6. ГУГАН
Здесь моим основным информатором был Азиз Га-мидов (60 лет), учитель средней школы с. Магарам-кент.
Азиз Гамидов рассказал местные предания о ханствах Южного Дагестана. Хотя легко заметить их расхождения с данными письменных источников, неточности и неясности, мне все же показалось интересным привести их как пример эволюции исторических представлений. В этих легендах упоминаются такие ханства и бекства:
Рутульское бекство. Во главе него стояли выходцы из дома казикумухских ханов.
Какинское бекство существовало на территории нынешнего Ахтынского района (какинцы в свое время относились к Ахты-паре); в него входили селения Лут-кун, У сур, Гогаз, Ялак, Кахул, Зрых, Хрюг.
Курахское ханство включало в себя преобладающую часть нынешнего Курахского района (без селений Капир и Икра) и часть нынешнего Агульского района, другая часть его была под властью казикумухских ханов.
Кюринское ханство охватывало основную часть нынешних Касумкентского и Магарамкентского районов, а также часть Хивского района и докузпарин-ские селения Гуган, Филя, Гапцах, Чахчах; центром этого ханства было с. Юхари-Яраг. Преобладающая часть жителей ханства считалась рантами хана. Все виды податей и офеодальных обязанностей, которые несли раяты, назывались дегек.
Согласно местным преданиям, раньше вся территория до Дивичи (в 12 км от Хачмаса) была сплошь заселена лезгинами.
Нижнее течение р. Самур географически было открыто для нападений всех иноземных захватчиков, приходивших в Дагестан.
Сохранилось предание, что в борьбе с арабами погибла половина тогдашнего лезгинского населения. В наказание за сопротивление арабы назначили своих наместников над лезгинами — от них ведет начало ханская власть.
7. ЦЕЛЯГЮН
Здесь моим информатором был девяностолетний Джалил Бадаев, бывший учитель, знавший арабский язык.
О возникновении селения он сообщил следующее: в Азербайджане существовало лезгинское селение Ца-лагур. Население его росло, а свободных земель не было. Тогда безземельные сельчане ушли на левый берег р. Самур и основали современный Целягюн. Это
событие произошло около пяти веков тому назад, т. е. в XIV—XV вв. К тому же времени относится, по свидетельству Балаева, самая ранняя дата на местном кладбище.
Целягюн был независимым селением вплоть до XVIII в. Кроме крестьянства, здесь не было иных сословий. Около того времени в Южном Дагестане усилились феодальные междоусобицы и борьба между разными общинами. Этим воспользовались лакские феодалы, они стали вмешиваться в эти междоусобицы, предлагая свою «помощь и защиту» то одной, то другой стороне. Здесь поселился бек. Именно таким образом Целягюн попал под «покровительство» родственников Сурхай-хана Казикумухского, причем сельчане вначале даже не особенно противились этому, надеясь на то, что пришлые феодалы защитят их от нападений.
В местных преданиях упоминаются беки Аббас-бек, Атем-бек. Отцом Аббас-бека был Гарун-бек, живший в Курахе и бывший двоюродным братом Сурхай-хана. Кстати, целягюнские беки состояли в родстве и с Юсуп-ханом Ярагским и его потомками.
Вскоре Целягюн стал центром бекства, в которое входили также аулы Гезеркент, Кайсун, Магарамкент, Барбар-кент, Бирбир-кент. Кроме того, в Испике, Зух-раб-кенте, Али-кенте также были беки, предание называет их то родными братьями, то родственниками целягюнского бека.
Согласно одному ярагскому преданию, до Аббас-бека или вместе с ним в Целягюне правил Магомед-Али-бек, а в Испике в то же время — Ибрагим-бек. Все они были вассалами хана Кураха и Ярага.
Целягюнский бек имел земли (пастбища) Аббаса-кишлах -на территории Ханджал-кала и Эрид-дар на территории нынешнего Куканского сельсовета в Ку-рахском районе.
