Аликберов А.К
Дербент: Начало мусульманской истории
Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращенно ал-Баб («Врата»), — арабское название Дербента (перс. Дарбанд — «запор», «засов») в тот период, когда он находился в составе Арабского халифата (VII—XIII вв.). Однако Б. ал-а., или балад ал-Баб, включал в себя не только собственно город Дербент (крепость и шахристан), но и подвластные ему владения, в том числе укрепленные «исламские центры» (ал-маракиз ал— исламийа), населенные «борцами за веру» (араб. гузат, ед.ч.: гази), узкую прибрежную территорию к югу, вдоль Каспийского моря, вплоть до реки Самур, а также Маскат (лезгинская область Мюшкюр в Северном Азербайджане).
Будучи центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах, Б. ал-а. мощью своих стен надежно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других «неверующих». Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр «пограничья».
Б. ал-а. — основное звено пограничного военно-оборонительного комплекса Халифата на Северо-Восточном Кавказе, известного как Дарпуш (араб. Дарбуш), который включал в себя сеть крепостей, укреплений и гарнизонов, многокилометровую Горную стену (тюрк. Даг-бары), единую систему сигнальных огней. Собственно крепость вместе с двумя мощными стенами, уходящими от нее в море и связанными между собой поперечной стеной, — древнейшее на Кавказе фортификационное сооружение. Участок к востоку от цитадели вплоть до поперечной стены занимал шахристан — городские кварталы, сформированные по родовому или производственному принципу. Подробное описание города дал фламандский монах Виллем Рубрук, посетивший его в 1253 г., вскоре после монгольского похода.
Начало мусульманской истории Дарбанда положил поход Салмана б. Раби‘и, предпринятый в правление «праведного» халифа ‘Усмана (644—656). Сопротивление иранского гарнизона крепости было сломлено, и город сдался на милость победителей. Однако уже в 653 г. отряд Салмана б. Раби‘и был разгромлен хазарами, которые вытеснили арабов за пределы Аррана. Окончательно Дарбанд был завоеван арабами лишь в первой половине VIII в. в результате серии военных экспедиций, в ходе которых хазары были вытеснены на север.
Во времена халифа Харуна ар-Рашида Б. ал-а был включен в орбиту религиозно-политической жизни Халифата. В укреплениях оборонительного комплекса Дарпуш были размещены гарнизоны из мусульман-переселенцев. В городе появилась соборная мечеть, в башнях дербентской крепости были основаны квартальные мечети. Б. ал-а. стал управлять Йазид б. Мазйад аш-Шайбани, видный военачальник, которого халиф назначил наместником всех кавказских владений государства. Резиденция наместника расположилась в старой столице Кавказской Албании — Партаве (араб. ал-Барда‘а). С 820 г. по велению халифа ал-Ма’муна в ал-Барда‘а утвердился Халид, сын Йазида. Халиф ал-Му‘тасим отобрал город и область у Халида и отдал их своемугуламу Афшину в качестве военного лена, однако следующий халиф, ал-Васик, в 842 г. восстановил Халида в его правах. В 851 г. ал-Мутаваккил отдал Б. ал-а. в качестве лена сыну последнего — Мухаммаду б. Халиду, который, однако, был занят строительством новой столицы наместничества — Джанзы (Гянджи). Один из его братьев, Хайсам б. Халид, стал править в Ширване, второй брат, Йазид б. Халид, — в Лайзане. Внук последнего, Йазид б. Мухаммад б. Йазид, в 917 г. овладел Ширваном, основал поместье ал-Йазидийа и династию ширван-шахов Йазидидов: именно прямое родство с Шайбанидами давало основания Йазидидам в дальнейшем претендовать на Б. ал-а.
После смерти ал-Мутаваккила в Халифате начались внутренние раздоры. Стал набирать силу процесс обособления отдельных удаленных областей и провинций. Вскоре скончался и Мухаммад б. Халид, оставив управлять в ал-Бабе Хашима б. Сураку, происхождение которого традиция связывает с арабским племенем бану сулайм. Заручившись поддержкой местной знати, Хашим б. Сурака в 869 г. добился значительной самостоятельности в управлении городом с правом наследственной передачи власти. Он стал первым амиром Б. ал-а. и основоположником династии Хашимидов, которой суждено было править два с лишним столетия.
За это время город превратился в крупнейший центр исламизации на Северо-Восточном Кавказе. Самые ранние сведения о мусульманских ученых — выходцах из Б. ал-а., зафиксированные в арабских источниках, относятся к IX—X вв. Живший в Х в. Абу Бакр Мухаммад б. Рафи‘ описал историю исламизации Нагорного Дагестана в хронике, послужившей впоследствии источником для известного сочинения Та’рих Дагистан («История Дагестана»). В конце X в. мистик и факих Абу-л-Касим ал-Фука‘и в одной из дербентских башен основал суфийскую обитель (завийа).
Буидская эпоха в истории Б. ал-а. отмечена усилением ши‘итов. Все наиболее важные религиозно-политические посты в городе занимали ши‘иты-имамиты. В первой половине XI в. в качестве верховного судьи (кади ал-кудат) «пограничной области» администрация султанов Буидов назначила туда Абу-л-Хусайна Ахмада б. ал-Хусайна ал-Гада’ири. В мусульманской историографии он известен как наставник выдающегося имамитского ученого Абу Джа‘фара ат-Туси.
Позиции амиров Хашимидов заметно пошатнулись в середине XI в., когда в борьбу с ними за власть в Б. ал-а. вступили ра’исы Аглабиды, также возводившие свою родословную к бану сулайм. В течение второй половины XI в. ситуация в городе была нестабильной и власть переходила из рук в руки. Маммус ал-Лакзи, придворный историограф Хашимидов, детально отразил эти события в своей хронике Та’рих Баб ал-абваб ва-Ширван. Хашимидов свергали, изгоняли из амирского дворца, но они вновь возвращались. У власти в Б. ал-а. успели побывать ширван-шах Фарибурз и ра’ис ар-ру’аса ал-Муфарридж из Аглабидов. Немаловажную роль в политических событиях играла религиозная знать города, влияние которой на горожан осуществлялось через мечети, суфийские завии, шари‘атский суд, собрание факихов (маджлис ал-фукаха’) и т.д.