Тарикат Магомеда Ярагского
После получения титула «старшего муршида Дагестана» Ярагский с большим усердием устремился наставлять горцев на путь истины. Он поставил задачей, как можно больше просвещать мусульман Дагестана в исламской догматике, тарикате и марифате. Но больше всего его занимала проблема тариката, которая связана с повышением уровня сознательности правоверных. Между тем в реальной действительности дагестанские мусульмане в значительной части своей ведут греховный образ жизни. Поборы, обманы, грабежи, набеги, алчность все более распространяются среди них. У них нет устойчивой веры. «Мы живем сейчас так, что нас нельзя назвать ни мусульманами, ни христианами, ни идолопоклонниками», — заявляет М. Ярагский. Изучивший религиозное состояния дагестанского общества местный историк, лакец по национальности М. Магомедханов подтверждал выводы М. Ярагского. Он писал в своей книге «Истинные и ложные последователи тариката», что «ложные тарикатисты», «не стыдясь Всевышнего Бога, торгуют верою из-за сует сего мира».
Вступление на путь тариката верховный муршид Дагестана начал с критического анализа собственной жизни. В одном из своих речей он публично сказал: «Я очень грешен перед Аллахом и Пророком. До сих пор я не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его пророка Магомеда. По милости Всевышнего только сейчас у меня открылись глаза, и я, наконец, вижу, как сверкающим алмазом проходит мимо меня источник вечной правды. Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды вашего поля, я обогащался за счет вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей, и сейчас совесть обвиняет меня в грехах. Я хочу искупить свою вину, попросить прощения у Аллаха и у вас и вернуть вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать вашим! Берите его и делите между собой».
Народ не взял имущество муршида для разделения между собой и простил ему грехи перед Богом и Пророком.
В другой тарикатской проповеди перед населением Ярагский идет еще дальше:
«Народ! Вы с гордостью называете себя мусульманами, но кто из Вас достоин имени правоверного? Не забыли ли вы учения Пророка для суеты светской, не отказались ли от Мухаммеда и его шариата для богатства и удовольствий жизни? Берегитесь! Скоро настанет день, в который не спасут ваши сокровища, ни друзья, ни дети ваши. И только тот, кто явится перед Богом с чистым сердцем и светлым лицом, будет допущен в убежище праведных! Мы странники на земле, для чего же заботиться о благах, которые заграждают путь к вечному счастью. Кто хочет быть истинным мусульманином, тот да последует моему учению, гнушаясь роскоши, проводит дни и ночи в молитвах, избегая шумных забав грешников, их плясок и грешных танцев, возвышаясь душой и мыслями к Всевышнему и предаваясь всеми силами безотчетной любви к нему. Вы можете найти спасение, изгоните от себя разврат, умерщвляя страсти постом и воздержанием. Не пейте вина, этого нечистого изделия дьявола, не подражайте неверным, которые курят трубки, кайтесь, что никогда грешить не будете…» Учение Магомеда Ярагского о тарикате складывалось из идей, заложенных в Коране, взглядов, столпов традиционного
накшибандийского тариката, ряда мыслей суфизма, в части философии аль-Газали и собственных убеждений, выражающих индивидуальное миропонимание и специфику духовных запросов населения в конкретных исторических условиях. Сущность и содержание учения излагалась помимо речей и воззваний, также в молитвах, в рукописном сочинении «Асар», касидах, переписке с проповедниками из разных мест, учебных пособиях и на устных занятиях в медресе.
Для планомерной организации индивидуальной воспитательной деятельности среди населения Ярагский создает тарикатские группы (сообщества) мусульман, которыми руководят наставники, отличающиеся своей нравственной чистоплотностью и способностью ставить мусульман на верный путь. Их называли шейхами.
Вся работа муршида Ярагского и его шейхов по распространению тарикатского учения способствовала тому, что сторонников этого учения становилось все больше и больше. Об этом свидетельствуют в частности слова немецкого историка Боденштедта: «Вести о Мулле Магомеде и его учении со скоростью молнии облетели весь Дагестан; со всех сторон приходили паломники и любопытные в аул Яраг, чтобы увидеть кази и услышать его слова. Все, кто восхищался им, учился у него или кого он благословлял, становились мюридами. Изо дня в день росло число сторонников нового учения: многие священники и верующие целыми месяцами жили в ауле Яраг, чтобы поближе познакомиться с образом жизни Муллы Магомеда. Кази исключительно проводил время за чтением Корана, соблюдая пост и молясь. Видя набожность и в словах, и в делах, все почитали его как святого».
Тарикат Магомеда Ярагского прошел два этапа в своем развитии. Первый этап — это «исправительный тарикат». Цель его — перевоспитание грешников, возвращение их на путь истинного мусульманина. Второй этап, сохраняя связь с первым, отличается от него своим наступательно — активным, воинственным духом. Основополагающей идеей второго этапа учения Ярагского, его краеугольным камнем является независимость, стремление горских народов к свободе.
Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком
Главную мысль нового учения М. Ярагского выражают слова: «Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком и между всеми мусульманами должно быть равенство».
Отсюда и заповедь: «Мусульманин не может быть ничьим рабом или поданным и никому не должен платить подати, даже мусульманину».
«Новое учение» включает следующие идеи как религиозного, так и социально-экономического и политикоправового освобождения задавленного нуждой и угнетением мусульманина:
— вдохновенное исповедование веры своих отцов, которая делает его сильным;
— обретение каждым человеком свободы и равенства в правах и обязанностях;
— искоренение духа рабства, который его сковывает;
— считать позором нахождение под чьим-то гнетом, будь гнет единоверцев или неверных;
— недопустимость того, чтобы мусульманин стал рабом кого-либо и уплачивал подати, даже правоверному;
— неприемлемость для свободного мусульманина подданства;
— отвергание жизни в рабстве у чужих народов;
— осознание того, что молитвы рабов не будут услышаны, а их мавлюды, жертвоприношения, браки, паломничества — приняты;
— освобождение мусульман — дело их самих; угнетенные должны бороться за свободу, а свободные — отвести от себя рабство;
— кто погибает за свободу от рабства и гнета, тот становится счастливым; ему уготовлено место в раю;
— чтобы стать свободными, мусульмане должны покончить с преимуществами одних перед другими.
В концепции Магомеда Ярагского свобода и равенство обуславливают друг друга. Если между людьми отсутствуют отношения равенства, то это значит, что один человек обретает больше свобод, чем другой. Более того: свобода одного достигается благодаря несвободе другого. Ярагский поэтому ставит вопрос о свободе мусульманина в неразрывной связи с вопросом о его равенстве. Слитность и взаимообусловленность свободы и равенства находит выражение в единой теоретической формуле: «Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком, и между всеми мусульманами должно быть равенство». Из этой формулы явствует, что «новое учение» Магомеда Ярагского многосторонне, оно обращено как к международным, общепланетарным проблемам существования мусульманского населения, так и к его внутренним, внутригосударственным проблемам.
Газават М. Ярагского преследует чисто защитные, оборонительные цели. Горцам надо было защищать хотя бы те остатки свободы, которыми пользовались они до покорения Восточного Кавказа царизмом. Для свободного равноправного существования силе военного подавления надо было противопоставить силу военного сопротивления. Отсюда необходимость воспитания мюрида — воина для защиты свободы и независимости горца.
Следует сказать, что в российской исторической литературе и общественной идеологии муссируется тезис о религиозно-военной природе газавата, тем самым, фальсифицируя мировоззрение мыслителя Ярагского с тем, чтобы оправдать развязывание колониальной войны на Восточном Кавказе. На деле газават преследовал светско- политические и социально-экономические цели. Нельзя смешивать газават с джихадом. Газават преследует чисто оборонительные цели, а джихад — наступательные. Джихад направлен против язычников, против жителей, не исповедующих какую-либо религию, против простолюдинов, которые остались неверными из-за того, что их никто не ставил на путь ислама, а газават направлен против правителей и властелинов разных калибров, против поработителей мусульманских масс. И наконец, джихад по социальному содержанию есть религиозная война, война за утверждение мусульманской религии в местах, где население не определилось по отношению к религии. Газават есть война по преимуществу гражданская, социально-экономическая, политическая. правовая, нравственная. Она ставит цели, противоположные джихаду: освободить угнетенных мусульман от ига «родных» и «чужих» «кяфуров», чтобы они стали свободными людьми, равными не только перед Богом, но и перед светским законом и обществом. Газават, таким образом, соединяет религиозные чувства мусульман со светскими, политическими, нравственными и социальными надеждами, со стремлением к улучшению экономической жизни. Все они освещаются религией и освещают религию.
Черты мусульманина по Ярагскому
Существует еще один духовно-психологический и нравственно-этический феномен, который придает идее Магомеда Ярагского о газавате особую вдохновляющую силу… Это исторически сложившиеся черты национального характера дагестанских мусульман, в том числе и лезгин. Хотя практически все роды, племена, национальности и народы мира так или иначе характеризуются свободолюбием, желанием самостоятельно определять условия своего существования, у родов, племен и народностей, проживающих на Восточном Кавказе, с давних времен естественное стремление к свободе и вольности проявлялось с особой остротой. Свобода