Основные аспекты древнегреческой культуры

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

ГРЕЦИЯ

ГЛАВА IV

Основные аспекты древнегреческой культуры

Собственно античная Греция — это период с IX-VIII вв. до н. э. по конец IV в. до н. э. Отсюда следует, что культура крито- микенской цивилизации остается вне античности. Дело в том, что государственность, экономические и социальные институты и условия жизни населения Греции III—II тыс. до н. э. радикаль­ным образом отличались от аналогичных сфер жизни эллинов бо­лее позднего времени. На смену крито-микенской цивилизации, с ее теократическими монархиями, мало чем отличавшимися от многих древневосточных государственных образований с гро­моздким бюрократическим аппаратом управления и контроля непосредственных производителей, в Грецию начала I тыс. до н. э. пришли иные, абсолютно отличные по своему характеру формы государственности, социальной и экономической жиз­ни — полисные структуры с республиканским типом управле­ния. Их население и стало творцом той уникальной в истории че­ловечества культуры, которую мы именуем античной.
Как известно, творцом культуры является человек, че­ловеческая личность, но личность социально обусловленная. Поэтому формированию основ культуры античной Греции пред­шествовал социальный фактор. Для эллина античной эпохи та­кой социальной средой, в которой он реализовывал свои творче­ские способности, была греческий полис, античная гражданская община. Именно в ее рамках и находили свое проявление те уни­кальные аспекты культуры, которую мы называем древнегрече­ской. В зависимости от качественного состояния полисных струк­тур формировались и основные особенности античной культуры.
Каковы же они? Прежде всего, важно то, что для гражданина греческого полиса на первый план всегда выходила идея значи­мости и единства гражданской общины, к которой он принадле­жал и в которой он реализовывал свои творческие способности, причем благо отдельного гражданина всегда было неразрывно связано с благом всего гражданского коллектива. Поэтому выс­шим долгом и прямой обязанностью гражданина являлась обяза­тельная реализация этого блага. Вне полиса свобода существова­ния и творчества для граждан была немыслима, так как только принадлежность к гражданскому коллективу была гарантией этой свободы. Следствием этого стало то, что в древнегреческой культуре всегда органически сочетались начала коллективное и частное.
Идея верховной власти народа — еще одно обстоятельство, в значительной мере определившее характер культуры греков. Полисная жизнь полностью исключала необходимость слепого подчинения граждан какой-либо отдельной личности (царю, на­пример, как это было в монархиях-деспотиях Древнего Востока). Отсюда — принцип свободы и независимости для всех граждан в рамках их коллектива и для конкретного полиса в пределах всей полисной системы.
Важно подчеркнуть еще одно обстоятельство — теснейшую связь гражданской общины с ее покровителями и защитника­ми — полисными богами и героями. Они рассматривались граж­данами как ее сочлены, заботившиеся о благе и процветании всех и каждого. Греческие божества, имевшие антропоморфный об­лик, могли страдать, переживать, как и все смертные. Они никог­да не воспринимались греками в качестве безусловно самовласт­ных божеств (как это было на Древнем Востоке), требовавших непререкаемого и жесткого подчинения, исключавшего любую инициативу в действиях человека. Подобное восприятие боже­ства у греков давало им возможность осуществлять свободный, творческий поиск и инициативу в общественной и культурной жизни на благо всего гражданского коллектива.

