Древний Рим. Введение

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

РИМ

Введение 

ГЛАВА I

Природа и население древней Италии. Природа

ГЛАВА II

Древнейший период истории Италии

 

 

ГЛАВА I

Природа и население древней Италии. Природа

Общие сведения

Рим, согласно легенде, был основан 21 апреля 753 г. до н. э. Понятие «Древний Рим» включает в себя государство, общество и цивилизацию, история которых насчитывает свыше 12 веков (на­чавшись 21 апреля 753 г. до н. э., она завершилась вместе с паде­нием Западной Римской империи 23 августа 476 г. н. э.). Будучи на заре своего существования небольшим полисом, Рим к 265 г. до н. э. подчинил себе Италию, к середине II в. до н. э. превратил­ся в сильнейшую средиземноморскую державу, а в I—II вв. н. э. стал огромной империей, вобравшей в себя колоссальное куль­турное наследие древних цивилизаций Средиземноморья. Именно Риму было суждено аккумулировать и синтезировать, а затем передать следующим поколениям величайшие достижения ан­тичной культуры на высшем этапе ее развития, что определило непреходящее значение Древнего Рима в мировой истории.
Римская история делится на шесть периодов:
1) царский Рим (VIII-VI вв. до н. э.). На это время прихо­дится разложение родоплеменных структур, возникновение ран­неклассового общества и начало формирования государственных институтов;
2) период Ранней республики (V—III вв. до н. э.). Он харак­теризуется интенсивным развитием рабовладельческого обще­ства и государства;
3) период Поздней республики (II—I вв. до н. э.). Это время классического рабства и создания Римской средиземноморской державы;
4) Ранняя империя, или принципат (1-Й вв. н. э.). Этот пе­риод отмечен расцветом античной цивилизации Средиземно­морья, подъемом экономики и культуры;
5) кризис III в. н. э. Он поразил все структуры римского об­щества и повлек за собой распад империи;
6) Поздняя империя, или доминат (IV-V вв. н.э.). Это пери­од разложения рабовладельческого общества, зарождения и раз­вития в его недрах отношений протофеодального типа.
Древняя Италия (в переводе с греческого «страна телят»; пер­воначально так назывался только юг Апеннинского полуострова, известный своими обильными пастбищами), вместе с прилегаю­щими к ней мелкими и крупными островами находившаяся в са­мом центре средиземноморского мира, обладала исключительно благоприятными географическими и климатическими условия­ми. С востока, юга и запада Италию омывали моря (Лигурийское, Тирренское, Ионическое и Адриатическое), которые связывали ее со всеми странами Средиземноморья. В I тыс. до н. э. северные районы Италии находились в зоне умеренного климата, тогда как на остальной территории Апеннинского полуострова климат был теплым и мягким. На севере естественной границей ее являлись Альпы, на юге Мессинский пролив отделял ее от Сицилии. Западное побережье Италии (в противоположность восточному — скалистому, с множеством отмелей) изобиловало удобными бух­тами, что способствовало развитию мореплавания и торговли.
Значительную часть Италии занимают горы, и лишь 20% ее территории приходится на долю равнин. Плодородные почвы Этрурии, Кампании и Апулии наряду с удобными для земледелия равниной Лация и Паданской долиной позволяли местному насе­лению с успехом культивировать ячмень, пшеницу, полбу и про­со, заниматься садоводством, оливководством и виноградарством. Древняя Италия обладала значительными водными и лесными ресурсами. Полезных ископаемых в древности было известно не­много: железо, медь, олово, золото, серебро, строительный ка­мень, мрамор,глина,соль.
Древнюю Италию принято делить на три части: Северную (Лигурия, Цизальпинская Галлия и Венеция), Среднюю(Этрурия, Лаций, Кампания, Умбрия, Пицен и Самний) и Южную (Апулия, Калабрия, Лукания и Бруттий). К I в. до н. э. в результате завое­вания Италии Римом и ее романизации сложилась единая ита­лийская народность, языком которой стала латынь.

Население

Древнейшие памятники материальной культуры, обнару­женные археологами на Апеннинском полуострове, относятся к эпохе палеолита. Неолит в Италии датируется IV-III тыс. до н. э. В III тыс. до н. э. наступает период энеолита, когда обитатели Апеннинского полуострова начинают применять медь для изго­товления орудий труда (наряду с камнем). С распространением бронзы в первой половине II тыс. до н. э. начинается новая эпоха, представленная на севере культурой террамар (от нее до нас дош­ли остатки свайных построек и груды мусора), т. н. «жирной зем­ли» (terra тага), наполненной фрагментами керамики, бронзо­вых изделий, костей и т. п.; а в Средней и Южной Италии — апен­нинской культурой. Эти культуры характеризуются наличием развитой ремесленной техники и интенсивного обмена; отличи­тельной чертой их погребального обряда является кремация с по­следующим захоронением праха в терракотовых урнах (т. н. оссу- ариях). Начало железного века на севере Италии связано с куль­турой Виллановы (Х-VIII вв. до н. э.). Количество железных ору­дий постепенно увеличивается, однако их преобладание над брон­зовыми наступит лишь в VI в. до н. э. Погребальные урны культу­ры Виллановы имеют биконическую форму; также встречаются оссуарии в виде хижин. Распространение железных орудий по­влекло за собой рост производства и расширение обмена. В этот период возникают поселения городского типа (oppida). Наследниками культуры Виллановы в Северной и Средней Италии стали этруски.
Известно, что древнейшим населением Апеннинского полу­острова были лигуры, создавшие здесь неолитическую культуру. С наступлением железного века пришлые индоевропейские пле­мена постепенно вытеснили лигуров на северо-запад Италии. Основную массу населения полуострова в I тыс. до н. э. составля­ли индоевропейские племена (италики, иллирийцы и греки). Среди них выделяют группу италиков, которая распадается на две подгруппы: латино-сикулльскую и умбро-сабелльскую. О пу­тях и времени проникновения италиков на полуостров единого мнения нет.
Греки впервые попали в Италию еще во II тыс. до н. э. В VIII в. до н. э. начинается массовая греческая колонизация юга Италии и Сицилии: появляются Локры, Сибарис, Тарент и Кротон в Южной Италии, Сиракузы, Гела и Акрагант на Сицилии. Со вре­менем регион получил название Великой Греции. Греки занима­лись земледелием, скотоводством и посреднической торговлей.
В середине I тыс. до н. э. в Паданской долине обосновались племена кельтов. Они любили украшать свои шлемы петушины­ми перьями, поэтому римляне называли их галлами (от латин­ского gallus — «петух»). С VI в. до н. э. на Сицилию и в Италию стали проникать финикийцы.

Проблема этрусков

В начале I тыс. до н. э. в Италии расселяются этруски. Себя они называли расенами, латинские авторы дали им название этрусков, или тусков, а для греков они были тирренами, или тир- сенами. Несмотря на значительное количество сохранившихся памятников культуры этрусков — некрополей, руин культовых и крепостных сооружений, произведений декоративно-прикладно­го искусства, утвари, скульптуры, наконец, многочисленных надписей, — происхождение, язык и время появления этого на­рода в Италии остаются неизвестными. В этом заключается суть т. н. этрусской проблемы, разрешение которой не продвинулось далее нескольких более или менее обоснованных гипотез.
В распоряжении ученых имеется приблизительно 11 тыс. этрусских надписей, сделанных на погребальных урнах, сарко­фагах, статуэтках, свинцовых табличках, сосудах, зеркалах, гем­мах и других предметах. В большинстве своем они крайне лако­ничны. Надписи носят чаще всего дарственный или посвятитель­ный характер, немало среди них эпитафий, есть даже уникаль­ный текст религиозного содержания (т. н. «Книга мумии», около 1500 слов). Лаконичность дошедших до нас надписей при полном отсутствии литературных текстов (написанные, в частности, на льняных тканях, они изначально имели крайне мало шансов пе­режить века) сильно затрудняет процесс изучения этрусского языка: знания о его грамматике фрагментарны, установлено точ­ное значение лишь около 100 слов. Скудость письменных источ­ников и проблемы с датировкой многих памятников искусства этрусков обусловили тот факт, что на сегодняшний день историю этрусков можно представить только в общих чертах.
По вопросу об этрусском этногенезе в науке с давних пор су­ществуют разные точки зрения. Из них наиболее плодотворным представляется взгляд на этногенез этрусков как на сложный процесс, в котором принимали участие, с одной стороны, мест­ные, автохтонные элементы, а с другой — пришлые, прибывшие морем с Востока, скорее всего из Малой Азии. Этот процесс, по- видимому, следует отнести к началу I тыс. до н. э.

Греческая колонизация Италии и Сицилии (VIII-VI вв. до н. э.)

В Италии греками были основаны Кумы, Локры, Сибарис, Кротон, Регий, Посидония, Тарент, Метапонт, Неаполь, на Сицилии — Наксос, Сиракузы, Мегара, Гела, Акрагант. В боль­шинстве своем города Великой Греции были торгово-земледель- ческими. Только Кумы и Тарент являлись преимущественно тор­говыми центрами. На Сицилии самым населенным и богатым по­лисом были Сиракузы. Греки в Южной Италии и на Сицилии за­нимались главным образом земледелием, скотоводством и по­среднической торговлей. Плодородные почвы и субтропический климат позволяли получать высокие урожаи пшеницы. Процветало оливководство и виноградарство. Важным подспо­рьем в хозяйстве являлся морской и речной рыбный промысел. Ремесло было развито слабо. Наряду с товарно-денежными отно­шениями, в греческих полисах интенсивно развивалось рабовла­дение. Греки оказывали значительное культурное влияние на со­седние италийские племена.
На VI век до н. э. приходятся, с одной стороны, расцвет поли­сов Великой Греции, а с другой — обострение социальной борьбы. Борьба за власть между аристократическими и демократически­ми группировками нередко приводила к установлению тирании. В то же самое время греческие полисы воевали с этрусками в Италии и с карфагенянами на Сицилии, а также друг с другом вследствие торговой конкуренции. В начале V в. до н. э. карфаге­няне и этруски договорились о совместных действиях против гре­ков. Несмотря на это, сицилийские греки в 480 г. до н. э. нанесли поражение карфагенянам в битве при Гимере, а спустя 6 лет, в 474 г. до н. э., разбили этрусков в морском сражении близ Кум.
С конца V в. до н. э. греческие города Южной Италии и Сицилии вступают в полосу упадка.

ГЛАВА II

Древнейший период истории Италии

Этруски: общество и культура

Основной ареал распространения памятников этрусской культуры локализуется между реками Тибром и Арнусом (совре­менная Арно) в Средней Италии. Римляне назвали эту область Этрурией (современная Тоскана). Однако в период своего полити­ческого и экономического расцвета цивилизация этрусков про­стиралась гораздо севернее этих границ (Марцаботто, Спина) и южнее (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Первые достоверные сведе­ния об этрусках относятся к VIII в. до н. э. В это время в Средней Италии на смену небольшим укрепленным поселкам культуры Виллановы приходят города с этрусским населением. У этрусков уже существовала государственность, в то время как соседние италийские племена все еще жили родовым строем. Этруски за­нимались земледелием и ремеслом. Особенных успехов их масте­ра добились в рудном деле, металлургии и металлообработке. Об уровне развития ремесла у этрусков свидетельствует, в частно­сти, наличие у них ремесленных коллегий (т. е. «цехов»). Этрусскую культуру прославили в веках великолепные изделия из бронзы, железа и меди (оружие, инвентарь, утварь, скульпту­ра, украшения), керамика из черной глины (т. н. сосуды буккеро), предметы из камня и терракоты. Важной отраслью хозяйства этрусков являлась посредническая торговля.
Богатыми и многонаселенными городами этрусков были Вейи, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере. Высокий уровень этрусского градостроительства характеризует­ся мощными фортификационными сооружениями, регулярной планировкой улиц (шириной в 10-15 м), площадей и кварталов, наличием каменных мостовых, водопровода и канализации.
Формально этрусскими городами с древнейших времен управ­ляли цари, которых в VI в. до н. э. сменили магистраты, фактиче­ски же власть принадлежала аристократии (военно-жреческая знать, т. н. лукумоны), в распоряжении которой находились зем­ли и значительные материальные средства, наряду с массой рабов и клиентов. Следствием имущественной дифференциации и соци­альной борьбы в городах явилась этрусская колонизация, объек­том которой стали Южная Италия, Корсика и Сардиния. В VII- VI вв. до н. э. в Этрурии существовала конфедерация в составе 12 городов с центром в Вольсиниях (там находилось святилище вер­ховного бога этрусков Вертумна). Политикой «двенадцатиградья» (позже возникли еще два) руководил совет 12 лукумонов, из которых один был главным. Конфедерация могла в случае необ­ходимости выставить многочисленное пешее ополчение; в бою аристократы сражались на колесницах во главе своих личных дружин.
Располагая внушительным морским флотом, этруски актив­но занимались торговлей и пиратством. Они торговали со многи­ми странами Востока, в том числе с Египтом и Финикией. Экономическое соперничество являлось основной причиной воо­руженных конфликтов между этрусками и греческими колония­ми Южной Италии. В 535 г. до н. э. этруски, заключив союз с кар­фагенянами, после кровопролитной морской битвы заставили греков покинуть город Алалию, являвшийся их форпостом на Корсике, после чего весь остров перешел под власть этрусков. К тому времени под их контролем уже находились Лаций и Кампания, а также районы Северной Италии. К 616-510 гг. до н. э. традиция относит правление в Риме этрусских царей. На первую половину VI в. до н. э. приходится период политического, экономического и культурного расцвета Этрурии.
Во второй половине VI в. до н. э. начинается ослабление этрус­ского могущества. Этрускам пришлось одновременно бороться с греками, римлянами и галлами. Тем временем в этрусских горо­дах обострилась социальная борьба. К тому же члены конфедера­ции постоянно враждовали друг с другом. В результате начешись военные неудачи. В 524 г. до н. э. этруски потерпели поражение от греков в Кампании, а в 510 г. до н. э. римляне изгнали из свое­го города последнего этрусского царя Тарквиния Гордого. К кон­цу VI в. до н. э. падает влияние этрусков в Лации и на севере Италии. На юге греки в 482 г. до н. э. закрыли Мессинский про­лив для этрусских кораблей, а в 474 г. до н. э. разгромили этру­сков близ Кум. До конца V в. до н. э. этруски потеряли Корсику и Эльбу, а также были вытеснены самнитами из Кампании. В 396 г. до н. э. Вейи после десятилетней осады были взяты и разрушены римским диктатором Марком Фурием Камиллом. В первой поло­вине IV в. до н. э. Рим покорил всю Южную Этрурию. Этруски были побеждены римлянами в войне 296-294 гг. до н. э., а в 283 г. до н. э. потерпели от них еще одно поражение, у Вадимонского озера. Наконец, в 265 г. до н. э. с падением Вольсиний заверши­лось римское завоевание Этрурии. В процессе романизации к на­чалу новой эры этруски полностью ассимилировались с римляна­ми и забыли родной язык.
История этрусского искусства делится на четыре периода: ориентализирующий (VIII-VII вв. до н. э.), архаический (VI в. до н. э.), классический (V-IVbb. до н. э.) и эллинистический (III- I вв. до н. э.). В этрусских городах сохранились остатки внуши­тельных крепостных сооружений (например, периметр стен во­круг Вольтерры составляет 7 км, вокруг Тарквиний — 8 км) и руины храмов: те и другие обычно возводились из туфа и травер­тина. Этруски были умелыми инженерами и строили на редкость добротные дороги и мосты. В мировую историю искусства вошли знаменитые этрусские некрополи Кьюзи, Черветери, Вульчи, Вольтерры и Монтаньолы с великолепными полихромными фре­сками, рельефами и скульптурами из бронзы и терракоты, рас­писными саркофагами лукумонов и богатейшим погребальным инвентарем (урны, керамика буккеро, культовые и бытовые пред­меты из бронзы, ювелирные украшения и т. д.). Творения без­вестных этрусских скульпторов (мы знаем по имени лишь леген­дарного Вулку, который работал в Риме при Тарквинии Гордом) отличаются поразительным реализмом. В частности, этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Химера» (V в. до н. э.).
В основе довольно мрачной религии этрусков лежали культ мертвых с человеческими жертвоприношениями и вера в духов и демонов. Верховным богом считался Вертумн. Следом за ним шла триада: Тиния, Уни и Менерва (у римлян — Юпитер, Юнона и Минерва). Из числа остальных божеств Фуфлунс позднее был отождествлен римлянами с Вакхом—Дионисом, Марис — с Марсом, Аплу — с Аполлоном, Турмс — с Гермесом и т. д. Особым авторитетом пользовалась гаруспицина — искусство гадания по печени жертвенных животных.
В течение нескольких веков на развитие этрусской культуры огромное влияние оказывали сначала древние цивилизации Востока, а затем — греческого мира. В свою очередь, культура этрусков (наряду с греческой) серьезно повлияла на формирова­ние римской культуры.

