В хронике Мухаммеда Рафи, относящейся к XIV в сообщается о Куралал, который вносил газикумухскому) шамхалу ежегодно 100 жеребцов и 100 кобылиц59. Говорится ли здесь о Курахской общине или же о более широкой территории, известной под названием Кюре и связанной с наименованием лезгин левобережного Самура — кюринцы (по-лезгински куьрегуь, мн. куьрегуьяр)60, нам не ясно. О Кюре мы имеем несколько сообщений. Надписи из селений Шиназ и Гельхен рассказывают о «разрушении селений Курах и Кура Шейх-шахом в 917 г.», т.е. в 1511 или 1512 году. Значит в начале XVI в. ширваншах Ибрахим II (1502-1524), прозванный Шейх-шахом, разрушил лезгинское «селение Курах», а также Кура, т.е. Кюре. В последнем случае имеется в виду, по всей вероятности, не один населенный пункт, а группа их, «общество» Кюре. Этим только и можно объяснить отсутствие в тексте обычного «карйа» («селение») перед словом Кура (Кюре). Пока еще не совсем ясно, какой смысл вкладывал автор надписи в фразу «селение Курах и Кура», идет ли речь о селении Курах и подвластной ему территории или же говорится о двух самостоятельных территориях, точнее, сумел ли Курах к этому времени, т.е. к началу XVI в., распространить свою власть и на те земли левобережного Самура, которые впоследствии назывались Кюре.
Имеется еще одно известие. Когда газикумухский шамхал в 1597 г. в своей грамоте перечисляет дагестанские «рати» и среди них называет «куренскую рать»»‘, то, по всей вероятности, речь шла о Кюре, о войске из жителей кюринских селений.
Мы упомянули текст надписи из сел. Курах, зафиксировавшей в середине XIV в. границу союза сельских общин во главе с Курахом. Это была сравнительно небольшая территория. Надпись же из Гельхена (и из Шиназа) в начале XVI в. называет селение Курах и Кура (Кюре) как объекты нападения со стороны ширваншаха. Это было первое упоминание Кюре как общества, в отличие от отдельного селения, в частности, Кураха. В середине XVII в. Эвлия Челеби пребывает после Дербента в «городке Кура» и после него попадает не в общество Курах, а в аварские земли62. Все это мы можем объяснить только тем, что под названием Кура (Кюре) стала пониматься со временем территория значительно большая, нежели «земли Кураха», зафиксированные на камне в середине XIV в.
Таков путь роста и дальнейшего развития маленького союза сельских общин во главе с Курахом по пути формирования феодального владения (Кюринское ханство).
Таким образом, на протяжении XIII-XV вв. на территории Южного Дагестана существовал ряд политических объединений или союзов во главе с такими населенными пунктами как: Ахты, Рутул, Цахур, Хив, Курах, Тпиг. Кроме этих объединений существовали также многочисленные менее крупные единицы, отдельные населенные пункты, не входившие в какое-либо объединение и представлявшие собой самодовлеющие сельские общины со своими органами управления. Иногда эти общины объединялись в чисто политических целях, и наиболее сильные селения становились во главе союза. К таким пунктам относятся, например, агульское селение Рича, рутульское селение Хнов.
В XIV-XV вв. в е более усиливалось селение Хнов, с именем которого в конце XVI в. связана «хинавская рать», о которой гази- кумухский шамхал пишет русскому царю Федору Ивановичу, причем «хинавская рать» поставлена в один ряд с такими крупными единицами, как с «горскою ратью, да рутульскою ратью.., да табасаранскою ратью, да исминскою ратью, да куренскою ратью, да казыкумыцкою ратью…» и т.д.63
Как справедливо указывал Л.И. Лавров, раздельное упоминание хновской и рутульской рати «говорит о том, что селение Хнов не входило тогда в состав Рутульского магала… и, очевидно, составляло особый магал»64. Надписи XIV-XV вв. из селения Хнов65 показывают, что это селение активно вмешивается в политическую жизнь соседних населенных пунктов, имеет хорошо организованную конницу.
Таким образом, к XIII-XIV вв. налицо обстановка политической децентрализации Южного Дагестана, объединенного ранее (VI-IX вв.) в рамках единого раннефеодального государства Лакз. Еще не представляется возможным проследить за ходом этого процесса, деталями исторического развития, но мы располагаем своеобразными итогами этого процесса.
Дальнейшее развитие отдельных образований, на которые распался Лакз, также было своеобразным. Ряд обществ (как, например, Ахты) не вышел из рамок общин, более того, распался на еще более мелкие союзы (Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара). Вместе с тем другие общества более быстрыми темпами пошли по пути объединения соседних земель — это Цахур, Курах, Рутул. Они оформились как феодальные владения. В Рутуле уже в XVI веке зафиксировано сословие беков и рутульских старшин66.
Сохранился фирман на имя рутульского правителя Гази-бека и рутульских старшин в 1553 г.67 Рутульские беки уже составляли заметную силу, с которой вынуждены считаться соседние государства или же их противники. Уже в 1588 г. противник персидского шаха турецкий султан Мурад III выдал грамоту Гази-беку о пожаловании последнему ханского достоинства68.
Выросло в значительное владение Цахурское султанство, таблицу правителей которых мы можем проследить с середины XVI в.69 Обнаруженная недавно в Цахуре надпись, датированная 1396 г., сообщает о гибели «мученика в борьбе за веру (шахид)… Чакуна, сына Кидир-бека» — может быть, имя Кидир-бека говорит о том, что сословие беков было известно в Цахуре еще в XIV в.70
См. также:
Хороший качественный материал. Респект!