Кроме того, целягюнцы отбывали беку дегек: с каждого двора — рипе (4,5 пуда) ячменя и рипе пшеницы, подвода дров, с каждых 40 голов скота по одной овце. В Целягюне от всех повинностей освобождались духовные лица, старшина, нукеры. —
6. МИСКИНДЖИ
В Мискинджи моими информаторами были Бай-бут Айдинбеков (65 лет), Юсуф Сфиев (85 лет), Алис-керов (83 года), А. Шихзадаев (65 лет) и тогдашний директор Усухчайской средней школы М. Мамедов, родом из Мискинджи.
В Мискинджи существует предание, будто основано оно выходцами из иранского селения Мискин, из племени Кутер и Азмеда. Оттуда их выселили якобы за непокорность.
Впоследствии в Мискинджи селились и изгнанники из других селений. Они образовывали новые гуху-мы, носившие чаще всего названия их прежних мест жительства. Так образовались мискинджинские туху-мы Глар, Усур (одноименные села в Ахтынском районе), Ашар (из Курахского района), Чепе (из с. Джа-ба).
Первоначально шиитами были лишь первопоселенцы, объединенные в тухум Кутер и Азмеда. Но они обращали в шиизм всех прибывавших в селение изгнанников. Таким образом, Мискинджи оставалось в то время единственным шиитским селением суннитского Дагестана.
Вариант предания об основании Мискинджи сообщил нам М. Мамедов. Селение якобы основано 600 ранеными — иранскими воинами, которых был вынужден оставить здесь Надир-шах. Оставшиеся в живых не уехали на родину, а остались жить в Южном Дагестане, постепенно ассимилируясь среди лезгин, сохранив лишь шиизм.
Хочу высказать и свое мнение об обоих этих преданиях. На мой взгляд, они слишком слабо обоснованы. В конечном счете, единственным аргументом в пользу иранского происхождения мискинджинцев является их шиитское вероисповедание.
Однако во всем остальном мискинджинцы ничем не отличаются от окрестного лезгинского населения. Их говор обнаруживает лишь слабые отличия в произношении, не обособляясь даже в отдельный самостоятельный диалект.
Кроме того, первое из приведенных преданий фактически утверждает, что в Мискинджи постоянно подселялись лезгины. Они и их потомки, хотя и принявшие шиизм, составили здесь явное большинство. И чем в таком случае горсть пришельцев-шиитов отличается от обычных миссионеров, которых в средневековом Дагестане всегда было много, но которые тем не менее никак не повлияли на этнический состав местного населения?
Возможно, какую-то роль сыграла и тенденция местных легенд отождествлять религию и национальность. Так, о соседях мискинджинцев говорят, что ахтынцы — потомки евреев, микрахцы и гапцахцы — потомки армян (кстати, недалеко от колхозных конюшен с. Мискинджи существует доисламское кладбище, которое называют армянским) и т. д. Неудивительно, что шииты-мискинджинцы названы иранцами.
Второе предание еще более сомнительно. Весьма вероятно, что в основе его лежит обычное историческое недоразумение.
Дело в том, что еще А. К. Бакиханов записал в начале XIX в. предание об основании Мискинджи иранцами, переселенными в Дагестан сефевидским шахом Тахмаспом, сыном Исмаила, в XVI в. Настоящее имя другого иранского шаха — Иадира — также было Тахмас-кули. Это само по себе могло породить путаницу и стать причиной сравнительно недавнего отнесения первой легенды к действиям исторического лица XVIII в.
История свидетельствует, что религиозная идеология нередко давала повод для оправдания самых тяжких преступлений. Хотя история Дагестана дает достаточно примеров такого рода, но мискинджинские предания о последствиях религиозных различий (причем речь идет о второстепенных различиях между двумя толками одной и той же религии — ислама) являются, пожалуй, самыми мрачными страницами религиозных распрей.
Соседние суннитские селения, по преданию, постоянно преследовали мискинджинцев за их шиизм, стремясь силой заставить их переменить вероисповедание, Был период, когда ахтынцы чинили жесточайшую расправу над мискинджинцами, попадавшими им в руки. Мискинджинцы в свою очередь старались отвечать им тем же.
Недаром, по мискинджинскому преданию, их селение разрушалось семь раз и каждый раз восстанавливалось на новом месте.
Следует, впрочем, отметить, что классовая солидарность оказывалась сильнее религиозной розни. Небольшие селения — Мискинджи, Глар, Крах, Фий, Хий — часто эксплуатировались селением Ахты. Как уже упоминалось, ахтынцы ежегодно устраивали то в одном, то в другом из этих селений т. н. пахту, т. е. даровое угощение ахтынцев в течение суток, причем последние позволяли себе при этом различные злоупотребления и даже преступления. Кроме того, на эти села, в том числе и на Мискинджи, нападали лакские феодалы.
Мелкие селения со временем стали объединяться и давать отпор врагам. Информатор из с. Глар Тайму-раз Набиев (55 лет) сообщил, что гларцы считались «кровными братьями» мискинджинцев в бедствиях и борьбе. Мискинджинцы называли братьями также ка-ракюринцев и курушцев, которые тоже оказывали им помощь в тяжелые моменты.
На полях рукописи «Анвар» (наклейка № 223), хранящейся в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, имеется следующая запись: «Произошло вооруженное столкновение у с. Заулакъи между войсками Сурхай-хана и Кюры, и было убито много мужчин с обеих сторон. В месяце Шаъбан в субботу на рассвете 1195 г. х.
Руками Сурхай-хана было разрушено село в 1194 г. х.
Произошел бой, и было разрушено с. Мискинджи руками Сурхай-хана и Умма-хана (Аварского) в 1197 г. х.». Мискинджи первоначально не было ни ханов, ни беков, хотя ахунд пользовался огромным влиянием. После завершения Кавказской войны царская администрация назначила правителем в с. Мискинджи Аб-дуллу-бека и Мурад-Али-бека. Собственно, бекский титул они себе присвоили сами, когда оказались на начальственных должностях. Они вполне его «оправдали», чиня настоящий феодальный произвол над сельчанами.
Народная память сохранила имена борцов против феодального произвола, живших в прошлом веке. Мис-кинджинец Саид-Мо постоянно боролся с ханами и беками, защищая односельчан.
Другой борец — Амай — боролся с феодалами с оружием в руках. Умирая, он завещал положить вместе с ним в могилу его саблю и ружье.
В 1918 г. в Мискинджи явились турки. Они были из отряда, проникшего в Дагестан из Кубы и устроившего свою базу в Ахтах. Турки потребовали от мис-кинджинцев оружие, людей, ценности. Мискинджин-цы не подчинились. Тогда явилось турецкое подкрепление из Ахтов и устроило публичную порку мискинд-жинцев.
Турки скомпрометировали себя в окрестных селениях, ибо вели себя как настоящие мародеры. В конце концов усухчайцы и мискинджинцы уничтожили турецких солдат, которые квартировали в этих селениях.
9. КАРА-КЮРЕ
В этом селении основным моим информатором был Рамазан Рагимханов (64 года).
Здесь существует предание, что предки каракюрин-цев происходили от армян и исповедовали христианство. Жили они в пяти аулах: Армут-куза, Яркиль, Чу-рухюр, Старалай-хев, Кара-Кюре. Вокруг были густые леса.
Владельцем земель всех этих аулов был Камкам, а брату его Самсалу принадлежали нынешние микрахские земли. Оба брата были «армяне».
Раньше Кара-Кюре назывался Гра, позже получил название «кере» («безухий») из-за обыкновения сельчан метить своих овец, отрезая им ухо.
После прихода арабов и утверждения ислама кара-кюринский владетель Рази-бек велел жителям своих селений перебраться в Кара-Кюре, а брошенные четыре селения разрушить. Так образовалось нынешнее селение.
Каракюринские феодалы (их называли то ханами, то беками) в отличие от соседних были не лакского происхождения — они считались прямыми потомками Камкама. Имя последнего из их рода, носившего титул бека, было Бедер-хан. В селении сохранилось здание старинной мечети. Старожилы уверяли меня, что ей около 1300 лет и что это подтверждается датой, которую можно отыскать среди ее эпиграфических надписей.
Каракюринским феодалам принадлежали пахотные участки Чияр и Чувухур, а также пахотные земли вокруг, аула и над рекой Усухчай. Мне указывали место, где стоял их дворец. Жители села считались рантами «потомков Камкама». Были в селении еще более бесправные лукъ, но их было немного.
Старик Сафибек (каракюринцы считали, что ему 135 лет) рассказал мне, что бек посылал его в Баку за мазутом для светильников. Очевидно, кроме отбывания сельхозработ в пользу беков, сельчане выполняли еще целый ряд обязанностей, подобных этой.
В Кара-Кюре помнят имена сельчан — борцов против феодального произвола. Так, крестьянин Уллунбек Демир и его родственники выступали против беков, причем дело доходило до серьезных вооруженных стычек, было немало убитых с обеих сторон.
Хорошо помнят сельчане Зинги-муллу, умершего в возрасте около ста лет в 1924 году. Судя по прозвищу, это был грамотный человек. Всю свою долгую жизнь он неустанно, всеми способами оказывал сопротивление бекскому произволу. Когда его спросили о причине его настойчивой борьбы, он ответил: «Если бы вы видели столько обид и насилий от беков, сколько я, то вы делали бы то же, что и я». Старики помнят, как, будучи уже старым, он много раз пешком ходил в Темир-Хан-Шуру к генерал-губернатору с жалобами на бека.
Беки оставили о себе плохую память у сельчан. Последних потомков Бедер-хана выселили из этих мест в 30-е годы, во время коллективизации.
10. МИКРАХ
В Микрахе моим главным информатором был старик Нафтали Джафаров. Микрахцы считали, что ему 103 года.
Об основании селения он рассказал мне следующее. Микрахская земля принадлежала Самсаму, но поселения здесь не было. Оно возникло якобы уже после смерти Самсама. Жители исповедовали «армянскую веру».
Добавлю, кстати, что вблизи селения есть доисламское кладбище, которое жители считают армянским. Уцелели и развалины старого аула вблизи Микраха. В местности Чухар-кам иногда находят кувшины, браслеты, предметы быта, ямы для зерна, фундаменты построек. #
Приходится признать, что история княжеств Самсама и Камкама до сих пор остается тайной — возможно, археологические исследования помогут отделить в легендарных сообщениях действительность от вымысла.
Основатель Микраха, живший после Самсама, не знал предела своему произволу. Но к моменту появления арабов селение было уже таким большим, что в местных преданиях Микрах и Кара-Кюре именуются городами.
Жители селения оказали упорное сопротивление арабам. Семь месяцев арабы осаждали его.
По одному из вариантов предания, все это случилось при Самсаме, причем он был убит во время обороны селения. После этого правителем сделался Эмир-Таги. Его арабы смогли уговорить, и селение добровольно прекратило сопротивление.
В те времена оно называлось иначе. Микрах, по преданию, — имя первого сельчанина, принявшего ислам. Впоследствии оно стало названием селения.
Именно в Микрахе я слышал предание о насильственном обращении в ислам. К горлу человека арабы приставляли шашку и предлагали произнести мусульманскую формулу вероисповедания, угрожая в противном случае перерезать горло. Попавшему в такое положение ничего не оставалось, как произнести непонятные слова — после этого его уже считали мусульманином.
В Микрахе прежде были свои беки. Они были собственниками участков Бекер (это и значит буквально «бекские»). Бек Магомед Панах добавил к бекским владениям и земли Ксанач. Микрахцы не только были раятами, зависимыми людьми, но какое-то время здесь практиковалась даже их купля-продажа.
Микрахцев одно время притесняло сильное соседнее селение Ахты. Не зная, где искать помощи, мик-рахцы попробовали обратиться к Надир-шаху. Он не упустил случая использовать эту междоусобицу для вмешательства и направил в Микрах «на помощь» свой отряд. По одному из преданий, остатки этого отряда позже поселились в Мискинджи.
Секретарь РК КПСС Аббас Сёркеров (родом из с. Гапцах) сообщил, что, по гапцахским преданиям, Микрах действительно считался «городом» и резиденцией Самсама, но брат его Камкам жил тогда в Гап-цахе, который не уступал Микраху по значению. Над современным с. Гапцах до сих пор видны остатки прежнего «армянского города». В 40-е годы в этой местности при посадке винограда находили много керамики и даже черепки фарфора (?).Гапцахские беки были ветвью лакских феодалов. Вплоть до последнего из них — Хизри-бека, умершего во время революции, они взимали дегек с селений Гапцах, Филя, Кючхюр, Коля. Последние беки, утеряв все следы своего лакского происхождения, ничем не отличались от лезгинских.
11. ЗРЫХ
В Зрыхе моими информаторами были Рагима Ше-рифова (98 лет), Эскендер Юсупов (95 лет) и Эмир Гусейнов — точно его возраст не известен, но он считался старше Э. Юсупова.
Информаторы считают, что аул образовался из переселенцев из одноименного селения, существовавшего на территории нынешнего Кубинского района Азербайджана. Причиной их ухода в Дагестан были непрекращающиеся грабежи и междоусобицы.
Беглецы поселились на территории, контролировавшейся ахтынским обществом, и стали вассалами последнего.
Будучи пограничным с селением Ахты-пара, Зрых постоянно подвергался нападениям из Рутула. Ру-тульцы хотели подчинить Зрых себе. Находившийся поблизости аул Кусесер рутульцы разорили, а жителей обратили в рабство.
Местные предания сохранили память о трех серьезных нападениях рутульцев — каждый раз они были отбиты зрыхцами, им помогали Ахты. Междоусобицы приводили к проявлениям жестокости с обеих сторон.
О крайней бедности зрыхцев до революции свидетельствовали воспоминания моих информаторов. В те времена на все селение было два валчага (одежда вроде бешмета) — мужской и женский. Обычно жители одевались во что попало, но если мужчине или женщине надо было сходить в соседний аул в гости или на базар, то они по очереди надевали один из этих валчагов.
12. ХРЮГ
Селение расположено в живописном месте, кругом леса, зелень. Люди живут в достатке, дома благоустроены.
Этот аул известен тем, что здесь жил знаменитый народный поэт Дагестана Тагир Хрюгский. Я был хорошо знаком с ним еще до Великой Отечественной войны. Вместе с сыном Сулеймана Стальского Мусаи-бом Тагир часто заходил в Институт истории, языка и литературы. У меня до сих пор сохранилась фотография, на которой мы сняты втроем во дворе института.
Когда я впервые появился в ауле, Тагир, узнав об этом, поспешил ко мне. Встреча была исключительно дружественной.
Приняла нас пожилая, но очень энергичная горянка, мы ей, конечно, доставили немало хлопот. Уходя из дома и поблагодарив хозяйку за гостеприимство, я сказал, чтобы она не сетовала.на нас за неожиданное посещение ее дома. Она воскликнула: «Вы же все пришли к нам как братья, а это большая радость».
Хрюгцы издавна славятся гостеприимством, но на этот раз они превзошли себя. Тагир не только хорошо принял меня — поистине трогательным было то, что он старался как мог угадать мои желания и сделать мне как можно больше приятного. Я думаю, что когда он ухитрился в своем домике накрыть стол на городской лад, он полагал, что это должно мне больше понравиться (видимо, считая меня уже городским человеком, отвыкшим от горской пищи).
Тагир сопровождал меня по аулу, делал все, чтоб я был информирован как можно лучше. Очень сожалею, что все мои записи бесед с Тагиром бесследно исчезли. Здесь я могу привести лишь те крохи сведений о Хрюге, которые сохранились в записной книжке.
Тагир познакомил меня с двумя информаторами— учителем русского языка Зайнуддином Саидовым (65 лет) и Казн Ибрагимовым (70 лет). От них я узнал, что прежде Хрюг входил в Ахты-пара. Предки хрюг-цев были «армянами» (т. е. исповедовали христианство армяно-грегорианского толка). Недалеко от селения сохранились остатки доисламского кладбища, где на надгробных камнях сохранились изображения крестов.
Население Хрюга в прошлом было узденями. Рая-тов здесь не было вовсе. Мало того, хрюгцы брали пахту с с. Кака до появления там беков, как это делали в отношении некоторых селений Ахты.
Сохранилось немало преданий о междоусобицах хрюгцев и рутульцев. Своеобразным памятником этих событий является хрюгский минарет. Ко времени моего посещения этому минарету было 256 лет, судя по надписи об окончании его строительства.
На самой вершине его виден белый камень. Этот сорт камня по традиции очень почитается в Хрюге. Так, например, такие камни кладут на могилы — считается, что они «святят» умерших. Очевидно, здесь мы имеем дело с какими-то древними анимистическими магическими представлениями.
Видимо, те же представления были распространены и среди рутульцев. Когда хрюгцы строили свою мечеть, то заранее приготовили белый камень для увенчания минарета — рутульцы же ухитрились его украсть. Хрюгцы возмутились и решили вернуть камень — выкрасть его обратно, несмотря на то, что Рутул больше и сильнее Хрюга.
Рутульцы были большими любителями охоты на волков. Каждый квартал имел свои участки для охоты на них и расставлял там свои капканы. На ловлю волка выходили всем кварталом. Если волку при этом удавалось вырваться, то на поиски его отправлялись только жители данного квартала. Если^же им не удавалось его найти, то они признавали свое бессилие, и это считалось позором. Тогда все остальные мужчины села выходили на поиски и не возвращались до поимки волка. Когда волк был уже обнаружен и окружен, участники преследования разоружались, засучивали рукава и старались захватить волка голыми руками и связать. Если кто-нибудь трусил, его подвергали осмеянию, называя «бех» (трус).
Хрюгцы отправились за своим камнем именно в тот момент, когда рутульцы были заняты своей любимой охотой на волка. Без особого труда они взяли камень и возвратились с ним в Хрюг. Вернувшиеся в свое село рутульцы обнаружили пропажу и устроили погоню.
Казн Ибрагимов рассказал, что между селениями Ялах и Кахул есть, по слухам, столб из белого камня высотой около 3/4 метра. Находясь в Азербайджане, он услышал об этом камне, причем все присутствовавшие хрюгцы убежденно заявили: это означает, что там жили переселенцы из Хрюга.
* * *
Хрюгцы делятся на 12 тухумов. Представители каждого из них участвовали в управлении аулом, в решении всех важных вопросов.
Если возникал спор между двумя аулами, то обычно его решали на границе их земель. Кроме того, местность Ким алайхал считалась признанным местом разрешения споров.
Что касается местной эпиграфики, то нам удалось узнать следующее: на одном из камней мечети есть дата — 112 г. х., очевидно, год ее постройки. Белый камень на вершине минарета сохранился — нам сообщили, что на нем есть дата 1123 г. х.
Кроме того, в кладке мечети есть камень с надписью о примирении с рутульцами при посредничестве ахтынцев.
13. КАКА
Здесь моими информаторами были А. Ханбабаев (62 года), К. Шахбанов (63 года), М. Аслалиев (70 лет), А. Карипов (75 лет), Алимет Алиев (80 лет), А. Байра-мов (52 года), А. Рагимов (75 лет), М. Гусейнов (75 лет).
По преданию, первым поселенцем, основавшим аул, был Кака — его имя стало названием аула. Он был выходцем из местности Ших-Капландере на территории нынешнего Нухинского района Азербайджана, населенного лезгинами. Там, кстати, до сих пор сохранились развалины селения, жители которого разбежались, так как жить там было опасно из-за постоянных нападений. Какинцы признают, что до поселения их предков на нынешнем месте здесь уже были следы обитания— в полутора километрах .от с. Кака есть развалины большого аула.
Селение Кака прежде входило в состав Ахты-пара.
Какинские беки происходили от казикумухских ханов. Родственники казикумухского хана Шуаиб-бек и Иса-бек поселились в с. Кака. Хан предоставил им право взимания дани с двух селений: Луткуна и Ялаха. Раньше эту дань платили непосредственно хану вподе добровольного приношения, позже она стала обязательной. Вот имена некоторых какинских беков: Алисултан, Шуай, Мусабек, Асланбек.
Какинские беки сохранили за собой пастбища Куртай и Олакан-дере в рутульских землях. На ка-кинской земле они захватили пахотный участок Пе-рег. Кроме того, их собственностью было около 20 мелких пахотных участков, лежавших чересполосно с пашнями какинских крестьян.
Жители Кака были узденями, и бекам так и не удалось окончательно обратить их в своих раятов, хотя путем постоянного давления, опираясь на поддержку рутульских беков, они смогли сделать какинцев в какой-то степени зависимыми. Был период, когда беки даже подвергали провинившихся какинцев публичным поркам.
Тем не менее, какинцы постоянно были готовы к сопротивлению. Примечательно, что захваченный беками участок Параг приходили обрабатывать бек-ские раяты из селений Ялах и Луткун, причем барщина доходила до 6 дней в неделю. Кроме того, лут-кунцы платили бекам от всего общества 4 руби пшеницы и столько же ячменя, а ялахцы—по одной руби пшеницы от двора. Они обязаны были обрабатывать бекские земли: пахали, жали хлеб и косили сено, унавоживали бекские посевы, заготавливали дрова. Весь снятый с бекских полей урожай, как и дрова, отвозили к беку, а хлеб — на мельницу на своем транспорте. Обязаны они были также давать лошадей по требованию бека для поездки в Дербент, Кубу и другие места, а также в зимнее время содержать бекский скот. Ялахцы, кроме того, давали по очереди лошадей для молотьбы бекского хлеба, содержали лошадей для бекской езды и выставляли нукеров для сопровождения беков в их поездках.
С годами росли повинности зависимых от какинских беков селений. В селениях Кака, Луткун, Ялах сохранились предания о сопротивлении крестьян увеличению повинностей.
Какинцы до сих пор помнят имена борцов против бекского произвола, организаторов сопротивления крестьян. Так, однажды на какинском очаре бек Ора-зой поспорил с крестьянином Корчугаем и оскорбил его. Корчугай тут же дал ему пощечину. Бек отправился к родственникам и рассказал им об этом — те стали стыдить его и потребовали отрезать смельчаку голову. Бек подкараулил Корчугая, убил и обезглавил его.
Беки постоянно поджигали крестьянское сено и кизяк, похищали скот. Однако и они все время чувствовали себя в опасности: постоянно ожидая ответного нападения какинцев, они даже прорыли подземный ход от своих жилищ в овраг, где можно было укрыться.
Позже споры между беками и сельчанами велись из-за воды для полива. Беки захватили воду, и крестьянские земли страдали от засухи. Это было острой проблемой, какинцы многократно ходили с жалобами к генерал-губернатору, но дело тянулось долгие годы.
Наиболее резко выступал против беков крестьянин Исмаил. Беки добились его ссылки в Сибирь. Однако сопротивление какинцев не прекратилось. Их руководителем долгие годы был Абдулла Гусейнов.