Древний Египет до середины II тыс. до н. э.

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

ВОСТОК

ГЛАВА II

Древний Египет до середины II тыс. до н. э.

Природные условия

Древний Египет занимал отрезок долины Нила от моря до первого порога. От него до района древней столицы Египта — Мемфиса — долина Нила довольно узка; этот ее отрезок называ­ется Верхним Египтом. Ниже по течению лежит область дельты Нила (его разветвления на несколько рукавов, в форме перевер­нутой греческой буквы с этим названием) — Нижний Египет. Побережье Средиземного моря в древности было заболочено и малопригодно для жизни, поэтому города и поселения появля­лись ближе к центру дельты. Долину Нила окаймляли пустыни (Ливийская на западе, Аравийская на востоке); восточная часть дельты граничила с Синайским полуостровом. На западе от Нила лежали обширные оазисы, прежде всего Фаюмский. Население Египта — египтяне — были одним из народов афразийской, или семито-хамитской, языковой семьи.
Долину Нила делал благодатным краем плодоносный ил, ко­торый оставляли на почве ежегодные разливы этой реки (с июля по ноябрь), поставленные египтянами себе на службу с помощью системы ирригации. Дождей в Египте практически не бывает, и для большей части земель разливы были единственным источни­ком орошения. Египтяне сеяли ячмень, пшеницу, эммер (или полбу), выращивали лен, разводили финиковые пальмы и сико­моры. Были развиты скотоводство (особенно в дельте) и разведе­ние птицы. Однако Египет был беден месторождениями металла и крупными породами дерева, и уже с древнейших времен за эти­ми материалами приходилось снаряжать экспедиции.
С цветом образованной наносами ила почвы Египта связано одно из его древних самоназваний — Кемет («Черная [земля]», в отличие от Джешерет — «Красной [земли]» сопредельных пу­
стынь). Другими такими самоназваниями были «Обе Земли» (Тауи — Верхний и Нижний Египет) и «Страна возлюбленная» (Та мери); современное название «Египет» (греч. Айгюптос) восходит к одному из египетских названий Мемфиса — Хет-ка-Птах, т.е. «Подворье духа [бога] Птаха». Древние египтя­не считали свою страну, по сути дела, единственным в мире ме­стом, пригодным для нормальной (спокойной и изобильной, осно­ванной на оседлом земледелии) жизни, и резко отличали ее от «искаженного мира» сопредельных стран. Такая картина мира сказывалась даже в мелочах: в середине II тыс. до н. э. египтяне дошли до р. Евфрат и сразу назвали ее «Перевернутой водой», по­скольку, в противоположность Нилу, он тек с севера на юг.

Египет доисторического времени (до середины IV тыс. до н. э.)

Земледелие и скотоводство появляются на территории Египта ок. X-IX тыс до н. э. В это время и позднее, вплоть до V тыс. до н. э., климат здесь был более влажным, чем в историческую эпо­ху: у Нила были притоки, в его долине водились крупные живот­ные и росли деревья, выпадали осадки. Наряду с земледелием со­храняли свою роль в качестве основных занятий охота и рыбная ловля.
В VI-V тыс. до н. э. климат Северной Африки становится суше: в частности, начинает превращаться из саванны в пустыню Сахара, где в IX-VIII тыс. до н. э. обитали племена афразийской этноязыковой общности. Ее распад привел к появлению в долине Нила (вероятно, в V тыс. до н. э.) предков египтян исторической эпохи. Их неолитические поселения появляются сначала в Фаюмском оазисе, а затем спускаются в долину Нила (поселения в Меримде-Бени-Саламе на юге дельты, а позднее в Тасе и Бадари в Среднем Египте). Соседями египтян были другие народы афра­зийской семьи — нубийцы (кушиты) на юге и ливийцы на запа­де.
На рубеже V-IV тыс. до н. э. пересыхание притоков Нила и сокращение осадков заставило египтян создать систему речной ирригации, окончательно сложившуюся в т.н. I додинастический период (время археологической культуры Амра/Нагада I; первая половина IV тыс. до н. э.). В это время египтяне жили многолюд­ными сельскими общинами, все более зажиточными благодаря развитию ирригационной техники. В этих общинах уже выдели­лись профессиональные ремесленники, освоена была металлур­гия меди. Однако имущественное расслоение еще не началось.

Возникновение ранних государств
в долине Нила (вторая половина IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества про­исходит с началом II додинастического периода (ок. XXXVI- XXXI вв. дон. э., время археологических культур Герзе/Нагада II и Семайна/Нагада III). Поселения укрупняются, превращаясь в ранние города, погребения начинают различаться по богатству, что указывает на выделение имущественной элиты. Зарождается письменность.
Многие находки этого периода имеют аналогии в культурах Азии, что наводило ряд ученых на мысль о завоевании Египта вторгшимся с Востока народом, якобы создавшим египетское го­сударство (т.н. «династической расой»). В действительности эти аналогии — результат интенсивных торговых контактов между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через его посред­ство — и с более отдаленными странами; так в Египет попадал среднеазиатский лазурит). По-видимому, уже к началу данного периода египетское общество достигло уровня ранней государ­ственности — этапа выделения государственного аппарата.
Первые государства Египта были невелики по размерам и воз­никали из объединений общин, поддерживавших хозяйственную кооперацию и тяготевших к общему центру культа и власти, ко­торый служил также местом хранения общих запасов, центром ремесла и торговли (это и были наиболее крупные поселения вто­рой половины IV тыс. до н. э.). Появление государственной вла­сти стимулировалось потребностью в развитии и укрупнении ир­ригационных систем, и она возникала прежде всего в ходе со­вместной деятельности общин по их созданию. Впоследствии Верхний Египет делился на 22, а Нижний — на 20 небольших округов-номов (так античные авторы называли области Египта; их правителей, нередко передававших свои полномочия по на­следству, в науке обозначают греческим термином «номарх»), с собственными культами и традициями местной власти. Эти номы восходят к древнейшим государствам II додинастического перио­да (к концу его встречаются первые изображения священных эм­блем номов, известных и позднее).
Долгое время считалось, что в результате войн между номами образовались два крупных государства — Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (греч.; егип. назв. — Нехен; в науке еги­петские города часто упоминаются под их древнегреческими на­званиями), и Нижнеегипетское, со столицей в г. Буто (егип. Пе-
Деп; Буто и Иераконполь сами египтяне позднее считали своими древнейшими культовыми центрами). Затем, уже к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали дельту Нила и объеди­нили страну. Новые археологические данные показали, что ход событий был сложнее. По-видимому, ко второй половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных (состоявших из более чем одного нома каждое) государств, к XXXII в. до н. э. стянувшихся в два царства с центрами в Иераконполе (юг Верхнего Египта) и Тинисе (его северо-централь- ная часть). При этом Иераконпольское царство старалось подчи­нить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское — государства Нижнего Египта (центром одного из них действи­тельно мог быть г. Буто). Ок. XXXI в. до н. э. царь Тиниса Нармер подчинил Иераконпольское царство, после чего завоевал и дельту Нила.
На памятниках Нармера, а также его предшественников уве­ковечивались победы верхнеегипетских царей и важные ритуалы с их участием. Военных сцен явно больше, а имена царей часто сопоставляют их с каким-нибудь свирепым животным; поэтому несомненно, что цари конца II додинастического периода в Египте — это правители-военачальники, уже не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны органов общинно­го самоуправления. Как видно, начальный этап государствообра- зования, когда такие органы еще играли важную роль, в Египте еще в середине IV тыс. до н. э. сменился единоличной властью на­следственных вождей-военачальников (очевидно, межномовые войны в долине Нила, ввиду узости ее границ, носили особо ин­тенсивный и ожесточенный характер, что и усиливало роль та­ких военачальников). К концу IV тыс. до н. э. власть царей приоб­ретает сакральный характер: их сопоставляют с богом Хором (это выражается в особых именах, которые пишутся в сочетании с изображением сокола, воплощающего этого бога) и изображают в особых, также почитавшихся белом и красном венцах (позднее они были соединены, символизируя единую власть над Верхним и Нижним Египтом).

Объединение Египта. Менес.
Раннее царство(середина XXXI — конец XXIX вв. до н. э.)

