10 интересных фильмов про войну, в которых все неправда: веселый концлагерь, 70-летие Гитлера, Сталин, спускающийся с небес на землю, и русский снайпер, который не матерится, археолог в одиночку победивший Германию. И это ещё не все невероятные по неправдоподобности фильмы о Второй мировой войне.
ИА REX: Можно ли остановить поток фальсификаций истории в фильмах о Великой Отечественной войне?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Весёлые и прочие «сфальсифицированные» фильмы о войне будут сниматься всё в большем количестве, как это происходит с фильмографиями предыдущих великих войн. Это не всегда происходит потому, что мир не любит победившую в войне Россию. Просто Великая Отечественная война, как и Вторая мировая в целом, неизбежно опускается в глубины времени, отношение к ней будет меняться по определению.
Это отношение не будет только циничным, просто оно будет более легковесным — тем более что полностью исчезнет и такая важная социально-политическая группа как ветераны ВОВ и ветераны тыла. Если мы не желаем видеть впредь подобных фальсификаций, то в таком случае нам придётся жёстко чистить вообще все собственные фильмы о войнах, в которых участвовала Россия, чтобы удалять из них любую легковесность, вне зависимости от времени окончания той или иной войны. Другой вариант реагирования — встречная фальсификация, когда российские режиссёры, в массовом порядке, снимают собственные версии открытия «второго фронта», «войны на Тихом океане», «атаки на Пёрл-Харбор» и т.д.
В кинематографе, как и на настоящей войне, приходится воевать. То есть владеть всеми приёмами информационного боя, включая обман противника, намеренное введение его в заблуждение. Правда, и только правда, здесь уже не поможет. Известное утверждение о том, что сила — в правде, в таком бою, к сожалению, не помощник.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Любой перевод реального события в форму художественного произведения по определению является фальсификацией. «Три мушкетёра» — фальсификация, «Айвенго» — фальсификация, фильм «Иван Грозный» Эйзенштейна — тоже фальсификация. А уж какая фальсификация опера Верди «Аида»! Но надо отдавать себе отчёт в том, что в науке и в искусстве разные критерии фальсификации. Если историк или пропагандист сознательно искажают известные им исторические факты — они фальсификаторы, а если писатель, композитор, режиссёр включают в свои произведения на тему истории никогда не существовавшие в действительности герои и эпизоды, то это называется не фальсификация, а фикшн. Богатство художественной фантазии — это не преступление против истины, а показатель творческого таланта автора. Мир, созданный автором, автономен по отношению к реальности. И фальсификацией художественное произведение является только в том единственном случае, когда его авторство приписывает себе фальсификатор, т.е. человек, укравший произведение у другого человека, того, который это произведение создал.
А ещё есть добросовестное заблуждение. Если вы посмотрите документальные фильмы о Катыни в польском и российском варианте, вы увидите две разные версии событий. Причём обе стороны искренне уверены, что именно их версия правдива, а другая — фальсификация. Но зритель/читатель понимает, что действительности может соответствовать только одна из двух версий, либо же обе они политизированы и ложны, а правда выглядит совсем иначе.
Когда мы читаем или смотрим художественные произведения на исторические темы, мы по определению не должны подходить к ним как к документации. Это всегда — авторская интерпретация, с которой можно соглашаться или нет.
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
Остановить их невозможно. Просто необходимо, по возможности больше публиковать и снимать правду и широко её пропагандировать. А фальсификации были всегда и всегда будут. С моей точки зрения, тут есть лишь одна проблема — понятно, когда англичане и американцы финансируют фальсификации Резуна и его последышей, также понятно, когда их издают российские коммерческие издательства (чего не сделаешь за деньги), но совершенно непонятно, когда на безвкусные михалковские фальсификации деньги даёт российское государство. России был бы причинён меньший ущерб, если бы за деньги её бюджета был бы построен для США очередной авианосец.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Я как-то писал о том, что в Москве живёт и работает некая Настя — не выпивоха и не гопница, а наоборот, студентка-заочница и дельная сотрудница какой-то фирмы — которая понятия не имеет о том, что в 1941 году Люфтваффе бомбили Москву, о том, что Прибалтика — это не страна, а регион и т.п. Хотя никто это не скрывает, даже Резун не занимался отрицанием бомбёжек Москвы. Просто обывателям не интересна история, особенно в версии патриотического официоза с зашкаливающим пафосом, и с этим ничего не поделать.
Это вроде неплохо смотрится, когда начинают «организовать борьбу с фальсификациями», изобразив «бурну кипучу деятельность и массовое гоношение». Ну а что если фальсификаторы — агенты влияния противника – давно уже в самом что ни на есть «аналитическом отделе Верховной Ставки» засели? Ведь так оно и есть, если подумать.
Ибо: «… Уже не новость, что официальная история России, примерно с XVII века, со времени установления в нашем Отечестве «романо-германского ига» (князь Н.С. Трубецкой), сочинялась наподобие некоей сказки-страшилки, «черной легенды» (Л.Н. Гумилев). Известно, что сей курс истории, сконструированный в основном иностранными историками-сочинителями, описывает предков большинства современных россиян и граждан стран СНГ — особенно русских и татар — как правило, в крайне неприглядном виде, а представителей западноевропейских, да и не только, «цивилизованных» стран изображает в основном как «положительных героев», якобы испокон веков и поныне несущих «варварам» материальную и духовную культуру и гуманные принципы общественного устройства.
Понятно, почему получилась у нас, россиян, подобная «история»: ведь ее, по сути, сочиняли продолжатели дела средневековых миссионеров — чужестранных политических агентов — в целях создания условий для фактического управления Россией и ее народами в интересах собственных государств или, говоря по-иному, для удобства осуществления своеобразной колонизации территорий Евразии, «которая до XVIII века в трудах европейских географов называлась Татарией» (Л.Н. Гумилев)…
Но, как увидим, очень многое выдает авторов сего «курса истории» — далеко не все, противоречащее Черной легенде, удалось им сокрыть и «вычистить» из истории нашего Отечества — хотя бы в силу того, например, что татары и в XVI— XVII веках составляли «сорок процентов и более» (П.Н.Савицкий) государствообразующего населения Московии»
Из книги «Великая Орда: друзья, враги и наследники» (автор Г.Р. Еникеев).
А ВОТ ЕЩЕ:
«…Как нас учит официальная история, свет духовной и материальной культуры и в целом прогресса пришел к народам Великой Степи и Руси из Западной Европы. Ну, еще малость и с Ближнего Востока. Это основные, признанные, главным образом в Западном мире, «исторические научные истины».
Нынешние наши историки и интеллектуальная элита унаследовали эти постулаты со времен Романовых и большевиков. Хотя, как оказывается на поверку, иначе обстояли дела. Это заметно даже, например, по направлению товаропотока по Великому шелковому пути (см. главу 4).
Но историки об этом и о многом другом подобном стараются умалчивать. Лучше не копаться в прошлом и не делать «неуместных» открытий. Могут обидеться зарубежные коллеги. Особенно западные, ну и восточные могут.
У западных коллег-историков, вернее, у тех, кто там историю-науку курирует — гранты, фонды, масс-медиа и гонорары в распоряжении. Любо историкам нашим грант получить на исследование-сочинение в соответствующем направлении, да к коллегам западным в командировку съездить на симпозиум какой-нибудь, и не раз. Ну, или к коллегам восточным — им тоже западные
фонды кое-что на «развитие исторической науки» подбрасывают. Главное, чтобы не противоречили все открытия «общепризнанным в научном мире» тезисам, то есть, прозападным. А тезисы эти представляют собой, по сути, лозунги об извечном превосходстве Запада и Ближнего Востока над Евразией-Татарией и заодно над Русью. Которая была, как мы уже знаем, издревле «органически связана с Великой Степью» (Л.Н. Гумилев)»
(из книги «Наследие татар», автор Г.Р. Еникеев).
О фальсификации истории Отечества, о сокрытом от нас читайте также в статьях «Нераскрытое наследие Великого евразийца», “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”, «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» — в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями»(Л.Н. Гумилев. Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков. Все прояснено вкратце в указанных статьях, более обстоятельно — в книгах-расследованиях, на которые даны ссылки в этих статьях.