Анатолия и Армянское нагорье в древности

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

ВОСТОК

ГЛАВА VII

Анатолия и Армянское нагорье в древности

 

 

Территория, население, древнейшая история

С севера к Плодородному Полумесяцу примыкает обширный, в основном горный регион, ограниченный Средиземным, Эгейским и Черным морями, Кавказом и Каспием и обнимающий Анатолию, Армянское нагорье и продолжающее его Закавказье. Сложный рельеф делит этот регион на множество относительно изолированных друг от друга частей, что привело к исключитель­ной пестроте и сложности его этнополитической истории. Особенно пригодные для земледелия обширные районы низмен­ных речных долин находились на западе Малой Азии (бассейн Меандра и др. золотоносных местных рек), в Киликии и по тече­нию Аракса и Куры. Горы были богаты металлами и минералами (в частности, Понтийские горы служили источником железа), во многих озерах добывали соль.
Область черноморских проливов и перевалы Кавказа были обычными воротами миграций, обрушивавшихся на регион из стран северной дуги циркумпонтийской зоны. Пришельцы, как правило, оседали в регионе и уже не покидали его, так что его тер­ритория стала настоящим «заповедником» этносов, проникав­ших сюда с разных сторон в течение тысячелетий. История Анатолии и Армянского нагорья — это во многом история мигра­ций.
Именно в этом регионе развернулись раньше других процес­сы неолитической революции. Уже VIII-VII тыс. до н. э. датиру­ется знаменитая протоцивилизация Чатал-Хююка. Основавшие ее племена широко освоили плато Конья, основав там несколько десятков небольших поселений, тяготевших к центральному, в Чатал-Хююке. Жители последнего уже занимались земледелием и скотоводством. Судя по скульптуре, поддерживались культы быка и Великой Матери — последний в разных обличьях оставал­ся одним из важнейших культов в Малой Азии вплоть до христи­анской эпохи. Как и остальные известные протоцивилизации — островки в первобытном море, Чатал-Хююк, по-видимому, пал под ударами более примитивных соседей, привлеченных его срав­нительным богатством. В V тыс. до н. э. в Малой Азии начинается обработка металла.
В IV—III тыс. до н. э. Армянское нагорье и Закавказье были заняты племенами, относящимися к восточной ветви северокав­казской этнической общности (сейчас эта ветвь представлена нах- ско-дагестанскими народами), носителями относительно одно­родной Куро-Араксской энеолитической культуры. К их числу принадлежали предки хурритов и урартов. Большая часть Малой Азии в ту же эпоху была заселена племенами западной ветви той же общности (сейчас эта ветвь представлена абхазо-адыгами), прежде всего хаттами, обитавшими в регионе р. Галис (совр. Кызыл-Ырмак), получившем по ним название Хатти.
В III тыс. до н. э. Малая Азия подвергалась периодическим нашествиям со стороны индоевропейцев, обитавших к северу от Черного моря. Одна из их групп прорвалась в страну Хатти и до­минировала некоторое время в ее южной части, оставив богатые курганные захоронения своей знати в Дораке и Аладжа-Хююке (третья четверть III тыс. до н. э.). Другие индоевропейские груп­пы, говорившие на языках анатолийской ветви индоевропейской семьи, — лувийцы и т.н. хетты — составили впоследствии основ­ную массу населения Анатолии.
XXV-XXIII вв. до н. э. были временем бурных событий на территории региона. Во-первых, лувийцы вторгаются в Малую Азию с Балкан, подвергают местные поселения опустошительно­му разгрому и заселяют весь запад и юг полуострова. Во-вторых, в центре и на востоке Малой Азии образуется целый ряд номовых хаттских государств, крупнейшие из них — собственно Хатти в излучине Галиса и Каниш к югу от него. Ок. 2300 г. до н. э. эти государства ненадолго вошли в орбиту политического влияния Аккадской державы Саргона. На юге Армянского нагорья к это­му времени обособляются две племенные группы, которым было суждено сыграть великую историческую роль: хурриты, населяв­шие горную область между оз. Ван, оз. Урмия и Тигром, и урар- ты, их ближайшие родственники, расселявшиеся у берегов Вана. В-третьих, в конце XXIII в. до н. э. на Армянском нагорье появ­ляются некие варвары, обрушивающиеся на северные пределы Аккадской державы, едва сумевшей отразить их походы. По-ви­димому, это были индоевропейские пришельцы из-за Кавказа.
Вероятно, вместе с ними на Армянское нагорье попали с северо- востока и индоевропейцы- хетты; отсюда они постепенно расселя­ются на запад, в бассейн Галиса, вступая в симбиоз с местными хаттами (XXII-XXI вв. до н.э.). Одновременно с этим происходит первое расселение хурритов: они заняли плодородную террито­рию вдоль огромной дуги от Среднего Тигра через север Верхней Месопотамии до Сирии и гор Тавра, и здесь возникла россыпь хурритских номовых государств. В XXI в. до н. э. хурритская ди­настия ненадолго захватила и Ашшур.
В XX-XVIII вв. до н. э. на востоке Малой Азии важную роль играет система торговых колоний, основанная купцами из Ашшура (где еще перед этим утвердилась местная, семитская ди­настия). Центром этой системы была международная торговая колония в Канише (совр. Кюль-тепе). Все эти колонии размеща­лись на территории различных местных государств и подчиня­лись их правителям, но пользовались самоуправлением во вну­тренних делах. Через них шла международная торговля, полюса­ми которой были Ашшур, с одной стороны, и бассейн Галиса и оз. Туз — с другой, а предметами — прежде всего металлы и высоко­качественные ткани. Все это способствовало развитию местного производства (особенно металлургии), накоплению правителями богатств и ускоренному политогенезу.
В эпоху торговых колоний в восточной Малой Азии усилива­ются индоевропейцы-хетты, частично ассимилируя аборигенов- хаттов. Одним из основных их центров здесь стал сам Каниш (по- хеттски Неса или Кнеса). В первой половине XVIII в. до н. э. один из номовых царей, Анитта, основал обширную державу с центром в этом городе, завоевав все земли от Черного моря по бассейн оз.Туз. Пришедшее на смену номовым структурам северо-востока Малой Азии государство, основанное Аниттой, известно в науке как Хеттское царство. Хатты в нем вскоре были полностью асси­милированы индоевропейцами-хеттами.

Хеттское царство (ок. 1750-1180 гг. до н. э.)

В т.н. древнехеттский период (XVIII-XVI вв. до н. э.) у хеттов еще были сильны родовые традиции. Ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составляло войсковое народное собрание — панкус. Его деятельностью руководила тулия (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дру­жины) — оплот могущественной родовой знати. Все это суще­ственно ограничивало власть царя.
Согласно другой концепции, страной правил не один, а два параллельных ряда правителей — женский ряд, состоящий из цариц, и мужской, состоящий из царей. Преемственность в каж­дом из этих рядов шла самостоятельно: если царь умирал, а цари­ца переживала его, она и сохраняла за собой титул царицы в прав­ление нового царя, а супруга последнего должна была ждать ее смерти, чтобы стать царицей. По-видимому, этот обычай был вве­ден под влиянием культуры хаттов (у доиндоевропейских абори­генов Малой Азии женщины и женские божества, как мы знаем на примере культа Великой Матери, играли важнейшую роль).
На исходе XVIII в. до н. э. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому (т. н. древнехеттскому) царскому дому. Один из его царей, Лабарна I (ок. 1675-1650 гг. до н. э.), оказался великим завоевателем и реформатором. По восхищенному выра­жению его преемников, он раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря», а его внутренняя политика произвела такое впечатление, что имена его самого и его супруги Таваннанны ста­ли титулами всех позднейших хеттских великих царей и цариц. Его преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг. до н. э.) перенес столицу в бывший главный центр хаттов, Хаттусу (именно после этого государство и стало официально называться «Хатти», что в современной науке передается как «Хеттское»), расширил заво­евания вплоть до Сирии и ценой ожесточенной внутренней борь­бы добился передачи престола по прямой линии (до того по ста­рой родовой традиции его передавали сыну сестры), назначив престолонаследником и соправителем своего усыновленного вну­ка, Мурсили. Подавив вызванные этим смуты, они возобновили завоевания на юге, продолженные в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг. до н. э.). Этот могущественный пра­витель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. до н. э. совершил поход на отдаленный Вавилон — богатейший центр Передней Азии. Низвергнув дина­стию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добы­чей.
Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит шурином, и в течение нескольких десятилетий в Хатти не прекращались дворцовые смуты. Знать захватывала все больше власти, и апогеем ее успехов явился зна­менитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг. до н.э.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей (!), а также установивший жесткий порядок престолонаследия, лишив царя возможности выбирать преемника по своей воле. Отныне преиму­щественное право на наследование престола принадлежало родному сыну царя; за отсутствием таковых воцарялся сын его се­стры, и только в крайнем случае свои права предъявляли царские зятья. Без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имуще­ства.
Через полвека, ок.1450 г. до н. э., удачливый сановник хурритского происхождения захватил трон и основал т.н. новохетт­скую династию (середина XV — начало XII вв. до н. э.). Претендуя на возвращение времен древнехеттской славы, новохеттские цари создали на деле типичную надна-циональную военно-бюрократи­ческую монархию Ближнего Востока. Царь стал сакрализован- ным абсолютным правителем и сам назначал себе преемника (ста­тус которого превратился в особую должность «тухканти»; носи­теля такой должности можно было свободно сменять), так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Теперь царь считался обладателем особой соляр-ной божественности и титуловался «Солнцем».
Характерно, что члены нового, этнически хурритского цар­ского дома принимали хеттские тронные имена и считали госу­дарства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в пе­риод их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. до н. э. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов, а сами хетты оказались частично ассимилированы своими ближайшими родичами лу- вийцами, населявшими южную часть страны.
Земля в Хатти принадлежала государству либо самоуправля­ющимся территориальным общинам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или об­щем распоряжении царя. На них размещались прикрепленные к выделенным для них участкам мелкие производители — земле­пользователи илотского типа (в том числе военнопленные и де­портированные). Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лич­но царя и членов его рода («дом царя», «дом царицы» и т.д.), цен­тральной администрации («дом дворца»), различных учрежде­ний и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представ­ляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации (не считая храмовой) были саххан — обязательная служба царю, в том числе уплата ему натурального налога, и луцци — трудовая повинность. По- видимому, они распространялись на подавляющую часть населе­ния страны, включая большинство общинников. В общинном секторе, в отличие от государственного, свободно осуществлялась купля-продажа земли. И в частно-общинном, и в государствен­ном секторах применялся труд рабов в собственном смысле слова (хотя их чаще использовали в обслуживании, чем в производстве), наемников и др.
В сословном плане все население страны делилось на две груп­пы, различавшиеся по свободному или принудительному харак­теру труда. В первую из них — сословие «свободных» — входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и хра­ма. К ним относились в первую очередь члены общин коренных хеттских городов. Именно из их среды в основном рекрутирова­лась хеттская правящая верхушка, особенно ее высшие слои. Второе сословие — «несвободных» — включало всех лиц, некото­рых распространялась государственная и храмовая эксплуатация (большинство непосредственных производителей, сидящих как на государственной, так и на общинной земле или занятых в ре­месле, но также и множество должностных лиц; для последних сахханом считалась сама служба дворцу или храму). Среди «не­свободных» непосредственных производителей, стоящих вне об­щин, были и рабы в точном смысле слова, и кабальные должни­ки, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные земельные собственники, которые оказывались ино­гда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Незави­симо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.
Новохеттская династия немедленно возобновила походы в Сирию, что привело ее к ожесточенному противоборству с верхне- месопотамской хурритской державой Митанни. На исходе XV в. до н. э. эта борьба, в сочетании с нашествиями других соседей, ввергла Хеттское царство в небывалую катастрофу и фактически свела его территорию к части бассейна верхнего и среднего Галиса. Государство стояло на краю гибели. Однако в начале XIV в. до н. э. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг. до н. э.) — блестящий политик и полководец, один из крупнейших исторических деятелей Ближнего Востока, чье долгое правление стало важной вехой в жизни Передней Азии. Зарекомендовав себя как победоносный воин еще до воцарения, он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, поко­рить почти всю Малую Азию (от Эгейского моря до Понтийских гор) и в итоге трех больших войн победить Митанни и Египет, за­воевав все Восточное Средиземноморье вплоть до южных рубежей Палестины; египетские войска были разбиты им, а в Митанни он смог посадить царем своего ставленника. В Сирии он основал удельные хеттские царства с центрами в Каркемише и Халпе, по­садив править ими своих сыновей. Вавилония и Ахейская держа­ва (Микенская Греция) считали необходимым поддерживать дружбу с Суппилулиумой.
Все эти успехи, однако, грозили хеттам роковыми послед­ствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над кото­рыми намного превышал естественные возможности Хеттского царства. Поэтому существование державы, созданной Суппилулиумой, его преемникам приходилось поддерживать почти непрестанными походами против мятежных окраин и гото­вых посягнуть на владения Хатти других великих держав. Эти войны медленно, но верно истощали силы царства. Мурсили II (ок. 1335-1305 гг. до н. э.), доблестный воин и великодушный правитель, еще смог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромив восставшую было западную Малую Азию и войдя в Апасу (будущий Эфес) на Эгейском море, он затем довел до благо­получного конца начатую при его отце войну с Египтом, заклю­чив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. На востоке он успешно отбросил Ассирию, претендовавшую на захват Митанни. Вторую половину XIV в. до н. э. можно считать апогеем хеттского могущества.
При преемниках Мурсили, однако, ситуация стала стреми­тельно меняться к худшему. Во-первых, воинственный фараон Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии и Па­лестине, продолженное затем Рамсесом II. В целом оно оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в битве при Кадеше (1286 г. до н. э.): Палестина, боль­шая часть Финикии и Дамаск перешли под прочную власть егип­тян. Во-вторых, на протяжении всего XIII в. до н. э. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции, а то и просто удачливых авантюристов, скола­чивавших на суше и на море эфемерные союзы, подрывающие хеттскую власть; в свою очередь, сами эти авантюристы легко шли на союз с ахейцами. В-третьих, в то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию; хетто-ассирий- ское противоборство так и не завершилось прочным миром вплоть до самого падения Хеттского царства.
В начале XIII в. до н. э., при царе Муваталли II, напряженная обстановка, сложившаяся на всех трех упомянутых выше «фрон­тах», поставила Хеттское царство в очень тяжелое положение, из которого его спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четв. XIII в. до н. э.). Он был известен, между прочим, подробным официальным оправданием предпринятого им переворота против собственного племянника Урхитессоба, сына и законного преем­ника Муваталли; оправдание он видел, в частности, в том, что не сделал ничего оскверняющего честь и не устроил против племян­ника заговора, а выступил против него открыто, в стиле «Иду на вы!»
Как царь Хаттусили III проявил себя прежде всего незауряд­ным дипломатом. В 1270 г. до н. э. он заключил мирный союзный договор с Египтом, навсегда прекративший хетто-египетские вой­ны и подкрепленный впоследствии династическим браком (дочь Хаттусили стала женой Рамсеса II). Договор закрепил сложивше­еся территориальное разделение Восточного Средиземноморья, обязал стороны поддерживать друг друга военными силами про­тив внутренних и внешних врагов и выдавать перебежчиков. Впоследствии египтяне снабжали Хеттское царство хлебом, а хетты ввозили в Египет металлы. В то же время Хаттусили добил­ся мира с владыками Ахейской Греции; те признали за хеттами запад Малой Азии и выдали им пирата Пиямараду, уже несколь­ко десятилетий опустошавшего этот регион с ахейской помощью. Обеспечив себя таким образом с юга и запада, Хаттусили обратил­ся против Ассирии, но так и не смог вытеснить ее из Верхней Месопотамии.
При последних хеттских царях — Тудхалии IV и двух его сы­новьях — Хеттское царство ведет борьбу на два фронта — в Верхней Месопотамии и в западной Малой Азии (где, помимо ахейцев, сталкивается с вторгшимися сюда с Балкан фригийца­ми, а также с местными правителями, которые с невиданным до сих пор упорством раз за разом свергали хеттскую власть). Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на за­паде, отбросил ахейцев и разгромил Илион — один из главных политических центров на западе Малой Азии (археологическая «Троя» на холме Гиссарлык, найденная Г. Шлиманом; у хеттов илионское царство именовалось «Вилусой»), а также Ассуву — союзное Илиону фригийское образование при р. Сангарий. Этот разгром запомнился надолго: еще Гомер в «Илиаде» упоминает неудачную войну Илиона и союзных ему сангарийских фригий­цев против амазонок в дни молодости Приама (малоазиатские амазонки были в греческих преданиях о героическом веке стан­дартным замещением реальных хеттов).
Однако с Ассирией Тудхалия воевал в целом безрезультатно и даже потерпел от Салманасара жестокое поражение при Нихрии, к северу от Тигра. Его преемники, наоборот, добились успеха на востоке, но зато запад Малой Азии отпал вновь, теперь уже на­всегда: некий Маттуватта изгнал отсюда хеттов и в союзе с ахей­цами совершал морские набеги вплоть до Кипра. Последний хетт­ский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (II), снова захватил Кипр, но дни хеттов были сочтены.

Троянская война, великое переселение балканско-эгейских народов
на восток и крушение Хеттского царства

Во второй половине XIII в. до н. э. балканские племена нача­ли двигаться на юг, вторгаясь в Грецию и Малую Азию. Как вид­но из сравнения греческих исторических преданий с хеттскими и египетскими данными, а также археологическими материалами (доказывающими, кстати, высокую достоверность общих сюже­тов этих преданий), в конце XIII в. до н. э. Пелопоннес был опу­стошен нашествием с севера («первое вторжение Гераклидов» в эпосе, первое падение микенских дворцов в археологии), после чего ок. 1200 г. до н. э. микенский царь Агамемнон сплачивает вокруг себя ахейских царей. Ок. 1190 г. до н. э. ахейская конфе­дерация двинула флот на запад Малой Азии и напала на Илион; началась Троянская война, описанная в греческих преданиях. Судя по ним, на помощь Илиону какой-то контингент прислали и хетты.
Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской вой­ны) южнобалканские племена пеластов, родственных грекам, и фрако-фригийских «мюсов», или «мушков» (этот этноним пере­давался в разных традициях как « мис », « мёс », * мюс »; в Передней Азии эти племена именовали «мушками») устремились в северо­западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В ре­зультате неизвестных нам точно военных столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее:
— ахейцы разгромили Илион, но большая их часть после это­го вернулась в Грецию, не пытаясь закрепиться в Малой Азии;
— племена «мюс» двинулись опустошительным нашествием вглубь Анатолии на восток, в коренные области Хеттского цар­ства (в науке этот поток принято именовать восточными мушка­ми, с использованием переднеазиатской формы их названия);
— на северо-западе Малой Азии сформировалась коалиция, куда вошли и какие-то ахейские контингенты победителей Илиона, и побежденные жители Троады — тевкры, и пеласты, и представители других балканско-эгейских народов (греческая историческая традиция называет этот конгломерат «сбродом» и считает, что возглавляли его ахейские вожди Калхант и Амфилох) — как воины, так и гражданское население. Египетские надписи описывают эту коалицию как «северян со своих остро­вов», упоминая среди них «дененов», то есть данайцев — ахей­ских греков, «пелесет», то есть пеластов, «теккер», то есть тев- кров и др., а современные ученые именуют ее «народами моря». Вся эта масса двинулась в поход на восток, по западному и южно­му берегу Малой Азии, опустошая их и частично оседая по доро­ге. Вскоре наступающие вошли в хеттские пределы на юге Анатолии.
Хеттское царство не пережило этого двойного удара. Мушки разгромили Хаттусу и коренные земли хеттов и заняли их, истре­бив значительную часть населения и ассимилировав остаток; эт­нос хеттов перестал существовать. «Народы моря» захватили Киликию и Кипр, после чего повернули вдоль берега на юг, раз­громили Сирию и побережье Финикии и, наконец, обрушились на Египет, где были отражены Рамсесом III (ок.1180 г. до н. э.) и осели на берегу у рубежей Египта. Область их оседания по назва­нию пеластов или «пелесет» (библ. филистимляне) стала имено­ваться Палестиной.
Последствия этого великого переселения были многообраз­ны. Восточная Малая Азия была занята мушками, продолжав­шими распространяться на восток и ок. 1165 г. до н. э. захватив­шими бассейн Верхнего Евфрата. Впоследствии мушки, оставши­еся в бассейне Галиса, обособились от мушков бассейна Верхнего Евфрата; от первых произошли каппадокийцы, от вторых, как показал И. М. Дьяконов, — армяне.
«Народы моря» осели несколькими анклавами на разных от­резках своего маршрута: ахейцы — в Памфилии, на Кипре и в Киликии (восточно-ахейский мир), пеласты и тевкры — в Палестине. Пеласты и тевкры быстро усвоили местную западно- семитскую культуру, а восточно-ахейский мир удержал микен­скую письменность (позднее смененную другим типом письма) и культуру и впоследствии слился с общегреческим.
Новохеттская государственность погибла навсегда. Лишь каркемишская ветвь хеттской династии, также пострадавшая от нашествия «народов моря», смогла оправиться и распространить свою власть на хеттские области Сирии и Тавра (ок.1170 г. до н. э.). Новообразованное государство с центрами в Каркемише и Мелиде считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. Вскоре оно рас­палось на множество осколков — так называемых позднехетт- ских царств; в конце VIII в. до н. э. все они были аннексированы Ассирией.

Хурритский мир II-I тыс. до н. э. Митанни

В XVIII-XVII вв. до н. э. Армянское нагорье стало ареной ми­граций, вызванных движением индоарийских племен из-за Кавказа. Часть из них двинулась на Армянское нагорье; одна из групп таких индоариев, известная в Передней Азии как «воины- манда», осела на Верхнем Евфрате. Движение индоариев вызвало цепные смещения, распространявшиеся с северо-востока на юго- запад и вовлекшие хурритов, живших у южного предела Армянского нагорья. Вместе с индоариями, попавшими в их сре­ду, хурриты двинулись в страны Плодородного Полумесяца, и их племенные группы и династии расселились на большей части тер­ритории Сирии и Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и юго-восточной Малой Азии (вторая половина XVIII — начало XVII вв. до н. э.). В Палестину, в частности, вместе с хур- ритами добрались какие-то индоарийские группы, и еще в амарн- ской переписке (XIV в до н. э.) упоминаются южнопалестинские князья с индоарийскими именами.
В течение четырех столетий в границах этого огромного про­странства развивалась особая цивилизация хурритов, служив­шая полем синтеза и передачи различных культур Ближнего Востока. Колесничные армии, введенные в употребление хурри- тами, давали им преимущество над соседями. Среди них была широко распространена концепция хурритского всеединства, и их крупнейшие государства принимали наименование «Хурри» в знак претензий на практическое осуществление такого единства. Самым ярким памятником хурритской культуры является мифо­логический эпос о смене царствований на небесах, весьма близ­кий по ряду сюжетов «Теогонии» Гесиода. От хурритов, создав­ших этот миф, он попал через финикийское и анатолийское по­средничество к грекам.
Крупнейшим хурритским государством стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, от­торгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII — нача­ло XVI вв. до н. э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользо­вались индоарийские группы манда. Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (собств. Майттанне, ок. 1560-1260 гг. до н. э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования.
Столица Митанни располагалась в Вассокканне, на верхнем Хабуре. Хотя индоарийский элемент в Митанни, включая цар­ский род, был вскоре ассимилирован хурритами, митаннийские цари сохраняли тронные индоарийские имена, титуловались «ца­рями воинов манда» и «царями воинов хурри», а богами-покро­вителями династии считались индоарийские Индра, Митра- Варуна и Насатьи. Верховным богом всего государства был, одна­ко, хурритский бог грома Тессоб; наряду с ним исключительным почитанием пользовалась Сауска-Иштар. Центры их культа — соответственно Кумме на Верхнем Забе и Ниневия (тогда хуррит­ский город) — располагались на востоке, в коренных областях хурритов. Верховная власть в Митанни осуществлялась царем и т.н. синагилой — «вторым после царя» (должность престолонас­ледника-главнокомандующего, замещавшаяся одним из цареви­чей).
Общество Митанни делилось на военно-бюрократическую вер­хушку, или двор (вельможи и основная служилая масса воинов — марианне), и землю — совокупность обложенных податью самоу­правляющихся общин. Последние имели единое представитель­ство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия, — уникальная для Древнего Востока чер­та. Значительного слоя «царских людей» (илотов, крепостных) в хурритских странах не было: здесь существовали крупные двор­цовые и храмовые хозяйства, но работали в них главным образом рабы из числа пленников либо привлеченные в порядке выполне­ния повинности свободные.
В конце XVI в. до н. э., при царе Суттарне I, Митанни превра­тилось во всехурритскую империю, чье владычество простира­лось от Загроса и Ниневии до Северной Сирии. С этого момента на протяжении полутора столетий оно являлось сильнейшей воен­ной державой Передней Азии.
Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем. Три четверти века почти непре­рывных войн с Египтом (исход XVI — конец XV вв. до н. э.) со­ставляют наиболее яркий этап митаннийской истории. Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат. Правда, при царе Парраттарне (ок. 1475 г. до н. э.) Митанни, вос­пользовавшись временной слабостью Египта, покорило все Вос­точное Средиземноморье от Киликии до Центральной Палестины, но Тутмос III в серии кровопролитных кампаний оттеснил его да­леко на север. Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса III, в середине XVв. до н.э., египто-митаннийский рубеж пролегал в районе Кадеша.
Примерно в то же время митаннийский царь Сауссадаттар разгромил Ашшур (пытавшийся незадолго перед тем связаться с египтянами) и превратил его в своего вассала. Аменхотеп II воз­обновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался от­брошен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Ми­танни невыгодный для себя мир (ок. 1430 г. до н. э.). Хотя над­писи фараона по обыкновению преподносят это событие как изъ­явление покорности со стороны Митанни, они подчеркивают экс­траординарность мирного соглашения Египта с этой страной —«происшествия, неслыханного со времени богов». Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь дви­нулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии, одна­ко его преемник Тутмос IV должен был закончить эту войну ком­промиссным миром с митаннийским царем Ардадамой I (ок. 1410г. до н.э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египет- ский союз, к которому присоединилась Вавилония, подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложил основы т.н. амарнского международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н. э.).
Между тем еще в середине XV в. до н. э. начались хетто-ми- таннийские войны в Сирии, приходившиеся, по-видимому, на промежутки между египетскими вторжениями в этот регион. Их временно привел к концу тот же Ардадама I, нанеся хеттам ката­строфическое поражение и отодвинув границы Митанни в Малой Азии вплоть до Тавра и Верхнего Галиса (конец XV в. до н. э.).
Рубеж XV-XIV вв. до н. э. был временем наибольшего расцве­та Митанни. Союз с Египтом скреплялся династическими брака­ми. Тутмос IV и Аменхотеп III женятся на митаннийских царев­нах, а сами отправляют в Митанни богатые дары золотом. Однако династический кризис и дворцовые смуты начала XIV в. до н. э. (в это время, в частности, отлагается Ашшур) позволили хеттско­му Суппилулиуме вновь выступить против него. В итоге Суппилулиума отобрал у Митанни Сирию и организовал интер­венцию в само Митанни, которое призвало на помощь ассирий­ского Ашшурубаллита I. В ходе этих событий великая Ми- таннийская держава перестала существовать: Ашшурубаллит удержал и аннексировал восточные районы страны, включая Ниневию, а окраинные владения были утрачены.
Отныне Митанни было незначительным северомесопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга асси­рийцы и хетты. Безуспешно пытаясь лавировать между ними (но тяготея преимущественно к хеттам), Митанни было в конце кон­цов уничтожено ассирийским царем Салманасаром I ок. 1260 г. до н. э. Хетты, однако, не оставили попыток отбить у ассирийцев хурритскую Верхнюю Месопотамию, и окончательно эти области перешли к Ассирии только в начале XII в. до н. э., при агонии Хеттской державы.
Переселения балканцев-мушков на восток (первая половина XII в. до н. э.) и арамеев на север (вторая половина XI в. до н. э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Чороха и Верхнего Тигра. Последнее независимое государство хурритов — верхнетигрская Шубрия (хурр. самоназвание —Хурри, поскольку маленькая Шубрия пыталась воплощать един­ство погибшей хурритской ойкумены) было уничтожено ассирий­цами в 673 г. до н. э. Хурриты, однако, оставались одним из круп­нейших этносов Армянского нагорья и в середине — второй по­ловине I тыс. до н. э. были известны своим соседям под именем «матиенов», т.е. митаннийцев — свидетельство памяти об их бле­стящем прошлом.

Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия

Балканские племена, именовавшие себя фригийцами, пере­селились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. Спустя столетие другое балканское племя — причерноморские бриги — перепра­вилось в Малую Азию и частично вытеснило, а частично ассими­лировало фригийцев первой волны. Новая общность сохранила название фригийцев и создала раннее царство, ок. 1120 г. до н. э. окончательно разрушившее Илион и захватившее Троаду. Занимавшее гористую полосу от Дарданелл до бассейна оз. Туз, Фригийское царство достигло высшего расцвета в первой полови­не — середине VIII в. до н. э., завоевав практически всю Малую Азию от Эгеиды до Тавра и Урарту. Согласно позднему преданию, основателем этого великодержавия был некий Гордий (ок. 750 г. до н. э.), выходец из крестьян, овладевший «всей Азией» и завя­завший знаменитый «Гордиев узел». Тот, кто сумел бы его раз­вязать, стал бы новым покорителем Азии (как известно, в 334 г. до н. э. узел разрубил Александр Македонский, действительно покоривший после этого Азию). При сыне Гордия Мидасе (ок. 725-696 гг. до н. э.) Фригия переживает наивысший расцвет; этот царь так славился своим богатством, что согласно другой грече­ской легенде одно его прикосновение превращало в золото любой предмет.
Ок. 717 г. до н. э. Мидас подчинил княжества Тавра и Киликии и вступил из-за них в войну с Ассирией, заключив против нее союз с Урарту; однако из-за внезапно начавшегося вторжения ко­чевников (ираноязычных киммерийцев с северо-востока и фра- кийцев-треров с запада) уже в 713 г. до н. э. Фригия, отброшенная на исходные рубежи, была принуждена к миру с Ассирией. В 675 г. до н. э. под ударом союзных сил киммерийцев и Урарту Фригийская держава распалась; ее остаток до середины VII в. до н. э. страдал от набегов киммерийцев, а в конце века подчинился Лидии. В воспоминаниях греков, однако, Фригия навсегда оста­лась первой известной им «великой», «всеазиатской» державой, а фригийская религия, с ее культами Аттиса и Великой матери Кибелы, оказала сильнейшее воздействие на античную культуру.
Лидийское царство со столицей в Сардах было, по-видимому, создано в XII в. до н. э., вскоре после эгейско-балканских наше­ствий на Анатолию, двумя группами населения: хеттскими коло­нистами и местным лувийским племенем меонов. Язык лидийцев ближе к хеттскому, чем к лувийскому. Богатство Лидии опира­лось на плодородные долины золотоносных рек западной Малой Азии. В VIII в. до н. э. Лидия подчинялась фригийцам.
Ок. 685 г. до н. э. престол захватил царский дружинник Гиг (Гуг), основавший новую династию Мермнадов, при которой Лидия стала великой державой. С разгромом Фригии киммерий­цами в 675 г. до н. э. Лидия обрела независимость, однако вскоре киммерийцы обрушились и на нее. Гиг должен был обратиться за помощью к Ассирии и, признав формально верховную власть Ашшурбанипала (667 г. до н. э.), в союзе с ним отразил кимме­рийцев. Вскоре после этого (ок. 654 г. до н. э.) он отложился от Ассирии и заключил союз с Египтом, который сам только что сверг ассирийское иго; этот союз оставался в силе вплоть до конца лидийской истории.
Но в 644 г. до н. э. киммерийцам удалось разорить Сарды; Гиг был убит, а его преемник должен был опять покориться Ашшурбанипалу, после чего киммерийцы были разгромлены со­юзниками ассирийцев скифами (ок. 643 г. до н. э.). Скифо-асси- рийская война (конец 630-х гг. до н. э.) позволила Лидии восста­новить независимость, и конец VII в. до н. э. стал временем ее без­удержной экспансии на восток, где ок. 600 г. до н. э. царь Алиатт контролировал уже все фригийское наследство (в том числе оста­ток киммерийцев на Галисе), города Понта и Киликию. Развивая эти успехи, в конце 590-х гг. до н. э. Алиатт вторгся в сферу вли­яния Мидии; на его сторону перешли древнеармянское царство Армина и часть подвластных мидянам скифов. Разразилась мидо- лидийская война (ок. 590-585 гг. до н. э.), в ходе которой лидий- цы утратили все владения к востоку от Галиса и Тавра, что было закреплено миром 585 г. до н. э.
После этого Алиатт обратился на запад, покорил карийское, пафлагонское и вифинское побережье и взял Колофон. Военные предприятия Алиатта прогремели на всю Переднюю Азию и от­разились в библейском образе северного колосса «Гога и Магога», т.е. «(рода) Гига и страны Гига» — Лидии. Его преемнику Крёзу (561-547 гг. до н. э.) удалось завершить покорение азиатских гре­ков, после чего ему оказалась подвластна вся Малая Азия к запа­ду от Галиса, кроме Ликии. Золотоносная р. Пактол позволила лидийцам первыми в мире начать чеканку монеты (из электра — природного сплава золота и серебра — в VII и из золота — в VI в. до н. э.); в пословицу вошло выражение «богат как Крёз». В 547 г.до н. э. Крёз двинулся за Галис против Кира Персидского, однако должен был отступить и потерпел полное поражение при Сардах. Победитель чудом помиловал его, но Лидия была аннексирована Ахеменидами. По преданию, перед походом оракул Аполлона предсказал Крёзу, что, перейдя Галис, тот разрушит великое цар­ство. Понадеявшись на это предсказание, царь и начал войну. Предсказание сбылось: Крёз разрушил собственное великое цар­ство.
Лидия была архаичной военной державой, державшейся на налоговой эксплуатации свободного населения. Царь опирался на конную дружину и регулярную армию. При нем существовали аристократический совет и народное собрание, что весьма напо­минает древнехеттскую практику. Лидия вошла в историю как страна развитой музыкальной культуры («лидийские инструмен­ты», «лидийская музыка», «лидийские напевы» — знаковые вы­ражения в античной традиции).

Армянское нагорье в I тыс. до н. э.: Урарту, Армина (Древнеармянское царство), картвельские государства

Урартские (уруатрийские) племена, родственные хурритам, но обособившиеся от них еще к середине III тыс. до н. э., заселяли бассейн оз. Ван и истоки Верхнего Заба. Ок. 1300 г. до н. э. боль­шая часть урартов составила племенной союз Уруатри, в XIII— XI вв. до н. э. периодически сталкивавшийся с ассирийцами. Пройдя через напряженную оборону от ассирийских нашествий сер. IX в. до н. э., этот союз превратился в прочное государство с официальным наименованием Биайнели («Ванское»; ассирийцы, а вслед за ними и мы продолжали называть его Урарту). Центр его лежал на восточном берегу оз. Ван, где располагалась урарт­ская столица Ту(р)шпа. Другая группа урартских племен, про­двинувшись к югу, создала ок. XI-X вв. до н. э. в долине Верхнего Заба государство Муцацир, обладавшее главной общеурартской религиозной святыней — храмом бога Халди в г.Ардини.
Урарту было типичной военной державой. Целью его почти непрерывных походов была прежде всего добыча, приобретение данников и захват пленных (значительная часть которых умерщ­влялась, т.к. масштабы хозяйства страны не давали применять их труд). Почти вся жизнь урартского государства протекла в войнах с Ассирией (характерно, что урарты в очень широких мас­штабах копировали ассирийскую военную и административную, а иногда и культурную практику, и вся их государственность была в значительной мере сколком с Ассирии).
Ишпуини (825-810 гг. до н. э.) и его соправитель и наследник Менуа (810-786 гг. до н. э.) перешли в решительное наступление против Ассирии, захватили ее верхнеевфратские и верхнетигр- ские владения, подчинили Муцацир, аннексировали богатый за­падный берег оз. Урмия, ставший второй экономической базой страны, и начали наступление на север, в Закавказье, опираясь на основанный ими военный центр у г. Арарат. Аргишти I (786- 764 гг. до н. э.) полностью парализовал ассирийское сопротивле­ние, распространил свое влияние на западе за Евфрат, на поздне- хеттскую область Мелида (совр. Малатия при Верхнем Евфрате), на востоке — на весь приурмийский бассейн вплоть до Диялы, а на севере включил в состав Урарту закавказские территории вплоть до Чороха, истоков Аракса и Куры и оз. Севан, основав там крепости Эребуни и Аргиштихинели, образовавшие третью адми­нистративно-хозяйственную базу Урарту, наряду с районом Тушпы и приурмийским. Ассирийцы так боялись Аргишти, что именовали его «урартом, чье именование страшно, как тяжелая буря».
Сардури II (764-735 гг. до н. э.), развивая эти успехи, вклю­чил в сферу влияния Урарту союз позднехеттских государств в Северной Сирии, однако должен был вести ожесточенную борьбу в приурмийском районе, а затем проиграл решительную войну с Ассирией (743-735 гг. до н. э.). В итоге в бассейне Урмии образо­валось откровенно враждебное Урарту царство Манна; Сирия и области Верхнего Тигра перешли к Ассирии; ряд областей, покор­ных Урарту, восстановили независимость. Ок. 720 г. до н. э. Урарту с трудом отразило нашествие киммерийцев, а в 714 г. до н. э. его полностью разгромил ассирийский царь Саргон II. Отныне урартские цари не посягали на Ассирию, а пытались рас­пространять свои завоевания по другим направлениям — на вос­ток, к берегам Каспийского моря (в 690-х гг. до н. э., впрочем, большая часть этих территорий была утрачена, когда сюда втор­глись скифы), а затем на запад, против владений Фригии (670-е гг. до н. э., теперь в союзе с киммерийцами).
Для общественного строя урартов характерны крупные цар­ские хозяйства, центрами которых часто становились города-кре- пости, в чьих цитаделях размещались гигантские хранилища го­сударственных запасов продуктов, оружия и утвари. Главной трудовой силой в царских и храмовых хозяйствах были государ­ственные рабы. Со всей территории державы собиралась дань. Верхушку общества составляла служилая знать, большинство населения составляли свободные общинники. Держава включала множество полузависимых царств и племен.
Переломным рубежом урартской истории стало опустоши­тельное нашествие скифов, врагов киммерийцев и союзников Ассирии (сер.640-х гг. до н. э.); ослабевшее и уменьшившееся Урарту в 643 г. до н. э. должно было признать себя ассирийским вассалом. В этом качестве оно было втянуто на стороне Ассирии в еще более ослабившую ее пятилетнюю войну с Вавилонией и Мидией, покорилось последней ок. 610 г. до н. э., а затем было аннексировано мидянами ок. 590 г. до н. э. в ходе лидийско-ми- дийской войны.
Еще до этого рядом с Урарту выросло могущественное древне- армянское царство — Армина. Как упоминалось выше, в XII в. до н. э. регион Верхнего Евфрата оказался занят фрако-фригийски- ми племенами восточных мушков, пришедших с Балкан. Частью они основали здесь собственные княжества, а частью поселились на территории местных государств, признавая их власть. В пер­вой половине I тыс. до н. э. на основе этнической общности верх- неевфратских мушков сложилась древнеармянская народность; античные ученые сохраняли память об их происхождении, заяв­ляя кратко, что армяне — ветвь фригийцев. Историческая тради­ция армян хранит предание о борьбе их предков с ассирийской царицей Шаммурамат-Семирамидой (ок. 800 г. до н. э.); его ре­альная историческая основа — оборона верхнеевфратских муш­ков от ассирийских нашествий IX в. до н. э.
С течением времени основным центром сосредоточения древ­них армян стало позднехеттское царство со столицей в Мелиде при Верхнем Евфрате, официально именовавшееся Хатти. По-ви­димому, во времена нашествия скифов (ок. 630 г. до н. э.) и не без их участия власть в Мелиде перешла к армянской династии Ервандидов. Тем самым было создано первое древнеармянское царство, сохранявшее старое название Хатти (отсюда самоназва­ние армян — «хай-к»), а соседям известное как Армина (откуда привычное античное «Армения»), по названию одной из его по­граничных областей, Арме. В конце VII — начале VI вв. до н. э., в период утверждения мидян на Армянском нагорье, Армина рас­ширила свою территорию на восток за счет гибнущего Урарту, но должна была после нескольких столкновений признать свою за­висимость от Мидии, сменившуюся затем зависимостью от Ахеменидов. Восстав в 522 г. до н. э. против них, Армина была разгромлена и превращена персами в две сатрапии. В V-IV вв. до н. э. большинство населения Армянского нагорья было ассими­лировано армянами, но часть урартов сохраняла свой язык до ис­хода I тыс. уже нашей эры.

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

53 / 0.351 / 7.25mb