Победоносные войны в Нижнем Египте вел не только Нармер, но и некоторые его предшественники. Однако настоящим объеди­нителем страны и основателем I общеегипетской династии сами
египтяне считали сына Нармера Мину (греч. Менее, ок. втор. пол. XXXI в. до н. э.). Он построил в стратегически важном районе на стыке Верхнего и Нижнего Египта укрепленный город Мемфис (егип. Меннефер), ставший новой столицей (хотя свои гробницы цари I династии по традиции сооружали в Тинисской области). Менее активно воевал за пределами Египта, особенно в Нубии.
Историю Древнего Египта начиная с Менеса принято делить на крупные периоды («царства»), на протяжении каждого из ко­торых политическое единство страны не подрывалось тяжелыми кризисами. Эпоха I—II династий, происходивших из Тиниса, на­зывается Ранним царством. Особенности государственного устройства Египта этого времени известны прежде всего по цар­ским гробницам в Абидосе и в совр. Саккара к западу от Мемфиса (эти два города служили царскими резиденциями), а также по по­гребениям вельмож. В эпоху Раннего царства сложился единый и многочисленный государственный аппарат и кормящее этот ап­парат государственное землевладение (крупные хозяйства, где трудились зависимые от государства подневольные работники). Существовали и сельские общины, обязанные государству пода­тями и повинностями. В новых, резко возросших масштабах про­водились ирригационные работы. Хотя медь уже была хорошо известна, каменные орудия труда были распространены ничуть не меньше медных.
При царях 1-Й династий каждые два года повторялся церемо­ниал «следования Хора» — возможно, регулярный объезд царем всей страны (типа полюдья). В идеологии все больше ощущается осознание ее единства, отказ от рассмотрения Нижнего Египта как завоеванной территории. Титулатура царя теперь включает сопоставление с чтимыми на юге и на севере страны богинями Нехбет и Уаджит— «Обеими Владычицами» — и титул «царь Верхнего и Нижнего Египта (несу-бити — основной титул вла­дык Египта, очевидно составленный из титулов прежних прави­телей его отдельных частей. Отметим, что термин «фараон» (др.- евр. от егип. пер-аа — «Великий дом») входит в употребление как иносказательное обозначение царя позже. В ходе централизации культа почитание Хора — исконного бога царей Верхнего Египта — распространяется по всей стране.
Активные контакты поддерживались с внешним миром. Египетские каменные сосуды этого времени обнаруживаются по всему Восточному Средиземноморью; египтяне ввозят из Финикии и Сирии дерево (прежде всего знаменитый ливанский кедр), доставляют с Синайского полуострова (к юго-востоку от дельты Нила и Суэцкого перешейка) медную руду, малахит и би­
рюзу, осваивают пути Ливийской и Аравийской пустыни (в т.ч. путь к Красному морю по долине Вади-Хаммамат); сохраняется контроль Египта над Северной Нубией, установленный еще до Менеса. Цари I династии воюют на азиатских рубежах, захваты­вая там пленников.
К середине правления II династии, ок. сер. XXIX в. до н. э., Египет постигли потрясения. Царь Сехемиб сменил это имя, свя­занное с Хором, на «Периибсен», отождествив себя при этом с ми­фологическим врагом Хора Сетон и перенеся столицу из Мемфиса в Абидос; Нижний Египет отложился от него под властью ветви II династии, по-прежнему чтившей Хора. Этот распад страны был вызван и борьбой внутри царского дома, и нижнеегипетским се­паратизмом. Единство Египта было восстановлено последним ца­рем II династии Хасехемуи («Воссиявшим обоими жезлами»), отождествившим себя разом с обоими богами — Хором и Сетом (до того он, по-видимому, именовался Хасехем— «Воссиявший жезлом» — и отождествлялся с Хором). Территориальной базой Хасехемуи был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому (надпись на его статуе го­ворит об истреблении или угоне 47209 чел.). Тем самым единство Египта было восстановлено, и он вступил в новый период Древнего царства.

Древнее царство (кон. XXIX — XXII вв. до н. э.).
III-IV династии (конец XXVI — начало XXV вв. до н. э.)

