О
Как известно, первая встреча Хаджи Давуда с муганским ханом произошла в августе 1721 года при освобождении Шемахи от кызылбашей. Это столкновение было описано представителем царя на Кавказе Ф. Беневени, в течение нескольких дней наблюдавшего за ходом событий в полутора верстах от Шемахи, следующим образом: «Первоначально подступил к городу небольшой отряд лезгинский, состоящий из 1000 воинов. Против него выступил Муганский хан во главе 3 тысяч человек. Но это ему не удалось. Лезгины бросились на кызылбашей и сбили их…
Обратив тыл, последние спаслись в город, преследуемые по пятам лезгинцами. Лезгины гнались за ними до половины города». (См.: Попов А. И. Сношение России с Хивою и Бухарою при Петре Великом. // Записки императорского русского географического общества. СПб., 1853. Кн. IX. С. 123).
При взятии Шемахи были убиты более 5 тысяч воинов только муганского хана, тысячи иранских воинов, а также бейлербек Кей Хосров-хан и 800 членов иранской администрации. (См.: АВПР, ф. 89, 1721. Д.7. Л.114об.).
Иранский шах, отправивший муганского хана на подмогу Шемахе, после этого тяжелого поражения мобилизовал правителей Гянджи и Еревана с тем, чтобы отомстить повстанцам. Однако, Хаджи Давуд разгромил и их 30-тысячное войско. (См.: Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702-1722 гг.). На русском языке. Баку, 1989. С. 29).
Во время военного похода Хаджи Давуда на Муганскую равнину здесь жили различные племена. По сведениям Али бея Бедреддинзаде, на этой равнине проживали «туркменские племена, состоящие из 20-30 тысяч палаток, переселившиеся сюда из страны, благословенной Аллахом». (См.: «Кайме» Бедреддин-заде Али бея. Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права, 1988, № 3. С. 75). В источниках представлена конкретная информация по поводу некоторых племен, проживавших здесь. Самым сильным племенем среди них было племя шахсевенов. Большая часть этого племени была сосредоточена в окрестностях Ардебиля и в Мешкине. Часть расположилась в Мугани. Некоторые авторы указывают, что это племя состояло из 32 и более родов и кланов. (См.: Джахангир Зейналоглы. Краткая история Азербайджана (Новое издание одноименной книги, изданной в 1924 году в Стамбуле). Баку, 1992. С. 68).
Азербайджанский историк Джахангир Зейналоглы указывает, что в то время это племя, по неизвестным причинам, эмигрировало из Анатолии в Иран. (См.: Там же. С. 67). Однако другой историк Г.А.Далили не согласен с мнением Джахангира Зейналоглы о том, что шахсевены происходят от племен, переселившихся в Иран из Турции. Но он указывает, что соображения Дж. Зейналоглы по поводу того, что это племя состоит из 32 и более родов и кланов, соответствуют действительности. (См.: Г. А. Далили. Племя шахсевенов и его положение в политической жизни Азербайджана. Известия Академии Наук Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права, 1974, № 3. С. 23 -30).
Как отмечает другой азербайджанский историк Магомедгасан Велили, «В эпоху Юнсур-паши, т.е. в конце XVI века к этим племенам шахсевенов присоединились еще два новых племени селджуков… Шахсевены покорили и прочих тюрков-селджуков: гадирли, илхычы и гарадаглы… Оккупировали (обжили) под названием шахсевены область Ардебиль. Позднее оттуда вошли в кавказский Азербайджан, сначала осели в Муганской степи, оттуда разъехались по всему Азербайджану». (См.: Магомедгасан Велили (Бахарлы). Азербайджан. Природно-географические, этнографические и экономические соображения (новое издание одноименной книги, изданной в 1921 году в Баку). Баку, 1993.С. 44-45).
Историки особо отмечают то, что роды и кланы, входящие в это племя, были очень воинственными и мужественными: «Они не только всегда служили солдатами шахам Ирана за мзду, но и были единственной их опорой, в силу чего в Иране их прозвали шахсевенами (любящие шаха-М.М.)… Не признавали иранское правительство, кроме как выплачивая 12 тысяч туменов. Между племнами постоянно случаются убийстваи сражения. Да, они — не обладающие в Иране авторитетом и не подчиняющие иранскому правительству шахсевены. Даже когда с разрешения иранского правительства Российский император, объявив войну шахсевенам, совершил на них поход в Иране, взаимные убийства и грабежи помешали их союзничеству между собой и они потер пели поражение от русских… Поэтому необходима сильная рука, основательная организация, чтобы обеспечить использование этих воинственных и мужественных племен для государства в нужной степени». (См.: Джахангир Зейналоглы. Краткая история Азербайджана (новое издание одноименной книги, изданной в 1924 году в Стамбуле). Баку, 1992. С. 68-69).
Как указывается в первоисточниках, прославилось в Мугани (а затем в Ширване) своей воинственностью и кочевое племя хан-чобаны. Это племя, отличающееся от других своими искусными и виртуозными конниками, способно было выделить для сражения армию в несколько тысяч всадников. Впоследствии это племя имело сильные позиции в Ширванском ханстве. Как указано в первоисточниках, «кочевое племя ханчобаны представляло собой существенную военную силу в Ширванском ханстве; самые искусные всадники были родом из этого племени. Численность Ширванских войск доходила до 6 тысяч человек». (См.: История Азербайджана. Баку, 1961. С. 395).
