлено. Многолетняя героическая борьба лез­гинского и других суннитских народов Восточного Кавказа завершилась поражением. Хаджи-Давуд не смог добиться независимости Ширвана и воз­родить на его территории самостоятельное государство. Но, несмотря на это, движение, охватившее большую часть Восточного Кавказа и продол­жавшееся около 20 лет, оставило глубокий след в истории народов ре­гиона, заложив начало полному изгнанию иноземных поработителей и ос­вобождению Восточного Кавказа от их владычества.

В наши дни в условиях новой геополитической обстановки на Кавказе, сложившейся после распада СССР, Восточный Кавказ стал зоной стратегических интересов некоторых мировых держав. Это привело к усилению происков международного экстремизма в регионе. Доказательством тому – осуществленные за последние годы большое количество террористических актов на территории Дагестана, унесших жизни многих людей и направленных на дестабилизацию обстановки в регионе в целом. В подобных условиях от всех народов Дагестана как никогда требуются един­ство и сплоченность. В многонациональной республике этому может способствовать государственная политика, направленная на воспитание ин­тернационализма и патриотизма у широких масс населения. Мощным сред­ством, способствующим этому, является использование факторов истории и исторической науки, связанных с национально-освободительными войнами и движениями.

Хаджи-Давуд в своей деятельности руководствовался исключительно интересами народа. Его стремление возродить независимое суннитское государство в Ширване полностью отвечало интересам широких народных масс, уже много лет подвергавшихся жестокой эксплуатации и гонениям на религиозной и национальной почве со стороны иноземных поработителей. К сожалению, Хаджи-Давуд не достиг своих целей, что имело глубокие негативные последствия для его народа.

Глубокое и всестороннее изучение, объективное и правдивое освещение истории данного движения должно стать весомым фактором в урегулировании межнациональных и межгосударственных отношений по проблеме разделенного лезгинского народа.

Проблема национально-освободительного движения требует сегодня коренного пересмотра и переоценки с позиций современных подходов. Движение и его вождь Хаджи-Давуд должны занять достойное место в истории народов Дагестана и всей России.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Многолетняя героическая борьба лезгинского и других народов Восточного Кавказа против иноземного владычества в первой трети XVIII века нашла своё отражение в фольклоре и литературе лезгинского народа. Так, все эти события отражены в одной народной песне «Гьажи-Давудакай мани». В этой песне рассказывается о том, что «в раз­гар восстания цахурца Али Султана против персидского шаха Хаджи-Давуду приснилось, будто Аллах велел ему избавить свой народ от шахского гне­та. Хаджи-Давуд стал призывать народ к восстанию против кызылбашских властей. Собрав таким образом достаточно сильный отряд, он отправился в Кайтаг к Ахмед-хану. Заключив с ним договор, направился в Казикумух к Сурхай хану. Однако нашлись предатели, кото­рые сообщили шаху о готовившемся восстании. На обратном пути Хаджи-Давуд был схвачен и брошен в дербентскую тюрьму. Но также нашлись люди, ко­торые смогли устроить его побег из тюрьмы».

«После этого, – говорится далее в песне, – на лезгинских землях вспыхнуло восстание. Повстанцы вскоре освободили от кызылбашских захватчиков Шабран и направили свои отряды в сторону Баку. Однако около «Кровавого холма» (дословно с лезгинского) они потерпели поражение и вернулись обратно. К этому времени к войскам Хаджи-Давуда присоединились отряды из Лаца, Кюре, Табасарана, Куткашена и сам Али Султан из Цахура. Объединенное войско двинулось на Шемаху и захватило город. Узнав об этом, шах приказал арцахцам и ганцахцам[2] усмирить повстанцев, и вскоре войска шахских вассалов двинулись на восставших. Однако Хаджи-Давуд, умело маневрируя, встретил их у Куры и разбил. Потом он сам направился на Ганцах. Однако, услышав о том, что против него брошены силы Кахетинского наместника Имамкули-хана и Вахтанга VI, пользующих­ся поддержкой России, Хаджи-Давуд отступил. Он прекрасно понимал, что лезгинам в одиночку не справиться с вра­гами, которые действовали с двух сторон (имеется в виду Россия, стремив­шаяся завоевать Кавказ и Иран, прилагающий все усилия для сохранения своих позиций). И своим союзником Хаджи-Давуд выбрал Турцию. Его пред­ложение о союзничестве было принято со стороны Турции положительно, была оказана военная и политическая помощь. Союз «резко укрепил позиции Турции и Лезгистана» (дословный перевод из песни). Видя успехи повстанцев, и Россия, и Иран отправляют посыльных и подарки Хаджи-Давуду для установления хороших отношений и приближения его к се­бе. Однако Хаджи-Давуд с честью вышел из этих испытаний и не предал свои идеалы. В конце песни отмечается, что лишь измена Турции подорвала его позиции. Однажды, когда Хаджи-Давуд со свитой находился в Гяндже, турки арестовали его и назначили на его место Сурхай-хана, бывшего союзника Хаджи-Давуда, который из-за своего «неумения вести политику привел кровавого Надир-шаха» (дословно из песни)»[3].

* * * * *

Отдельные сведения о Хаджи-Давуде и его борьбе против инозем­ных захватчиков остались и в лезгинской литературе XVIII века.

Так, современник Хаджи-Давуда Навруз из Джаба (Чепер) в одном из своих стихотворений воспевает его как храброго и верного своему делу человека, большого ученого (алима), называет его «львом ислама» и глубоко скорбит по поводу его ссылки на далекий остров Кипр.

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани[4]

Учитель великий, он много умел,

С исламом в душе, как лев он был смел.

Народ свой, он видел в свободной стране,

Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

Чист сердцем он был, о нем грязно лгут,

Лисы, вторя собакам, что стадо пасут

Оболган, отвергнут, оставлен в тени

Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

На Кипре героя упрятав, османцы пытались

Забвенью предать, но они ошибались.

Имя шейха героя вновь услышат они,

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани.

Навруз из Джебе этот стих рассказал,

Народу правдиво я тебя показал.

В славный стих золотые слова вплетены,

О рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

(Подстрочный перевод)

Известно также стихотворение, подписанное самим Хаджи-Давудом, в котором автор осуждает такие человеческие качества как зависть, двуличие, алчность, жадность и призывает к высокой нравственности и морали. Путь к этому Хаджи-Давуд видит в просвещении народа, приобщении его к религиозным и светским наукам.

Смотрю на людей, погрузившись в раздумья,

Всюду волки одни, взгляды-взоры безумья.

И других вижу тоже, есть и лиса хитрей

Соколиный же глаз, их уловок острей.

Но видел я также и чистых людей,

Им святость больше хлеба нужней.

Те знают, она не к лицу сатане,

И с ней не узнают, себя в кабане.

И знает пусть каждый, наука успех,

Науки как кони, табуны ждут нас всех.

День правды когда, нас всех оголит,

Науке одеждой нам стать предстоит.

Невежды отступятся, вниз упадут,

Лишь те, кто с ученьем, на вершину взойдут

(Подстрочный перевод)

Ещё два стихотворения о Хаджи-Давуде и Сурхае написаны неизвестным автором. В них автор глубоко скорбит по поводу гибели Хаджи-Давуда, с грустью вспоминает о его доблести и благородстве, умоляет Всевышнего быть к нему благосклонным, осуждает предательство Сурхая, сравнивая его с «хитрой и коварной лисой».

Элегия о Хаджи-Давуде

Пройдя старые и узкие тропы,

Перешел я в светлую веру Единого Бога.

Не будет пользы от твоей хитрости,

Незаслуженное богатство себе присваивая.

Не стало султана Хаджи-Давуда Дагестанского,

Был он человеком справедливым и достойным.

Судьба была к благословенному жестока

Ушел он из этого бренного мира.

О Боже! Будь милостив к нашему султану,

К этому самому ученому из ученых людей.

Попал он в вечный и праведный мир,

Под твою милость и милосердие.

(Подстрочный перевод)

Кара за твою неправедность

Степень науки очень высока,

Нельзя её оценить, она бесценна.

Богохульникам наука недоступна,

Верю во Всевышнего, Он один

Каждый шаг, о Боже, все ты видишь,

Неверных ты наказываешь безверием.

Эй, человек, ты на небесах подобен капле,

Ровно девять месяцев пребывал ты в темной утробе.

Из мрака ты вышел на свет,

Начал говорить с людьми.

Прошло много лет и зим,

И разные напасти ты пережил.

По своим поступкам ты напоминаешь лису,

Ты наказан за свои неправедные поступки.

Не будь алчным подобно лисе,

Не будь корыстным, угомонись.

(Подстрочный перевод)

Остается только добавить, что все эти стихотворения были выявлены и опубликованы на лезгинском языке известным ученым-арабистом Г.Садыки[5].

Из всего вышеприведенного Хаджи-Давуд предстает перед нами как человек честный и мужественный, всю свою жизнь отдавший борьбе за свободу и счастье своего народа. Отражение образа Хаджи-Давуда в фольклоре и литературе как народного героя и заступника свидетельствует о том, что его деятельность находила в широких массах понимание и поддержку.

Судя по источникам и другим материалам, Хаджи-Давуд был достаточно образованным для своего времени человеком, владевшим, кроме своего родного лезгинского, также и тюркским, арабским и персидским языками. Обладая достаточными познаниями в мусульманской теологии и глубоко понимая психологию масс, Хаджи-Давуду удалось вовлечь в борьбу против иноземного владычества широкие социальные слои лезгинского и других суннитских народов Восточного Кавказа. Будучи глубоко верующим человеком, ему не были чужды такие нравственные принципы, как честь, долг, дружба.

Хаджи-Давуд имел семью и много родственников. Нам известны имена двух его сыновей и одного брата. Старшего сына его звали Сулейман или Салман,[6]а второго Абель-Керим, возможно Абдулкерим.[7]Брат его носил имя Хаджи-Ахмед-хан.[8]Не исключено, что он также совершал хадж в Мекку, возможно, вместе с братом.

Несомненно, Хаджи-Давуд Мюшкюрский-один из самых выдающихся личностей в истории народов Восточного Кавказа. Великий полководец, искусный политик, выдающийся мыслитель, легендарный вождь освободительной борьбы народов Восточного Кавказа, неугомонный поборник веры, свободы и нравственности – именно таким он приходит к современным поколениям из глубины истории.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Документы центральных и местных архивов и фондов

а) Архивные материалы

АВПРИ

1.1. Ф.77. Сношения России с Персией. 1719. Д.5; 1722. Д.1, Д.2, Д.3; 1723. Д.1; 1725. Д.5; 1726. Д.9; 1727. Д.9, Д.17.

1.2. Ф.89. Сношения России с Турцией. 1722. Д.4, Д.6, Д.16; 1724. Д.6; 1726. Д.3, Д.15; 1728. Д.4; 1729. Д.5, Д.6.

1.3. Ф. Дела Андрейской деревни. 1721. Д.1.

1.4. Ф. Персидские дела. Д.20.

РГАДА

1.5. Ф.77. Сношения России с Персией. 1642. Д.10; 1719. Д.6; 1721. Д.18, Ед.хр. 55; 1722. Д.23, Д.24.

1.6. Ф. Государственный архив. Р.ХV. Д.37.

1.7. Ф. Ермоловых. 1728. Ед.хр. 315.

1.8. Ф. Кабинет Петра I. Отд.1. Кн.30; Отд.2. Кн.54. Кн.63.

1.9. Ф. Турецкие дела. 1704. Д.9.

1.10. Ф. Царские подлинные письма. Т.XII. №11.

РГВИА

1.11. Ф.ВУА. Д.18502. Д.1539, Д.1540.

1.11. Ф.20. Воинская экспедиция военной коллегии. Оп.1. Ед.хр. 9.

ГАРД

1.13. Ф.18. Дербентский комендант. Оп. 1. Ед.хр. 38, 147.

1.14. Ф.301. Бакинский комендант. Оп.1. Ед.хр. 31, 45; Д.32.

1.15. Ф.329. Комендант крепости Астара. Оп.1. Ед.хр. 4.

1.16. Ф.335. Комендант крепости Терки. Оп.1. Ед.хр. 29.

1.17. Ф.347. Канцелярия генерал-майора Фаминцииа. Оп.1. Ед. хр. 1.

1.18. Ф.379. Кизлярский комендант. Оп.1. Д.74.

1.19. Ф.382. Комендант крепости Святой Крест. Оп.1. Д.3,10.

б) Материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН

1.20. Документы по русско-дагестанским отношениям. Ф.1. Оп.1. Д.434, 436, 438, 453, 457.

1.21. Копии документов из АВПРИ. Ф.Сношения России с Персией, извлечен­ные В.Г.Гаджиевым. Ф.1. Оп.1. Д.560.

1.22. Копии документов из ГАФКЭ, относящиеся к истории Дагестана пер­вой половины XVIII в. Ф.1. Оп.1. Д.59.

1.23. Копии документов из РГВИА по истории Дагестана XVIII в. Ф.1. Оп.1. Д.61.

1.24. Магомедов Н. А. Освободительная борьба народов Южного Дагестана в первой трети XVIII в. Ф.3. Оп.1. Д.505.

1.25. Материалы по истории Дагестана XVII-XIX вв. Ф.1. Оп.1. Д.291.

1.26. Оразаев Г.М.-Р. Тюркоязычные документы фонда «Кизлярский комен­дант». Ф.3. Оп.1. Д.406.

1.27. Отчет о командировке в ЦГВИА Гаджиевой С. в 1962г. по выявлению документов по истории Дагестана XVIII в. Ф.1. Оп.1. Д.374.

1.28. Письма шамхала Адиль-Гирея Тарковского Петру I, записи дневника Андриана Лопухина при проезде из Шемахи в Москву и другие мате­риалы о сношении России с Дагестаном в 1717-1725 гг. Ф.1. Оп.1. Д.60.

1.29. Рамазанов Х.Х. Очерки истории лезгин (XVIII – нач. XIX вв.). Ф.3. Оп.1. Д.75.

1.30. Рамазанов Х.Х. История лезгин. Ф.3. Оп.1. Д.82.

1.31. Тамай А. Статья «Из истории борьбы горцев Дагестана и Ширвана за независимость в XVIII в. Ф.3. Оп.1. Д.2.

1.32. Тамай А. К истории борьбы народов Дагестана и Ширвана за незави­симость против Ирана. Ф.3. Оп.1. Д.1.

1.33. Тамай А. К истории борьбы народов Дагестана и Азербайджана за не­зависимость против Ирана. Ф.3. Оп.1. Д.8.

1.34. Тамай А. Крушение захватнических планов шаха Надира в Дагестане. Ф.3. Оп.1. Д.7,12.

1.35. Тамай А. К истории изгнания иранских захватчиков из Дагестана и Северного Азербайджана. Ф.3. Оп.1. Д.6.

1.36. Тамай А. Дагестан в XVIII в. Ф.3. Оп.1. Д.23,32.

1.37. Шихсаидова Р. С. Взаимоотношения народов Дагестана с народами За­кавказья в XVII – начале ХIХ вв. Ф.3. Оп.1. Д.434.

1.38. Шихсаидов А.Р. Материалы по истории лезгин. Ф.3. Оп.1. Д.50.

1.39. Шихсаидов А.Р. Лезгины в XIII-ХVIII вв. Ф.3. Оп.1. Д.77.

в) Опубликованные документы и материалы

1.40. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис: Тип. главн. упр. наместн. Кавказа, 1866-1904. Т. 2, доп. к Т. 1.

1.41. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом: Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел, 1578-1613 гг. М.: Университетская тип, 1889. Т.1. -584с.

1.42. Броневский С. Новейшия географическия и историческия известия о Кавказе. Майкоп: ПК «Идигов продукт», 199 . (Репринтное издание от 1823 г. М.: Тип. С.Селивановского). -466 с.

1.43. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб.: Тип. императорской АН, 1869. Ч.1. -546с.

1.44. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII -XVIII вв. / Сост. В.Г.Гаджиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. -304с.

1.45. Договоры России с Востоком, политические и торговые. / Сост. Т.Д.Юзефович. СПб.: Тип. Бакста, 1869. -294с.

1.46. История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.: Архивные материалы. / Под ред. М.О.Косвена и Х.-М.Хашаева. М.: Изд-во восточн. лит-ры, 1958. -371с.

1.47. Кайтахския рукописи // АКАК. Тифлис, 1868. Т.2. С.1071-1084.

1.48. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Архивные мате­риалы. / Сост. X.-М.Хашаев. М.: Наука, 1965. -280с.

1.49. Письма и бумаги императора Петра Великого. М.: Изд-во АН СССР, 1962. -606с.

1.50. Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое с 1649 по 12 декабря 1825 г. СПб.: Тип. II отд. собственной е.и.в. канц., 1830. Т.V1. -815с.; Т.VII. -925с.

1.51. Походный журнал 1722 г. СПб., 1855. -119с.

1.52. Походный журнал 1722 г. Июль-ноябрь. 2-е изд. с прилож. СПб., 1913.

1.53. Походный журнал 1723 г. Январь. 2-е изд. СПб., 1913.

1.54. Русско-дагестанские отношения XVII – первой четверти XVIII вв. Документы и материалы. / Сост. Р.Г.Маршаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. -336 с.

1.55. Русско-дагестанские отношения в XVIII – начале XIX в.: Сб. доку­ментов. /Сост. В.Г.Гаджиев, Д-М.С.Габиев, Н.А.Магомедов, Ф.З.Феодаева, Р.С.Шихсаидова. М.: Наука, 1988. -358 с.

1.56. Сборник императорского русского исторического общества. СПб.: Тип. М.Стасюлевича, 1885. Т.49. С.72-297; 1886. Т.2. С.58-351.

1.57. Сборник сведений о кавказских горцах. М.: МНТПО «Адир», 1992. Вып.2. (Репринтное воспроизведение от издания 1869 г. (Тифлис)).

1.58. Фирман Шах-Султан-Хусейна Захурскому владельцу Али-Султану // АКАК. Тифлис, 1868. Т.2. С.1088.

1.59. Фирман турецкого султана на имя Али-Султана Шекинского // АКАК. Тифлис, 1868. Т.2. С.1091.

1.60. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.У., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские истори­ческие сочинения. М.: Наука, 1993. -302 с.

2. Книги

2.1. Абдуллаев Г.Б. Из истории Северо-восточного Азербайджана в 60-80-х гг. XVIII в. Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1958. -210 с.

2.2. Абдуллаев Г.Б. Азербайджан в XVIII веке и взаимоотношения с Россией. Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1965. -622 с.

2.3. Абдул-Латиф-Эфенди. История шекинских ханов. Баку, 1926. -26 с.

2.4. Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания-Лезгистан: история и совре­менность. СПб., 1995. -608 с.

2.5. Абдурахманов А.А. Азербайджан во взаимоотношениях России, Тур­ции и Ирана в первой половине XVIII в. Баку, 1964. -114 с.

2.6. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. М.: Наука, 1979. -304 с.

2.7. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, соци­альных структур и этноса). М.: Наука, 1986. -238 с.

2.8. Алиев Б.Г. Каба-Дарго в XVIII-XIX вв. (Очерк социально-политичес­кой истории). Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1972. -221 с.

2.9. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII – первой поло­вине XIX в. (Экономика, земельные и социальные отношения, струк­тура власти). Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 1999. -338 с.

2.10. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевате­лей. (Источники, предания, героико-исторические песни). Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 2002. -408 с.

2.11. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII – начала XIX в. В 2 кн. Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 1999. Кн.1. -366 с.

2.12. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII – начала XIX в. (Историческая география Южного Дагестана). Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 2001. Кн.2. -322с.

2.13. Алиев Ф.М. Города Северного Азербайджана. Баку, 1960.

2.14. Алиев Ф.М. Антииранские выступления и борьба против турецкой оккупации в Азербайджане в первой половине XVIII в. Баку: Элм, 1775. -232 с.

2.15. Алиев Ф.М. Миссия посланника Русского государства А.П.Волын­ского в Азербайджане. Баку: Элм, 1979. -121 с.

2.16. Алиев Ф.М. Азербайджано-русские отношения (ХV-ХIХ вв.). Баку: Элм, 1985. Ч.1. -173 с.

2.17. Алкадари Г. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала: Юпитер, 1994. -174 с.

2.18. Армянская анонимная хроника 1722-1736 гг. / Пер. с турец. и прим. З.М.Буниятова. Изд. 2-е. Баку, 1988. -64 с.

2.19. Арунова М.Р., Ашрафян К. 3. Государство Надир-шаха Афшара. М.: Изд-во восточн. лит-ры, 1958. -283 с.

2.20. Арутунян П.Т. Освободительная борьба армянского народа в пер­вой четверти XVIII в. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -304 с.

2.21. Ашурбейли С. Очерки средневекового Баку. Баку, 1964. -311 с.

2.22. Багратион В. История царства Грузинского / Пер. с груз. Н.Т.Накашидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1976. -339 с.

2.23. Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991. -304 с.

2.24. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГУ, 1992. -143 с.

2.25. Белл Д. Беловы путешествия чрез Россию в разные асиятские зем­ли, а именно в Испагань, Пекин, Дербент и Константинополь / Пер. с франц. М.Попова. СПб., 1776. Ч.1. -251 с.; Ч.2. -244 с.; Ч.3. -247 с.

2.26. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. 2-е изд. Казань: Университетская тип., 1850. Ч.1. -140 с; Ч.2. -144 с.

2.27. Боцвадзе Т.Д. Народы Северного Кавказа в грузино-русских поли­тических отношениях XVI-ХVIII вв. Тбилиси, 1974. -234 с.

2.28. Бутурлин Д. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1819. Ч.2.

2.29. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений Рус­ского и Иранского государств в 1586-1912 гг. М.: Наука, 1976. -478 с.

2.30. Бушев Л.П. Посольство Артемия Волынского в Иран (1715-1718 гг.). М.: Наука, 1978. -286 с.

2.31. Витол А.В. Османская империя (начало ХVIII в.). М.: Наука, 1987. -135 с.

2.32. Восточные источники по истории Дагестана. Сборник статей и ма­териалов. Махачкала, 1980. -130 с.

2.33. Всемирная история. В 24 т. / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Минск: Литература, 1996-1999. Т.11. 590 с.; Т.14. -512 с.; Т.15. -510 с.

2.34. Гаджиев В.Г. Движение кавказских горцев под руководством Шами­ля в исторической литературе. Махачкала, 1956. -36 с.

2.35. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965. -392 с.

2.36. Гаджиев В.Г. Сочинение Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курою находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. М.: Наука, 1979. -270 с.

2.37. Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагеста­на XVIII – начала XIX в. Махачкала, 1981. -168 с.

2.38. Гаджиев В.Г. Разгром Надир-шаха в Дагестане. Махачкала, 1996. -262 с.

2.39. Гаджиева С. Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -388 с.

2.40. Гаджиев М.Г., Давудов О.М, Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца ХV века. Махачкала: Изд-во тип. ДНЦ РАН, 1996. -450 с.

2.41. Гасанов М.Р.Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала: Дагкнигоиздат,1991.-104 с.

2.42. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. -254 с.

2.43. Гасанов М.Р. История Дагестана с древности до конца XVIII в. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. -216 с.

2.44. Гасанов М.Р.Дагестан и иранский мир: Штрихи взаимосвязей. Ереван: Изд-во Кавказского центра иранистики,1999.

2.45. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Тур­ции. М.: Наука, 1963. -294 с.

2.46. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя Рос­сии, собранные из достоверных источников, расположенных по го­дам. В 6-ти т. М., 1838. Т.6. -268 с.

2.47. Гулиев А.И. Из истории азербайджано-русских отношений XV-ХVIII вв. Баку, 1958. -138 с.

2.48. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. В 6-ти т. СПб., 1886. Т.2. -318 с.

2.49. Есаи Асан Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702-1722) / Пер. с древнеарм. Т.И.Тер-Григоряна. Баку: Элм, 1989. -48 с.

2.50. Жигарев С.С. Русская политика в восточном вопросе. М., 1896. Т.1. -296 с.

2.51. Зевакин Е.С. Прикаспийские провинции в эпоху оккупации XVIII в. Баку: Общество по обследованию и изучению Азербайджана, 1927. -10 с.

2.52. Зевакин Е.С. Азербайджан в начале XVIII века. Баку: Общество по обследованию и изучению Азербайджана, 1929. -32 с.

2.53. Зевакин Е.С., Полиевктов М.А. К истории прикаспийского вопроса. Тифлис: Закгиз, 1934. -41 с.

2.54. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М.: Политическая лит-ра, 1952. -468 с.

2.55. История Азербайджана. В 3 т. Баку: Изд. АН Аз. ССР, 1958. Т.1. -424 с.

2.56. История Азербайджана. Баку: Элм, 1979. -304 с.

2.57. История армянского народа. Ереван: Айпетрат, 1951. Ч.1. -290 с.

2.58. История Дагестана. М: Наука, 1967. Т. 1. -432 с.

2.59. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. М.:Наука,2004.-630с.

2.60. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до кон­ца XVIII в. / Отв. ред. акад. Б.Б.Пиотровский. М.: Наука.1988. -544 с.

2.61. История России с древнейших времен до конца XVII в. / А.Н.Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, В.Д.Назаров; отв. ред. А.Н.Сахаров, А.Н.Новосельцев. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. -576с.

2.62. История России с начала XVIII до конца XIX в. / Л.В.Милов, П.Н.Зырянов, А.Н.Боханов; отв. ред. А.Н.Сахаров. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. -544 с., ил.

2.63. Ихилов М.М. Значение Персидского похода Петра I (1722-1723) для Дагестана. Материалы научной сессии по истории народов Дагестана. Махачкала: Изд-во тип. Даг. ФАН СССР, 1954. -19 с.

2.64. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: этнографическое иссле­дование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахуров, агулов. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1967. -368 с.

2.65. Кафенгауз Б.Б. Внешняя политика России при Петре I. М.: Госпо­литиздат, 1942. -87 с.

2.66. Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области. Темир-Хан-Шура: Русская тип. В.М.Сорокина, 1895. -413 с.

2.67. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура: Русская тип. В.И.Сорокина, 1906. -468 с.

2.68. Креатаци Абраам (Ереванци). История войн 1721-1736 гг. Ереван, 1939.

2.69. Кушева Е.Н. Русско-дагестанские отношения в XVI-ХVII вв. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1954. -26 с.

2.70. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI – 30-е годы XVII в.). М.: Изд. АН СССР, 1971. -205 с.

2.71. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. Ч.2. -248 с.

2.72. Левиатов В.Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII в. Баку: Изд. АН Аз. ССР, 1948. -227 с.

2.73. Лысцов В.П. Персидский поход Петра I 1722-1723 гг. М.: Изд-во Московского университета, 1951. -247 с.

2.74. Мавродин В.В. Экономический рост России, внутренняя и внешняя политика царизма в XVII – первой половине XVIII в. М., 1957. -68 с.

2.75. Магомедов Н.А. Дербент и Дербентское владение в XVIII – первой половине XIX в. (Политическое положение и экономическое развитие). Махачкала, 1998. -248 с.

2.76. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII – начале XIX вв. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. -408 с.

2.77. Магомедов Р.М. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. -340 с.

2.78. Магомедов Р.М. Разгром войск персидского завоевателя Надир-шаха в горах Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1940. -26 с.

2.79. Магомедов Р.М., Магомедов А.Р. История Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. -272 с.

2.80. Мамедова Г.Н. Русские консулы об Азербайджане XVIII – первой половины XIX в. Баку, 1979. -109 с.

2.81. Мамедова Г.Н. Русские консулы об Азербайджане. Баку, 1980. -148 с.

2.82. Мамедова Г.Н. Русские консулы об Азербайджане (20-60-е годы XVIII в.). Баку, 1989.

2.83. Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в се­редине XVIII в. М.: Наука, 1966. -324 с.

2.84. Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1991. -210 с.

2.85. Мейер М.С. Османская империя в XVIII в. М.: Наука, 1991. -263 с.

2.86. Михнева Р. Россия и Османская империя в международных отношениях в середине XVIII в. М.: Наука, 1985. -180 с.

2.87. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I. М., 1986. -446 с.

2.88. Народы Кавказа. М.: Изд. АН СССР, 1960. Т.1. -612 с.

2.89. Неверовский А.А. Краткий исторический взгляд на Северный и Сред­ний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях до уничтожения влияния лезгинов на Закавказье. СПб., 1847. -42 с.

2.90. Неверовский А.А. Краткий взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. СПб., 1848. -64 с.

2.91. Некрасов Г.А. Роль России в европейской международной политике в 1725-1739 гг. М.: Наука, 1976. -320 с.

2.92. Никифоров Л.А. Внешняя политика России в последние годы Север­ной войны. Ништадский мир. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -498 с.

2.93. Новичев А.Д. История Турции. Эпоха феодализма (XI-XVIII вв.). Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1963. -314 с.

2.94. Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М.: Наука, 1980. -286 с.

2.95. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб.: Изд. А.С.Суворова, 1906. -578 с. с илл.

2.96. Орешкова С.Ф. Русско-турецкие отношения в начале XVIII в. М.: Наука, 1971.

2.97. Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Сборник статей. Махачкала: Изд-во тип. ДНЦ РАН, 1986. -120 с.

2.98. Османская империя: система государственного управления, социаль­ные и этнорелигиозные проблемы. Сборник статей. / Отв. ред. С.Ф.Орешкова. М.: Наука, 1988. -250 с.

2.99. Османская империя: государственная власть и социально-политичес­кая структура. Сб. статей. / Отв. ред. С.Ф.Орешкова. М.: Наука, 1990. -337 с.

2.100. Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. / Под ред. Б.Б.Кафенгауза, Н.И.Павленко. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -814 с.

2.101. Очерки истории Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. Т.1. -390 с.

2.102. Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагеста­на. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1996. -113 с.

2.103. Пахомов Е.А Краткий курс истории Азербайджана. Баку, 1923.

2.104. Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Баку: Изд. АН Аз. ССР, 1949. -115 с.

2.105. Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель. М.: Наука, 1990. -280 с.

2.106. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азер­байджане и Армении в XVI – начале XIX вв. Ленинград: Изд. Ленингр. ун-та, 1949. -384 с.

2.107. Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX в. / Ред., вступит. статья, коммент. и примеч. В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1993. -166 с.

2.108. Пигулевская И.В. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Ленинград: Изд. Ленингр. ун-та, 1958. -417 с.

2.109. Письма и донесения иезуитов о России. СПб., 1904.

2.110. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столе­тии. М.: Изд-во «Красная новь», 1924. -392 с.

2.111. Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, леген­дах и биографиях. Т. I. СПб., 1887. -700 с.

2.112. Потто В.А. и др. Исторический очерк кавказских войн от их начала до присоединения Грузии. Тифлис, 1899. -335 с.

2.113. Потто В.А. Два века терского казачества (1557-1801). В 2 т. Владикав­каз, 1912. -Т.1. -116 с.; Т.2. -247 с.

2.114. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Материалы к истории Дагестана с древнейших времен до начала ХХ в. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1964. -278 с.

2.115. Ризванов З., Ризванов Р. История лезгин. Махачкала: Об-во книголюбов, 1990. -58 с.

2.116. Русский посол в Стамбуле Петр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII в. М.: Наука, 1985. -161 с.

2.117. Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI – начале XX в. Темати­ческий сборник. / Отв. ред. В. Г.Гаджиев. Сост. Б.Г.Алиев. Махачкала: Изд-во тип. Даг. ФАН СССР, 1968. -170 с.

2.118. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в ХVI-ХIХ вв. М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры, 1958. -244 с.

2.119. Соймонов Ф.И. Описание Каспийского моря и чиненных на оном рос­сийских завоеваний, яко часть истории Государя императора Петра Великаго. СПб.: Тип. Импер. АН, 1763. -380 с.

2.120. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 кн. М.: Мысль, 1993. Кн.IХ. Т.17-18. -672 с.

2.121. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в кавказской политике Ирана, России и Турции в первой половине XVIII в. Махачкала, 1989.

2.122. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и в русско-турецких отношениях в XVIII в. От Константинопольского договора до Кючук-Кайнарджийского мира 1700-1774гг. М.: Наука, 1991. -224 с.

2.123. Сотавов Н.А. Крах «Грозы Вселенной». Махачкала, 2000. -224 с.

2.124. Спиридонова Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I. М.: Госполитиздат, 1952.

2.125. Стрейс Я. Три путешествия. М.: Соц. ЭКГИЗ, 1935. -415 с.

2.126. Сысоев В.М. Начальный очерк истории Азербайджана. Баку, 1925. -145 с.

2.127. Тальман И.М. Турция накануне и после Полтавской битвы (Глазами австрийского дипломата). Пер. вступ. статья и примеч. В.Е.Шутого. М.: Наука, 1977. -104 с.

2.128. Тамай А.И. Провал захватнических планов шаха Надира в Дагестане. М., 1951.

2.129. Тезисы докладов первой научной конференции «История лезгин». Баку, 1993. -44 с.

2.130. Тер-Авакимова С.А. Армяно-русские отношения в период подготовки Персидского похода. Ереван: Изд-во АН АРМ. ССР, 1980. -127 с.

2.131. Ульяницкий В.А. Русские консульства за границею в XVIII в. М., 1899. Ч.1. -678 с.

2.132. Умаханов М-С. К. Взаимоотношения феодальных владений и освобо­дительная борьба народов Дагестана в XVII в. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1973. -251 с.

2.133. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -262 с.

2.134. Хроника войн Джара XVIII столетия. Баку, 1931. -71 с.

2.135. Челеби Э. Книга путешествия: Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М.: Наука, 1979. Вып. 2. -287 с.

2.136. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-ХV вв.). Ма­хачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1969. -251 с.

2.137. Шихсаидов А.Р. Дагестан в Х-ХIV вв.: Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. -176 с.

2.138. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-ХVII вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984. -463 с.

2.139. Эзов Г. Сношения Петра Великого с армянским народом. СПб., 1898. -124 с.

2.140. Эфенциев О.А. Образование азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в. Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1961. -207 с.

3. Статьи

3.1. Абрамян Г. Документы из истории совместной борьбы народов За­кавказья против турецких захватчиков в первой четверти XVIII в. // Историко-филологический журнал. Ереван, 1964. №2(25). С.243-248.

3.2. Алиев Б.Г. Историко-политическая география Кайтагского уцмий­ства (XVII-XIX вв.) // Труды Географического общества Дагестана. Махачкала, 1996. Вып.24. С.137-143.

3.3. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Союзы сельских общин в борьбе за не­зависимость Дагестана в XVII – первой половине XVIII в. // ОБНДЭС. Махачкала, 1966. С.55-70.

3.4. Ананян Ж.А. Ближневосточная политика России в 20-х годах XVIII в. // Россия, Польша и Причерноморье в XVI-XVIII вв. М., 1979. С.369-380.

3.5. Ашрафян К.З. Падение державы Сефевидов // Очерки по новой истории стран Среднего Востока. М., 1951.

3.6. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульман­ского мира // Сочинения. Т.2. Ч.1. М., 1963. С.651-772.

3.7. Буниятов З.М. Османо-кавказские отношения (Новые документы) // Наш Дагестан, 1994. №167-168. С.37-42.

3.8. Гаджиев В.Г. Борьба народов Дагестана против владычества Ирана в начале XVIII в. // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1963. Т.ХI. С.116-137.

3.9. Гаджиев В.Г. Петербургский договор 1723 г. // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI – начале ХХ в. Махачкала, 1988. С.66-83.

3.10. Гербер И.Г. Известия о находящихся с западной стороны Каспий­ского моря, между Астраханью и рекою Куром, народах и землях и о их состоянии в 1728 г. // Соч. и перев. к пользе и увеселению служащие. СПб., 1760. июль-сент. Т.17. №7. С.3-48; №8. С.99-140.

3.11. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Кас­пийского моря. 1728 г. // ИГЭД. М.: Изд. вост. лит-ры, 1958. С.60-120.

3.12. Дневник осады Испагани афганцами, веденный Петросом де Саргис Гиланец в 1722 и в 1723 годах // Материалы для истории Персии. СПб., 1870.

3.13. Ихилов М.М. Кубинские лезгины // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1957. Т.2. С.199-209.

3.14. Козлова А.Н. Страница освободительной борьбы народов Дагестана // Страны и народы Востока. М.: Наука, 1976. Вып.18. С.125-134.

3.15. Козлова А.Н. «Наме-йи аламара-йи Надири» Мухаммад-Казима о пер­вом этапе похода Надир-шаха на Табасаран // ОБНДЭС. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1986. С.71-83.

3.16. Комаров А.В. Казикумухские и кюринские ханы // ССКГ. Тифлис, 1869. Вып.2. С.1-44.

3.17. Комаров В.В. Персидская война 1722-1723 гг. Материалы для истории царствования Петра I // Русский вестник. М.: Ун. тип. Катков и К°, 1867. Кн.4. Т.68. С.553-616.

3.18. Кузнецова Е.Н. Взаимоотношения Ирана с Россией в XVIII в. / Товарно-денежные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1987. С.89-97.

3.19. Куканова И.Г. Русско-иранские торговые отношения в конце XVII – начале XVIII вв. // Исторические записки. М.: Изд. АН СССР, 1956. №57. С.232-254.

3.20. Лебедев В.И. Посольство Артемия Волынского в Персию // Изв. АН СССР, сер. истор. и философии. Т.5. №6, 1948. С.528-539.

3.21. Лопухин А.И. Журнал путешествия через Дагестан. 1718 г. // ИГЭД. М.: Изд. вост. лит-ры, 1958. С.6-59.

3.22. Магомедов Г.М. «Каиме» Бедреддинзаде Али-бея //Алупан-Лезгистан. Махачкала, 1994-1995. №5-6. С.30-44.

3.23. Мейер М.С. Новые явления в социально-политической жизни Осман­ской империи во второй половине XVII-ХVIII вв. // Османская им­перия: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. Сб. статей. М.: Наука, 1908. С.155-185.

3.24. Мехманов Р. Движение Хаджи-Давуда Мушкурви в одной лезгинской песне / Тезисы докладов первой научной конференции «История лезгин». Баку, 1993. С.

3.25. Мусаев А. М. Восстание в Стамбуле в 1703 г. // Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. Сб. статей. М.: Наука, 1988. С.200-217.

3.26. Мустафаев Т.Т. Азербайджан в русско-турецких переговорах 1723-1724 гг. // Изв. АН Аз. ССР. Сер. Истории, философии и права. Баку, 1989. №З. С.51-57.

3.27. Новосельцев А.П. Города Азербайджана и Восточной Армении в XVII-ХVIII вв. // История СССР. 1959. №1. С.87-108.

3.28. Новосельцев А.П. Из истории классовой борьбы в Азербайджане и Восточной Армении в XVII-ХVIII вв. // Исторические записки, 1960. Т.67. С.234-255.

3.29. Новосельцев А.П. Освободительная борьба народов Закавказья в XVIII в. // Вопросы истории, 1972. №5. С.110-122.

3.30. О борьбе дагестанцев против иранских завоевателей. Анонимная хроника. / Пер. с арабского и коммент. А.Р.Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. -302 с.

3.31. О вопросах торговли через Ширван и политическом устройстве последнего: Донесение кардиналу Дюбуа // РИО. Т.49. Док.№17. С.83-84.

3.32. Попов А.И. Сношение России с Хивою и Бухарою при Петре Великом. // Записки императорского русского географического общества. СПб., 185З. Кн.IХ.

3.33. Путешествие Корнелия де Бруина через Московию // Чтение в им­ператорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн.3. 1872. С.209.

3.34. Садыки Г. Къимет гуз тежер савкьватар (на лезг. языке) // Лезги газет, 21 марта 1997. №12.

3.35. Соловьев С.М. Пётр Великий на Каспийском море // Вестник Европы. СПб., 1868. Т.2.

3.36. Сотавов Н.А. К вопросу о кавказской политике Ирана и Турции в Дагестане в первой трети XVIII в. // Вопросы истории и этногра­фии Дагестана. Сб. научн. сообщ. Махачкала: Тип. Даггосуниверситета, 1976. Вып.6.

3.37. Сотавов Н.А. Кавказ в политике Ирана, России и Турции в первой половине XVIII в. (по материалам иранских и турецких источников) // Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения. М., 1984.

3.38. Сотавов Н.А. Освободительная борьба народов Северного Кавказа в свете русско-иранских и русско-турецких отношений XVIII в. (В освещении зарубежной историографии) // ОБНДЭС. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1986. С.94-111.

3.39. Рамазанов Х.Х. Из истории антифеодальной борьбы крестьян Юж­ного Дагестана в XVIII в. / УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1962. Т.10. С.5-21.

3.40. Симонович Ф.Ф. Описание Южного Дагестана. 1796 г. // ИГЭД. М.: Изд. вост. лит-ры, 1958. С.138-156.

3.41. Тамай А. Восстание 1711-1722 гг. в Азербайджане // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН ССР. Махачкала, 1957. Т.3. С.77-89.

3.42. Умаханов М.-С.К. Политические взаимоотношения союзов сельских об­щин Дагестана в XVII-ХVIII вв. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII – нач. ХIХ вв. Махачкала, 1981. С.63-82.

3.43. Фарид Айсар. Хронология Дагестана XVIII в. // Народы Дагестана, 1993. №3. С.48-58.

3.44. Фарид Айсар. Хаджи-Давуд Лезгинский и Мухаммед-Хусейн Бакинский // Дагестанская правда, 1997. №217.

3.45. Фарид Айсар. «Времени не упущай и скоро приезжай» // Дагестанская правда. 1997. №222.

3.46. Фарид Айсар. Начало персидского похода // Дагестанская правда, 1997. №234.

3.47. Фёдоров Г.С. Некоторые эпизоды из истории похода Петра I на Кав­казе // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI – начале XX в. Махачкала, 1988. С.84-87.

3.48. Шихсаидова Р.С. Материалы фонда «Кизлярский комендант» как ис­точник для изучения дагестано-закавказских взаимоотношений в XVIII -начале ХIХ вв. // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987. С.16-104.

3.49. Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана Х-ХIV вв. (Лакз, Гумик) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1980. С.65-81.

4. Литература на иностранных языках

4.1. Астрабади М.М. Джахонгоша-йе Надири. Техран, 1341/1962.

4.2. Асым Исмаил. Тарихи Челеби-задэ. Стамбул, 1153/1741. Т.1.

4.3. Молла Меhаммад эл-Чари. Чар салнамаси. Бакы, 1997. -146 с.

4.4. Мухаммед Казим. Намэ-йи Аламара-йи Надири. М., 1960-1963. Т.1-3.

4.5. Решид Мехмед. Тарихи Решид-Эфенди. Стамбул, 1153/1749. Т.2.

4.6. Сафар намэ-йи Мохаммад Али-е Хазин (Пакшоде-е ан) – Надериах. Тех­ран, 1364/1945.

4.7. Сами, Шакир ве Субхи тарихи. Стамбул, 1198/1783.

4.8. Тарих-е Хазин. Шамел: авахар-е Сафави-е Фетне-е Афган Салтанат-е Надершахи. Исфахан. 1350/1932.

4.9. Gökçe C. Kafkasya ve Osmanli Imperatorlygunyn. Kafkasya siaseti. Istanbul, 1979.

4.10. Lockhart L. The Fall of the Safari Dynasty and Afgan Occupation of Persia. Cambrige, 1958.

4.11. Bennigsen A. Peter the Great, the Ottoman Empire and the Caucasus // Canadian American Studies (1974). S.311-318.

4.12. Clemens P.Sidorko. Kampf den ketzerischen Qizilbaš! Die Revolte Hāğği Dā’ud (1718-1728) // Caucasia between the Ottoman Empire and Iran. 1555-1914. Visbaden, 2000. S.133-144.

4.13. Hammer J. von Geschichte des Osmanischen Reiches. Bd.7. Pest, 1830.

4.14. Hanway J. A historical account of the British trade over the Caspian Sea. London, 1762. Vol. 1-2. -480 p.; Vol.2. -428 p.

4.15. Judasz Tadeusz Krusinski. The History of Late Revolutions of Persia. Repzipt of the 1740 Edition. New York, 1973. Vol.1. S.166-172.

5. Диссертации и авторефераты

5.1. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго в XVII-ХVIII вв. (Опыт монографического исследования социально-политической истории): Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 1966. -26 с.

5.2. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII – первой поло­вине XIX вв. (Исследование социально-экономического развития и структуры административно-политического управления): Дисс. …д-ра ист. наук. Махачкала, 1990. -444 с.

5.3. Асланов Д.А. Социально-экономическое и политическое развитие Кюринского ханства в XIX в.: Дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 2000. -166 с.

5.4. Багандова З.Г. Кайтаг в XVIII – начале XIX в.: проблемы социаль­но-экономического развития и административно-политического устройства: Автореф. дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 2000. -27 с.

5.5. Закарияев З.Ш. Социально-политическое развитие союзов сельских общин Самурской долины в XV-ХVIII вв. Дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 2000. -174 с.

5.6. Иноземцева Е.И. Русско-дагестанские торгово-экономические вза­имоотношения в XVIII в.: Дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 1996. -245 с.

5.7. Касумов Р.М. Каспийский поход Петра I и русско-дагестанские отношения в первой трети XVIII в.: Дисс. …канд. ист. наук. Ма­хачкала, 1999. -188 с.

5.8. Магомеддадаев А.М. Дагестанская диаспора в Турции и Сирии (ге­незис и проблемы ассимиляции): Автореф. дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 1996. -32 с.

5.9. Магомедов М.Б. Антифеодальная и антиколониальная борьба гор­цев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в. (по материалам ос­новных сражений): Дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 1998. -233 с.

5.10. Магомедов Н.А. Экономическое развитие Дербентского ханства в XVIII в. (Ремесло. Торговля. Налогово-финансовая система): Дисс. …канд. ист. наук. Махачкала, 1985. -172 с.

5.11. Магомедов Н.А. Дербент и Дербентское владение в XVIII – первой половине XIX в.: проблемы политического положения и экономичес­кого развитие. Дисс. …д-ра ист. наук. Махачкала, 1999. -397 с.

5.12. Осмаев А.Д. Северный Кавказ и Османская империя в первой четверти XVIII в.: Автореф. дисс. …канд. ист. наук. Грозный, 1999. -23 с.

5.13. Сотавов Н.А. Внешнеполитические отношения Дагестана со стра­нами Востока (Турция, Иран) в первой половине XVIII в.: Дисс…. канд. ист. наук. Махачкала, 1968. -273 с.

5.14. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турец­ких отношениях XVIII в. (от Константинопольского договора до Кючук-Кайнарджийского мира: 1700-1774 гг.): Автореф. дисс… д-ра ист. наук. М., 1989. -41 с.

5.15. Умаханов М.-С.К. Взаимосвязи народов Дагестана в XVII – начале XIX вв.: Автореф. дисс… д-ра ист. наук. Махачкала, 1994. -41 с.

5.16. Фаталиева Х.Р. Аварское нуцальство в XVIII в. (Социально-эконо­мическое, политическое и культурное развитие): Автореф. дисс… канд. ист. наук. Махачкала, 1999


[1] Левиатов В.Н. Указ. соч. С.97-98.

[2] Арцах и Ганцах – древнелезгинские названия соответственно Карабаха и Гянджи.

[3] Мехманов Р. Движение Хаджи-Давуда Мушкурви в одной лезгинской пес­не // Тезисы докладов первой научной конференции “История лезгин”. Баку, 1993.

[4] Сомнительно,что лезгины,как впрочем и другие современные дагестанские народы, идентифицировали
себя в начале XVIII века как дагестанцы. К сожалению, нам не удалось уговорить ныне уже покойного, уважаемого профессора Садыки Г. показать нам оригинал стихотворения, написанного на арабском языке.

[5] Садыки Г.Къимет гуз тежер савкьватар//Лезги газет,21 марта 1997,№12.

[6] ГАРД.Ф.301:Бакинский комендант.Оп.1.Ед.хр.45.Л.47-47об.

[7] Там же.Д.32.Л.3;Русско-дагестанские отношения в XVIII-нач.XIXв.С.58.

[8] Письма и донесния командира Дагестанского полка полковника Фон Лукея//ГАРД.Ф.18:Дербенский комендант.Оп.!.Д.6.Л.9об.

 

 

65 / 0.763 / 9.67mb