Город, городская застройка и архитектура общественных зданий

Древнегреческая цивилизация — это цивилизация городско­го типа, и именно город как планировочный центр любого грече­ского полиса, его население были заказчиками основных куль­турных ценностей этой эпохи. Поэтому логичнее всего начать рассмотрение культурных достижений VTII-VI вв. до н. э. именно с планировочных решений древнегреческих градостроителей.
Если в крито-микенскую эпоху в облике городских центров доминировал царский дворец, вокруг которого размещались дома горожан и виллы знати, то для гомеровской эпохи XI-IX вв. до н. э. вообще неизвестны примеры городской застройки: населе­ние этого времени ютилось в небольших сельских поселках-де­ревнях в очень примитивных домах, сооруженных из необож­женного кирпича. В целом для этих двух периодов характерно отсутствие четкой планировки поселений и хаотичность застрой­ки.
Важнейшая особенность городов архаического времени — это появление регулярной планировки, вызванной к жизни интенсивнои греческой колонизацией и связанной с этим активной гра­достроительной политикой греков на новых осваиваемых терри­ториях. Скорее всего равные участки земли колонистов на сель­ской территории нового поселения, то есть в земельной округе, подразумевали равные участки для городской застройки и четко организованную планировочную схему нового населенного пун­кта — колонии. Это равенство также может объясняться усиле­нием демократических тенденций в политическом строе полисов метрополии и колоний, которые были основаны гражданами, по­кинувшими родные места. В архаическую эпоху регулярная си­стема застройки использовалась пока только в греческих поселе­ниях-колониях, отстраивавшихся почти исключительно «с нуля», на незаселенных ранее территориях. Метрополию этот процесс пока не затронул.
Еще одно новшество — это появление новых типов обще­ственных сооружений, ранее совершенно неизвестных грекам, но ставших непременной принадлежностью городской застройки любого формирующегося полиса. Появляются храмы — главная полисная святыня, место обитания бога-покровителя граждан­ского коллектива, где хранилась казна гражданской общины. Интересно, что в эгейском мире, как, впрочем, и в гомеровское время храмов как отдельно стоящих архитектурных сооружений у греков не существовало. На Крите и в дворцах ахейских владык культ богов отправлялся в святилищах, планировочно входив­ших в единые дворцовые архитектурные комплексы и отдельны­ми сооружениями не являвшихся. В архаическое же время стали строиться храмы полисным богам, покровителям формирующей­ся гражданской общины.
В VI в. до н. э., с рождением т.н. ордерной системы, оконча­тельно приобрели свои характерные черты два типа греческих храмов: дорический — тяжелое массивное здание, окруженное колоннадой из простых колонн, лишенных каких-либо украше­ний, и ионический — здание облегченного типа, воздвигавшееся на высоком постаменте, с легкой колоннадой лишь с фасада. Колонны ионического храма украшались в верхней части волю­тами (завитками) и имели профильную базу. В V в. до н. э. появ­ляется колонна коринфского ордера (вариант ионического), более высокая и стройная, верхняя часть которой выполнялась в виде чаши из листьев аканфа.
В архаическое время появляются также новые типы архитек­турных сооружений, без которых была немыслима полисная жизнь, — стои, булевтерии, палестры, гимнасии, театры, стадио­ны, общественные водозаборные сооружения. Стоя — это длин­ные галереи-портики, обычно с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Это было излюбленное место встреч, бесед и отдыха граждан полиса, которых привлека­ли сюда комфортные условия общения — тень, прохлада, удоб­ство встреч. По мере становления полисных порядков и с появле­нием таких органов политического управления города-государ­ства, как полисный совет (буле), необходимость в сооружении специальных зданий для заседания булевтов стала очевидной.
Палестры — первоначально просто огороженные участки, ко­торые служили для занятий гимнастикой и проведения кулач­ных боев. Древние греки не мыслили своей жизни без занятий спортом, позволявших гражданину полиса формироваться гар­монически развитой и физически совершенной личностью. В дальнейшем развитие палестры привело к появлению гимнасия, предназначенного уже для различных физических упражнений подрастающего поколения, что формировало у него коллекти­вистское в своей основе полисное самосознание. Именно это вы­звало к жизни рождение таких сооружений, как стадионы, где азартный дух состязания позволял утвердить дух физически со­вершенного и готового к защите своего полисного коллектива гражданина.
С появлением древнегреческого театра граждане стали стро­ить специальные театральные сооружения, без которых предста­вить себе облик греческого города-государства невозможно.
Таким образом, в архаическое время главный акцент в градо­строительстве — это появление в формирующемся полисе обще­ственных сооружений, значение которых сильно возрастает. В связи с этим падает роль укрепленного аристократического акро­поля и усиливается значение городской площади — агоры, став­шей местом заседания народного собрания и выполнявшей функ­ции торговли и обмена. Теперь оборонительными стенами и укре­плениями обносится уже весь город, а не только акрополь, что свидетельствует об усилении демократических тенденций в жиз­ни коллектива граждан города-государства и падении силы и ав­торитета аристократии.
Классическую эпоху с точки зрения градостроительства ха­рактеризуют такие явления, как появление градостроительной теории, перестройка некоторых городов метрополии по регуляр­ной схеме и деятельность Гипподама Милетского.
