В середине XIX в. был составлен еще один ценный биографический труд, о существовании которого стало известно сравнительно недавно. Речь идет о биографическом очерке Исмаила из Ярага, посвященном его отцу Мухаммеду из Ярага, одному из активных проповедников мюридизма в Дагестане. Мы даем в русском переводе отрывок арабского текста указанного сочинения:
«Это биография шейха Мухаммеда ал-Йараги.
Мухаммед, сын Исмаила, сын молла шейх Камала, сын Назир ал-Йараги ал-Курав (Курави — Кюринский) встал на путь славного тариката — а ему было пятьдесят один год — в тысяча двести тридцать седьмом году… [В зул -хиджжа тысяча двести сорок пятого года он вынужден был бежать в Табасаран, где оставался в течение 20 дней], затем оттуда бежал вместе с известным, выдающимся реформатором (муджаддид), борцом [за правое дело] по [пути] великого Аллаха ученым Газимухаммадом, при его возвращении со своим победоносным войском из цитадели города Баб ал-абваб, в месяце раби ал-ахир, остановился в селении Эрпели на незначительное число дней. Затем он (Мухаммед ал-Йараги) перешел в селение Чиркей, где пребывал около месяца. После выступления упомянутого реформатора с его победоносным войском в Чечню для нападения на крепость Кизляр пришли грешные кафиры вместе с лицемерами и нечестивцами, однако жители Чиркея заключили мир с кафирами. По этой причине Мухаммед [ал-Йараги] бежал со своей семьей и учениками из Чиркея в селение Игали в джумада ал-ахир, оставался там до месяца чу-л-када. Оттуда он (Мухаммед ал-Йараги) перешел в селение Гамирах (Гимры), место жительства упомянутого борца, где жил до месяца джумада ал-ула.
После этого он перешел из Гимры в /селение/ Балаканы. В середине его (то есть года), по истечении около двадцати дней, кафиры вместе с лицемерами и злодеями неожиданно выступили против этого селения. В понедельник четвертого джумада ал-ахир произошло столкновение между ними, мусульманское войско потерпело поражение из-за некоторых лицемеров среди них и стал мучеником (за веру) упомянутый ученый муж, обновитель (то есть Газимухаммад) — да будет милость всевышнего Аллаха над ним. и да будет ходатаем за него в Судный день, вместе с некоторыми из ученых, среди которых Хаджжиат-эфенди, Нурмухаммад ал-Кахи, молла Ахмад ал-Губали. Сулейман- эфенди и некоторыми храбрецами с достойными людьми, — будет им милость Всевышнего Аллаха… И ослабло дело веры [Мухаммед ал-Йараги выступил] в защиту древнего слова (Корана) в начале шаввала, незадолго перед приходом в селение Согратль. Затем он перешел оттуда (из Балахуни) туда (Согратль), где оставался в течение трех лет и около четырех месяцев. Потом постигла его — да будет над ним милость всевышнего Аллаха — сильная болезнь, в раннее утро, в четверг девятого мада ал-ахира тысяча двести пятьдесят четвертого года от хиджры господина демонов и людей (ас-сакалайн). Он скончался в послеполуденное время в этом [селении] в понедельник, тридцатого числа того же года, и собрались ученые, хаджии и благочестивые люди селения Согратль… И мы похоронили его там».