Крупнейшим правителем III династии и основоположником государственности Древнего царства — самой блестящей, по мне­нию египтян, эпохи их истории — был Джосер (ок. нач. XXVIII в. до н. э.). Он окончательно вернул столицу в Мемфис и усилил цар­скую власть, введя, в частности, новый титул, означавший, что тело царя, подобно плоти богов, сотворено из золота. До того вре­мени египетских царей хоронили в плоских сооружениях из сыр­цового кирпича, известных под арабским наименованием мастаба («скамья»). Гробница Джосера была возведена из камня (извест­няка) и представляла собой первую в истории Египта пирамиду (пока еще ступенчатую, состоявшую как бы из шести мастаб, по­ставленных одна на другую, общей высотой в 60 м). Пирамида Джосера была сооружена в районе Саккара его придворным архи­тектором и главным советником Имхотепом — великим ученым и государственным деятелем, почитавшимся египтянами на про­тяжении тысячелетий. При его участии в царствование Джосера был введен новый календарь, основанный на отсчете нового года со дня появления на предрассветном горизонте звезды Сириус.
При преемниках Джосера завершилось формирование отла­женного и жестко контролируемого царем аппарата централизо­ванного государства. Вслед за Джосером его преемники воздвига­ют к западу от Мемфиса свои пирамиды — то ступенчатой, то поч­ти правильной геометрической формы. Прекращаются церемо­нии «следования Хора», ни о каких пережитках независимости номов уже не идет речи. Номархи превратились в хотя и высоко­поставленных, но полностью зависимых от царя чиновников, ко­торых могли перебрасывать из одного нома в другой. Как показы­вает жизнеописание из гробницы чиновника конца III — начала IV династии Мечена, важной частью обязанностей номарха было увеличение числа государственных хозяйственных угодий, в т.ч. за счет скупки земли у сельских общин, и так находившихся под верховным государственным контролем (об этом говорит их обо­значение термином «несутиу» — «царские [люди]»). После утра­ты своих участков общинникам оставалось только влиться в чис­ло подневольных работников государственных хозяйств. Очевидно, к таким сделкам общины принуждались государством, целенаправленно стремившимся к ликвидации независимого от него общинного сектора.
Основатель IV династии, Снофру (ок. 2600 г. до н. э.), запом­нившийся египтянам как мудрый и добрый правитель, воевал на Синае (где сохранились рельефы, прославляющие его победы) и в Нубии. Синай, район богатых месторождений меди, был прочно покорен, и Снофру позднее считался его местным божеством. На восточной границе дельты им была создана система укреплений, названная «Дом Снофру».
При преемниках Снофру главным делом египетского государ­ства становится строительство великих пирамид. Первый из них, Хуфу (греч. Хеопс), возвел самую грандиозную из них, высотой около 147 м. Пирамида его сына Хафра (Хефрена), выстроенная там же, чуть ниже (143 м). Последняя из великих пирамид, воз­веденная сыном Хафра Менкаура (Микерином), достигает лишь 66 м. Пирамиды строили из известняка и облицовывали гранит­ными плитами. К их сооружению в порядке повинности привле­калась значительная часть населения Египта, и оно, несомненно, требовало огромных затрат ресурсов страны. Правление IV дина­стии было временем максимальной централизации на протяже­
нии Древнего царства. По преданию, Хуфу и Хафра закрыли все египетские храмы и вели себя высокомерно по отношению к бо­гам. Возможно, здесь отразились их религиозные новации — вве­дение нового общегосударственного культа бога Солнца Ра. Хуфу, по-видимому, отождествлял себя с Ра, а последующие цари стали принимать особый титул «сын Ра» и имена, включавшие имя это­го бога (например, Хафра — «Воссиевает он, Ра»). Вероятно, тог­да же сложилось представление о том, что законный царь Египта рождается от близости бога Солнца со смертной женщиной — его матерью.
По-видимому, IV династия сошла со сцены в династической борьбе и не без влияния недовольства слишком крутым правлени­ем строителей великих пирамид. Новая, V династия, состоявшая в родстве с IV-й, отказалась от столь масштабного строительства и всячески содействовала возвышению культа Ра (от жреца этого бога она, по преданию, и происходила). Центром почитания Ра и связанных с ним божеств т.н. Эннеады— «Девятки» — стал Гелиополь (егип. Иуну) на юго-востоке дельты: его храмы полу­чают при V династии обширные земельные пожалования. Почти каждый из царей этой династии возводит, помимо небольшой пи­рамиды, святилище Солнца. Последний царь династии, Унас, впервые поместил внутри своей пирамиды т.н. Тексты пира­мид — запись обширного свода ритуальных формул, связанных с посмертным бытием царя.
При V династии египтяне сохраняли свое присутствие на Синае и в Нубии, воевали в Ливии, торговали с Восточным Средиземноморьем; в конце ее правления, при царе Исеси, некий Баурджед совершил плавание в дальнюю страну Пунт (в районе совр. Сомали). К еще более масштабной внешней политике пере­ходит VI династия (XXIV — начало XXII вв. до н. э.). Ее цари по­сылают войска не только в Ливию и на Синай, но и в Палестину; в Финикии опорным пунктом Египта становится г. Вибл, князья которого принимают египетские титулы и чтят египетских богов. Нубия, откуда египтяне получали золото, была покорена вплоть до третьего порога; для плавания в Пунт египтяне пытаются за­ложить особую морскую базу на побережье Синая.
Для общества Египта в период расцвета Древнего царства ха­рактерно огромное могущество царской власти, стоявшей на не­досягаемой высоте не только для рядовых египтян, но и для бли­жайшего окружения царя (один из высших сановников отмечает в гробничной надписи, что ему было дозволено поцеловать не про­сто землю перед царским троном, а ногу царя). Это было связано не только с сакрализацией царской власти и особой ролью царя в осуществлении религиозных ритуалов, т.е. в поддержании нор­мальных отношений Египта с миром богов, но и со структурой экономики, где общинный сектор был полностью поглощен госу­дарственным (скорее всего, не позднее IV династии). Сложилось своеобразное мировоззрение чиновников и вельмож Древнего царства, в котором главным критерием самооценки был успех в продвижении по службе (и в особенности личная похвала царя за выполнение того или иного задания). Сдержанность в проявле­нии чувств, повиновение вышестоящим (но вместе с тем терпи­мость и готовность прийти на помощь подчиненным и просите­лям) превозносились в особых трактатах-поучениях как лучшие качества чиновника.
Большинство населения Египта составляли подневольные ра­ботники крупных сельскохозяйственных угодий и ремесленных мастерских. Те из них, кто был занят в полеводстве, были сведе­ны в рабочие отряды, трудившиеся бригадами на больших участ­ках земли. Своих хозяйств у них не было, они получали за труд натуральный паек и не могли покинуть место своей работы по собственной воле. Рабов, считавшихся собственностью частных лиц, было очень немного.
Чиновники низшего и среднего уровня получали жалованье натурой, а главным способом обеспечения высших сановников к середине III тыс. до н. э. стало выделение им крупных поместий из государственного хозяйства в постоянное держание. Они пере­давались по наследству (чаще всего вместе с должностью), но при этом оставались под высшим контролем государства. Помимо этого, у вельмож могла быть и частная собственность (в т. ч. зем­ля), однако основой их богатства было должностное держание. Крупные хозяйства такого же типа, что и у вельмож, были при­писаны к храмам или находились в непосредственном распоря­жении государства; работники всех таких хозяйств могли быть мобилизованы в порядке повинности на работы, проводимые го­сударством.
Несмотря на тотальные полномочия государства, египтяне не только не тяготились им, но и связывали с ним (и прежде всего с особой царя) свое благополучие. На протяжении примерно 500 лет эпохи Древнего царства египтяне жили в не знавшем голода и войн стабильном обществе, в котором, несмотря на имуществен­ные и иерархические различия, они все могли чувствовать себя равными перед грандиозной фигурой их сакрального правителя.