Уже в первой половине V в. до н. э. в Греции появляются пер­вые города с регулярной прямоугольной сеткой улиц, знаменую­щие собой важный поворот в системе градостроительства теперь уже собственно Балканской Греции. Естественно, новые приемы планировки не коснулись большей части старых городов.
Свойственное им хаотичное расположение узких и кривых улиц, возникавших в результате стихийного роста города, с трудом под­давалось упорядочению.
Так называемый «регулярный» город и планировочные идеи, лежащие в его основе, связываются в литературе с деятельностью архитектора, философа и ученого Гипподама из Милета. Однако, скорее всего, новые методы планировки городов, как уже упоми­налось, были вызваны к жизни интенсивной греческой колониза­цией VIII-VI вв. до н. э. и связанной с ней активной градострои­тельной деятельностью в колониях. Скорее всего, Гипподам тео­ретически разработал, а затем пропагандировал новые планировочные идеи регулярной застройки, появившиеся еще в архаиче­ское время.
Обычно т.н. «Гипподамова схема» включает в себя следую­щие элементы. Прежде всего — регулярность застройки, когда создавалась прямоугольная сетка улиц города, не зависящая от рельефа местности. Следует отметить принцип районирования, при котором каждый район застройки имел регулярную плани­ровку, независимую от планировки других районов. Еще один элемент — принцип зонирования, когда общественный центр от­деляется от мест торгового обмена; выделяются портовые части города вместе с соответствующими обслуживающими порт соору­жениями (доки, причалы, арсеналы, склады).
По этим принципам были организованы такие города Греции, как Милет, после того как его основательно разрушили персы в ходе Греко-персидских войн, афинский порт Пирей, Родос, Книд — дорийский портовый город на одном из полуостровов юго-западной части Малой Азии, Олинф, расположенный на по­луострове Халкидика и др.
Олинф сохранил все характерные черты планировки времени кризиса греческого полиса. Он делился на одинаковые прямоу­гольные кварталы, вытянутые в направлении с востока на запад. Почти квадратные в плане дома были сблокированы между со­бой, то есть имели общие стены там, где примыкали один к друго­му. Этот «демократический» принцип отвода застройщикам рав­ных по размеру и площади участков не приводил к единообразию плановых решений, наблюдалась лишь большая или меньшая их однотипность.
В период IV в. до н. э. четко определилась полярность между бедными и богатыми гражданами при формально внешнем равен­стве их. Это выразилось в строительстве одинаковых по площади домов, внутренняя планировка некоторых из них, декор стен, украшения мозаичных полов и роскошь резко контрастировали с нищетой обстановки и скудостью интерьеров домов обедневших граждан.
Если рассматривать развитие общественных сооружений от эпохи классики к эллинизму, то для V-IV вв. до н. э. заметно то, что они продолжают совершенствоваться с архитектурной точки зрения. Некоторые булевтерии объединяются в единый комплекс с театром (Мегаллополь), палестры эволюционируют в гимнасии, возникают арсеналы (Пирей) и т.п. В эллинистическое время про­исходят более радикальные изменения. Появляются такие архи­тектурные типы сооружений, как царские дворцы, грандиозные усыпальницы (Галикарнасский мавзолей), библиотеки в Александрии, Пергаме, Антиохии, здания мусейона (Александрия, Антиохия), специфические сооружения (Фаросский маяк в Александрии и т.н. «Башня ветров» в Афинах) и т.п.
Уже отмечалось, что по мере развития кризиса полиса IV в. до н.э. появлялись многочисленные проекты выхода из него. Самым жизненным и приближенным к реальности был проект идеально­го полиса Аристотеля, в том числе его градостроительные аспек­ты. Именно идеи Аристотеля были использованы для реализации градостроительной политики Александра Македонского и на­следников его власти на огромных территориях завоеванного Востока уже в эллинистическое время.
Прежде всего, при возведении новых городов учитывались климатические и экологические факторы — температура возду­ха, направление господствующих ветров, водоснабжение и каче­ство питьевой воды, близость моря или торговых путей. По-преж­нему города строились по регулярной схеме, но с точки зрения их обороны это была уже не единая сетка плана, а регулярная плани­ровка их отдельных частей и кварталов. Это же обстоятельство потребовало пристального внимания к фортификационным осо­бенностям оборонительных стен городов — жизненно необходи­мых в условиях иноэтнической среды и многочисленных военных столкновений эллинистических владык.
Очевидна функциональная расчлененность общественного центра города, когда обязательно формировался собственно обще­ственный центр, более защищенный, где размещались главные полисные святыни и помещения для магистратов (своеобразный эквивалент акрополя архаического времени). Но теперь уже на этой цитадели могли располагаться и гарнизоны царских войск.
В наиболее крупных городах появляется лишенная торговых функций площадь-агора, предназначенная для заседаний народ­ного собрания, где могли находиться только граждане эллини­стического полиса. Здесь же располагались гимнасии, портики, стои. Места для торговли, которые могли посещать и неграждане, концентрировались на специальной торговой площади, распола­гавшейся вне зоны общественных сооружений, как правило, вблизи порта или торговых коммуникаций. Таким образом, на­блюдается разделение ранее единого центра полиса на две его ипостаси — общественную и деловую. Наконец, в столичных эл­линистических городах строятся забытые греками со времен крито-микенской цивилизации парадные сооружения — роскошные царские дворцы.
Именно по таким градостроительным схемам были сооруже­ны практически все крупные эллинистические города — Александрия Египетская, Птолемаида, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Лаодикея Приморская и многие другие.