Как видно, на Муганской равнине Хаджи Давуда ожидали вовсе не такие уж легкие сражения. Если основываться на информацию, отправленную русским офицером А.И. Лопухиным 31 июля 1722 года Петру I, Хаджи Давуд пошел в наступление на Муганскую равнину с войском, насчитывающим более 10 тысяч воинов. Албанский историк Есаи Хасан-Джалалян описывает Муганский поход Хаджи Давуда следующим образом: «Когда кончилось страшное зимнее замерзание реки и приблизилось приятное дуновение весны, показавшееся нам очень тяжелым, в марте, при приближении великой пасхи господней, они (лезгины) опять вооружились своим злым намерением, собрались более чем в двойном количестве, составили отряды и, как саранча, тысячами и десятками тысяч, пройдя через Врата Железные (речь идет о Дербенте-М.М.), дошли до Шемахи.
Двинувшись оттуда, они прибыли и остановились лагерем плодородной равнины Муганской, на том месте, где соединяются Кура и Аракс. Один из персидских полководцев, по имени Чардахжи, также с большим войском стоял лагерем около Баркушата (село в Физулинском районе Азербайджана-М. М.) на берегу того же Аракса.
При одном только слухе о них этот безбожный муж бежал и исчез из своего лагеря. А воинственные и кровожадные хоны (лезгины), поднявшись по реке до пределов Баркушата, вступили в страну Тизака (бывший Гадрутский район Карабаха — М.М.), заняв его горы и равнины». (См.: Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702 — 1722 гг.). На русском языке. Баку, 1989. С. 29).
Как указывается и в записях Есаи Хасан-Джалаляна и других историков, и в архивных документах, армия Хаджи Давуда освободила в течение одного дня все территории Карабаха от реки Гаргар до реки Тертер, а в течение трех дней — весь Карабах. Эти сражения ввергли шаха Ирана в трепет и содрогание. (См.: АВПР, ф. СРП.Оп. 77/1, 1722. Д. 2. Л. 8 об.). Поэтому шах немедленно отправил из Тебриза в Мугань дополнительные войсковые соединения. По его велению было мобилизовано до 10 тысяч воинов из упомянутых выше воинственных племен. Войско шаха, общей численностью 30 тысяч человек, сконцентрировалось вблизи города Джавад. Как пишет Есаи Хасан-Джалалян, узнав об этом, Хаджи Давуд вдвое увеличил численность своих войск и двинулся на кызылбашей.
Полководец, который любил наносить врагу внезапные и неожиданные удары, организовал ночную атаку на вражеский лагерь. Молниеносно ворвавшись на территорию, где размещались иранские войска, его конница отвлекла внимание кызылбашей на юго-запад лагеря, где были размещены на позициях отряды лезгинских стрелков. Когда шахские воины ринулись вперед за конниками, их встретили оружейные выстрелы. Отступать было уже невозможно, так как справа и слева войска шаха подверглись еще более сильной атаке лезгин. Потеряв убитыми за одну ночь три-четыре тысячи своих воинов, кызылбаши утром начали рыть окопы вокруг лагеря и занимать оборонительные позиции. А в это время Хаджи Давуд пошел в наступление на племена, ожидавшие лезгин в трех-четырех километрах от кызылбашей. Главари воинственных племен не ожидали этого, так как лезгины настигли их врасплох с той стороны, откуда они их не ждали. Это лишило муганскую армию способности к маневру. Когда войско, потеряв за один день до четырех тысяч воинов, захотело отступить назад, Хаджи-Давуд повернул их лицом к шахскому войску. Кызылбаши, решив, что на них снова напали воины Хаджи Давуда, перешли в контрнаступление. А когда они поняли, что это западня, было уже поздно. Набранные в племенах отряды и войско кызылбашей настолько истребили друг друга, что оставалось только завершить битву. В течение нескольких часов лезгины захватили все вражеские позиции. Убегавших воинов шаха они преследовали и убивали. Оставшиеся в живых воины племен, сложив оружие, подчинились Хаджи Давуду и дали клятву, что будут верно служить ему.
Али бей Бедреддинзаде писал по поводу этого сражения «Эльхадж Давуд-бей, взяв на этот раз к себе Уцмия Ахмед-бея совершил со своими воинами поход на степь, известную под названием Муганчёль, находящуюся на Тебризской стороне, и стал победителем под покровительством Всевышнего Аллаха.
Проживающие в упомянутой степи все туркменские племен; в двадцать-тридцать тысяч шатров, которые переселились сюда исстари с Богохранимой страны, приняли подданство Давуд-бея и проявили ему большое доверие. А [Давуд-бей] назначил им правителя и таким образом завладел [он] этими местами» (См.: «Каиме» Бедреддинзаде Али бея. Известия Академии Hayк Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права 1988. № 3. С. 75).