Упадок царской власти.
Конец Древнего царства (конец XXIII- начало XXII вв. до н. э.)

Уже в эпоху V и VI династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при V династии очень пышными становятся погребения столич­ных вельмож, при VI династии то же самое происходит с погребе­ниями номархов и местной знати. Полномочия номархов теперь часто передаются по наследству. Целый ряд царей V и VI дина­стий раздает храмам иммунитетные грамоты, освобождающие их хозяйства от необходимости предоставлять государству работни­ков в порядке повинности. Все это привело к росту самостоятель­ности номов. Ослабление государства было ускорено резкими природными изменениями — новым этапом аридизации (насту­пления засушливого климата) на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Вызванное ею снижение уровня разливов Нила привело к уменьшению урожаев, голоду, социальным потрясениям и в конце концов распаду страны: в начале XXII в. до н. э. одновре­менно с VIII династией на юге Верхнего Египта в Гераклеополе, в средней части долины Нила, начинает править новая, IX дина­стия. На этом Древнее царство завершилось.

Кризис конца III тыс. до н. э.

С распадом единого государства эпохи Древнего царства на­чинается т.н. I Переходный период истории Египта (начало XXII — конец XXI вв. до н. э.). Аридизация и снижение уровня нильских разливов (согласно одному из описаний бедствий этого времени — «Пророчеству Неферти» — Нил местами можно было перейти вброд) привели к падению урожаев. Следствием этого стал жестокий голод, местами доводивший людей до каннибализ­ма. Гробничные надписи номархов этого времени пестрят упоми­наниями о «голодных» и «нагих», которым они подавали по­мощь. Египет прекращает активную внешнюю политику, а на восток дельты Нила удается проникать кочевникам-азиатам.
Распад страны и экологический кризис привели к развалу прежних общественных структур. По словам Ипувера, автора еще одного описания бедствий Египта, «земля перевернулась по­добно гончарному кругу». Ипувер рассказывает о мятеже (несо­мненно, вызванном тяжким положением простых людей), в ре­зультате которого погрому подверглась столица, были оскверне­
ны царские погребения, а имущество богачей было разграблено. С ослаблением государства положение человека стало определять­ся в большей степени его личным богатством, а не службой, вслед­ствие чего распространяется коррупция. Ужесточается социаль­ный порядок: в «Пророчестве Неферти» с осуждением говорится, что теперь «на речения уст (т.е. на любую критику) отвечают уда­рами палок». В то же время цари больше не в состоянии обеспе­чить повиновение собственных вельмож и номархов — теперь полновластных хозяев в своих поместьях и областях. Поучение, написанное царем этого времени Хети III для своего сына и на­следника Мерикара (XXI в. до н. э.), содержит рекомендацию оказывать почет вельможам, но при этом приближать к себе вы­ходцев из народа, которые будут преданы царю из-за своей мате­риальной зависимости от него.
Кризис конца III тыс. до н. э. очень тяжело переживался еги­петским обществом. Уничтожение в свое время общины в Египте сделало государство единственным источником материальной по­мощи людям и стержнем, вокруг которого они могли сплотиться; соответственно, его упадок был особенно разрушителен.
Людям было непонятно, каким образом государству, создан­ному богами и возглавляемому сыном Солнца, вообще мог быть нанесен такой удар. Ответить на этот вопрос пытались мыслящие люди эпохи, многие из которых принадлежали к слою т.н. недже- сов (егип. «маленький»; очевидно, представители средних слоев населения). Высказывается мнение, что бедствия этого времени исходят от богов, которые, как видно, настроены по отношению к людям отнюдь не благожелательно; соответственно, поддержание их культа признается бессмысленным проявлением слабости. Однако чаще верховный бог признавался заботливым пастырем человеческого стада; поэтому его гнев, проявляющийся в бедстви­ях людей, мог быть вызван только их собственной виной и прежде всего действиями того, на ком лежит главная ответственность за отношения между людьми и богами, — царя. В литературных произведениях этого времени много говорится об ответственно­сти царя за поддержание нормы взаимоотношений (егип. маат — букв, «правда, праведность») в мире людей (прежде всего спра­ведливым правлением) и между людьми и мирами богов и усоп­ших (совершением надлежащих ритуалов). Пренебрежение царя своим долгом навлекает бедствия на его государство и на него са­мого. Итак, если в период Древнего царства действия царя счита­лись справедливыми безусловно, теперь они начинают подвер­гаться тщательной оценке.