Искусство

В период формирования греческого полиса, пришедшийся на архаическую эпоху, уже не индивид, не отдельная знатная лич­ность, а сам полис в лице его коллектива граждан был заказчи­ком наиболее важных произведений искусства. Следовательно, полисный характер идеологии греков определял и характер по­лисного искусства. Это очень хорошо прослеживается на примере скульптуры. В предшествующий гомеровский период скульпту­ры в нашем понимании этого слова пока еще не существовало. Зато значительные изменения происходят в VIII-VI вв. до н.э. Появляется монументальная скульптура как таковая, причем основные ее ведущие темы — это прямостоящие обнаженные фи­гуры мужчин-атлетов (куросы) и статуи закутанных в богатые тонкие одежды женщин (коры). Достаточно часты изваяния тя­желовооруженных воинов и полисных богов.
Рождение статуарного типа мужской фигуры связано с основ­ными тенденциями развития греческого общества в это время. Такие статуи изображали прекрасного и доблестного граждани­на, победителя в бою, в спортивном состязании, прославившего своими подвигами и доблестью родной полис. Однако для скульптуры архаического времени присущ несколько условный характер изображения человека, высокий уровень знания анато­мии и в то же время обобщенная, далекая от реализма трактовка фигуры. Тогда же появляются рельефные изображения, укра­шавшие храмы, т.н. чернофигурная вазопись, которая в конце VI в. до н. э. сменится краснофигурной.
Для греческой скульптуры эпохи классики, периода расцвета полисных структур характерны следующие особенности. Главным объектом изображения по-прежнему остаются человек и полисные боги. Но по сравнению с архаической скульптурой преодолевается скованность в изображении фигуры, скульптуру характеризует более свободная передача тела, его анатомически правильные движения. Появляются групповые изображения. Оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, сменяются более реалистичными изображениями. При этом, однако, они были лишены каких-либо индивидуаль­ных черт. Это были обобщенные, абстрактные образы тяжеловоо­руженных воинов, атлетов, спортсменов — граждан полиса, бо­гов и героев — покровителей полисного коллектива, изображен­ных в антропоморфном облике. Своей «правильностью» и «нече­ловеческой» красотой они как бы олицетворяли желаемый идеал достойного гражданина полиса, идеал желаемый, но практиче­ски недостижимый. Поэтому от скульптуры этого времени веет каким-то холодом и отрешенностью. Развитие скульптуры эпохи расцвета полиса связано с именами трех прославленных масте­ров — Мирона, Поликлета, Фидия.
Развитие искусства и скульптуры, в частности в IV в. до н. э., в период кризиса полисной системы, четко отражает новые явле­ния в жизни греческого общества. Основной мотив в скульпту­ре — это уже изображение частного человек^, отход от героики, скульпторам удается показать внутренний, душевный мир чело­века. Даже боги в скульптуре этого времени более обыденные, бо­лее земные. Все большее значение приобретает стремление масте­ров к передаче индивидуальных черт человека, его чувств, его внутреннего мира, полного душевных переживаний. Характерно, что в IV в. до н. э. рождается портрет как отдельная отрасль скуль­птуры.
Среди мастеров этого времени, произведения которых дошли до нас и хорошо известны, следует назвать имена Скопаса, Праксителя, Лисиппа (придворного скульптора Александра Македонского) и др. .
Не менее замечательны были и греческие живописцы класси­ческой эпохи — Полигнот, мастер грандиозных многофигурных композиций, Аполлодор Афинский, которому принадлежит от­крытие светотени в живописи, Зевксид и Паррасий, Апеллес (придворный живописец Александра), Никий и др.
В эпоху эллинизма продолжает развиваться монументальная скульптура, предназначенная для городских площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее характерны мифологические сюжеты, грандиозность, некая помпезность, сложность компози­ции, стремление показать нечто чрезмерное и эффектное. Очевиден интерес художников к отдельной личности, к отдельно­му человеку. Появляются новые типы изображений — портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Изображения бо­гов приобретают жанровый характер, мифологические сюжеты сменяются надуманными аллегориями. Однако к концу II — на­чалу I в. до н. э. многие произведения греческих скульпторов и живописцев уже проникнуты духом мрачного пессимизма и без­надежности, что было обусловлено приближающимися грозными событиями, связанными с римским завоеванием.
С другой стороны, в это время появляется множество изобра­жений реальных людей разного возраста, этноса, различных про­фессий и социальных слоев, со всеми их недостатками и положи­тельными чертами. Это фигуры старых рыбаков, пастухов, крес­тьян, рабов, комедийных персонажей. Это уже чистый психоло­гический реализм, резко отличавшийся от идеализированных изображений гармонически развитого человека — гражданина классического полиса, реализм, свободный от узких рамок и тре­бований полисной идеологии времени расцвета этого социально- политического организма.
Характерно, что ведущими центрами художественной жизни III—I вв. до н. э. становятся новые эллинистические столицы — Пергам и Александрия, из прежних — Родос, а Афины при этом отходят на второй план. Имена многих мастеров нам неизвестны, но они успешно продолжали традиции своих гениальных пред­шественников — Лисиппа, Праксителя и многих других.

Религия и религиозные празднества греков

Эта область народной культуры формировалась у древних греков в условиях жизни, характеризующихся природной жиз­нерадостностью, бодростью и оптимизмом, верой в свои творче­ские силы. Для грека все предметы, явления природы, планеты, звезды, животные, люди и т.п. были сочленами целесообразной, стройной и прекрасной системы, своего рода идеального полиса. Божества занимали здесь высшее место, но их бессмертие, могу­щество и совершенство, которое ставило их намного выше челове­ка, были так же естественны, как разум и способности человека, ставившие его, в свою очередь, выше животных.
В этой системе для греков не было место злу, которое воспри­нималось ими скорее как недостаток добра, как некое отступле­ние, в силу тех или иных обстоятельств, от заданной когда-то са­мой природой нормы. Отсюда — единство природного явления и его олицетворения в конкретном образе (Уран — небо, Гея — зем­ля, Гелиос — солнце, Селена — луна и т.п.). Все эти простейшие формы обоготворения природы пронизывают древнегреческую мифологию.
Согласно мифам, первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос — жизненное начало. Гея по­родила звездное небо — Урана, который стал первым властителем мира и супругом богини Земли — Геи. От Урана и Геи ведет свое начало второе поколение богов — титанов. Уран был низвергнут своим сыном — титаном Кроносом, богом земледелия. Детьми Кроноса были Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра, Гера.
Дети Кроноса во главе с его младшим сыном Зевсом, свер­гнувшим отца, захватили власть над вселенной. Верховным бо­жеством Олимпа стал Зевс, властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошавшей землю и моря, Аид (Плутон) стал владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера была покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего оча­га. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. От бра­ка Зевса и Геры родились Геба, богиня юности, Арес, бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, а также покрови­тельствовавший кузнецам и ремесленникам.
Среди потомков Зевса особо выделяется Аполлон, бог светло­го начала в природе. Он считался также покровителем искусств, богом-врачевателем. Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Гермес принял на себя множество функций. Первоначально это бог материального достатка, за­тем — торговли, покровитель обманщиков и воров, позже — по­кровитель ораторов и спортсменов. Диониса (Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и ви­ноделия. Большим почетом пользовалась воинственная Афина, богиня мудрости и рационального начала. Таким образом, боже­ства греческого пантеона стали покровителями и выразителями того или иного явления природы и человеческого занятия.
Характерно, что для греческого религиозного сознания вовсе не характерна идея всемогущества. Боги греков не только были антропоморфны, но и испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. Над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба. Если боги казались конкретными суще­ствами в человеческом облике, то Судьба являлась обобщением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого.
С точки зрения древнего грека, не существовало непреодоли­мой грани между миром людей и миром богов, причем посредую- щим звеном между ними выступали т.н. герои, т.е. полубоги, ро­дившиеся от связи богов и земных женщин. Таков, например, был Геракл, за свои подвиги приобщенный к сонму богов.
Богам и героям, считавшимся покровителями отдельных по­лисов, строились храмы и приносились многочисленные жертвы. При некоторых храмах молящиеся через жрецов-оракулов могли вопрошать божества о будущем. В греческом мире особенно сла­вились оракулы при храме Аполлона в Дельфах и при храме Зевса в Додоне (Эпир).
При некоторых храмах раз в несколько лет организовывались торжественные празднества, так называемые «игры», на которых в честь богов совершались состязания в гимнастических упражне­ниях, чтении стихов, пении, плясках, ораторском искусстве.
Наиболее популярными в Греции были игры в честь Зевса, со­вершавшиеся раз в четыре года при храме божества в Олимпии (Западный Пелопоннес). Этот четырехлетний срок назывался у греков олимпиадой. С 776 г. до н. э. на олимпийские игры съез­жались участники и зрители со всей Греции и колоний. На время празднества прерывались враждебные действия между воевав­шими греческими полисами, так что богомольцы, направлявши­еся в Олимпию, могли проходить и даже останавливаться на территории врага. Победители на состязаниях в Олимпии полу­чали награду в виде простого венка из листьев священного лавро­вого дерева, росшего подле храма. Получение этого скромного знака отличия считалось великой честью не только для самого на­гражденного, но и для его полиса, воздвигавшего в честь победителя-олимпионика бронзовую или мраморную статую.
Эти состязания способствовали физическому развитию граж­дан и являлись военной тренировкой молодежи. Кроме того, они играли роль объединяющих центров, сближавших культурно и политически разобщенные и часто враждовавшие между собой города и союзы городов Греции. Однако эти связи были непроч­ны.
Для совместной организации празднеств, игр и охраны наибо­лее почитавшихся святилищ греки создавали особые союзы — т.н. амфиктионии, игравшие видную роль в культурной и обще­ственно-политической жизни Греции. Наиболее влиятельной была дельфийско-фермопильская амфиктиония с центром в Дельфах.

Литература и театр

Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров в различные исторические периоды в за­висимости от качественного состояния такого социально-полити­ческого организма, как древнегреческий полис. Древние греки создали основные литературные жанры — эпос, лирику, прозу. Именно здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру.
Следствием этого стало формирование основных видов драмати­ческого искусства — трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» обычно рассматривают в качестве истоков греческой литературы. Однако это не так. В них обнаружены наслоения различных исторических эпох. Ныне признано, что греческая поэзия прошла длительный путь разви­тия еще до Гомера. До появления его произведений существовал обширный греческий фольклор. Песни, сказки, мифы, басни ста­ли настоящим фундаментом греческой литературы. Так как сам Гомер жил, очевидно, в VIII в. до н. э., многие реалии, быт и от­ношения раннего, ахейского общества он знал не очень хорошо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Отсюда те многочисленные наслоения разных эпох, имеющие место в его поэмах.
Появление дидактического эпоса Гесиода, в отличие от более раннего героического эпоса Гомера, — это уже начало нового эта­па в развитии греческой литературы. Если ранее в центре внима­ния Гомера был родовой коллектив, то в творчестве Гесиода (ко­нец VIII — начало VII в. до н. э.) на первый план выходит человек, творец, личность. Это связано с тем этапом формирования поли­са, когда человек и его личность в качестве творца своего будуще­го были ведущей темой. Гесиод в «Трудах и днях» строго индиви­дуален, он ведет рассказ о себе, причем повод для этого — реаль­ное происшествие, реальный факт.
Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества в условиях становления его новой организации, в условиях утверж­дения полисной системы перестал удовлетворять насущным по­требностям этого общества. Поэтому эпос закономерно уступил первенство другим видам и жанрам литературы. В эпоху архаи­ки, насыщенную бурными социальными конфликтами, появле­нием тиранических режимов, законотворческой деятельностью, стали быстро развиваться лирические жанры, отражавшие лич­ностные переживания человека-индивида, представителя фор­мирующейся полисной гражданской общины. Среди поэтов-ли­риков этой поры выделяются имена Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта и других.
Однако к концу VI в. до н. э. творчество лириков постепенно сходит на нет. Сформировавшуюся гражданскую общину — по­лис уже не устраивало творчество талантливых, но глубоко инди­видуалистических лирических поэтов. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан города-государства. На смену им приходят другие жанры литературы, способные отра­зить патриотические чаяния гражданина полиса как сочлена большого коллектива людей.
Прежде всего это греческая драма в виде двух ее жанров — трагедии и комедии. И здесь возникает вопрос о рождении грече­ского театра. Не случайно он появляется именно в конце архаиче­ского времени, в эпоху утверждения полисных структур. Театр был тесно связан с жизнью полиса, являясь, по сути, вторым на­родным собранием, где обсуждались самые животрепещущие во­просы жизни сограждан. Сходство с народным собранием усили­валось благодаря тому, что театральные представления давались во время полисных праздников. Театр, таким образом, являлся рупором идеологической пропаганды всего полисного коллекти­ва, уже осознавшего себя в качестве творца собственной истории.
Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Два первых — Эсхил и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. Но уже в трагедиях Еврипида находит свое отражение приближающийся кризис традиционной полисной идеологии и морали. Через все его творчество проходит идея интереса к личности с ее субъектив­ными устремлениями. Если Софокл сам определял своих героев как людей, «какими они должны быть», то героями Еврипида яв­лялись те, «каковы они были на самом деле». В этом и заключает­ся причина ухода трагедии с литературного небосклона во время начавшегося кризиса полиса. В этих условиях она уже не удо­влетворяла требованиям гражданского коллектива «заболевше­го» полиса, и, выполнив свою историческую миссию, она так и не возродится.
Наиболее острым в политическом отношении драматургиче­ским жанром классического времени являлась т.н. древняя атти­ческая комедия, черпавшая темы из повседневной жизни полиса, затрагивавшая насущные политические и экономические про­блемы, смело критиковавшая видных граждан. Ее ярким пред­ставителем был Аристофан. Этот поэт дал смелую сатиру на по­литическое и культурное состояние Афин в то время, когда по­лисная демократия уже испытывала симптомы кризиса. Аристофан пока еще интуитивно чувствовал то, что в IV в. до н. э. станет реальностью. Но когда кризис полиса стал явью, древняя комедия, как сатирическое выражение недостатков гражданско­го коллектива, прекращает свое существование, потеряв свою общественную актуальность и знаменуя упадок демократических институтов.
Возродится она уже в виде т.н. средней аттической комедии (примерно с начала IV в. до н. э.), о которой известно очень немно­го. Исчезает гражданское звучание, политическая и социальная критика, главное место в ней стали занимать пародийно-мифоло­гические сюжеты. Примерно на рубеже IV и III вв. до н. э. на сме­ну средней приходит т.н. новая аттическая комедия (Менандр), или комедия нравов, сюжеты для которой — частная жизнь граж­дан, а основные действующие лица — отдельный человек с его мелкими житейскими проблемами, рабы, параситы, гетеры.
В эллинистическую эпоху при дворах монархов процветала уже утонченная, но лишенная связи с повседневной жизнью ли­тература, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, Арата из Сол, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Все эти произведения были направ­лены на удовлетворение вкусов привилегированных слоев тог­дашнего общества. Об охвате всех его представителей речь уже не могла идти, так как полисная солидарность была исчерпана еще в IV в. до н. э. Новая историческая действительность диктовала пи­сателям и поэтам свои требования, радикально отличавшиеся от требований времени расцвета полисной системы V в. до н. э.

Ораторское искусство

Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в пе­риод четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы — произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время, характеризующееся ослаблением связей внутри граждан­ского коллектива полиса, наблюдается рост индивидуализма, в условиях которого общие интересы коллектива граждан начина­ют подмениваться интересами отдельных его представителей.
Наметившаяся имущественная дифференциация среди граж­дан, разделение их на богатых и бедных, политическая и соци­альная нестабильность в рамках полисных коллективов, а также межполисная борьба обусловили рождение жанра ораторского искусства, прежде всего искусства судебного красноречия. Растет число судебных процессов, связанных с имущественными и на­следственными тяжбами, граждане пытаются защитить свои эко­номические интересы, отвести от себя подозрения (иногда вполне обоснованные) в сокрытии доходов, в нежелании участвовать сво­ими средствами в общеполисных мероприятиях.
Со временем в связи с обострившимися в IV в. до н. э. межпо­лисными противоречиями, столкновениями различных полити­ческих группировок в рамках отдельных городов-государств и угрозой свободе греков со стороны окрепшей Македонии некото­рые греческие ораторы от вопросов частного характера начинают обращаться к проблемам общеэллинского звучания (Исократ, Демосфен). Однако после событий, связанных с походом Александра Македонского на Восток и образованием на обломках его империи многочисленных эллинистических государств с их нивелирующей политикой в отношении всех подданных, грече­ское судебное и политическое красноречие, выполнившее свою историческую миссию в период кризиса полиса, сходит на нет.
Среди греческих ораторов сами древние выделили десять луч­ших аттических мастеров красноречия. Их речи чаще других чи­тались и переписывались, поэтому значительная часть их произ­ведений дошла до наших дней. В число этих десяти входят такие известные мастера аттического красноречия, как Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Гиперид, Ликург и Динарх. Их деятельность относится к периоду от второй половины Пелопоннесской войны вплоть до подчинения Афин македонскому господству.

Рождение истории

Эпоха расцвета греческого полиса V в. до н. э. — время зарож­дения исторической прозы, ставшей основой для развития особой отрасли научных знаний, посвященной развитию общества, — истории. Создателем этого литературного жанра был уроженец Галикарнаса Геродот (ок. 485-425 гг. до н. э.). Он много путеше­ствовал, в Афинах вступил в круг друзей Перикла и написал «Историю Греко-персидских войн» в девяти книгах. Несмотря на наличие в этом труде многочисленных легенд и сказаний, а также нередко наивное объяснение ряда фактов, произведение Геродота содержит богатый фактический материал и является одним из важнейших источников по истории Древней Греции.
Если Геродот по праву считается «отцом истории», то его младший современник афинянин Фукидид, написавший «Историю Пелопоннесской войны», — это уже основатель дей­ствительной историографии, а его произведение — реальное исто­рическое исследование, в котором удалось преодолеть описатель- ность изложения мифических и реальных фактов, присущую Геродоту. Первым из историков Фукидид попытался рассмотреть исторические события во взаимосвязи с движущими силами и пу­тями развития, найти поводы и причины событий, применяя при этом методы научного анализа политической действительности.
И Геродот, и Фукидид обращаются к героике борьбы, патрио­тизму и самопожертвованию граждан греческих полисов, отстаи­вающих свою свободу. Но уже в исторических произведениях их преемника Ксенофонта, творившего в период кризиса греческого полиса IV в. до н. э., заметны иные мотивы — тенденциозность, антидемократические взгляды вплоть до политической бесприн­ципности.
Вершиной развития греческой историографии является твор­чество Полибия (201-120 гг. до н. э.), написавшего первую по времени «Всеобщую историю», охватывавшую события с середи­ны III в. вплоть до 146 г. до н. э. Описывая историю времени роста римского гегемонизма и постепенного упадка полисов Греции и эллинистических государств, этот историк впервые сделал по­пытку объяснить ход и законы общественного развития на фоне точного изложения фактического материала.

Греческая наука

Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рам­ках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было поло­жено начало многим важнейшим отраслям современных фунда­ментальных наук — астрономии, анатомии, ботанике, геометрии, грамматике, зоологии, истории, математике, механике, физике, филологии, философии и ряду других. Характерно, что все эти наименования — древнегреческие по своему происхождению.
В конце VII и в начале VI в. до н. э. в ряде греческих городов Малой Азии и Балканской Греции многие представители уже сформировавшихся полисных организмов стремились освоить богатые культурные достижения древневосточных народов, что и послужило отправным моментом в создании более высокой ан­тичной культуры и науки. Стремясь найти объяснение важней­ших явлений окружавшей человека природы, их происхождения и изменения, философы (в переводе с греческого — «друзья му­дрости») положили начало единой, пока еще нерасчлененной на­уке — философии.
Принято считать, что в основе генезиса древнегреческой фи­лософии лежал социальный опыт гражданина греческого полиса. Полис и отношения граждан в полисе — это та модель, по анало­гии с которой мыслился философами мир и мировой порядок. Таковым являлся и космос, понимаемый ими как мировой полис, космос, который к тому же совершенен, прекрасно устроен, упо­рядочен. С этой точки зрения человек, гражданин полиса (как микрокосмос) составлял живую часть этого божественного едино­го целого (макрокосмоса). Силой своего разума, родственного все­му миропорядку, он постигал окружающий его мир для его совер­шенствования и упорядочения.
На рубеже архаической и классической эпох и особенно во время расцвета греческого полиса происходит не только расчле­нение философии на различные философские школы, но и выде­ление из нее ряда уже конкретных наук — математики, астроно­мии, медицины, истории и др. После образования системы элли­нистических государств и формирования крупнейших культур­ных и научных центров греческая наука достигла своих высот.
В Александрии Египетской Птолемеями была создана огром­ная библиотека рукописных сочинений, достигавшая 700 тыс. экземпляров. Здесь же было организовано специальное научное учреждение, называвшееся «мусейон» (т.е. храм муз), где работа­ли состоявшие на царской службе ученые. Ими было сделано много различных открытий в области точных наук (математики, физики, географии, астрономии, механики, медицины, агроно­мии и т.п.). Появляется подлинная научная литература — фило­логические исследования, словари, переложения в стихах науч­ных трактатов и др. Среди ученых Александрийского мусейона существовала группа исследователей, занимавшаяся собирани­ем, критической обработкой и комментированием произведений поэтов, драматургов и историков классического времени. Ими же были установлены правила письменной речи и создана научная грамматика.
Невозможно перечислить все достижения в научной и куль­турной области этого талантливого народа. По сути говоря, твор­ческое наследие греков стало реальной основой культуры всего современного человечества.

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal