И. Гаджимурадов
Вулканическая природа мифологических и религиозных сюжетов Древнего Востока и Кавказа
Во втором выпуске издаваемого в Берлине научного журнала „Altorientalische Forschungen“ («Древневосточные исследования») 2004 года опубликована статья Ильхама Гаджимурадова под названием „Die vulkanische Urheimat altanatolischer Sukzessions- und Steingeburtsmythen“ («Вулканическая прародина древнеанатолийских мифов о преемственности богов и рождении из камня»), в которой автор, геолог по образованию (универститет г. Баку), убедительным образом показывает связь реальных геологических процессов, имевших место в районе озера Ван в Восточной Турции в послеледниковый период (последние 12 000 лет), с зарождением и развитием различных мифологических сюжетов и религиозных представлений, распространившихся из этого региона по всему миру. Речь идет среди прочего о вулканической природе известного мотива рождения мятежного героя из камня, отмеченного еще в древнехурритских мифах и бытующего по сегодняшний день у кавказских горцев. Сам факт публикации статьи этнолога-любителя, исследующего мифологию и религиозные представления народов мира, в столь именитом научном журнале, говорит о важности сделанного им открытия. Издатель журнала, известный специалист по вопросам истории Древнего Востока, профессор Фолькерт Хааз (универститет г. Берлин), которого автор считает своим учителем, высоко оценил указанную работу, так как она по его мнению открывает новые перспективы в изучении неизвестных страниц истории богатейшей культуры хурритов и других народов Древнего Востока. Хурриты – народ, или точнее группа народов, говоривших на хуррито-урартских языках (родственных современным северовосточнокавказским) известны по древним клинописным источникам начиная с конца III тыс. до н.э.. Ряд исследователей считают хурритов древнейшими насельниками горных регионов Анатолии и Загроса, так как они под наименованием subar/subir отмечались в еще более древних месопотамских документах. Автор полагает, что эти этнонимы исконно означали «горцы, жители гор» (ср. лезг. сув/сувар, рут. сыв/сывар «гора/горы» — целый ряд других соответствий между хурритским и северовосточнокавказскими языками не оставляет сомнений в закономерности подобных параллелей). Семантически схожие этнонимы до сих пор распространены, например, на Кавказе (ср. этноним дагестанец, буквально «житель гор»). Сам кавказец (лезгин) по происхождению, автор, который уже 13 лет живет и работает в Бонне/Германия, важнейшим достижением западной цивилизации считает доступность специальной литературы благодаря четко отлаженной дигитализированной системе поиска и заказа самых редких письменных источников. Ниже приводятся выдержки из русского перевода указанной статьи, обработанные в популярном виде и частично дополненные новыми мифологическими сюжетами, не вошедшими в научный вариант работы из-за издательских ограничений объема представляемых для публикации работ.
Наиболее подробно и широко новые идеи автора представлены в научно-популярной книге на немецком языке „Das Geheimnis des Anatolischen Meeres – Der Garten Eden, die Sintflut und die Hölle“ («Загадка анатолийского моря – райский сад, всемирный потоп и адское подземелье»), которая вышла в соавторстве с известным немецким писателем Р. Шмекелем в 2005 году в издательстве „Book on Demand“.
Мятежные демоны подземного мира – порождения вулканов
В текстах хурритских и хеттских (хетты — соседи хурритов и «наследники» соответствующих хурритских эпических традиций) источников отражен характерный мотив рождения мятежного героя из камня (из горы), который свидетельствует о возможных вулканических «корнях» повествования. Несмотря на то, что сам мотив и его родство со схожими вплоть до деталей сказаниями кавказских горцев (северокавказские мифы о нартах и т.д) были специалистами давно замечены, природа мифов о чудесном рождении каменного колосса, его бунта против небожителей, а также борьбы разных поколений богов, была специалистам неясна. Ответ на этот вопрос предоставляет по нашему мнению геологическая карта региона между озером Ван и Закавказьем, который ориенталистами единодушно признается родиной соответствующих преданий.
Вулканическое плато, протянувшееся от озера Ван до Закавказья, является продуктом деятельности вулканов Немрут, Сюпхан, Тендюрек и Арарат, причем некоторые из них считаются действующими до сих пор — об этом свидетельствует наличие термальных источников, например, в кратере вулкана Немрут. Особый интерес в связи с дословным текстом хурритской легенды о рожденном горой каменном исполине Улликумми, восстающем из моря, привлекает вулкан Немрут, расположенный на западном берегу озера Ван.
Если смотреть на этот вулкан с противоположного берега озера, то издали действительно кажется, что он погружен в воду озера, которое в древности нередко называли «морем». Во время одной из своих последних стадий активности, купол этого вулкана вырос до отметки около 4500 м (см. рисунок Макссона). В кратере вулкана диаметром более 8 км турецкими геологами обнаружены остатки этой частично обсидиановой вулканической надстройки, которая рухнула вовнутрь кратера вследсвие гигантского взрыва, вызванного, по всей видимости, вулканической «пробкой», образовавшейся в жерле вулкана. Такие пробки являются следствием особо вязкой консистенции риолитовых (обсидиановых) лав, которые выталкиваются из жерла под высоким давлением, напоминая при этом по форме зубную пасту, выдавливаемую из тюбика.
Вулканическая природа Улликумми подтверждается среди прочего тем, что он в параллельных вариантах повествования именуется также кункунуцци, что переводится с хурритского как «обсидиан». Не исключено, что это слово отражает редупликацию общекавказского корня, означающего «камень», что в должно было сигнализировать специфические качества обсидиана. Обсидиан, который называют также вулканическим стеклом, высоко ценился в древние времена, так как он вследствие особой прочности и остроты своего излома служил ценнейшим материалом для изготовления различных режущих и колющих предметов (ножей, наконечников стрел, копий и т.д.) и был излюбленным предметом торговли и обмена. Не случайно поэтому также то обстоятельство, что имя Улликумми в мифе отождествляется с терминами, обозначающими виды оружия (нож, копье).
Характерными моментами повествования, указывающими на вулканическое происхождение Улликумми, являются места в тексте, где говорится о невероятных темпах роста каменного чудовища, который сравнивается с башней, горой и т.д., что характерно для мифических героев кавказских и иных сказаний (ср. известную присказку из русских былин о богатырях: «рос не по дням, а по часам», а также образы Сасрыквы, Сосруко, Сослана, Сеска-Солса соответственно у абхазцев, адыгов, осетин и вайнахов, Шарвили у лезгин и т.д.).
Феномен выдавливания из жерла вулкана столба вязкой огненной лавы объясняет также мотив рождения «огненного юнца» в северокавказских нартовских мифах и объясняет «солярную составляющую» образов кавказских мифических героев: огонь, изрыгаемый вулканами, отождествлялся в древности с солнечной материей. На примере древневосточных мифов прослеживается следующий характерный момент, который проливает свет на эту связь. По представлениям древнего населения Передней Азии солнце восставало утром на востоке из-под земли и вечером уходило на западе опять под землю. Вулканические проявления в виде извержения огненной лавы считались, по всей вероятности, порождениями солнца, странствующего ночью по подземному миру, чем и объясняется «солнечная ипостась» главных героев нартовских мифов (ср. Dumézil G., Légendes sur les Nartes, Paris 1930, 190 ff.). Наличие «солнечного элемента» в характере соответствующих мифических образов, отображается также в именах героев — ср. Сеска-Солса у вайнахов, Сосруко у адыгейцев, Сасрыква (*солс-ру-ко?) у абхазов, в именах которых явно узнаваемы соответсвующие наименования солнца, заимствованные из некавказских языков (ср. Сослан < *солс-ан у осетин, которое происходит, вероятно, из индоевропейской основы *sauel«солнце»). Сюда же относится и имя идентичного героя Мхера у армян, которое связано со словом «солнце» в армянском языке, с абхазским амра«солнце» связано, вероятно, и имя грузинского героя Амирани, в образе которого также можно выявить реликты солярного культа.