Происходящие в последние дни на Юго-востоке Украины события, по признанию многих экспертов, особо актуализируют вопрос федерализации этого государства, как необходимый и наиболее разумный шаг для сохранения его целостности на какой-то определенный период. Почему «на определенный период»? Потому, что дальнейшая судьба Украины в виде самостоятельного государственного образования будет зависеть от многих факторов, начиная со сформирования легитимных органов власти в стране до поведения отдельных регионов и даже различных политических сил, от того насколько все они будут заинтересованы в сохранении государства, смогут консолидироваться вокруг единой цели. Пока что мы не видим даже контуров такого оптимистичного видения будущего Украины. Наоборот, с каждым днем все более реальным становится распад Украины, и даже ее превращение в территорию «перекати поле». Но в рамках этой статьи нашей целью не является анализ ситуации на Украине.
Дело в том, что события на Украине, по сути, открыли ящик Пандоры для всего региона Закавказья, создав необходимые предпосылки для предстоящей «Закавказской весны». В этом плане в последнее время происходят весьма интересные, хоть и не совсем видные невооруженным взглядом процессы во всех трех Закавказских государствах. Известно, что на днях президент Армении успел снять «с последнего вагона уходящего поезда» премьер-министра страны Т. Саркисяна, который, по некоторым сообщениям, негласно стоит во главе прозападных сил в Армении. В Грузии «духовный отец» последней революции по избавлению от Саакашвили и его команды Б. Иванишвили уже признался в том, что он сделал ставку «не на того человека», имея в виду недавно избранного президента страны Г. Маргвелашвили. Все это дает основания полагать, что в этих странах в обозримом будущем вполне ожидаемы какие-то кардинальные изменения как в структурах самой власти, так и в проводимой ими внешней политике. Но мы постараемся подробно разобраться в процессах, происходящих в Азербайджанской Республике, которая, по признанию хороших знатоков данного региона, находится в самом центре «дуги нестабильности», образовавшейся после украинских событий. Отметим, что реакция СМИ и всего аналитического и журналистского сообщества Азербайджана на украинские события, которую мы сегодня наблюдаем, только подтверждает правильность подобного вывода.
По большому счету, события на Украине привели к образованию такой региональной геополитической ситуации на Закавказье, и в первую очередь, вокруг самого Азербайджана, когда «ничего не делать» для руководителя государства было бы равно ошибке. В то же время ошибкой является и предприятие каких-либо конкретных действий. С одной стороны, вроде никак нельзя сидеть сложа руки, так как, говоря словами Роберта Энтони, ожидание — ловушка. А с другой стороны, заранее известно, что все предпринятые шаги тоже будут ошибочными. Действия президента Азербайджанской Республики в последнее время – тому доказательство.
С самого начала разрушительных событий на Украине Азербайджан был в ряде тех государств, где как официальные власти, так и аналитическое сообщество принимали этот процесс слишком «близко к сердцу». Как-то ранее мы уже писали о том, что эти события в Азербайджане анализируются не меньше, а в некоторых случаях даже больше, чем на самой Украине. При этом особо выделяется то, что весь спектр политических сил и аналитиков страны в буквальном смысле слова ополчились против России и ее президента Владимира Путина, что не подлежит никакому логическому объяснению. При этом многие из них вовсе не скрывают, что после Украины очередь за Азербайджаном. Но почти все они связывают наличие угрозы для Азербайджана не существованием, например, внутренних коррупционных, трайбалистских, социально-экономических, межнациональных или других факторов, а якобы существованием каких-то мифических «агрессивных планов» у Владимира Путина по «воссозданию СССР».
Пользуясь создавшейся ситуацией в своих сугубо клановых интересах, власти Азербайджана умело направляют народный гнев своих граждан, доведенных за последние 10 лет правления Алиевых до уровня нищенского существования, против «внешней угрозы», что позволяет им на какой-то отрезок времени консолидировать всех политических сил вокруг себя, тем самым получая передышку для поисков путей продления своего нахождения у власти. В этом властей всячески поддерживают разношерстные аналитики и политологи, выступающие открыто в поддержку правительства или же «независимо». При этом внимательное ознакомление с «творениями» аналитической мысли в Азербайджане доказывает абсолютное интеллектуальное бессилие пишущей братии страны при анализе сложных геополитических процессов в мире и регионе. Вместе того, чтобы направить всю протестную энергию населения против нынешнего правящего режима, который является самой большой угрозой целостности государства и благосостояния его граждан, они делают все для того, чтобы увековечить его нахождение у власти. В чем причина?
Ученые давно уже признали факт того, что после падения Рима в V веке в Европе учение, мышление и образованность Римской империи были в основном утрачены. Эти слова полностью могут быть отнесены и к Азербайджану, который по приобретении независимости полностью утратил эти качества. Но в Азербайджане, в отличие от Европы, в годы независимости не наступила эпоха Возрождения, приведшая к интеллектуальному процветанию хотя бы части интеллигенции. Наоборот, за годы независимости власти сделали все мыслимое и немыслимое, чтобы общество в плане образованности и интеллектуального развития ушло в глубокое средневековье. Грубым образом в сторону было брошено все самое лучшее от советской эпохи развития Азербайджана, например, в области гуманитарного образования, а взамен в обществе расцвел культ необразованности, что доказывается существованием глубоко коррумпированной системы высшего образования.
Как результат этого, сегодня большинство прогнозов ведущих аналитиков страны в лучшем случае оставляет желать лучшего. Вместе того, чтобы ясно понять, что именно происходит вокруг Азербайджана, в каком направлении двигается регион и что следует сделать, чтобы не допустить распада государства, они считают главной своей заслугой обливание грязью Владимира Путина и «имперской России». Учитывая то, что ИА REX систематически публикует «Обзоры Бакинских СМИ», в которых читатели подробно могут ознакомиться с состоянием аналитики в Азербайджане, мы не считаем необходимым приводить здесь отдельные выдержки из этих публикаций. Но, думаю, главное и без того ясно: во всех этих комментариях нет ни одного слова о том, какие именно глубинные проблемы существуют внутри Азербайджана, путем решения которых можно было бы добиться предотвращения вероятных угроз для страны и государства.
Пользуясь «передышкой», руководство Азербайджана продолжает отчаянные поиски путей и способов предотвращения вполне ожидаемых угроз для своей личной власти. Проводятся многочисленные переговоры с руководителями разных государств. Так, на днях в Баку прибыл с однодневным рабочим визитом премьер-министр Турции Р. Эрдоган. Ожидается, «но не скоро», визит Дж. Керри в Азербайджан. Месяц назад Ильхам Алиев отправил личное послание президенту Ирана Х. Рохани, который в свою очередь пригласил его посетить Тегеран в конце апреля. Далее, Алиев пригласил президента Туркменистана Г. Бердымухамедова посетить Баку. Но среди всех этих действий И. Алиева есть одно, которое, на наш взгляд, заслуживает особого внимания.
Согласно имеющейся у нас информации, И. Алиев готовится к косметическому изменению административно-территориальной конфигурации Азербайджана в направлении его частичной федерализации (Сразу отметим, что в этом случае не вполне правильно говорить о федерализации. Скорее всего, тут речь может идти о конфедеративном устройстве Азербайджана в обозримом будущем. Потому что наличие в составе АР Нахичеванской Автономной Республики (государства в государстве) свидетельствует о том, что она сейчас фактически является федерацией). По сообщениям нашего источника, в этих целях И. Алиев с некоторых пор уже ведет какие-то негласные переговоры с руководством Нагорного Карабаха. В сообщении говорится, что речь идет о том, что в ответ на признание независимости Нагорно-Карабахской Республики, Алиев добивается возвращении этой республики в состав Азербайджана на конфедеративных началах. Наш источник утверждает, что именно об этом речь шла в послании Алиева Х. Рохани, которое предоставил последнему не кто-нибудь иной, как лично главный управленец бизнес-империи Алиевых министр МЧС К. Гейдаров. То есть переговоры с президентом Нагорного Карабаха должны пройти под патронажем Ирана в столице этого государства. При этом источник затрудняется ответить на вопрос о том, взамен на какие именно уступки иранское руководство должно согласиться организовать такие переговоры (заставить руководства Карабаха пойти на переговоры с официальным Баку). На основе сообщений отдельных азербайджанских СМИ о том, что на днях официальный Баку согласился на передачу Ирану небольшой спорной территории (44 метр, — так написано в сообщении газеты «Ени Мусават» в номере от 7 апреля 2014 года) в районе ирано-азербайджанской границы на территории г. Джульфы, говорит о том, что вероятно иранскому руководству есть основание надеяться на серьезные территориальные или иного характера уступки со стороны И. Алиева. Взамен этого Иран должен добиться согласия карабахского руководства войти в состав будущего конфедеративного Азербайджана.
Мало того, утверждается, что на запланированных Алиевым переговорах, скорее всего, для «серьезности намерений» ожидается участие представителей талышей и лезгин, которым, вероятно, тоже обещаются какие-то преференции в плане предоставления каких-то национально-культурных прав типа открытия телевизионных каналов на местах их компактного проживания и т.д. Достоверность таких сведений подтверждается еще и тем, что совсем недавно, после 8-летнего перерыва в Азербайджане вновь был восстановлен пост Советника Президента по национальным вопросам. Вслед за этим новый советник К. Абдулла встретился в Баку с представителями некоторых «национальных меньшинств», где им было обещано, что «их требования будут представлены самому президенту». Сразу после этого некоторые «карманные» талыши в Баку стали активно выступать на страницах различных подконтрольных официальному Баку талышских Интернет-ресурсов с радостными возгласами одобрения по поводу данной встречи с Советником («Обнадеживающая встреча» и т.д.) и якобы о возникновении «уникального шанса» для талышского народа в Азербайджане. Плюс к этому, полная лояльность руководителей различных лезгинских организаций на территории Российской Федерации к руководству АР, отсутствие с недавних пор всякой критики в их адрес и пр. на подконтрольных им Интернет-ресурсах дает основание утверждать, что и в среде лезгин происходят аналогичные процессы.
Мы глубоко уверены в том, что, учитывая горький опыт предыдущих лет, во-первых, каждый здравомыслящий талыш и лезгин, ни то, чтобы верить, даже серьезно не может относиться к словесным обещаниям руководства АР о предоставлении в обозримом будущем талышам и лезгинам хоть каких-нибудь преференций в области обеспечения их национальных прав (даже в плане национально-культурного развития). Разумеется, чисто теоретически можно допустить, что Карабахское руководство может пойти на такой шаг только с условием, что остальные коренные этносы Азербайджана также получат хоть какой-нибудь автономный статус. Но при этом есть большая вероятность того, что Алиев в очередной раз может использовать этих «карманных» талышей и лезгин в реализации своих сугубо семейных интересов по продлению срока нахождения своего клана у власти, а все эти народы в итоге в очередной раз останутся «с носом». Во-вторых, тем более в нынешних условиях, когда право народов на самоопределение стало таким актуальным фактором при решении их проблем, никак не вериться, что президент Нагорного Карабаха даст свое согласие на возвращение Карабаха в лоно Азербайджана – даже при признании его независимости «в составе АР». Но тут речь даже не об этом.
Речь о том, смогут ли такие полумеры спасти Азербайджанскую Республику от неминуемой гибели, вывести ее из той «дуги нестабильности», о которой речь шла выше? Судя по последним украинским событиям, которые развиваются стремительно, вопрос о Крыме уже забыт, речь сегодня идет о полном распаде Украины как самостоятельного государства. В таких условиях какие-нибудь «косметические» изменения вряд ли смогут исправить положение. Народы с полной решимостью вышли на политическую арену, их требования нужно выполнять в полной мере: кто-то из них захочет самоопределиться в составе того или иного государства, а другие требуют для себя независимости. В таких условиях ответ на поставленный в заголовке нашего материала вопрос о том, «Спасет ли федерализация Азербайджан?», становится очевидным: На какой-то период она безусловно может спасти это государство. Но это должна быть федерация, состоящих из подлинных автономий со всеми правами и полномочиями. А то, что замышляет Ильхам Алиев, еще больше усугубит ситуацию в стране и, вероятно, ускорит ее распад. Ему вряд ли удастся в очередной раз «выйти сухим из воды» путем частичной федерализации Азербайджана. Это самый большой урок украинских событий.
Что касается талышского народа, мы полны решимости добиться независимости для своего народа и провозгласить независимого Талышистана. Никакие коварные планы Алиева и радостные возгласы его «карманных талышей» нашему народу в его решимости на независимость – не преграда!
ФАХРАДДИН АБОСЗОДА