Традиционно немаловажную роль в истории Дагестана играло мусульманское духовенство. Ее влияние на события в Дагестане в период революционных преобразований являлось далеко не последним.В апреле 1917 г. в Темир-Хан-Шуре создается шариатское общество «Джамият уль-Исламие» («Общество исламистов»), В его состав вошли Гоцинский, Апашев, Мавраев, Дибиров и многие другие.В сентябре 1917 г. на основе общества «Джамият уль-Исламие» был образован мусульманский национальный комитет (под председательством М.-К. Дибирова, позже его сменил Д. Апашев) или, как он стал в дальнейшем называться, Милли-комитет. Новая организация начала создавать свои филиалы в городах и аулах Дагестана.
Своей целью Милли-комитет объявил:
1. Национальный комитет, являясь посредником между народом и лицами, поставленными у власти, должен разъяснять народу революционные нововведения и мероприятия и доводить до сведения стоящих у власти нужды и чаяния народа.
2. При уходе из Дагестана русских войск гарантировать им выезд из Дагестана, устранять всевозможные причины столкновения между войсками и народом.
3. Информировать народ о созыве в России Учредительного собрания и о порядке выборов туда представителей.
4. Работать неуклонно на пути возрождения национальной культуры народов и за всеми необходимыми в этом направлении средствами обращаться к содействию бывшего органа власти в Дагестане.
Для того чтобы упрочить свое положение и показать, что Милли-комитет будет проводить свою политику сообразно с пожеланиями дагестанского духовенства, в Темир-Хан-Шуре был созван съезд алимов.На съезде был поднят вопрос о введении шариата вместо адатов и действовавших до того момента государственных судебных законов. Съезд единогласно вынес постановление ввести шариат. Участник съезда М. К. Дибиров пишет, что «для однообразности решения во всех судах было решено иметь определенную книгу — свод шариатских законов. Составление этой шариатской книги поручили особой комиссии из ученых алимов. Эта книга должна быть составлена на принципе беспристрастности и справедливости ко всем верованиям и партиям, приноравливаясь к духу времени и примиряясь к жизненным интересам каждой народности, но с условием не нарушения шариата в его основах и соблюдении пожертвований».Влияние духовенства в регионе отчетливо сказались на П съезде Горцев Северного Кавказа и Дагестана, на котором, как было сказано выше, выбрали имамом мусульман Дагестана и Северного Кавказа Нажмудина Гоцинского.
Вот как описывает события в Анди один из очевидцев, гость из Грузии Ш. Амирэджеби:
«…Второй съезд горских народов был назначен…в Андах, на границе Чечни и Дагестана. Мне повезло, и я попал на этот съезд. Мы проехали всю Чечню и чем больше мы приближались к Анди, тем больше встречали конных и пеших людей, идущих — куда? В Анди! Но кто же были они — это множество людей, ужели все делегаты? Представьте себе! За делегатами потянулся и сам народ. Когда наконец мы подъехали к Анди, нас там встретило 20 тысяч человек. Это уже был не съезд делегатов. У нас в Грузии это называется «человек от каждой шапки!»Это был настоящий лагерь, где шатрам не было счета, а высвободившиеся из-под седла кони целыми табунами паслись на горных лугах Керкет. Вся эта пышная толпа людей шумела, распевала песни, двигалась, навещала друг друга, осматривала коней, пробовала оружие, и над всем этим реяли разноцветные горские значки. Для нас грузин это было не только восхитительно, но и поучительно. Мы сами были из революционной страны. Грузия тоже бурлила и волновалась. Но как могли наши грузинские знамена с изображением Маркса и Энгельса сравняться со священной ветхостью горских значков, бывших в войсках Шамиля. Для нас было ясно, что здесь был народ с вековой думой о свободе, с вечными несменяемыми реликвиями борьбы.Делегаты и гости съезда, прибывавшие постепенно, направлялись в аул Анди. Не дожидаясь, пока соберутся все участники съезда, в частности члены Центрального комитета, Узун Хаджи решил взять инициативу на себя. Со своими многочисленными сторонниками он,«…невзирая на не собравшийся съезд, тотчас же взял Нажмудцина Гоцинского и выехал с ним на Андийскую гору, провел там обряд избрания его имамом мусульман Дагестана и Северного Кавказа. Прибывшие на съезд дагестанские и чеченские алимы очень были рады этому обстоятельству.Видя такие странно-дикие действия апимов и шейхов, часть делегатов, особенно представители интеллигенции, были поражены и испуганы. Никто не смел сказать слова против этого избрания. Узун Хаджи и его мюриды были наготове при одном слове «против» снести голову смельчакам».Каково же было удивление и испуг делегатов и гостей, все-таки культурных людей, когда на месте в Анди они увидели тысячи чал- моносных голов с оружием в руках требовавших провозглашения Нажмудцина Гоцинского имамом и смерти тем, кто против этого. При этом каждый участник подходил и целовал полы одежды восседавшего Гоцинского, и в том числе эту операцию проделал ряд делегатов — интеллигентов.После избрания Гоцинского имамом он обратился к народам Кавказа с заявлением, в котором говорилось: «Остерегайтесь преступлений, запрещенных Аллахом: убийства, воровства, разбоя, грабежа. Подчиняйтесь алимам, соберите войска, способные охранять свободу и шариат. Дайте свободу вероисповедания всем христианам и другим иноверцам и не причиняйте вреда русским войскам, давшим нам эту свободу».