Царский Рим (753-510 гг. до н. э.)

Древнейший Рим был одним из городов Лация — области рас­селения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латин­ские города, он возник в результате синойкизма, т. е. слияния мелких родовых поселений.
В VIII в. до н. э. 30 городов, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую федерацию во главе с Альбой-Лонгой. Согласно преданию, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, при­бывшего в Италию морем после падения Трои. Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, по леген­де, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т. е. Рим). В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи римских царей (753-715 гг. до н. э.). С именем легендарного Ромула (его имя означает «римский») традиция связывает римско-сабинский синойкизм (слияние двух общин), распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и саби­нов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в со­ставе 300 целеров. В итоге Ромул был убит родовыми старейши­нами, которых раздражали его тиранические замашки.
Второй царь, Нума Помпилий (715-673 гг. до н. э.), признан­ный исторической личностью, в противоположность Ромулу был миротворцем. Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина, учредил культы богов, создал ремесленные и жреческие коллегии, установил торговые дни — нундины. Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673-641 гг. до н. э.), разрушил Альбу-Лонгу и переселил ее жителей в Рим. Деспотичного Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула.
Четвертый царь, Анк Марций (641-616 гг. до н.э.), удачно воевал с латинами, сабинами и вольсками, построил первый дере­вянный мост через Тибр, расширил территорию Рима, основал первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра и завладел со­ляными варницами (т. н. салинами). Следующим царем стал вы­ходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (Priscus, 616- 578 гг. до н. э.), прославившийся своей строительной деятельнос­тью. При нем замостили камнем и начали застраивать Форум, возвели Большой цирк между холмами Палатином и Авентином, подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь лишь внуком царя, Тарквинием Гордым), начали возводить городские укрепления, соорудили канализацию (Cloaca Maxima). Во времена Тарквиния Древнего Рим стал доминировать в Лации. После убийства Тарквиния воцарился Сервий Туллий (578-534 гг. до н. э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной, а также провел серию важ­ных государственных реформ.
Наконец, последним, седьмым царем Рима стал зять и убийца Сервия— Луций Тарквиний Гордый (Superbus, 534-510 гг. до н. э.), который вел многочисленные захватнические войны и пра­вил как тиран, за что и был изгнан из Рима вместе с потомством. После этого в Риме была установлена республика (от латинского res publica — «общее достояние»).
Многие сведения литературной традиции за последние 100- 150 лет оказались надежно подкреплены данными археологиче­ских раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н. э. латины заселили Палатинский холм, а сабины несколько позднее — Квиринал, Виминал и Эсквилин (остатки хижин на Палатине датируются VIII в. до н. э., тогда как древнейшие па­мятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII-IX вв. до н. э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь). В VII в. до н. э. произошел процесс слияния обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилин- ского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоедини­
лись сабины с Квиринала, а затем этруски с Целия. Так возник Рим, центром которого стала крепость на Капитолийском холме с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет ско­товодства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).
Изначально население древнейшего Рима делилось на 3 родо- племенные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность роди­чей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н. э. насчитывал 5 тысяч лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от латинского senex — «старец»), т. е. совет старейшин. Дела, кото­рые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres), для приня­тия окончательного решения выносились на рассмотрение народ­ного собрания, созывавшегося по куриям, — куриатных коми- ций. В частности, в комициях выбирался царь (rex), которому принадлежала вся полнота военной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, он являлся верховным жрецом. Атрибуты царской власти римляне заимствовали у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом, трон из слоновой кости (т. н. курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов — телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces — пучки прутьев с топором в середи­не; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).
Члены родовой (гентильной) организации составляли рим­ский народ квиритов (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, кото­рых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus). В результате произошла фиксация двух классов- сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (patricius — «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все воз­раставших в числе плебеев (от латинского plere — «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой орга­низации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.
В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и не­которые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (clientes— «зависимые люди»).
Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинял­ся. В свою очередь, патрон оказывал клиенту защиту и покрови­тельство. Отношения патроната—клиентелы на протяжении ве­ков считались в Риме священными и нерушимыми.
Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми ста­рейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae) во гла­ве с домовладыками. Власть домовладыки (pater families) внутри семьи была абсолютной: по отношению к домочадцам он обладал ¦ правом жизни и смерти» (jus vitae ас necis). В эпоху патриар­хального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы.
Последовательно проводя политику, направленную на укре­пление своей личной власти, последние римские цари использо­вали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию традиция приписывает осуществление ре­форм, которые явились важной вехой на пути римского общества от родового строя к государству. Осуществляя военную и связан­ную с ней цензовую реформы, Сервий Туллий поделил все муж­ское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть имуще­ственных классов. Ценз I класса составлял 100 ООО медных ассов (имеется в виду стоимость всего имущества), II — 75 тыс., III — 50 тыс., IV— 25 тыс., V— 11,5 тыс. ассов. Все бедняки, един­ственное достояние которых заключалось в их детях, составляли VI класс — пролетариев (от лат. proles — «потомство»). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен) в войско: I класс — 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98; II — 22, III — 20, IV — 22, V — 30 центурий легкой пехоты, VI класс — 1 центурию, всего 193 центурии.
Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания — центу- риатные комиции с цензовым принципом голосования. В них на­ряду с патрициями участвовали и плебеи. Несмотря на то что чис­ло людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку пред­ставители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами. Помимо имуществен­ного ценза, был установлен еще и возрастной: центурии молоде­жи (от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (старше 46 лет) служили в гарнизонах. Войско состояло из 4 легионов под командованием царя. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию Римского государства на 21 округ (к 241 г. до н. э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (4 из них были городскими, остальные — сельскими).
В результате этих преобразований на авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на вто­рой план. Цензовая и административно-территориальная рефор­мы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по институтам родового строя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римского гражданского коллектива.
К концу царского периода завершилось формирование рим­ского полиса, или civitas, т. е. гражданской общины с античной формой собственности. Усиление публичной власти за счет родо­вых институтов обернулось царским деспотизмом сродни ранне- греческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510 г. до н. э.). По пре­данию, тогда же царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата — т. н. консулы (consules). Они унаследовали от ца­рей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми кон­сулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510-30гг. дон. э.).

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal