О НАХОДЯЩИХСЯ НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ
КАСПИЙСКОГО МОРЯ, МЕЖДУ АСТРАХАНЬЮ И РЕКОЮ КУРА НАРОДАХ И ЗЕМЛЯХ И ОБ ИХ СОСТОЯНИИ В 1728 ГОДУ
Имена провинциальные. Дагистан Нижняя.
Имена уездные и народам. Алтипара, уезд.
Ситуация. Подле реки Самуры по зюйдовой стороне, между нижних гор, подле Рутул и ко высокой горе Шалбрус.
Уезд, Из сих пяти уездов каждой состоит в нескольких деревнях, которые все между горами, несколько вместе, а несколько между долинами разсыпно лежат. Дороги между оными узкие и каменистые и проходы к оным уездам весьма трудные. Все сии пять уездов изо всех сторон высокими каменными и непроходными горами обняты, которые зимою и летом снегами покрыты; токмо меж ими из одного уезда до другова имеются дороги посвободнее, которые они делали, чтоб во время нужды уезд уезду помощь учинить мог.
Языки. Лезгинской язык. Сей язык употребляют лезги, или лезгинцы, и ни с каким другим языком сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, сунны.
Владельцы. Хотя всякая деревня своего старшину имеет, которые территориально вместе содержутся, однакож обыватели оным мало послушны бывают, ибо всяк сам собою господином.
Состоят в подданстве и под властию. При разграничений земли с турками некоторая часть из сего уезда под Россию надлежало, токмо в посселию не взято и так оставлено.
Промысл. Питаются скотиною и имеют между горами в долинах малое число пашен, и для того имеется у них нужда в хлебе, которой оные меняют скотиною в Кубе. И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысл употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые, сверх того дикой и варварской народ,
Доходы. Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтоб кто их в подданство привесть и принуждать может.
Состояние. Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают, Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде сего султаны дербенские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали, и понеже от них прибыли никакой нет, оставлены оные были потому в покое. Чего ради и та малая часть земли от Алты пара, которая по разграничению к российской доле надлежит, так оставлена, ибо невозможно будет без непрестанных ссор оное содержать, а прибыли от того никакой нету. Также оные и с турецкой стороны в покое оставлены могут быть, понеже силою их в подданство привесть труд не заплатится, не почитая убытку, что к тому потребно будет; и хотя то и учинилося бы, то однакож в таком диком народе постоянства никогда не будет. Хлеба у них мало родится, как выше объявлено, которой они покупают и меняют скотиною в Кубе. Самой лудчей их промысл состоит в покраже и грабеже, а особливо часто нападения чинят в Грузии, где они лошадей, а больше людей крадут, на своих легких лошадях увозят и продают. При ребелии в Ширвании оные Дауд беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились, и куда приходили, — с обывателями немилосердно поступали. Темирлану, или Темиру Аксаку, то есть Храмому Темиру, оные послушны были, однакож, как они сами говорят, не яко подданными владетелю, токмо для приятства, которое их прадеды с ним заключили, к войне соединились, и чрез их помощь славен стал. Чрез подговор Темир Аксака оные и магуметанской закон приняли, до котораго времени они идолопоклонцы были, и ныне оные еще больше именем, нежели делом, магуметанцы, ибо муллы, или попы, самые большие плуты между ими.
Примечание. Темира Аксака дагистанцы еще почитают и следующую повесть об нем сказывают. Когда он здесь подле моря лежащих мест часть раззорил, часть под себя побрал, то он и к ним незапно приступил и с немалым числом войска в самую средину Дагистани вошел. Дагистанцы, прадеды их, в скорости заложили все дороги и проходы,, собрались и напали на него и войско его все побили, что малое число из оных спаслося, между которым и Темир Аксак сам был, о котором все дагистанцы верили и чаяли, что он с другими убит. Потом Темир Аксак мыслил, каким образом и мерами ему наилудче будет над дагистанцами реванжу свою отыскать, и того ради сам один незнатно в Дагистан пришел для осмотрения дорог и как он наилудче в Дагистан нападение учинить мог. И ночевал одну ночь у некоторой вдовы, которая ево не знала. Оная вдова ему для ужина подала блюдо соломаты горячей, которое кушанье и ныне еще у них в обыкности. Темир Аксак с голоду поспешил есть и взял лошкою из середи блюда, и понеже соломата была горячая обжегся. Как хозяйка вдова то увидела, стала она ему говорить: ты такой же безумной человек, как Темир Аксак, на что испугался, — однакож спрашивал ее, в чем безумство Темир Аксакове состояло. На что вдова ему ответствовала: Темир Аксак пришел нечаянно в средину Дагистана и хотел себя насытить, токмо обжегся жестоко, как ты ныне; ежели бы ты отведовал сперва по краям блюда есть, то бы ты был сыт и не обжогся бы, и ежели бы Темир Аксак искал бы с дагистанцами разумно и легко обходиться, то бы он сыт и ныне жив был. И, может быть, дагистанцы с ним, чего он себе вспомнил, с дагистанцами дружбу завел, с ними соединился и больше с их помощью многими местами овладел и славу себе получил.
Имена провинциальные. Дагистан Нижняя.
Имена уездные и народам. Рутул, уезд.
Ситуация. Подле реки Самура по зюйдовой стороне далее к весту, между Алтыпара и Ахты.
Уезд.
Дословно с 17-й
Из сих пяти уездов каждой состоит в нескольких деревнях, которые все между горами, несколько вместе, а несколько между долинами разсыпно лежат. Дороги между оными узкие и каменистые и проходы к оным уездам весьма трудные. Все сии пять уездов изо всех сторон высокими каменными и непроходными горами обняты, которые зимою и летом снегами покрыты; токмо меж ими из одного уезда до другова имеются дороги посвободнее, которые они делали, чтоб во время нужды уезд уезду помощь учинить мог.
Языки.
Дословно с 17-й
Лезгинской язык. Сей язык употребляют лезги, или лезгинцы, и ни с каким другим языком сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, сунны.
Владельцы.
Дословно с 17-й
Хотя всякая деревня своего старшину имеет, которые территориально вместе содержутся, однакож обыватели оным мало послушны бывают, ибо всяк сам собою господином.
Состоят в подданстве и под властию. По разграничению земли с турками сии четыре уезда к турецкой стороне надлежат; токмо все пять уездов противятся обеим государствам в подданстве, все заедино вместе стоят и хотят вольными людьми пребывать, как оные всегда бывали, ибо оные ни под каким владением не стояли и для того ныне еще вольные люди.
Промысл.
Дословно с 17-й
. Питаются скотиною и имеют между горами в долинах малое число пашен, и для того имеется у них нужда в хлебе, которой оные меняют скотиною в Кубе. И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысл употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые, сверх того дикой и варварской народ,
Доходы.
Дословно с 17-й
Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтоб кто их в подданство привесть и принуждать может.
Состояние.
Дословно с 17-й
Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают, Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде сего султаны дербенские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали, и понеже от них прибыли никакой нет, оставлены оные были потому в покое. Чего ради и та малая часть земли от Алты пара, которая по разграничению к российской доле надлежит, так оставлена, ибо невозможно будет без непрестанных ссор оное содержать, а прибыли от того никакой нету. Также оные и с турецкой стороны в покое оставлены могут быть, понеже силою их в подданство привесть труд не заплатится, не почитая убытку, что к тому потребно будет; и хотя то и учинилося бы, то однакож в таком диком народе постоянства никогда не будет. Хлеба у них мало родится, как выше объявлено, которой они покупают и меняют скотиною в Кубе. Самой лудчей их промысл состоит в покраже и грабеже, а особливо часто нападения чинят в Грузии, где они лошадей, а больше людей крадут, на своих легких лошадях увозят и продают. При ребелии в Ширвании оные Дауд беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились, и куда приходили, — с обывателями немилосердно поступали. Темирлану, или Темиру Аксаку, то есть Храмому Темиру, оные послушны были, однакож, как они сами говорят, не яко подданными владетелю, токмо для приятства, которое их прадеды с ним заключили, к войне соединились, и чрез их помощь славен стал. Чрез подговор Темир Аксака оные и магуметанской закон приняли, до котораго времени они идолопоклонцы были, и ныне оные еще больше именем, нежели делом, магуметанцы, ибо муллы, или попы, самые большие плуты между ими.
Примечание.
Дословно с 17-й
Темира Аксака дагистанцы еще почитают и следующую повесть об нем сказывают. Когда он здесь подле моря лежащих мест часть раззорил, часть под себя побрал, то он и к ним незапно приступил и с немалым числом войска в самую средину Дагистани вошел. Дагистанцы, прадеды их, в скорости заложили все дороги и проходы,, собрались и напали на него и войско его все побили, что малое число из оных спаслося, между которым и Темир Аксак сам был, о котором все дагистанцы верили и чаяли, что он с другими убит. Потом Темир Аксак мыслил, каким образом и мерами ему наилудче будет над дагистанцами реванжу свою отыскать, и того ради сам один незнатно в Дагистан пришел для осмотрения дорог и как он наилудче в Дагистан нападение учинить мог. И ночевал одну ночь у некоторой вдовы, которая ево не знала. Оная вдова ему для ужина подала блюдо соломаты горячей, которое кушанье и ныне еще у них в обыкности. Темир Аксак с голоду поспешил есть и взял лошкою из середи блюда, и понеже соломата была горячая обжегся. Как хозяйка вдова то увидела, стала она ему говорить: ты такой же безумной человек, как Темир Аксак, на что испугался, — однакож спрашивал ее, в чем безумство Темир Аксакове состояло. На что вдова ему ответствовала: Темир Аксак пришел нечаянно в средину Дагистана и хотел себя насытить, токмо обжегся жестоко, как ты ныне; ежели бы ты отведовал сперва по краям блюда есть, то бы ты был сыт и не обжогся бы, и ежели бы Темир Аксак искал бы с дагистанцами разумно и легко обходиться, то бы он сыт и ныне жив был. И, может быть, дагистанцы с ним, чего он себе вспомнил, с дагистанцами дружбу завел, с ними соединился и больше с их помощью многими местами овладел и славу себе получил.
Имена провинциальные. Дагистан Нижняя.
Имена уездные и народам. Ахти, уезд.
Ситуация. Подле реки Самуры по зюйдовой стороне еще более к весту, Рутуль и Докуспара от зюйда закрыта высокими горами Шак.
Уезд.
Дословно с 17-й
Из сих пяти уездов каждой состоит в нескольких деревнях, которые все между горами, несколько вместе, а несколько между долинами разсыпно лежат. Дороги между оными узкие и каменистые и проходы к оным уездам весьма трудные. Все сии пять уездов изо всех сторон высокими каменными и непроходными горами обняты, которые зимою и летом снегами покрыты; токмо меж ими из одного уезда до другова имеются дороги посвободнее, которые они делали, чтоб во время нужды уезд уезду помощь учинить мог.
Языки.
Дословно с 17-й
Лезгинской язык. Сей язык употребляют лезги, или лезгинцы, и ни с каким другим языком сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, сунны.
Владельцы.
Дословно с 17-й
Состоят в подданстве и под властию.
Дословно с 18-й
По разграничению земли с турками сии четыре уезда к турецкой стороне надлежат; токмо все пять уездов противятся обеим государствам в подданстве, все заедино вместе стоят и хотят вольными людьми пребывать, как оные всегда бывали, ибо оные ни под каким владением не стояли и для того ныне еще вольные люди.
Промысл.
Дословно с 17-й
Питаются скотиною и имеют между горами в долинах малое число пашен, и для того имеется у них нужда в хлебе, которой оные меняют скотиною в Кубе. И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысл употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые, сверх того дикой и варварской народ,
Доходы.
Дословно с 17-й
Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтоб кто их в подданство привесть и принуждать может.
Состояние.
Дословно с 17-й
Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают, Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде сего султаны дербенские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали, и понеже от них прибыли никакой нет, оставлены оные были потому в покое. Чего ради и та малая часть земли от Алты пара, которая по разграничению к российской доле надлежит, так оставлена, ибо невозможно будет без непрестанных ссор оное содержать, а прибыли от того никакой нету. Также оные и с турецкой стороны в покое оставлены могут быть, понеже силою их в подданство привесть труд не заплатится, не почитая убытку, что к тому потребно будет; и хотя то и учинилося бы, то однакож в таком диком народе постоянства никогда не будет. Хлеба у них мало родится, как выше объявлено, которой они покупают и меняют скотиною в Кубе. Самой лудчей их промысл состоит в покраже и грабеже, а особливо часто нападения чинят в Грузии, где они лошадей, а больше людей крадут, на своих легких лошадях увозят и продают. При ребелии в Ширвании оные Дауд беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились, и куда приходили, — с обывателями немилосердно поступали. Темирлану, или Темиру Аксаку, то есть Храмому Темиру, оные послушны были, однакож, как они сами говорят, не яко подданными владетелю, токмо для приятства, которое их прадеды с ним заключили, к войне соединились, и чрез их помощь славен стал. Чрез подговор Темир Аксака оные и магуметанской закон приняли, до котораго времени они идолопоклонцы были, и ныне оные еще больше именем, нежели делом, магуметанцы, ибо муллы, или попы, самые большие плуты между ими.
Примечание.
Дословно с 17-й
Темира Аксака дагистанцы еще почитают и следующую повесть об нем сказывают. Когда он здесь подле моря лежащих мест часть раззорил, часть под себя побрал, то он и к ним незапно приступил и с немалым числом войска в самую средину Дагистани вошел. Дагистанцы, прадеды их, в скорости заложили все дороги и проходы,, собрались и напали на него и войско его все побили, что малое число из оных спаслося, между которым и Темир Аксак сам был, о котором все дагистанцы верили и чаяли, что он с другими убит. Потом Темир Аксак мыслил, каким образом и мерами ему наилудче будет над дагистанцами реванжу свою отыскать, и того ради сам один незнатно в Дагистан пришел для осмотрения дорог и как он наилудче в Дагистан нападение учинить мог. И ночевал одну ночь у некоторой вдовы, которая ево не знала. Оная вдова ему для ужина подала блюдо соломаты горячей, которое кушанье и ныне еще у них в обыкности. Темир Аксак с голоду поспешил есть и взял лошкою из середи блюда, и понеже соломата была горячая обжегся. Как хозяйка вдова то увидела, стала она ему говорить: ты такой же безумной человек, как Темир Аксак, на что испугался, — однакож спрашивал ее, в чем безумство Темир Аксакове состояло. На что вдова ему ответствовала: Темир Аксак пришел нечаянно в средину Дагистана и хотел себя насытить, токмо обжегся жестоко, как ты ныне; ежели бы ты отведовал сперва по краям блюда есть, то бы ты был сыт и не обжогся бы, и ежели бы Темир Аксак искал бы с дагистанцами разумно и легко обходиться, то бы он сыт и ныне жив был. И, может быть, дагистанцы с ним, чего он себе вспомнил, с дагистанцами дружбу завел, с ними соединился и больше с их помощью многими местами овладел и славу себе получил.
Имена провинциальные. Дагистан Нижняя.
Имена уездные и народам. Мишкенджа, уезд.
Ситуация. Подле реки Самуры по нордовой стороне под высокою горою Гаттун кил, напротив Ахты, между которым уездом река Самура течет, от норду высокими горами закрыто.
Уезд.
Дословно с 17-й
Из сих пяти уездов каждой состоит в нескольких деревнях, которые все между горами, несколько вместе, а несколько между долинами разсыпно лежат. Дороги между оными узкие и каменистые и проходы к оным уездам весьма трудные. Все сии пять уездов изо всех сторон высокими каменными и непроходными горами обняты, которые зимою и летом снегами покрыты; токмо меж ими из одного уезда до другова имеются дороги посвободнее, которые они делали, чтоб во время нужды уезд уезду помощь учинить мог.
Языки.
Дословно с 17-й
Лезгинской язык. Сей язык употребляют лезги, или лезгинцы, и ни с каким другим языком сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, шаги.
Владельцы.
Дословно с 17-й
Хотя всякая деревня своего старшину имеет, которые территориально вместе содержутся, однакож обыватели оным мало послушны бывают, ибо всяк сам собою господином.
Состоят в подданстве и под властию.
Дословно с 18-й
По разграничению земли с турками сии четыре уезда к турецкой стороне надлежат; токмо все пять уездов противятся обеим государствам в подданстве, все заедино вместе стоят и хотят вольными людьми пребывать, как оные всегда бывали, ибо оные ни под каким владением не стояли и для того ныне еще вольные люди.
Промысл.
Дословно с 17-й
Питаются скотиною и имеют между горами в долинах малое число пашен, и для того имеется у них нужда в хлебе, которой оные меняют скотиною в Кубе. И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысл употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые, сверх того дикой и варварской народ,
Доходы.
Дословно с 17-й
Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтоб кто их в подданство привесть и принуждать может.
Состояние.
Дословно с 17-й
Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают, Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде сего султаны дербенские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали, и понеже от них прибыли никакой нет, оставлены оные были потому в покое. Чего ради и та малая часть земли от Алты пара, которая по разграничению к российской доле надлежит, так оставлена, ибо невозможно будет без непрестанных ссор оное содержать, а прибыли от того никакой нету. Также оные и с турецкой стороны в покое оставлены могут быть, понеже силою их в подданство привесть труд не заплатится, не почитая убытку, что к тому потребно будет; и хотя то и учинилося бы, то однакож в таком диком народе постоянства никогда не будет. Хлеба у них мало родится, как выше объявлено, которой они покупают и меняют скотиною в Кубе. Самой лудчей их промысл состоит в покраже и грабеже, а особливо часто нападения чинят в Грузии, где они лошадей, а больше людей крадут, на своих легких лошадях увозят и продают. При ребелии в Ширвании оные Дауд беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились, и куда приходили, — с обывателями немилосердно поступали. Темирлану, или Темиру Аксаку, то есть Храмому Темиру, оные послушны были, однакож, как они сами говорят, не яко подданными владетелю, токмо для приятства, которое их прадеды с ним заключили, к войне соединились, и чрез их помощь славен стал. Чрез подговор Темир Аксака оные и магуметанской закон приняли, до котораго времени они идолопоклонцы были, и ныне оные еще больше именем, нежели делом, магуметанцы, ибо муллы, или попы, самые большие плуты между ими.
Примечание.
Дословно с 17-й
Темира Аксака дагистанцы еще почитают и следующую повесть об нем сказывают. Когда он здесь подле моря лежащих мест часть раззорил, часть под себя побрал, то он и к ним незапно приступил и с немалым числом войска в самую средину Дагистани вошел. Дагистанцы, прадеды их, в скорости заложили все дороги и проходы,, собрались и напали на него и войско его все побили, что малое число из оных спаслося, между которым и Темир Аксак сам был, о котором все дагистанцы верили и чаяли, что он с другими убит. Потом Темир Аксак мыслил, каким образом и мерами ему наилудче будет над дагистанцами реванжу свою отыскать, и того ради сам один незнатно в Дагистан пришел для осмотрения дорог и как он наилудче в Дагистан нападение учинить мог. И ночевал одну ночь у некоторой вдовы, которая ево не знала. Оная вдова ему для ужина подала блюдо соломаты горячей, которое кушанье и ныне еще у них в обыкности. Темир Аксак с голоду поспешил есть и взял лошкою из середи блюда, и понеже соломата была горячая обжегся. Как хозяйка вдова то увидела, стала она ему говорить: ты такой же безумной человек, как Темир Аксак, на что испугался, — однакож спрашивал ее, в чем безумство Темир Аксакове состояло. На что вдова ему ответствовала: Темир Аксак пришел нечаянно в средину Дагистана и хотел себя насытить, токмо обжегся жестоко, как ты ныне; ежели бы ты отведовал сперва по краям блюда есть, то бы ты был [79] сыт и не обжогся бы, и ежели бы Темир Аксак искал бы с дагистанцами разумно и легко обходиться, то бы он сыт и ныне жив был. И, может быть, дагистанцы с ним, чего он себе вспомнил, с дагистанцами дружбу завел, с ними соединился и больше с их помощью многими местами овладел и славу себе получил.