4. Что Вы можете сказать о дате изменения 5000-летней истории Дербента?
Дербент в последнее время стал притчей в языцех. Вокруг этого города идут ожесточенные споры по любым вопросам, касающимся этого самого древнего города России, одной из бывших столиц Кавказской Албании. Конечно, очень обидно, когда некоторые ученые чересчур политизируют науку; смотрят на культуру соседних народов сквозь призму своих личных и узконационалистических интересов. Здесь само по себе напрашивается: «что хорошо для лезгин, то – головная боль для некоторых». Вспомним хотя бы антиконституционные действия в 2009 году «законных» вооруженных отрядов Муху Алиева, призванных не допустить избрания мэром Дербента неугодного лезгина Я.Яралиева.
Наши «доброжелатели» зорко следят, как бы лезгины не опомнились и не начали «собирать камни» своей культуры, своей истории. Они озабочены, во что бы то ни стало омолодить дату 5000-летней истории Дербента. В плохо скрываемом своем «антилезгинстве» они забывают и о дагестанском патриотизме, об интересах республики, таким образом «повышая» туристическую привлекательность Дагестана. Но странно одно: хотя по сей день путают названия городов Чула /Ч1ула («В пояске», Дербент) и Цур /Ч1ур (город около Белиджи), имена царей Албании Араса и Арс-Валана, называя их Оройсом и Аусваленом, эти господа ученые «удивительно точно» устанавливают возраст Дербента в 2450 лет!
При этом опровергают фундаментальные работы одного из выдающихся археологов профессора А.А.Кудрявцева, отдавшего 25 лет изучению культурных слоев Дербента. В свое время некоторые националистически настроенные представители науки добывались от ученого, чтобы он связывал историю Дербента с тюркским этносом, а не с албанскими – лезгинскими народами, а также, чтобы ученый поддержал перенос северной границы Албании до реки Терек (Каранайских гор), что дало бы повод для признания албанами и народов Северного Дагестана. При этом эта группа ученых и не подумала, куда же тогда девать сарматов.
Для утверждения идеи вхождения в состав Албании всего Северного Дагестана в 1959 году ИИЯЛИ Дагфилиала АН СССР была проведена специальная сессия, посвященная археологии Дагестана, с привлечением ученых из всей страны. В докладе «Дагестан и Кавказская Албания» Д.М.Атаев поставил вопрос о необходимости рассмотрения территории Дагестана в качестве одного из «очагов албанских племен» и заострил внимание на преувеличении роли сарматизации в истории Дагестана. Его тезис поддержал и Г.А.Ломтатидзе, который предложил назвать материальную культуру Дагестана, особенно в горной ее части I-х веков н.э. албанской, а не сарматской. На этом надуманном тезисе в дальнейшем и строилась вся научная работа историков и археологов Дагестана.
В действительности же северная граница Албании проходит не по Каранайским горам, а по Керавнийским (Циравским) горам, то есть – верхним отрогам Самурского хребта (кстати, известна местная порода овец «цирав»; къирав, что по-лезгински, означает «изморозь», цирав – «узоры из наледи» на растениях или на чем-либо). Не добившись от А.А.Кудрявцева стать соучастником своих амбициозных планов, эта группа ученых выжила честного и неподкупного ученого из Дагестана. Так в свое время выживали и талантливого травматолога-ортопеда доктора Г.А.Илизарова, объявляя его шарлатаном. Теперь знаменитым на весь мир Российским Научным Центром «Восстановительной Травматологии и Ортопедии» гордится, увы, не Дагестан.
В то же время непонятно, куда смотрят эти же господа правдоискатели, когда одна за другой выходят далекие не только от научной мысли, но и от здравого смысла опусы, первые из которых ссылаются на слухи, а последующие – на предыдущие, подготавливая таким образом «научную» базу под свои мифические идеи. Так Цахурские владения и вся Шекинская зона объявляются аварскими! В Интернете появились даже соответствующие карты. (Нужно ведь соответствовать объявленному статусу «государствообразующей» нации!). Согласно непонятной нам логике, раз в Шаки жили чильбы (арчинцы), вытесненные саками и так как лезгиноязычные арчинцы записаны аварцами, то и Шакинские земли автоматически становятся аварскими! Подобные «научные» труды даже рекомендованы для изучения студентам исторического факультета ДГУ! По этим фантастическим темам пишутся научные диссертации! А радетели научной истины из Института истории и этнографии ДНЦ РАН видят не эти сегодняшние реалии, а дела 5000-летней давности.
Эта же группа исследователей бездоказательно связывает строительство Дербентской Стены и фортификационных сооружений с именем персидского царя Ездигерда II (438-457 гг.). Конечно же, проход Чула и укрепление Жалган (в литературе искажено: Желда или Гелда) известны еще со времен появления в Закавказье киммерийцев и скифов, то есть VIII-VII в.до н.э. Не занимался Ездигерд II и укреплением оборонительных стен прохода Чула. Некоторыми работами по реконструкции стен (судя по надписи на северной городской стене, в 567 г.) серьезно занялся Хосров I Ануширван (531-579). С целью изменения демографии в подвластных ему землях и укрепления своих позиций Ануширван переселял таваспаров и иранских евреев на север Албании.
5. А почему Дербент называется Чула и каков был этнический облик города?
Современное название Дербента появилось с середины VI века, то есть со времени начала реконструкции стен города Хосровом I Ануширваном. Оно происходит от иранского «дару банд» «узкий проход» («запертые ворота» или «ворота на запоре»), что является калькой с лезгинского названия Чула (Ч1ула «в пояске», «в узелке»). Начиная с VII в., это название встречается в письменных источниках. Население области Чула изначально было пестрым, ибо это были мастера и ремесленники. Среди них леки, касы, хачметаки, с VI века таваспары и таты, оседали здесь и завоеватели: с I века маскуты, IV века гунны, VI века хазары, с IХ века араба, с ХII века тюрки-огузы, с ХIII века моголы, в разное время персы и другие.
6. А албаны?
Все албанские народы и назывались албанами. Албаны, кстати, как и лпины – собирательный термин, равно как дагестанцы и азербайджанцы. Отдельного народа «албан» не было.
7. Фейзудин Рамазанович, на Ваш взгляд, способна ли лезгинская интеллигенция стать основным двигателем в решении наших культурно-исторических и современных проблем?
Кому же решать эти проблемы, как не нашей интеллигенции? Лезгинская интеллигенция должна стать основным двигателем в решении наших культурно-исторических и современных проблем. Другое дело, что у нас мало людей, занимающихся национально значимыми проблемами, мало сил, мало специалистов. А имеющиеся же специалисты работают разобщенно, а иные даже на любительском уровне. Подчас некий любитель не столько решает какую-либо проблему в определенной области, сколько создает их еще больше. Я уже писал о таких эминоведах и сулеймановедах.
В течение многих десятилетий наша научная интеллигенция, особенно историки, не обращала внимания на христианский период нашей истории. А бесхозная вещь всегда находит себе другого хозяина. Доходят до смешного: наши кладбища христианского периода стали называться «армянскими» кладбищами (у арабов слово «армянское» было синонимом слова «христианское»), наши христианские церкви – «армянскими» церквями (например, церковь апостола Григориса в Нюгди), наши мыслители, поэты, историки албанского периода тоже называются армянскими. Бедная Албания! Оказывается у нее ничего своего не было!
А ведь лезгины (царство Лек) приняли христианство в 43 году от рождества Христова от апостола Елишея в местечке Киш, которая стала колыбелью всего христианства на Кавказе. А в 315-316 году вместе с Арменией христианство приняла и Южная Албания при царе Урнайре. И письменность у лезгин, как свидетельствуют Синайские тексты, была задолго до того, как Месроп Маштоц приспосабливал уже бытующее албанское письмо для своего гаргарейского племени. Но в результате хитросплетений в истории лезгины оказались у разбитого корыта.