Политическая ситуация I Переходного пе­риода

Уже VIII, мемфисская по происхождению династия к концу своего правления (нач. XXII в. до н. э.) контролировала только юг Египта; на севере Верхнего Египта образовал особое государство иной царский дом, рассматривающийся как IX династия, пока его столица была в Гераклеополе (егип. Нени-несу), и как X дина­стия с момента переноса столицы в Мемфис. В XXII в. до н. э. ге- раклеопольские цари установили свой контроль над всем Египтом, однако при этом не ликвидировали автономию ряда номов: Сиута — своего главного союзника, Гермополя, Фив. В конце XXII в. до н. э. правители фиванского нома также присвоили себе царские титулы (XI династия), объединили под своей властью почти весь юг страны и стали серьезными соперниками северных царей. Один из них, Хети III (сер. XXI в. до н. э.) опасался решаю­щего столкновения с Фивами и советовал в поучении своему сыну Мерикара наладить с ними хорошие отношения. Ок. 2020 г. до н. э. фиванский царь Ментухотеп II завоевал север, объединив всю страну. Начался период Среднего царства.

Среднее царство (2020 г. — начало XVII в. до н. э.)

При правивших уже единым Египтом царях XI династии воз­обновляются масштабное строительство и внешняя экспансия (войны в Азии, экспедиции в далекий Пунт); однако угроза меж­доусобиц еще сохраняется. По-настоящему прочное государство создала новая, XII династия, основатель которой, Аменемхет I (1976-1947 гг. до н. э.) был до воцарения верховным сановником XI династии, но предпочел покинуть Фивы и перенести столицу в укрепленный город Иттауи на рубеже Верхнего и Нижнего Египта. Недалеко от него находился Фаюмский оазис (т.н. «Земля озера»), где цари XII династии начали проводить обширные ир­ригационные работы. Аменемхет I создал всеобъемлющую систе­му государственного распределения и эксплуатации всей рабочей силы в стране. На восточной границе дельты он возвел систему укреплений под названием «Стена правителя»; при нем восста­навливается влияние Египта в Азии, ведутся успешные войны в Нубии и Ливии.
Пик внешнеполитических успехов царей XII династии при­ходится на правление Сенусерта III (1872-1853 гг. до н. э.), совер­шившего четыре похода в Нубию (здесь вплоть до района совр. Семны и Куммы между 2-м и 3-м порогами протянулась цепь еги­
петских крепостей) и большой поход в Палестину вплоть до г. Сихем. Масштаб завоеваний Сенусерта был беспрецедентным для египтян, и воспоминания стали основой позднейших легенд о ве­ликом царе-завоевателе Сесострисе (так имя «Сенусерт» выгля­дит в передаче греческих авторов). В результате войн царей XII династии Нубия (егип. Куш) была присоединена к Египту напря­мую, а в Азии египетское влияние опиралось на сложную систему вассальных связей, союзов и торговых контактов с местными не­зависимыми государствами и племенами (ее центром, как и в III тыс. до н. э., был Бибд). Как видно из известного литературного текста эпохи, «Повести о Синухете», в Египте наряду с его соб­ственными богами были окружены почетом «боги… островов Великой Зелени (т.е. Средиземного моря)» — скорее всего Крита, цивилизация которого в это время находилась на подъеме. Крито- египетские контакты этого времени известны и по раскопкам.
Внутри Египта цари XII династии долгое время не могли сло­мить влияние династий номархов, сохранившееся с былых вре­мен и проявлявшееся в их роскошных погребениях (наподобие известных своей росписью скальных гробниц правителей Бени- Хасана в Среднем Египте). Вплоть до конца XX в. до н. э. в таких гробницах встречаются сцены междоусобиц.
Волевая и целеустремленная деятельность Аменемхета I вы­звала сопротивление со стороны египетской знати, привыкшей к самостоятельности; в его собственной опочивальне на него было совершено нападение. Неудивительно, что «Поучение Аменемхета I своему сыну Сенусерту » (возможно, написанное уже по его смер­ти придворным писателем Хети) очень пессимистично: в нем мо­лодому царю рекомендуется быть справедливым и благодетель­ным правителем, но не ждать за это благодарности и неустанно заботиться о своей безопасности. По-видимому, от рук заговор- щиковпогибиАменемхетII (1911-1879 гг. дон. э.). Показательно, что цари XII династии вводят в обычай соправительство со свои­ми сыновьями, чтобы гарантировать преемственность власти.
Власть царей вполне упрочивается только при Аменемхете III (1853-1806 гг. до н. э.). Еще при его предшественнике Сенусерте III ирригационные работы в Фаюмском оазисе приобрели такой размах, что вблизи него была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). При Аменемхете III, продолжив­шем эти работы, в оазисе было создано огромное водохранилище (греч. Меридово озеро), благодаря которому большой массив но­вых земель мог орошаться независимо от нильских разливов. Урожай с них был достаточен для пропитания ок. 50 тыс. чел. и поступал в распоряжение непосредственно царя, минуя номар­
хов, что позволило существенно расширить и усилить аппарат центральной власти и наконец сломить могущество номовой зна­ти. Теперь гробницы номархов становятся значительно скромнее, а царь, наоборот, возводит близ Фаюма великолепный заупокой­ный храм (знаменитый «Лабиринт» греческих авторов) с множе­ством помещений, посвященных различным номовым богам (та­кой замысел предполагал определенную централизацию религи­озной жизни Египта вокруг культа царя). Возрастает значение служилой знати, полностью зависимой от царя в материальном отношении; при Аменемхете III один из чиновников в поучении детям восхваляет царя и побуждает их верно служить ему, ибо «царь — это пища».

Общество Среднего царства

В начале II тыс. до н. э. египтяне добиваются новых техниче­ских достижений: совершенствуют обработку земли, шире ис­пользуют земли, лежащие вне зоны нильских разливов (т.н. «вы­сокие поля»), осваивают бронзу (хотя из-за недостатка олова это новшество стало известно в Египте позднее, чем в других странах, и получило меньшее распространение). Практически все трудо­вое население страны входило в категорию «царских людей» (егип. «хемуу несу»), как их называли потому, что на свои работы эти люди распределялись по воле государства. В рамках этой ка­тегории выделялось множество отдельных профессиональных групп (медники, резчики по камню, огородники, землепашцы, рыболовы, прачечники и т.п.). Каждый работник приписывался к одной из них на особых государственных смотрах, проводив­шихся ежегодно в номах. На смотры были обязаны являться все дети «царских людей», достигшие совершеннолетия, а также ¦ царские люди», достигшие «пороговых возрастов», когда их пригодность к работе подлежала проверке. После отбора самых крепких юношей для службы в войске остальные распределялись по профессиям в зависимости от способностей и умений (посколь­ку последние приобретались прежде всего в семьях, молодые люди обычно продолжали занятия родителей).
В начале правления XII династии видный сановник Хети в «Поучении», обращенном к его сыну Пепи, призывает мальчика старательно учиться, чтобы достичь наилучшего в египетском обществе положения писца, т.е. чиновника. Говоря о материаль­ных преимуществах этого положения, Хети устрашает сына тяго­тами жизни людей, распределенных по связанным с физическим трудом профессиям. Судя по этому, сын сановника вполне мог по­пасть в простолюдины, если ему не удавалось успешно выучиться
на писца, так что система смотров эффективно охватывала не только «царских людей», но вообще все население Египта, в т.ч. детей представителей элиты.
Категория «царских людей» включала все трудовое населе­ние Египта, независимо от того, трудился ли тот или иной работ­ник в хозяйстве, непосредственно подконтрольном царю, принад­лежащем храму, номарху или переданном в качестве должност­ного держания какому-либо чиновнику. Получение работников от государства в результате их распределения на смотрах объеди­няло эти хозяйства в единое целое и ставило по крайней мере под формальный контроль царской власти. На практике проведение смотров должно было находиться под контролем властей номов, которые получали возможность соблюсти при их проведении свои интересы. При этом крупные централизованные хозяйства эпохи Древнего царства не пережили кризиса I Переходного периода: если раньше работники трудились бригадами на обширных участ­ках земли, то теперь каждый из них получал в хозяйстве, к кото­рому был приписан, небольшой надел, который возделывал, живя на нем со своей семьей. Таким образом, большинство «хе- муу несу» были мелкими землепользователями, отдававшими часть продукции государству или его учреждениям и представи­телям; рабовладельческая по своей экономической сути государ­ственная эксплуатация подневольников, характерная для Древнего царства, сменилась — и навсегда — эксплуатацией по­средством изъятия у них ренты (части продукции, производимой ими в собственных хозяйствах, притом что жили они за счет остальной части).
Общество эпохи Среднего царства очень четко делилось на две части: элиту, так или иначе связанную со службой в государствен­ном аппарате (центральном или местном), и массу трудового на­селения— «царских людей». Исчезают упоминания неджесов: по-видимому, крепким средним слоям не было места в структуре общества, устоявшегося после былых потрясений. Не существо­вало и сельской общины. Общественные отношения, сложившие­ся в пору Среднего царства, с некоторыми изменениями просуще­ствовали в Египте вплоть до нач. I тыс до н. э.
Ок. 1793 г. до н. э. XII династия уступает место ХШ-й, также происходившей из Фив. Манефон (египетский жрец, написавший по-гречески в начале III в. до н. э., когда Египет находился под властью македонской династии Птолемеев, его историю) и еги­петские царские списки II тыс. до н. э. приписывают ей, при при­мерно 150 годах ее правления, более 50 царей, что подтверждает­ся и ее памятниками; таким образом, если бы они правили после­довательно, в среднем на каждого из них пришлось бы не более
трех лет. Это наводило ученых на мысль о наступлении нового пе­риода смут и частой смены царей; однако XIII династия прочно удерживала внешние владения в Нубии и Азии, что несовмести­мо со смутами. Можно заключить, что в ряде центров Египта од­новременно правили несколько ветвей XIII династии, признавав­ших законные права друг друга на власть и поддерживавших определенное единство. Разумеется, это ослабляло страну; одна­ко первым симптомом ее настоящего распада стало воцарение в западной части дельты, в г. Ксоис, XIV династии, по-видимому одновременной с XIII-й, но уже не признававшей ее власти. Это событие, имевшее место около 1700 г. до н. э., окончательно обо­значило финал эпохи Среднего царства и начало нового, т.н. II Переходного периода (до середины XVI в. до н. э.).

Гиксосское владычество (первая половина XVII — середина XVI вв. до н. э.)

Важнейшим рубежом в истории Египта стало его завоевание пришельцами, получившими в труде Манефона обозначение гик- сосов (доел, «царей-пастухов»). В конце XVIII в. до н. э. на Синае и в пустыне Негев (Южная Палестина) сложился мощный союз кочевых племен, ядром которого был семитский народ, имено­вавшийся египтянами шасу («кочевники»; позднее, в упомина­ниях Библии и арабских авторов, амалекиты). Египетское обо­значение этого союза, по его главному народу, «хекау шасу» («правители-кочевники»), и стало основой манефоновского тер­мина «цари-пастухи».
В первой половине XVII в. до н. э. гиксосы вторглись в Египет и захватили восточную часть дельты, где родственные гиксосам азиаты расселялись под властью Египта еще со времен XII дина­стии. Утвердив свою столицу здесь, в г. Аварис (егип. Хат-Уарт; совр. Телль эль-Даба), гиксосы к середине того же века установи­ли над всем Египтом свою власть, получившую оформление в пол­ном согласии с египетской традицией: цари Авариса приняли египетскую титулатуру, и первые шесть из них позднее считались у египтян XV династией.
Прямая власть Авариса не выходила за пределы первоначаль­ной гиксосской территории в Азии и восточной дельте. В запад­ной дельте под контролем царей Авариса какое-то время, по-ви- димому, продолжали свое существование XIV династия и владе­ния мелких правителей из числа других гиксосских вождей (их египтяне позднее условно объединяли в XVI династию). В южном Египте существовали самостоятельные, но признававшие верхов­
ную власть царей Авариса государства. Центром сильнейшего из них были Фивы, которыми владела XVII династия, по-видимому сменившая здесь одну из ветвей XIII династии. Зависимость от царей Авариса признавали Нубия (Куш), где немногим ранее сло­жилось самостоятельное государство с центром в Керме (у 3-го по­рога), мелкие государства Сирии — Палестины вплоть до Евфрата. Именно гиксосы впервые принесли в Египет конное дело и ис­пользование боевых колесниц. Среди египетских богов гиксосы особо почитали Сета, считавшегося покровителем чужеземных стран.
В первой половине XVI в. до н. э. усиление Фив стало беспоко­ить гиксосских царей: согласно легенде, один из них — Апопи II Аакененра — отправил к правителю Фив Секененра посольство с причудливым требованием унять нильских гиппопотамов, кото­рые своим шумом близ Авариса якобы не давали гиксосскому царю заснуть. Конец этой истории не сохранился: похоже, по об­щим закономерностям таких фольклорных историй Секененра придумал какой-то находчивый ответ, и гиксос был вынужден оставить Фивы в покое. Однако, судя по мумии Секененра, он пал в бою (возможно, с преемником гиксосского героя легенды, царем Апопи III Ааусерра, ок.1590-1555 гг. до н. э.). Сын Секененра от его брака с дочерью правителя Гермополя Яххотеп, Камос (ок. 1570 до н. э.), перестал признавать верховную власть гиксосского царя и сам принял царский титул. Он возобновил войну с гиксоса- ми, добившись немалых успехов (ему удалось даже осадить Аварис), хотя накануне его же вельможи утверждали, что разу­мнее поддерживать с Аварисом мирные взаимовыгодные отноше­ния. Преемник Камоса, его младший брат Яхмос I (сер. XVI в. до н. э.), нанес гиксосам решительное поражение, взял Аварис, из­гнал их в Азию и там овладел их последним оплотом — крепостью Шарухен в Южной Палестине.
Изгнание гиксосов считается началом нового периода исто­рии Египта — Нового царства (до 1075 г. до н. э.), а сам Яхмос — основателем вновь объединившей Египет XVIII царской дина­стии.

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal