Все Главы:
Введ. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Закл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнографическое исследование прошлого показывает, что лезгины, табасаранцы, рутульцы, цахуры, агулы были близкородственными народностями и древнейшими жителями Южного Дагестана и Северного Азербайджана.
Историко-этнографические данные говорят о том, что территория расселения народностей лезгинской группы была освоена человеком еще в глубокой древности. С IV века до н.э. по первую половину V в.н.э. предки лезгинской группы входили в состав многоплеменного государственного объединения Кавказской Албании и были известны под именем «леков». Большинство исследователей видело в терминах «лек», «леки» этническое название народностей Дагестана, в частности лезгин и лезгинских ответвлений народностей. Не отрицая вхождения в состав Кавказской Албании предков современных азербайджанцев, лакцев, даргинцев и др., мы склонны считать, что в центральной части Албании основное ядро ее населения составляли лезгинские племена – предки современных удинов, будугов, хиналугов, крызов, джеков, хапутлинцев, лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахуров, агулов, составляющих родственную языковую группу народностей.
Изучение исторической географии и топонимики позволяет говорить о том, что лезгинские племена в период Кавказской Албании занимали более значительную территорию на юге, чем в настоящее время. Они были расселены не только на левобережье Самура, но и по всему правобережью от снежных вершин Главного Кавказского хребта до древнего Каспия.
Следует полагать, что до распада Кавказской Албании у предков современных народностей лезгинской группы существовал один общепонятный язык. Он был одним из распространенным языков Кавказской Албании. Еще до образования Кавказской Албании в среду близкородственных народностей проникали скифо-сарматские элементы, а в раннем средневековье – кочевники гунны, хазары. С нашествием римлян, арабов происходит распад Кавказской Албании как государственного объединения, а вместе с этим завершается и ее этнический упадок. Часть албано-лезгинский племен покидала прибрежные районы и уходила в глубь гор, создавая там своеобразные этнографические общества. С течением времени в языке, быту и культуре этих обществ, при длительной экономической и политической обособленности возникли своеобразные характерные для них этнические черты. Нам кажется, что именно таким путем, спустя сотни лет, у выделившихся лезгинских племен появились диалекты и языки; так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки.
В VII-X вв. на территории народностей лезгинской группы возникают присущие только им патриархально-феодальные образования, во главе которых стояла феодализирующаяся знать. Таковы владения Лакз, Табасаран и др. с начала VII века начинается усиленная экспансия арабских завоевателей. Арабские источники IX-X вв. часто упоминают о лезгинах, табасаранцах, которые оказывают упорное сопротивление завоевателям. В период нашествия монголо-татарских завоевателей (XIII-XIV вв.) лезгин называют как многочисленную народность Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Источники этого периода сообщают, что лезгины имели своих эмиров-владетелей. К этому периоду относятся первые письменные сведения о цахурах и рутульцах.
Непрерывные нашествия персов, арабов, хазар, монголо-татар и других восточных завоевателей, а также междоусобные войны и распри феодально-раздробленного Дагестана не давали возможности этнического сближения народностей лезгинской группы.
Вплоть до присоединения Дагестана к России лезгины Азербайджана входили в состав Кубинского ханства; лезгины, проживающие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам; лезгины-кюринцы входили в состав образовавшегося в XIX в. Кюринского ханства; табасаранцы входили в феодальное владение майсумство Табасаранское, лезгины Самурской долины, рутульцы, цахуры, агулы были объединены в ряд так называемых «вольных» обществ.
Социальный строй этих обществ был различный. Наиболее развитые феодальные отношения были в Кубинском, Дербентском и Кюринском ханствах и в майсумстве Табасаранском. В ханствах четко прослеживалось классовое расслоение общества. Эксплуататорами выступали ханы, беки, духовенство. В зависимых отношениях от ханов, кроме крестьян и рабов, находились и «свободные» крестьяне-уздени. Они обязаны были нести подати и повинности как местным ханам, бекам, так и царской казне.
Хозяйство и ремесла этих народов после вхождения в состав России приобрели товарный характер и зависели от рынка. Присоединение Дагестана, а в его составе и народностей лезгинской группы, к России оградило их от непрерывных нашествий иранских и турецких завоевателей, положило, до некоторой степени, предел феодальной раздробленности, вывело эти народы из замкнутой жизни и вовлекло в сферу социально-экономической и политической жизни России. Однако положение народностей Дагестана, в том числе народностей лезгинской группы, до Октябрьской революции было крайне тяжелым. Экономическая нужда, политическое бесправие, духовное порабощение были характерны для народностей Дагестана.
По хозяйственному облику народности лезгинской группы трудно отделить друг от друга. Весь комплекс их хозяйственной и трудовой деятельности содержит много идентичных черт. Некоторые же незначительные особенности объясняются не этническими, а социально-экономическими причинами и естественно-географическими условиями их расселения. Древнейшими занятиями народностей лезгинской группы были земледелие, садоводство, животноводство, домашние производства и ремесла. Земледелие и садоводство наиболее развиты были у лезгин и табасаранцев, живущих в прибрежных и предгорных районах Южного Дагестана и Северного Азербайджана. У лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахуров и агулов, населявших горную часть страны, ведущей отраслью хозяйства было овцеводство. Здесь остро ощущался недостаток пахотных земель. Земледелие не обеспечивало необходимого минимума для питания населения. Недостающий хлеб приобретался в обмен на продукты животноводства у земледельческого лезгинского и табасаранского населения прибрежного Дагестана и Северного Азербайджана.
Наряду с земледелием и животноводством у народностей лезгинской группы, особенно горных районов, благодаря наличию сырья – шерсти, глины, дерева, камня – были развиты домашние производства и ремесла (ковроткачество, гончарное дело, резьба по дереву и камню и др.). При недостаточной обеспеченности пахотными землями и скотом домашние производства и ремесла были дополнительным источником дохода
крестьянских хозяйств. Ковроткачество приобрело ремесленно-товарный характер. В конце XIX века особое развитие оно получило у лезгин и табасаранцев. Ковровые изделия отличались высокой техникой изготовления и исключительной оригинальностью. Еще до революции лучшие лезгинские и табасаранские ковры экспонировались в музеях Европы и России.
Весь комплекс хозяйственной и трудовой деятельности народностей лезгинской группы содержит много общих черт. Анализ хозяйственного уклада, орудий сельскохозяйственного ремесленного труда и производственные навыки в земледелии, скотоводстве, методы обработки шерсти, прядения и крашения у народностей лезгинской группы почти одинаковы, что свидетельствует об их хозяйственной общности, сложившейся в результате длительных историко-культурных связей, и о том, что они являются древнейшим земледельческим и скотоводческим населением края.
Их материальная культура (селения, жилища, одежда, пища) также имеет много общего и создавалась в течение всей многовековой истории, в тесной связи с культурой других народов Дагестана и Азербайджана. Тем и объясняется, что трудно отличить традиционные лезгинские жилища, одежду, пищу от табасаранских, рутульских, цахурских, агульских, а также окружающих их народов. Некоторые особенности материальной культуры народностей лезгинской группы проявляются в зависимости от естественно-географических условий их расселения. Здесь не типы, а варианты одной и той же культуры.
Основным типом поселений народностей лезгинской группы является селение «хуьр» — по-лезгински, «кьул (гъул)» — по-табасарански, «гьор» — по-агульски, «муIхь» — по-рутульски, «хив» — по-цахурски. Все эти названия имеют общее происхождение и лингвистически восходят к одному корню – х: къ (гъ).
Азмаляры, кишлаки являлись отселками и хуторами, возникшими сравнительно поздно на экономической почве, связанной с освоением прибрежной части Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Отселки сохраняли названия селения, из которого они выделялись, с прибавлением слова «казмаляр».
О древности населенных пунктов народностей лезгинской группы свидетельствую археологические данные, письменные источники, развалины укреплений, куфические надгробные каменные плиты, старинные минареты и мечети. Старинные села делились на родственные кварталы «мехле» -одинаковое название для всех народностей лезгинской группы. Квартал представлял собой группу родственных семей, ведших свое происхождение от одного тухума (рода). Названия кварталов в иных селениях не связывается с одним определенным селением. Некоторые кварталы заселены выходцами из других селений.
В архитектурном отношении селения народностей лезгинской группы находятся в тесной связи с рельефом местности. На плоскости они были просторными, включали сады и огороды, а в горах – скученными и состояли из тесно прилепленных друг к другу домов. Села здесь располагались амфитеатром.
Вследствие ряда благоприятных условий некоторые селения заняли центральное положение в экономической и политической жизни народностей лезгинской группы. У лезгин Кюринского округа таким селением стал Касумкент, в Самурском округе – Ахты, у рутульцев – Рутул, у цахуров – Цахур, у агулов – Тпиг, у табасаранцев – Хучни и Хив.
Характер селения народностей лезгинской группы, как и жилища, находится в тесной связи с наличием строительных материалов. У народностей лезгинской группы прослеживается общность в строительной технике и планировке селений и жилищ. Широко бытующие у них саманные и каменные двухэтажные дома с плоской крышей, с внутренним камином, нишами в стенах жилища и полками имеют место и у других народностей Дагестана и Восточного Кавказа. Этот тип жилища, встречающийся у народностей лезгинской группы в различных вариантах, можно считать сравнительно древним и общекавказским.
Как название селения, так и жилища, у народностей лезгинской группы одного происхождения. У лезгин – «кул (квал)», у табасаранцев, агулов, рутулов – «хал», у цахуров – «хив». Интересным является и то, что в основе названия родственного коллектива, ячейки у лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов, как и у грузин-горцев, лежит корень слова «хал» — са (хал) «хал» -жилища.
Национальная одежда народностей лезгинской группы в основном также сходна между собой и с одеждой других народов Дагестана и Восточного Кавказа. Несмотря на различие хозяйств и доступных горным и прибрежным народностям лезгинской группы продуктов питания, их национальная пища и способы ее приготовления были также, в основном, одинаковыми. На пище народностей лезгинской группы заметно сказывалось азербайджанское влияние.
Эти данные подтверждают как общность материальной культуры народностей лезгинской группы, так и близость их с другими народностями Дагестана и Восточного Кавказа.
Лезгины, табасаранцы, рутульцы, цахуры,агулы имеют много общих черт в семейно-общественном быту. Несмотря на сравнительно развитые феодальные отношения, у народностей лезгинской группы к концу XIX – началу XX века сохранялись в пережиточной форме большие семьи и патронимия. Существование тухумных отношений базировалась у них не на экономическо-хозяйственной основе, а на сохранившихся узах родства. Общим происхождением этих народностей следует объяснить наличие одинаковых адатно-правовых норм, пережитков тухума и его структуры, свадебных обрядов и обычаев, в которых сохранились следы эндогамии, левирата, сорората, умыкания, своими корнями уходящих в глубокую древность. Свадебные обряды, от сговора до традиционных приводов невесты – глубоко архаичны и идентичны.
Общей характерной чертой дореволюционной семьи и быта народностей лезгинской группы, как и всех народов Дагестана, было приниженное положение женщины, выдача замуж несовершеннолетних, уплата калыма и др. Тяжелое положение женщины еще более усиливалось общим угнетением народов Дагестана, находившихся под двойным гнетом: местным патриархально-феодальным и царским колониальным.
Народности лезгинской группы, как и другие народы Дагестана, по вере мусульмано-суннитского толка. Религиозно-мусульманские праздники, обычаи и обряды, в основном, у них общие. В религиозно-бытовой жизни народностей лезгинской группы наблюдается ислам , но не в чистом виде, а в смешении его с очень пестрым комплексом доисламских верований: язычеством, христианством, и другими разнородными по своему происхождению религиями. Значительная часть древних представлений и верований существует в обличии мусульманской религии.
Ислам был распространен среди народностей лезгинской группы преимущественно силой. Прибрежные лезгины и табасаранцы были исламизированы примерно в IX-X вв., а горные рутульцы, цахуры, агулы – в XIII-XV вв. До распространения здесь ислама арабскими, татарскими завоевателями население края было языческим, иудейским. Такие народности лезгинской группы как рутульцы, цахуры и в XV-XVI вв. все еще частично придерживались христианской веры и находились в дружеских взаимоотношениях с Грузией.
Вместе с исламом в Дагестан, в том числе к народностям лезгинской группы, проникло и мусульманское право – шариат, который постепенно стал вытеснять из сферы семейно-общественного быта горские адаты. Наряду с проникновением ислама появляются у народностей лезгинской группы и мечети. Мечети в дореволюционном Дагестане были обязательным сооружением каждого аула.
Несмотря на то, что народы лезгинской группы были мусульманами, в их мировоззрении и сознании сохранилось много доисламского, часто противоречащего основам религии ислама и шариата. Многие из лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахуров и агулов, будучи мусульманами, не умели даже читать Коран. Мусульманское духовное просвещение, всеми мерами внедрявшееся среди населения, воспринималось, однако, плохо. Большинство населения ограничивалось формальным исполнением религиозных обрядов.
До Октябрьской революции трудящиеся массы народностей лезгинской группы стояли в стороне от светской культуры. У этих народов не было своей письменности, школ на родных языках. С присоединением Дагестана к России в районах этих народностей было открыто несколько русских школ. Но и в них обучались только единицы агульских, рутульских, цахурских, табасаранских и лезгинских детей.
Не было у этих народов и сети медицинских учреждений, врачей. Единственная больница на 16 коек до революции была открыта в Касумкенте. На округ насчитывался один врач и два фельдшера. Народности лезгинской группы пользовались преимущественно услугами примитивной народной медицины. Культурная отсталость, антисанитария приводили к массовым заболеваниям и большой смертности, особенно детей.
Примитивная обработка земли, недостаточность полей, отсутствие устойчивой кормовой базы, неразвитость ремесленного производства не обеспечивали трудящимся массам народностей лезгинской группы прожиточного минимума. Разоренное крестьянство в поисках заработка уходило на рыбные и нефтяные промыслы в гг. Баку, Дербент, Грозный. Крестьяне батрачили в хозяйствах кулаков-владельцев виноградных плантаций, рыбных промыслов и т.д. В силу этих же причин многие крестьяне с семьями уходили на зиму в отходничество, чаще всего в Азербайджане.
После Великой Октябрьской социалистической революции и победы Советской власти народы Дагестана навсегда избавились от тяжелого гнета царизма и местных эксплуататоров-ханов, беков и духовенства. Впервые в истории народности лезгинской группы получили возможность достигнуть небывалого расцвета экономики и культуры.
В результате социалистических, экономических преобразований Дагестан превратился из отсталой аграрной окраины царской России в цветущую социалистическую республику с развитой промышленностью и сельским хозяйством. В составе единой советской Автономной республики все большие и
малые народности Дагестана проделали большой путь экономического возрождения и развития. В рамках общедагестанской экономики колхозной и совхозной формой хозяйства лезгинской группы стало социалистическое земледелие, садоводство, скотоводство (преимущественно овцеводство).
Технический и экономический уровень этих отраслей хозяйства народностей лезгинской группы по сравнению с дореволюционным уровнем неизмеримо вырос. Вместо прежних примитивных орудий труда: деревянной сохи с железным лемехом, молотильных досок, каменных зернотерок – господствующее положение в колхозном хозяйстве народностей лезгинской группы заняла современная сельскохозяйственная техника. Вместо прежних отсталых навыков ведения хозяйства прочно утвердилась агробиологическая наука. У народностей лезгинской группы, как и у других народов Дагестана выросли свои сельскохозяйственные кадры: ученые, агрономы, ветеринары, механизаторы и т.д.
Колхозная форма хозяйства создала трудящимся зажиточную жизнь. У народностей лезгинской группы насчитывается более 300 колхозов, несколько совхозов, консервные заводы, завод минеральных вод «Рычал-су», лесхоз, рыбхоз и другие предприятия. Существенно изменилось и кустарное ковровое производство. Созданы благоустроенные ковровые фабрики с усовершенствованными ковровыми станками. Ковроткачество стало отличаться более высоким мастерством и большим разнообразием народного орнамента.
Хотя преобладающее число населения близкородственных народностей являются тружениками колхозного аула, однако большое число лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахуров и агулов стало представителями рабочего класса и технической интеллигенции, занятых во всех сферах промышленности и транспорта Дагестана и других союзных республик.
С развитием социалистической промышленности и сельского хозяйства большинство районов электрифицированы и радиофицированы. Строительство дорог, развитие средств связи помогают производственному и культурному сближению народностей как между собой, так и с другими народами. На территории лезгинской группы построены сотни километров шоссейных дорог. Все районные центры связаны между собой автомобильными дорогами, а некоторые и воздушными линиями с Махачкалой, Дербентом и Баку.
Социалистические преобразования промышленности и сельского хозяйства республики коренным образом преобразовали культуру и быт народов Дагестана. В Дагестане была совершена культурная революция, созданы письменность и школа на родных языках. Наряду с общим культурным ростом республики, коренные преобразования произошли и у народностей лезгинской группы. У народностей лезгинской зоны ликвидирована неграмотность, осуществляется всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. Сотни юношей и девушек окончили средне-специальные и высшие учебные заведения республики и Союза. Многие из них стали агрономами, врачами, педагогами, ветеринарами, нефтяниками и другими специалистами народного хозяйства и культуры. Десятки представителей народностей стали учеными.
За годы Советской власти широкую известность приобрели многие поэты и писатели лезгинской группы. Всему миру известен народный поэт Дагестана лезгин Сулейман Стальский из аула Ашага-Стал. Только в условиях советского строя появились профессиональные композиторы. Одним из первых композиторов Дагестана, дважды удостоенным звания лауреата Государственной премии был лезгин Г.А. Гасанов. Лезгинка Рагимат Гаджиева
удостоена почетного звания заслуженной артистки РСФСР и награждена орденом Ленина. Много народных и заслуженных артистов из народностей лезгинской группы выступает на сценах республиканского драматического театра, табасаранского народного театра, в ансамблях «Песни и танца» и «Лезгинка». Ряд педагогов удостоен почетных званий заслуженных и народных учителей ДАССР и РСФСР. У народностей лезгинской группы имеются Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Из среды представителей этой группы вышли ответственные советско-партийные работники. Немало среди них депутатов Верховных и местных Советов трудящихся.
Произошли существенные перемены в материальной культуре. Коренным образом изменился облик районных центров, многочисленных селений и хуторов. Зажиточная колхозная жизнь дала возможность создавать новые селения, благоустраивать старые и строить добротные колхозные дома. Новый тип колхозных домов – это преимущественно двухэтажное фундаментальное строение, состоящее из нескольких комнат и обращенное фасадом на улицу, с большими окнами, верандами и балконами.
Резко изменилась обстановка жилищ. Появились элементы новой материальной культуры: столы, стулья, шкафы, кровати, зеркала, часы, занавески и т.д. Большинство домов электрифицировано и радиофицировано.
Радикальные изменения произошли в жизни лезгин-переселенцев. Это наглядно видно на примере нового Куруша. Переселение на плоскость превратило его в благоустроенный населенный пункт. В новых колхозных селах нет делений на кварталы («мехле»).
Существенно изменилась одежда и пища. В быт прочно вошли фабричная одежда, обувь, головные уборы и т.д. Колхозные семьи обеспечены продуктами питания. Современное жилища, домашняя обстановка, одежда, пища и другие материальные факторы жизни народностей группы свидетельствуют о неизмеримо возросшем жизненным и культурном уровне трудящихся масс.
Отсталые в прошлом семейный быт, обряды и обычаи лезгинской группы также претерпели большие изменения. Сложилась новая колхозная семья. Женщина получила доступ к образованию и общественной деятельности. Равноправный труд на колхозных полях, в совхозах, ковровых артелях и т.д. изменил ее положение в семье и в обществе.
В настоящее время браки заключаются преимущественно с согласия и по желанию брачащихся. Многие из представителей интеллигенции и колхозников женятся на девушках братских национальностей (русских, азербайджанках, осетинках и др.)., однако все еще живут патриархальные пережитки в отношении к женщине.
Большинство населения избавилось от религиозных суеверий и предрассудков. В районах этих народностей нет действующих мечетей. Большую роль в этом сыграла культурно-просветительная работа партийных, комсомольских и профсоюзных организаций республики и районов. Правда, в отдаленных селениях все еще бытуют пережитки. Во многих из них имеются неофициальные служители культа, старшее поколение соблюдает религиозные обычаи, ходит на поклонение и «исцеление» к «святым» местам.
Чем быстрее будут переселены некоторые высокогорные аулы на плоскость, построены дороги, электрифицированы и радиофицированы селения, тем сильнее развернется научно-атеистическая пропаганда.
В условиях патриархально-феодального Дагестана народности лезгинской группы были разобщены, представляли собой родственные по языку и культуре
племена и непрочно сложившиеся народности. Они были крайне отсталыми в своем развитии, и до Октябрьской социалистической революции не успели пройти капиталистическую стадию развития.
В условиях советского строя, руководствуясь ленинской национальной политикой, Коммунистическая партия направила эти народы на путь социалистического строительства. На базе коренных преобразований в экономике, быту и культуре народы Дагестана, в том числе и народности лезгинской группы, превратились в развитые социалистические народности. В дореволюционных условиях отсутствие единого языка, слабая экономическая и культурная связь народностей лезгинской группы тормозили процесс их национальной консолидации.
Победа Великой Октябрьской революции явилась новым этапом в деле сближения народов. И народы Дагестана, в том числе народности лезгинской группы, получили все возможности для развития своей экономики, расцвета национальной по форме, социалистической по содержанию культуры. Все это вместе с созданием административных районов у народностей лезгинской группы, проведением шоссейных дорог, установлением транспортной и почтовой связи, электрификацией и радиофикацией способствовало более тесному их хозяйственному и этническому сближению.
При всем этом лезгинская группа народностей, в отличие от аварской и даргинской групп, осталась по-прежнему расчлененной на несколько народностей. В какой-то степени процесс национальной консолидации шел и у них. Но все-таки рутульцы, цахуры, агулы, табасаранцы, будучи по языку, быту и культуре близки с лезгинами, не слились с ними в одну народность.
Больше того, процесс консолидации самой лезгинской народности осложняется тем, что часть народа издавна живет за пределами Азербайджана, на территории Азербайджанской республики. У лезгинской группы есть некоторая общность территории, общность социалистической экономики, общность материальной и духовной культуры, но у нее нет единого общенационального лезгинского языка. Создание письменности у лезгин и обучение в школах на лезгинском языке, не только лезгин, но и агулов, частично табасаранцев способствовало становлению у народностей лезгинской группы языковой общности. Однако переход табасаранцев на родной язык в обучении, а рутульцев, цахуров и агулов на русскую основу несколько осложнил становление общенационального лезгинского языка. Он развивается теперь на основе русского языка. Ныне самым распространенным языком у них, как и у всех народов Дагестана, после родных, становится русский. Не только рутульцы, цахуры и агулы, но лезгины и табасаранцы, имеющие свою письменность и литературу, проявляют большой интерес к русскому языку.
В условиях начавшегося строительства Коммунистического общества в нашей стране, отдельные народы – такие как лезгинская группа, — миновали зональную стадию консолидации (объединение в рамках единой этнической общности) и консолидируется в более широких рамках общедагестанской социалистической нации.
В Дагестане наблюдаются в наши дни два тесно связанных между собой процесса. С одной стороны, идет дальнейшая консолидация близкородственных народностей: аваро-андо-дидойцев; даргинцев, кайтагцев, кубачинцев. С другой, усилился процесс общедагестанского сближения. Наиболее рельефно из этих путей выступает второй – процесс сближения народностей между собой в единую социалистическую нацию. Общедагестнское национальное сближение
и консолидация происходят на базе автономной территории республики, социалистической экономики, взаимовлиянии братских культур, на основе русского языка – языка межнационального общения. Каждая народность Дагестана, сохраняя и развивая свою этническую по форме, социалистическую по содержанию культуру, вносит свой вклад в общедагестанскую национальную консолидацию. С каждым годом возрастает число дагестанцев, владеющий и пользующихся русским языком. Русская речь, наряду с родными языками, стала обычным явлением в жизни не только городского населения, но и колхозного аула. Этот процесс – естественного сближение и слияния – идет во всех сферах экономической и культурной жизни народов Дагестана, которые ныне образуют братскую семью дагестанцев. Аварцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы, кумыки, лаки и др., объединенные запросами экономической и культурной жизни, все больше сознают себя дагестанцами. Путь общедагестанской национальной консолидации на основе русского языка нам кажется наиболее реальным и перспективным как для лезгинской, так и для других родственных групп.
Народы Дагестана, идя по пути внутренней общедагестанской консолидации, ускоряют свое сближение со всеми народами Советского Союза. Порукой тому огромные социально-экономические и культурные преобразования Дагестанской республики за годы Советской власти. Сближение между собой и с другими народами нашей страны происходит на добровольной основе.
Сравнивая прошлое и настоящее народностей лезгинской группы, мы видим величественную роль Коммунистической партии и Советского правительства в деле коренного преобразования всей жизни, быта и культуры ранее отсталых народностей. Ныне народности лезгинской группы, как и все народы Дагестана, успешно трудятся над претворением в жизнь величественных задач коммунистического строительства, поставленных XXIII съездом КПСС.
Все Главы:
Введ. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Закл.